Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание и сплочение коллектива





К педагогическим условиям формирования коллектива относят: включение в совместную деятельность; умелое предъявление требований; воспитание ученического актива; организация перспектив жизни (по А. С. Макаренко - система перспективных линий); реализация принципа параллельного действия; создание традиций; создание оптимистического, мажорного тона, чувства уверенности, защищенности каждого члена коллектива.

Характеристика основных условий создания и сплочения коллектива:

1. Постановка целей жизнедеятельности коллектива. Практическая цель, которая способна увлечь и сплотить вос­питанников, называется перспективой. Понятная каждому воспи­таннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. Любому коллективу необходимо наличие близкой, средней и дальней перспективы существования.Перспектива для коллектива, стремление его к определенным целям является законом развития. Выделяя близкую перспективу (идем на концерт, выставку, в кино всей группой), предполагаем среднюю перспективу (в подготовке к походу, к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера готовятся все) и всегда имеем в виду дальнюю перспективу, которая требует серьезной совместной деятельности участников группы, основанной на совместном взаимодействии (окончить школу, не «потерять» никого за время учебы, выбрать профессию и проч.). Таким образом, перспектива развития - категория «сквозная», предполагающая, что достижение коллективом основного результата деятельности складывается только из успехов множества количества повседневных дел.

Основное требование к близкой перспективе заключает­ся в том, что она должна опираться на личную заинтересован­ность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвку­шая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой пер­спективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Среднюю пер­спективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях раз­вития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности. В далекой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, ког­да для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач обязательное педагогическое условие прогрессивно­го движения коллектива.

6. Совместная целенаправленная деятельность и о рганизация самоуправления. В современной теории воспитания большой вклад в разработку организации самоуправления внес В.М. Коротов. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания управляющих органов, - оно естественно должно вырастать с самоорганизации тех или иных видов деятельности. Самоуправление в коллективе в своем формировании должно подчиняться следующему алгоритму:

· разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

· формирование микрогрупп соответственно частям и объемам;

· выбор ответственных за каждый участок деятельности;

· объединение ответственных в единый орган самоуправления;

· выбор главного ответственного лица.

Таким образом, органы самоуправления формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены воспитанники на данный момент. Важно, что многие органы самоуправления являются временными, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом заключается большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства - подчинения в коллективе. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

3. Традиции коллектива. Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитан­ников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведе­ния, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции обязательны и необходимы для поддержания сплоченности коллектива, достижения атмосферы «сопричастности» членов коллектива.


Виды существующих традиций:

Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и прове­дение которых воспитывают чувство гордости за свой коллек­тив, веру в его силы, уважение к общественному мнению:

· традиционные массовые мероприятия (празднование Нового Года, Дня Защитника Отечества, Международного Дня защиты детей и проч.), относящиеся к приобщению подрастающего поколения к государственным и общенародным ценностям;

· традиции проведения церемоний («Последний звонок», «Посвящение в студенты», и проч.), касающиеся особенностей жизнедеятельности учреждения, в котором осуществляется воспитание подрастающего поколения.

Ма­лые, будничные, повседневные традиции скромнее по масшта­бам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать определенный способ организации, вырабатывая ус­тойчивые привычки поведения:

· традиции жизнедеятельности коллектива. Эти традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение: субботники, дежурство и т.д.

· традиции, относящиеся к поступкам. Данные традиции формируются непосредственно личностью педагога и обладают уникальной своеобразностью, поскольку именно они служат «трафаретом» для поведения воспитанников: здороваться, приходить вовремя, извиняться, благодарить и т.д.

Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными, что способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Стиль и тон жизни коллектива - совокупность способов и приемов общения в коллективе педагога и воспитанников. Отличительными признаками сформи­рованного коллектива считаются:

· мажор - постоянная бод­рость, готовность воспитанников к действию;

· ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о цен­ности своего коллектива, гордости за него;

· дружеское едине­ние членов коллектива;

· ощущение защищенности каждого члена кол­лектива;

· активность, проявляющаяся в готовности к упоря­доченному, деловому действию;

· привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.








Date: 2015-09-24; view: 1023; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию