Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симфонии Д.Д. Шостаковича в контексте истории советской и мировой музыкальной культуры





 

Творчесиво Шостаковича в период 20-30-х годов. (По статье: М. Арановский. В кн. Русская музыка и 20 век под ред М. Арановского).

Шостакович вошел в музыку 20 века быстро и со славою. Его 1-я симфония (1926), написанная к окончанию Ленинградской консерватории, в короткий срок обошла многие концертные эстрады мира, возвестив о рождении нового крупного таланта. В последующие годы молодой композитор пишет много и по разному – удачно и не очень, отдааясь собственным замыслам и выполняя заказы театров, кино, заражаясь исканиями разноголосого окружения и отдавая дань политическому ангажементу. Отделить художественный радикализм от полиьтческого, в те годы, было трудно. Футуризм с его идеей «производственной целесообразности» искусства, откровенным антииндивидуализмом и аппеляцией к «массовости», в чем-то смыкался с большевистской эстетикой. Отсюда двойственность таких сочинений как 2-я («Посвящение октябрю») и 3-я («Первомайская») симфонии, созданные на столь популярную в то время революционную тематику, но по музыкальному языку близкие скорее АСМ, чем Пролеткульту. Надо заметить, что подобная «двуадресность» в целом была типична для того времени. Новторам искусства тогда казалось, что революция соответствует духу их смелых исканий и может толькоим способствовать. Позже они убедяться в наивности своей веры в революцию. Но в те годы художественная жизнь действительно бурлила и кипела. Лучшими сочинениями этого периода стали: 1-я симфония, опера «Нос», 1-й фортепианный концерт, цикл фортепианных Прелюдий.

Первый серьезный удар со стороны тоталитарной «мегамашины культуры» шостакович получил в 1936 году в связи и с постановкой его второй – и последней – оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (в инспирированной ЦК ВКП(б) статье газеты «Правда» «Сумбур вместо музыки»). В другом политическом контексте это могло бы сойти за куоьез или же за проявление партийной шизофрении. Важен, однако, социальный контекст. Зловещий смысл подобных идеологических разносов заключался в том, что в 1936 году уже во весь свой гигантский диапозон работал смертельный маховик репресий. Поэтому идеалогическая критика означало только одно6: либо ты «по ту сторону баррикад», а значит, и по ту сторону бытия, либо ты признаешь «справедливость критики», итогда тебе даруется жизнь.

Последующие произведения, и прежде всего 5-я и 6-я симфонии, были трактованы официальной пропагандой как акт «осознания», как «исправление».

Date: 2015-09-23; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию