Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективно-творческие дела





По определению И. П. Иванова, коллективное творческое дело (КТД) — общественно важное дело. Его назначение — забота об улучшении окружающей жизни. Смысл любого дела создатели методики видят в том, чтобы нести радость и пользу себе и лю­дям. Любое дело должно быть коллективным, а это означает, что оно планируется, готовится, совершается и обсуждается сообща. Каждое дело должно быть творческим, и это позволит выявить новые возможности как участников, так и самого дела.

Коллективное творческое дело проходит шесть последователь­ных стадий:

1-я стадия - предварительная работа воспитателя. На этом этапе определяется место данного КТД в системе жизнедеятельности коллектива и проводится сбор-старт, где определяются общие организационные задачи.

2-я стадия - коллективное планирование КТД. В методике коллективной творческой деятельности использу­ются следующие формы коллективного планирования: анкетиро­вание, мозговой штурм, конкурс на лучшее предложение.

В практике коллективной организаторской деятельности най­дена оригинальная форма коллективного планирования - раз­ведка дел и друзей. Разведка дел - это поиск интересного и полезного дела «для себя и для людей». Чтобы разведка прошла эффективно, ее следует организовать: определить маршруты, создать творческие группы, договориться об условиях ее прове­дения. Коллективное обсуждение результатов разведки проис­ходит на общем сборе. Здесь мы учим отбирать дела, думать над вопросами подготовки и организации дела, анализировать свою работу.

3-я стадия - коллективная подготовка дела. Для того чтобы провести конкретное дело, нужен своеобраз­ный центр коллективной подготовки дела, назвать его можно по-разному: штаб, центр, инициативная группа. В методике И. П. Иванова - это совет дела. В совет дела входят по 1 или 2 представителя от каждой бригады, отряда, звена (любой посто­янно действующей в коллективе микрогруппы).

Состав совета дела создается, исходя из интересов учащихся, но при этом соблюдается принцип: каждый должен войти в со­став какого-либо совета дела. Совет дела — временный орган, но в любом коллективе оста­ется постоянно действующий орган: бюро, совет отряда. Они берут на себя наиболее ответственные отрядные дела. Совет дела осуществляет общую организацию (находит идею, продумывает содержание, творческие задания и т. д.). В привычном понима­нии не может быть заготовки, «разработки» КТД. Идею прове­дения коллективного творческого дела каждый раз нужно искать заново. Подготовка любого дела - коллективная. На время подготовки и проведения коллективного творческого дела (КТД) создаются творческие группы, они работают по заданию сове­та дела.

В коммунарских коллективах существует практика чередова­ния творческих поручений (ЧТП) между отрядами. Чередуются, к примеру, такие поручения: оформители (дизайнеры), дежур­ные (хозвзвод) и др. Из состава совета дела на время организа­ции и проведения КТД выбирается дежурный командир.

4-я стадия - проведение КТД. КТД создается «здесь и сейчас». Успех коллективной работы зависит от того, насколько удастся задействовать энергию и твор­ческий потенциал всех участников. Для общего эмоционального настроя на творческую работу не помешают такие средства эмо­ционального воздействия, как музыка, специальное оформление, драматизация и т. д.

Начинается КТД с постановки общей задачи. В рамках этой задачи каждая творческая группа получает задания. На выпол­нение задания дается определенное время. В зависимости от слож­ности задания на его выполнение может отводиться и 3 минуты, и 40 минут, и полтора часа. В процессе подготовки должен ро­диться какой-то творческий продукт: импровизированный спек­такль, школьная газета и т. д. Необходимо заранее заготовить инструменты и оборудование, материал, которым можно мани­пулировать.

Коллективное творческое дело предполагает демонстрацию каждой группой своего творческого продукта для всех участ­ников. Коллективный творческий процесс не прекращается в момент демонстрации. Более того, именно здесь и начинается самое интересное. Группы задают друг другу вопросы, отстаи­вают свои точки зрения, поддерживают веселые шутки, сюрп­ризы. Категорически недопустимо создание жюри для оценки результатов творчества. Это не конкурс, где определяется по­бедитель. Участники получают удовольствие от самого процес­са творчества.

5-я стадия - коллективное подведение итогов КТД. Принятой в методике формой коллективного обсуждения сде­ланного является общий сбор. Общий сбор - огонек, на кото­ром сначала по первичным коллективам, а потом сообща обсуж­дают итоги проведенного дела по следующим вопросам: Что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечем на будущее? Что больше всего понравилось? Чему на­учились? Чему и кого научил сам?


6-я стадия - ближайшее последействие КТД. В практике жизнедеятельности детского коллектива находят отражение наработанные идеи, рождаются новые дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми, при этом данная проблема высказывается школьниками при создании специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и. понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является мозговой штурм, когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе мозгового штурма может создаваться банк идей, т. е. набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, т. е. участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведения любого КТД, допускать извращения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе, ранее используемые формы. КТД — лишь одно из средств в системе воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях и близких людях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология, коллективная творческая деятельностьили отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.


В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

· доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

· выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

· определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

 







Date: 2015-09-24; view: 1428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию