Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные особенности культурного строительства и стилевые тенденции развития отечественного музыкального творчества в 30-е годы





 

Русское музыкальное искусство в 20 и 30 годы. (по статье: Ю Келдыш. Россия и Запад: взаимодействие музыкальных культур.

Двадцатый век насыщен катастрофическими потрясениями и переворотами: две Мировые войны, революции, тоталитарные режимы...новые средства коммуникации. Двадцатый век характеризуется множеством направлений, порой резко противостоящих друг другу, и быстротой их смены и чередования.

3 периода – до первой мировой войны и революция (1890-1917)

- между двух мировых войн (1917 – 1945)

- после второй мировой войны

Разные направления.

В начале 20-х годов, прерванные на довольно длительное время культурные связи с западом постепенно восстанавливаютя. Советские музыканты и любители получают возможность знакомиться с новыми произведениями как современных зарубежных композиторов, так и своих сооечественников, живущих за пределами страны.

Больую роль в укреплени международных связей сыграла Ассоциация современной музыки (АСМ), возникшая в Москве в 1924 году как национальное отделение Международного обества современной музыки, центр которого находился в Вене. Вслед за московской подобная организация была создана и в Ленинграде. Ни московская, ни ленинградская ассоцианции не были органами какого-нибудь одного направления или одной творческой группы. Они объединяли широкий круг композиторов различных взглядов и разной направленности – от крайне новаторской до сравнительно умеренной, ставя своей задачей поддержку и пропаганду всего нового талантливого в современном отечественной и зарубежном музыкальном творчестве.

В 20-е годы свобода творческих исканий еще не сковывалась той системой жестких ограничений и запретов, которая была установлена властями Советской Росии впоследствии, когда партийный идеалогический контроль постепенно распространился на все виды художественного творчества. Новые произведения отечественных композиторов, равно как и неизвестные еще советскому слушателю новинки зарубежного музыкального искусства, относительно легко и быстро проникали на концертную эстраду и подмостки оперных театров. (Шенберг. «Песни Гурре» - 1927; Хиндемит; А. Онеггер «Пассифик 231» - 1926; Стравинский «Свадебка»; Онеггер «Царь Давид»; Шостакович: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда»; Берг «Воццек»; Прокофьев «Любовь к трем апельсинам» - 1926, «Скифская сюита», «Классическая симфония»; Стравинский: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»).

Относительный либерализ государственной политики в области искусства к концу 20-х годов сменился жестким контролем, распространившимся не только на идейное содержание, но и на средства художественного выражения. Догматически понимаемые требования реализма и народности исключали всякое проявление индивидуального своеобразия. Тяготевшая над искусством казенная партийно-государственная опека не могла остановить развитие музыкального творчества, но во многом ослажнила его.

Нарушаются установившиеся международные связи, и на довольно длительный срок музыкальная жизнь нашей страны оказывается почти всецело изолированной от дистижений зарубежной музыки. Из репетуара музыкальных театров исключается ряд поставленных в предыдущие годы зарубежных опер («Воццек»), хотя формальным предлогом для их снятия объвляли трудности материального и техническго порядка. Непродолжительной была сценическая жизнь оперы молодого Шостаковича «Нос», поставленная в 1930 г. Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ) против намечавшейся в 1929 году постановки Большим театром балета Прокофьва «Стальной скок».

23 апреля 1932 года было принято постановление Центрального Коммитета (ЦК) партии «О перестройке литературно=художественных организаций», в котором объявлялось о роспуске так называемых пролетарских организаций (РАПП – в литературе, РАПМ – в музыке, РАПХ – в области изобразительных искусств) и создании творческих союзов, объединяющих всех деятелей той или иной отрасли хуожественного творчества, «стоящих на позициях советской власти». Значение этого постановления было двойственным: с одной стороны, оно способствовало ослаблению групповой борьбы в искусстве, с другой – с другой облегчало надзор за деятельностью творческих работников.

выдвинут термин «социалистический реализм» как определение единого, всеобщего творческого метода советского искусства. социалистический реализм предполагал безусловную политическую лоялность по отношению к советской власти и полное некритическое одобрение (или даже восхваление) всех ее деяний. Другим столь же обязательным бло требование «народности», мстолковавшейся очень узко и элементарно, как простота, общедоступность, понятность самым широким слушательским массам. На практике это приводило к поддержке произведений плохих, плосикх, примитивных, иногда профессионально слабых, если они не вызывали сомнений с точки зрения своей идейной направленности.


Первым случаем прямого и категоричного вмешательства в вопросы художественного творчества была официально инспирированная редакционная статья в газете «Правда» от 1936 года («Сумбур вместо музыки»), подвергшая уничтожающей разгромной критике оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Статья имела более широкий адрес, чем только это произведение, и была направлена, по существу, против всего, в чем усматривалось влияние «буржуазного формализма». Статья широко обсуждаась на собраниях музыкантов, но в условиях наростающего террора 30-х годов не многие решились выступить против несправедливого осуждения одного из талантливейших отечественных композиторов, чьи произведения составляли славу и гордость русской музыки.

Русская опера в поисках новых форм. Во главе театров – чиновники. 20-е годы поднятие оперной культуры – Чайковский, Кавалер розы, Воццек. Станиславский работает над певцом актером. Расцвет оперы. Опера Нос не признана.

30-е годы – остановка развития. Новые искания у Станиславского и Немировича-Данченко.

«Симфония и время» Арановский.

1927 год – наступает зима в русской культуре, появление юбилейных произведений, тоталитарное искусство. Мясковский, Шостакович пишут значительные произведения. Политика «государственного музыкального строительства». Декрет о музыке – Ленин 1918 г.

Консерватории стали находитя в ведении народного комиссариата. Разрыв консерватории с РМО. Весь инвентарь – народная собственность. 1920 г. – музыкальный факультет в петербургском университете. Рушатся перегородки между низким и высоким, элитарным и массовым. Особенности: - концерты в честь митингов, концерт-лекция, клубные вечера

- всё связано с живым устным словом – ораторской речью, пояснением сольной и хоровой декламацией

 







Date: 2015-09-23; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию