Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуль 1. Общая патологияСтр 1 из 45Следующая ⇒
Смысловой модуль 1 Общая нозология – общее учение о болезни, этиология и патогенез. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль внутренних факторов в патологии ТЕМА 1 Предмет, задачи и методы патофизиологии. Методы патофизиологических исследований. Основные этапы развития патофизиологии ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Патологическая физиология – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов. Курс патофизиологии состоит из двух частей. Первая часть – общая патология. Она включает в себя общую нозологию - учение о болезни, этиологию (учение о причинах и условиях развития болезней), патогенез (учение о механизмах развития болезней), а также учение о типических патологических процессах, которое рассматривает процессы, лежащие в основе многих заболеваний: воспаление, опухоли, гипоксию, лихорадку, голодание, типические нарушения обмена веществ. В курсе общей патологии также рассматриваются учение о наследственности, учение о реактивности, учение о конституции. Вторая часть – частная патологическая физиология – рассматривает нарушения в отдельных органах и системах, а также этиологию и патогенез наиболее распространённых нозологических форм. Методы патофизиологии: Эксперимент – это моделирование болезней и патологических состояний на живых объектах. Такими объектами могут служить животные различных видов, отдельные органы, культуры тканей, отдельные клетки и даже субклеточные структуры. Для изучения патологических процессов применяют следующие основные экспериментальные методики: Метод выключения заключается в удалении какого-либо органа хирургическим путём или выключении его функции различными воздействиями (высокими или низкими температурами, ионизирующим излучением, фармакологическими препаратами, специфическими антителами). Эта методика применяется для моделирования заболеваний эндокринной и нервной систем, изучения компенсаторных и пластических возможностей парных органов. Метод включения заключается во введении в организм каких-либо веществ (гормонов, антигенов, антител, ферментов) для моделирования эндокринологических, иммунологических заболеваний. Кроме того, к этой группе относятся эксперименты с пересадкой органов. Метод раздражения используется для изменения функциональной активности того или иного органа. Метод изолированных органов даёт информацию о сущности патологических процессов в каждом конкретном органе или ткани. Метод парабиоза – создание у двух животных единой системы кровообращения для исследования гуморальных механизмов различных воздействий. Метод тканевых культур используется для получения информации о сущности патофизиологических процессов как в целом организме, так и в изолированном органе. Патофизиологический эксперимент состоит из следующих этапов: 1. Формирование рабочей гипотезы определяет цель и задачи исследования. 2. Выбор модели и метода, соответствующих поставленным задачам, обеспечение соответствующего контроля. 3. Планирование эксперимента должно обеспечить корректное проведение опыта, исключение посторонних и дополнительных воздействий на модель. 4. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. После окончания эксперимента весь цифровой материал подвергается статистической обработке для определения средних величин, их отклонений, достоверности. Формулируются выводы. Метод клинического наблюдения. Он заключается непосредственно в наблюдении течения болезни человека с помощью практически безвредных целенаправленных функционально-диагностических методик (биохимических, иммунологических, электрофизиологических и т. д.). Сравнительно-эволюционный метод изучает, как правило, типические патологические процессы в эволюционном аспекте. Нозология (греч. “nosos” болезнь + “logos” учение) - общее учение о болезни включающее основные понятия и категории патологии, классификацию и номенклатуру болезней, социальные аспекты патологии. Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезни. Болезнь – это динамическая интеграция патологических процессов, характеризующаяся диалектическим единством повреждения и защиты, ограничением защитно-приспособительных возможностей и понижением трудоспособности человека. Патологическая реакция -ответ организма на чрезвычайный раздражитель, проявляющийся в ряде случаев симптомом болезни. Патогенность этого ответа может заключаться в неадекватной направленности, нецелесообразности масштаба реакции. Патологический процесс - это совокупность патологических и защитно-приспособительных реакций, возникающих в ответ на повреждающее действие патогенного фактора, связанных между собой причинно-следственными связями. Развитие патологического процесса зависит как от этиологического фактора, так и от реактивных свойств организма. Типовой патологический процесс – это такой патологический процесс, который развивается по одним и тем же законам, независимо от причины и локализации. Иными словами, типовые патологические процессы протекают в основных чертах одинаково при различных патогенных воздействиях в различных органах и тканях – это воспаление, лихорадка, опухоли, гипоксия, шок и др. Патологическое состояние – стабильный во времени или медленно протекающий патологический процесс. Наблюдающиеся при этом нарушения мало динамичны. Патологическое состояние часто является следствием патологического процесса. Так, язва желудка может закончиться рубцом и сужением привратника, а острая ревматическая лихорадка – формированием порока сердца. Классификация болезней основана на нескольких критериях: 1. Этиологическая классификация основывается на общности причины для различных заболеваний (инфекционные болезни, наследственные заболевания). 2. Топографо-анатомическая классификация осуществляется по органному принципу (кардиологическая патология, болезни органов дыхания). 3. Классификация болезней по возрасту и полу (детские болезни). 4. Классификация по общности патогенеза (аутоиммунные, онкологические заболевания). Этиология (греч. “aеtia” причина + “logos” учение) - учение о причинах и условиях возникновения болезней. Этиология изучает: общие свойства болезнетворных факторов, основные категории болезнетворных факторов, значение условий в возникновении болезней, принципы этиотропной профилактики и терапии. Причиной болезни является производящий фактор, который взаимодействует с организмом, вызывает болезнь и придает ей специфические черты. Условие – фактор, обстоятельство или их комплекс, воздействующие на организм, но неспособные вызвать заболевание самостоятельно. Патогенез (греч. “рathos” болезнь + “genesis” происхождение) - учение о механизмах развития, течения и исходах болезней. Учение о патогенезе включает: механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов, общие механизмы развития болезней, механизмы выздоровления (саногенез), механизмы умирания, принципы патогенетической профилактики и патогенетической терапии. Date: 2015-09-24; view: 626; Нарушение авторских прав |