Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Век в истории западноевропейской музыки
В западноевропейской культуре первой половины 19 века важное место принадлежит романтизму – идейно-художественному движению, охватившему не только искусство, но и эстетику и философию. Но именно в искусстве романтизм дал особенно яркие и плодотворные результаты. Разумеется, романтизм не был изолирован от других художественных направлений той эпохи. В конце 18 века в новую стадию развития вступил просветительский классицизм Германии (Гете, Шиллер). В начале 20 века своей вершины достигает венский классицизм, в лице Бетховена открывший новые перспективы перед музыкальным искусством. С другой стороны, уже в период расцвета романтизма, в первой половине 19 века, в литературе формируется направление критического реализма во Франции (Стендаль, Мериме, Бальзак), Англии (Диккенс, Теккерей), в России (Гоголь). При всем отличии от реализма в эстетике и методе, романтизм имеет с ним глубокие внутренние связи (например, в стремлении освободится от классических канонов, стремление к жизненной правде, стремление отразить богатство и многообразии действительности). С романтизмом связаны в 19 веке расцвет музыкальной культуры Австрии, Германии, Италии, Франции, развитие национальных школ в Польше, Венгрии, Чехии, а позднее и в других странах – Норвегии, Финляндии, Испании. Величайшие музыканты века – Шуберт, Вебер, Шуман, Россини и Верди, Берлиоз, Шопен, Лист, Вагнер и Брамс, вплоть до Брукнера и Малера - либо принадлежали к романтическому направлению, либо были связаны с ним. Различные тенденции романтизма рассматриваются в соответствии с историческими периодами развития, национальными школами, видами искусства и крупнейшими художественными индивидуальностями. Романтизм оценивается в борьбе противоположных тенденций внутри него самого. В толковании понятия романтизм необходимо выделить две основные, связанные между собой категории – художественного направления и метода. Как художественное направление романтизм возникает на рубеже 18-19 веков и развивается в первой половине 19 века, в период острых социальных конфликтов. Романтизм прошел три этапа развития – ранний, зрелый и поздний. При этом наблюдаются существенные временные расхождения в развитии романтизма в разных западноевропейских странах и в разных видах искусства. Наиболее ранние литературные школы романтизма возникли в Англии (озерная школа) и Германии (иенская школа) в самом конце 18 века. В живописи романтизма зародился в Германии (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих), хотя подлинная его родина – Франция. В музыке романтизм наиболее раннее выражение получил в Германии и Австрии (Гофман, Вебер, Шуберт). Начало его относится ко второму десятилетию 19 века. Если романтическое направление в литературе и живописи в основном завершает свое развитие к середине 19 века, то жизнь музыкального романтизма в тех же странах (Германия, Франция, Австрия) гораздо продолжительнее. В 30-е годы он вступает лишь в пору своей зрелости, а после революции 1848-1849 годов начинается его последний этап, длящийся примерно до 80-90-х годов (поздний Лист, Вагнер, Брамс; творчество Брукнера, раннего Малера). В отдельных же национальных школах, например, в Норвегии, Финляндии, 90-е годы составляют кульминацию в развитии романтизма (Григ, Сибелиус). Каждый из названных этапов имеет свои существенные отличия. Особенно значительные сдвиги произошли в позднем. В музыкальном романтизме, особенно австрийском и немецком, ярко проступает преемственность от классивечкого искусства. Известно, сколь значительны связи ранних романтиков – Шуберта, Гофмана, Вебера – с венской классической школой (особенно Моцартом и Бетховеном). Вместе с тем прогрессивные романтики выступали против академизма, выражали острую неудовлетворенность положениями классицистской эстетики. (в частности, они выступали против единства времени, места и действия, непреложного разграничения жанров и эстетических категорий, например таких как возвышенное и обыденное), ограничения сфер действительности, могущих быть отраженными искусством. Как к эстетическому идеалу романтики обращаются к Шекспиру. Романтическое движение, охватившее страны Западной Европы, развитие национально-романтических школ в первой половине 19-го века дало невиданный до того времени толчок к собиранию, изучению и художественному освоению фольклора – литературного и музыкального. В музыке это влияние идет через весь 19 век вплоть до песенных циклов и симфоний Малера. Известно, какой плодотворной почвой явилась народная музыка для таких ярко национальных композиторов, как Вебер, Шуберт, Шопен, Шуман, Лист, Брамс. Как и всякое художественное направление, романтизм основывается на определенном, свойственном именно ему творческом методе, типических для данного направления принципах художественного отображения действительности, подхода к ней, понимания ее. Эти принципы определяются мировоззрением художника, его позиций по отношению к современным ему общественным процессам. Обобщающее определение двух существеннейших сторон романтического метода имеется у Белинского. «В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца», - пишет Белинский, отмечая субъективно-лирическую природу романтизма, его психологическую направленность. Другая коренная особенность романтического метода определена Белинским, как «глубокий внутренний разлад с действительностью». Выдвижение субъективного фактора составляет одно из определяющих различий между романтизмом и реализмом. Ярко и по-новому выступает в романтическом искусстве обстановка, фон действия, составляя, в сущности, очень важный выразительный элемент музыкального образа у многих композиторов-романтиков, начиная с Гофмана, Шуберта и Вебера. В оценке жизненных явлений для романтиков характерна гиперболизация, выражающася в обостренности контрастов, в тяготении к исключительному, необычному. «Обыденное – смерть искусства», - провозглашает Гюго. Однако в противоположность этому другой романтик – Шуберт – говорит своей музыкой о «человеке, как он есть». Поэтому, обобщая, необходимо выделить по меньшей мере два типа романтического героя. Один из них – герой исключительный, возвышающийся над обычными людьми, внутренне раздвоенный трагический мыслитель, нередко приходящий в музыку со страниц литературных произведений или эпоса: Фауст, Манфред, Чайльд Гарольд, Вотан. Он характерен для зрелого и особенно позднего периода (Берлиоз, Лист, Вагнер). Другой – простой человек, глубоко чувствующий жизнь, тесно связанный с бытом и природой родного края. Таков герой Шуберта, Мендельсона, отчасти Шумана, Брамса. Романтической аффектации здесь противопоставлена задушевность, простота, естественность. Основой для романтизма является проблемы личности в ее конфликте с окружающей средой.
Date: 2015-09-23; view: 474; Нарушение авторских прав |