Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание детей в семье и взаимодействие тренера с семьей спортсмена





Изменение характера в следствии социальных и психических воздействий не вызывает сомнений. Важный фактор в этом воздействии является семья. Именно семья закладывает основные жизненные установки развивающейся личности, именно в семье возможно более глубокое понимание и коррекция поведения ребенка. Постоянная семейная атмосфера может оказывать положительное и отрицательное воздействие. Отрицательное влияние может быть различным.

1. Гипопротекция.

Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью. Чаще всего это выражается недостатком опеки и контроля за поведением детей. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным – не накормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях.

Гипопротекция проявляется чаще всего недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей делам, волнениям, увлечениям подростка. В духовной жизни подросток оказывается предоставленным самому себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как - будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут лишь в отношении его лишь тягостные для них обязанности, что на деле они были бы рады от них освободиться.

Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описанным далее эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью.

Гипопротекция особенно не приятна при акцентуация характера по неустойчивому и конформному типам. Именно такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный, полный поисков увлечений образ жизни. Однако она может оказаться пагубной и при гипертимной, эмилептоидной и лабильной акцентуациях. В то же время при сенситивной и психастенической акцентуациях обнаруживается поразительная устойчивость в отношении нарушений поведения в условиях гипопротекции.

Для подростков неустойчивого типа опасность отсутствия надзора, постоянного твердого руководства, даже принуждение к занятиям, учебе, труду не вызывает сомнений. Предоставленные себе, они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, все дни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях и весь дальнейший путь психопатического развития идет по неустойчивому типу с делинквентностью, алкоголизацией, побегами из дома и т.д.

Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинированного режима.

Для конформного типа вступление на путь психопатического развития по неустойчивому типу это дело случая. Если оставленный без достаточного надзора родителями конформный подросток окажется в хорошем коллективе, который заполнит не только официальные часы учебы, но и весь досуг интересными делами, то такой подросток легко усвоит положительный модус поведения, здоровые интересы, социально приемлемые личностные ценности.

К несчастью, случай обычно толкает предоставленного самому себе конформного подростка в ту же компанию асоциально уличных сверстников, которую подросток неустойчивого типа сам активно выискивает. Освоившись в этой среде конформный подросток перенимает и ее образ жизни, и интересы и манеру поведения.

Бездумное время провождение, поиск развлечений, выпивки, наконец щекочущие нервы похождения – все это постепенно, но прочно усваивается и толкает на путь психопатического развития по неустойчивому типу.

Потворствующая гипопротекция.

Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению.

Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания.

В итоге, оставшись бес такого родительского покровительства, подростки не могут приспособится к жизни. В воспитательных учреждениях со строгим режимом они быстро обнаруживают склонность к истерическим реакциям.

2. Доминирующая гиперпротекция.

Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой мыслью вырастает в систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.

Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать собственного решения пугают подростка, создают у него впечатления, что ему все нельзя, а его сверстникам «все можно».

Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте, разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

У гипертимных подростков гиперпротекция приводит к резкому усилию реакции эмансипации. Родители реагируют на эмансипационные устремления опекаемого подростка адекватным, с их точки зрения, способом – еще жестче требуют послушания, строже наказывают, еще более усиливают контроль, стараются изолировать от сверстников. Все это имеет лишь обратный эффект – усиление эмансипации. В результате создается прочный круг – подросток все более проявляет непослушание, родители все сильнее стремятся подчинить его своему руководству. В какой – то момент, почувствовав возмужание, такие подростки поднимают бунт против «притестенции», сразу напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», т.е. в асоциальную уличную компанию.

На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневратической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает совершено иное воздействие – усиливает несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя и за свое дело.

Наибольшие трудности возникают для них, когда они становятся взрослыми, когда жизнь начинает требовать от них самостоятельности.

3. Потворствующая гиперпротекция.

В крайнем проявлении повторяющая гиперпротекция получила наименование по типу «кумира семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

«Кумир семьи» не означает, что объект внимания должен быть окружен обязательно множеством глаз влюбленных в него домочадцев. Семья может состоять всего из двоих – например, обожающей до безумия своего ребенка одинокой матери, во всем ему потакающей, спешащей скорей во всем угодить, беспрестанно любующейся им. И подростка с ранних лет привыкшего получать все, что ему захочется, не задумываясь над тем, что это матери стоит.

Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежным становится высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработки навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими.

При истероидной акцентуации потворствующая гиперпротекция толкает на психопатическое развитие по этому же типу. Однако она так же способствует развитию истероидных черт на основе лабильной и гипертимной реже эпилептоидной и шизоидной акцентуации характеров.

4. Эмоциональное отвержение.

При этом виде воспитания ребенок и подросток постепенно ощущают, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было лучше, свободнее и привольнее.

Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»).

Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывается на это.

Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера.

При гипертимной и эпилептоидной акцентуация ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу вторые – за имущественные права.

Истероиды в этих условиях выражают реакцию оппозиции. И хотя формы ее меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показанный интерес к алкоголю и другим дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве – используются как сигналы родным, как требования внимания, любви, заботы. Другие истероиды отчаявшись в попытке привлечь любовь к себе, погружаются в мир фантазий и начинают искать внимание на стороне.

Шизоиды на подобную ситуацию, как и другие трудности в жизни, реагируют уходом в себя, возведя духовную стену между собой и не любящей их семьей.

Неустойчивые не склонные тяжело переживать эмоциональное отвержение близких, они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

Положение «золушки» оставляет неизгладимый след при таких акцентуация характера как сенситивной, мобильной и астено-невротической. Здесь акцентуация может превращаться в психологическое развитие по соответствующему типу, а для лабильной – по неустойчивому типу.

5. Условия жестоких взаимоотношений.

Эти условия нередко считаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может провялятся открыто – суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более тем, что на ребенке «срывают зло» за других. Жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка или подростка – они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя могут быть скрыты от посторонних взоров.

Это душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи – незримая стена между ними, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия – все это может быть без громких скандалов, без драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.

Система жестоких взаимоотношений может культивироваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и далинквентных. Тирания вожаков, издевательства сильных над слабыми и робкими, понуждение к неблаговидным действиям, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучение других – все это легко процветает, если воспитательная работа отличается формализмом.

Не случайно лабильные, шизоидные и истероидные подростки, несмотря на делинквентность, нередко отчаянно пытаются вырваться из таких учреждений, прибегая для этого к любым мерам, вплоть до серьезных суицидных попыток.

При акцентуациях характера воспитания в условиях жестких взаимоотношений особенно пагубно для эпилептоидного и конформного типов – именно у таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.

6. Повышенная моральная ответственность.

В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.

В другом случае, условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или большими и беспомощными членами семьи.

Почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении повышенных родительских эспектаций или возложенных на них трудных обязанностей.

Несостоятельность и промахи в этих случаях не оказывают на них надламывающего действия.

Подросток неустойчивого типа относится к родительским экспектациям или к возложенным на него поручениям с полным пренебрежением.

На фоне гипертимных и эпилептоидных задатков данная ситуация может укрепить лидерские черты или властвовать.

Лабильного подростка чрезмерная ответственность будет крайне тяготить, и он постарается всячески ее избежать.

Подросток с истероидной акцентуацией, в лучшем случае проиграв короткое время роль заботливого опекуна и убедившись, что отсутствуют восхищенные его усердием зрители, забросит или возненавидит объект своей опеки.

Но для психастенической и, возможно, сенситивной акцентуацией чрезмерно высокие требования к чувству ответственности являются ударом по месту наименьшего сопротивления, приводя к затяжному не взору и психопатическому развитию по психастеническому типу.

7. Воспитание в атмосфере культа болезни.

Преувеличение заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела является одной из форм доминирующей гиперпротекции.

В итоге такое воспитание способствует инфантивизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода установок с завышенными притязаниями («вы во всем должны идти на встречу»). На любые трудности становится ведущим исторический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.

9. Противоречивое воспитание.

Члены семьи в таких случаях (отец, мать, дед или бабка и т.д.) применяют не совместимые воспитательные подходы к подростку, порой противоречивые требования.

При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны матери; эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабки.

Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.

10. Воспитание вне семьи.

Само по себе воспитание вне семье, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расстаться с семьей и жить среди сверстников – это способствует развитию самостоятельности.

Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.

Отрицательным психогенным фактором является встречающиеся недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблагоприятно сказываются сочетание чрезмерно строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающем отдушину для скрытой безнадзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

Устранить все эти дефекты интерната во много раз труднее, чем в семье, дополненное, расширенное и коригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности. Можно смело сказать, что гармоническая семья способствует выработке при большинстве типов акцентуаций характера у подростка своего рода «психологического иммунитета» к влиянию неблагоприятных подростковых компаний.


Date: 2015-09-24; view: 813; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию