Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация воспитательной работы специалистом в сфере физической культуры и спорта
Тренерское воздействие на личность и коллектив целесообразно осуществлять в ходе воспитательных мероприятий. Воспитательное мероприятие любого образовательного учреждения (в том числе и спортивной школы) организуется для осуществления конкретной деятельности воспитанников. В основе организации воспитательного мероприятия существует два подхода: · деятельный подход предполагает организацию отдельных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения; · комплексный подход означает органичное «сращивание» всех видов деятельности. В воспитательном мероприятии выделяются следующие этапы: Целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей)означает - знание коллектива, на который направляется воспитательное воздействие, уровня его развития по данному направлению. А также ответы на вопросы следующего характера: «Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?». Планирование. Планирование заключается в создании программы, детального сценария предстоящего мероприятия. В ходе планирования тренер обязательно обращается к имеющимся педагогическим разработкам, публикациям. Целесообразна помощь как методиста спортивной школы, так и самих будущих участников воспитательного дела. Планирование будет успешным, если тренер будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, учитывать возрастные и личностные особенности детей и подростков Организация и подготовка воспитательных дел предполагает: a. точное определение задач для каждого участника мероприятия; b. подготовка всего необходимого для предстоящей работы; c. распределение ответственности между участниками воспитательного дела; d. инструктирование исполнителей. Непосредственное осуществление мероприятия. В ходе реализации воспитательного мероприятия необходимо следить за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, наблюдать за коллективом в целом и за отдельными воспитанниками; следить за четким решением организационных вопросов Подведение итогов. При подведении итогов реализации воспитательного мероприятия ставится общая цель - вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться общей схемы анализа воспитательного дела: · соответствие подготовки и проведения воспитательного мероприятия; · характеристика уровня организации мероприятия; · наличие новизны для обучающихся; · эмоциональная окраска воспитательного дела; · качество отношения к воспитательному мероприятию обучающихся; · поведение участников мероприятия. Подведение итогов воспитательного мероприятия проводится сообща, вместе с воспитанниками и другими участниками, помогавшими в его организации и проведении (родители, методисты, тренеры и т.д.). Атмосфера проведения итогового собрания должна быть дружеская, тренеру необходимо воздержаться от так называемого «разбора полета» и постараться вовлечь участников дела в конструктивное коллективное размышление. Обязательным при подведении итогов является создание новой педагогической перспективы (следующего воспитательного дела). Воспитательные мероприятия могут быть могут иметь самые разные формы: беседа, дискуссия, диспут, викторина, конкурсная программа, развлекательное мероприятие и пр. Беседа Наиболее простой формой воспитательного дела, которая подходит для спортсменов любого возраста является беседа. Беседы лучше проводить до тренировки или дать возможность спортсменам отдохнуть. Беседы могут носить характер традиций спортивного коллектива, т.е. проводиться систематично (раз в неделю, раз в месяц). Также беседы могут посвящаться грядущим или только что прошедшим событиям, связанных с жизнью воспитанников (Олимпиада, крупные соревнования по виду спорта, мемориалы и проч.) Алгоритм подготовки и проведения беседы: 1. Выбор темы беседы При выборе темы беседы следует учитывать два следующих обстоятельства: а) интерес аудитории, в которой будет проводиться беседа; б) степень подготовленности учащихся по данной теме. 2. Подбор материала для беседы Нужно подобрать интересный материал из литературных источников: учебников, книг о спорте, газет, спортивных журналов, других материалов. Необходимо заранее подобрать иллюстрации, фотографии, диапозитивы, таблицы. 3. Составление плана-конспекта беседы Для первого выступления лучше будет написать полный текст беседы. Это поможет распределить время по отдельным частям беседы, привести тот или иной пример, случай или факт. Естественно, что нужно овладеть текстом. При проведении беседы не читать его, а стремиться к свободному изложению материала. 4. Изложение беседы. Следует продумать начало беседы: оно должно быть четким, определенным, захватывающим. Во время беседы нужно следить за реакцией группы в соответствии с этим корректировать ее ход. Надо определенно знать, чем закончить беседу. Необходимо продумать возможные вопросы по теме беседы и заготовить на них ответы. На все вопросы следует отвечать спокойно, кратко, лаконично. 5. Требования к беседе. При организации и проведении беседы важно соблюдать определенные требования: а) краткость (от 5 до 20 минут); б) научность; в) яркость и доступность изложения; г) логика и система построения и изложения беседы; д) наличие примеров и обобщений; е) контакт с аудиторией; ж) воспитательная и образовательная ценность беседы Примерные темы бесед тренера со спортсменами: · Физкультурно-спортивная тематика: «Спорт в жизни человека», «История моего вида спорта», «Таланты в моем виде спорта» (на примере биографий известных спортсменов), «История моей спортивной школы» (на примере успешных тренеров, результативных спортсменов»), «Честный поединок» (о принципе фейер-плэй в спорте), «Допинг в спорте»; · Общекультурная тематика: «Культура речи», «Что такое образованность?», «Вежливость», «Как самому себя воспитывать?», «Ценности в жизни человека», «Как добиваться цели?», «Быть гражданином», «Досуг в жизни человека», «Культура общения», «Как стать хорошим собеседником?», «Конфликты. Как избегать и как решать конфликты», «Проблема дружбы и товарищества», «Как завоевывать друзей?», «Бережливость», «Этикет в общественных местах», «Как организовать собственное время?»; · Здоровьесберегающая тематика: «Хорошие привычки», «Самомассаж – помоги себе сам», «Здоровый образ жизни», «Закаливание», «Питание спортсмена, режим питания», «Как регулировать свое эмоциональное состояние».
Дискуссия — равноправное обсуждение педагогами и учениками дел, планируемых проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия — относительно новая форма взаимодействия в коллективах школ. Говоря об относительной новизне, мы не имеем в виду разовые мероприятия дискуссионного характера, которые с той или иной периодичностью проводятся в каждой школе. Дискуссия здесь рассматривается как постоянная форма взаимодействия, когда в школе или классе введена система коллективного обсуждения всех — больших и малых — дел и проблем и ни одно решение не принимается волевым усилием учителя или директора, без обсуждения. Такая система взаимоотношений требует больше времени на этапе обсуждения, особенно вначале, когда дети и педагоги еще не привыкли к подобному стилю взаимоотношений. Но ее эффект будет очевиден на этапе реализации решения. Решение, воспринимаемое учениками как свое собственное, будет выполняться ими гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллектива. Любая дискуссия имеет в своей основе ряд условий. Организационные и содержательные условия: а) изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения; б) то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой; в) дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои; г) знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться; д) выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны; е) участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости; ж) решения принимаются с учетом перспективы развития группы; з) все участники несут равную ответственность за выбранное решение. Условия открытости: а) предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии; б) мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и понимания; в) дискуссия открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики; г) дискуссия открыта для всех учеников и учителей, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины; д) время для дискуссии не ограничено; е) результат дискуссии открыт, нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; ж) цели и ход дискуссии открыты, объявляется только тема; з) участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения. Условия общения: а) учителя и ученики должны говорить друг с другом; б) они должны слушать друг друга; в) они должны отвечать друг другу; г) все участники должны получить ясное представление о позициях и резонах друг друга; д) миролюбие — соблюдение правил типа «в одно время говорит только один человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательств не понравившиеся доводы или собеседника» и др.; е) дружелюбие — люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение; ж) равенство — каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны; з) уважение — участники должны высказывать уважение и заботу каждому, вне зависимости от мнения, которое он высказал, и уровня, который занимает высказывающийся; и) скептицизм по отношению к авторитетам — уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются; к) причины и доказательства должны быть ясно изложены, с тем чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных толкований; л) доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров; м) участники дискуссии свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику, дискуссия — это действие со множеством адресатов. Для организации дискуссии необходимо запастись терпением. Случается так, что если дискуссия с первого раза не получилась, то учителя эмоционально реагируют на неудачу и прекращают пробы. С первого раза такие взаимоотношения могут вызвать много протестов, причем даже у хороших учеников, которые привыкли к зубрежке и постоянному оцениванию со стороны учителя. Не следует с самого начала полагаться только на детей, ожидая от них большого разнообразия и активности в обсуждении. Необходимо запастись серией вопросов и соблюдать правила. Дискуссия может включаться в различные формы: конференции, классные часы, деловые игры. Назовем некоторые способы организации дискуссий на тематических классных часах, собраниях. Возникло несколько точек зрения по обсуждаемой проблеме. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа отстаивает свою позицию. Дискуссия может завершаться: а) победой одной из групп; б) принятием общей точки зрения; в) тем, что каждая группа остается при своем мнении. Учащиеся разбиваются на пары. По каждому вопросу одна пара высказывает суждение, другая является оппонентом. Остальные участники выступают в качестве экспертов. Ведущий высказывает точку зрения, которая расходится с мнением большинства. Участники доказывают ее ошибочность. Ведущий предлагает для обсуждения проблемную ситуацию. Учащимся предлагается ее проанализировать и найти оптимальный вариант ее решения. Учащиеся предлагают свой вариант решения проблемы, проект программы, плана, отвечают на вопросы, отстаивают свои позиции. Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию. Очень близок к дискуссии диспут. Он также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия — более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Если дискуссия возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости, то диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим. Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, эстетические темы. Возможны два способа организации диспута: диспут, который предварительно готовится группой организаторов и ведущим, и диспут-экспромт. При первом способе важное значение имеет подготовка, которая включает следующие элементы: разработку хода диспута, подготовку участников, подготовку помещения. Первый элемент включает прежде всего составление вопросов, которые позволяют конкретизировать тему. Следуют ограничить тему небольшим количеством таких вопросов (3—5). Они должны последовательно раскрывать тему, не повторяя ее дословно. Их формулировка может содержать мнения, которые не являются бесспорными, расходятся с принятой трактовкой. Чаще всего они даются в вопросительной форме. Например, вопрос для диспута: «Лучше жестокая правда, чем приятная ложь?» Подготовка ведущего должна состоять в уточнении сущности спорной мысли, альтернативных точек зрения. Исходя из этого, следует сформулировать основной тезис спора (предельно кратко и понятно), предположить наличие возможных антитез (положений, которые противопоставляются тезису, опровергают его). Полезно четко сформулировать систему наводящих, вспомогательных вопросов, которые могут быть использованы в ходе диспута. Вопросы должны быть лаконичными, доступными, побуждающими к раскрытию сути проблемы. В результате этой работы должно быть подготовлено вступительное и заключительное слово ведущего. Организаторы диспута продумывают способы подготовки его участников: как настроить их на разговор, вызвать желание участвовать в обсуждении. Заблаговременно (за одну-две недели) ребята должны быть ознакомлены с вопросами и рекомендуемой литературой. Можно кому-нибудь из них персонально посоветовать выступить со своими мнениями или по одной из проблем. Участники диспута должны знать правила его проведения. Для выявления разных точек зрения можно провести анкету, сочинения, в том числе анонимные, чтобы использовать их при обсуждении, не ссылаясь на авторство. При выборе аудитории, где будет проходить диспут, следует помнить, что обстановка, оформление помещения могут существенно влиять на настроение, позицию участников. Могут быть использованы плакаты, музыкальное оформление, выставки литературы, определенным образом расставлены столы. Структура диспута может выглядеть следующим образом: · вступительная часть — «завязка»; · высказывание и обсуждение различных точек зрения; · вычленение неправильных точек зрения, доказательство их ошибочности; · определение правильных позиций, обоснованная их аргументация; · формулировка выводов, определение общей позиции, выяснение меры единодушия аудитории. Диспут, как правило, начинается со вступительного слова. Обычно его произносит ведущий. Вступление во многом определяет успех спора. Каким оно должно быть? Прежде всего предельно кратким. Во вступительном слове следует пригласить к спору, подчеркнув значимость обсуждаемой проблемы, наличие по этой проблеме альтернативных точек зрения. Хороший эффект дает создание и наличие проблемных ситуаций. Важно, чтобы ведущий при характеристике противоположных точек зрения не давал им заранее оценок. После обсуждения каждого вопроса следует подводить итог, пытаясь выработать общую точку зрения на рассматриваемую проблему. Целесообразно оставлять последнее слово за ведущим (учитывать «правило края» — запоминается лучше то, что было в начале и конце разговора). Ведущий должен чувствовать атмосферу диспута, своевременно определять моменты затухания внимания и интереса аудитории. Завершать спор лучше вскоре после достижения его эмоционального пика. Продолжительность диспута не должна превышать полутора часов. Успех диспута во многом зависит от правильности действий ведущего, который должен: · быть компетентным в обсуждаемой проблеме; · стимулировать активность участников, способствовать установлению атмосферы непринужденного, делового общения, снижать накал ненужных страстей, оставаться спокойным и доброжелательным; · уметь обобщать различные точки зрения, подвести итог спора. Дебаты — это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности (жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки). Дебаты — это форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. В дебатах любое событие, явление, факт можно оценивать с различных сторон и позиций, пересмотреть очевидные, на первый взгляд, истины и усомниться в их справедливости. Дебаты формируют готовность противостоять современному «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. В основе дебатов лежит спорный тезис, который является темой игры и определяет позиции соревнующихся команд. Например, в качестве такого тезиса для игры может выступать утверждение «Добро должно быть с кулаками». Тема-тезис должна соответствовать нескольким условиям: · четкость в формулировке; · однозначность в понимании; · перспективность в обсуждении; · значимость для учащихся. Кроме того, важно, чтобы простым добавлением частицы «не» тема могла быть превращена в свой антипод. Например, «Добро не должно быть с кулаками». Непосредственно в игре участвует две команды по три человека, которых традиционно называют спикерами. Одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить зрителей и судей в правильности своей позиции — это команда утверждения. Вторая критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию — антитезис. Соответственно вторая — это команда отрицания. Кейс — это система аспектов, аргументов, поддержек, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции. Любой кейс состоит из суммы понятий, аспектов, аргументов и поддержек. Ключевые понятия определяются командой утверждения в самом начале игры, чтобы избежать возможности различного толкования сложных и неоднозначных понятий и четко задать рамки обсуждения. Это позволит избежать в дальнейшем спора по поводу определений, что запрещено. Команда отрицания должна либо согласиться с определениями команды утверждения, либо, доказав факт необоснованности и некорректности предложенных определений ввести свои собственные определения. Также команда отрицания может дать определения тем понятиям, которые не были определены оппонентами. После определения понятий их изменение или спор по поводу определений не допускается. Судья имеет право прервать обсуждение, признав проигравшей ту команду, которая нарушила это правило. Date: 2015-09-24; view: 2084; Нарушение авторских прав |