Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И социальных наук





1. Стадии развития теории социальной работы.

2. Психологические основы социальной работы

3. Педагогика и социальная работа.

4. Социология и социальная работа.

5. Философия и социальной работа.

 

1. Как область научного знания социальная работа проходит ряд стадий в своем развития.

1 стадия: Представления о процессах помощи и поддержке нуждающихся оформляются как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине. Суть этой концепции – бедность и нищенство общественная необходимость. Однако развитие общество показывает, что эти явления и процессы обуславливаются реальными экономическими, социальными и политическими факторами.

2 стадия: Допарадигмальная социальная работа как область научного знания (Х1Х в.)

Вопросы бедности пауперизма (нищенства) начинают активно разрабатываться в различных отраслях знания:

· в социологии (ранние социально-политические, реформистские и правовые доктрина Э.Мюнстенберга, Г.Спенсера, А. Вагнера и др.);

· в праве (правовая концепция А.Принса)

· в экономических науках.

Особенностью данной стадии развития теории социальной работы является то, что она развивается не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений, но в практике поддержки и помощи нуждающимся начинают активно использоваться методы социологического исследования. Они позволяли получить более достоверную картину такого явления и процесса как нищенство.

В Х1Х ст. социология становится основой для разработки теории социальной работы.

3 стадия. Парадигмальная социальная работа (ХХ ст.)

Включает два этапа. 1 этап: 1-я половины ХХ ст. Основными проблемами в практической социальной работе становятся проблемы социальной патологии. Чтобы их эффективно решать практическая социальная работа начинает активно взаимодействовать с:эмпирической психологией (прежде всего, используются такие психологические теории как бихевиоризм, психоанализ);эмпирической социологией (используются социологические методы исследования, особенно метод социометрии для изучения малых групп);педагогикой;

психиатрией.Использование в социальной работе методов, техник и приемов из других отраслей научного знания способствовало более серьезному теоретическому осмыслению и теоретической разработки социальной работы как междисциплинарной науки. К этому также подталкивало и развитие профессиональной социальной работы.

2 этап. Вторая половина ХХ ст. Взаимодействие социальной работы с различными научными дисциплинами позволили более полно и адекватно объяснять и описывать социальные проблемы общества, клиента; социальные ситуации клиента; выявлять и объяснять причины, приводящие к нарушению в социальном функционировании индивида, группы, общности.

При формировании знания социальной работы (т.е. развитии теории социальной работы) огромное значение стали играть такие науки как: социология; психология; философия; педагогика; психиатрия; экономические и политические науки.

Каждая из этих дисциплин дает возможность более объективно осмыслить социальные проблемы и проблемы клиента; разработать эффективные модели и концепции социальной работы.

 

2. Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические концепции и теории. Поэтому психология занимает важное место в обучении специалиста по социальной работе, а также лежит в основе социально-педагогических приемов воздействия в социальной работе.

Можно выделить ряд функций, которые выполняет психология в социальной работе:

· теоретическая - позволяет установить связи между целями,

содержанием, средствами и путями решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно -психологическими явлениями, процессами с другой стороны. Опираясь на те или иные психологические теории социальная работа имеет возможность адекватно оценить проблему клиента, выявить ее причины, наметить стратегию и планы необходимого вмешательства в ситуацию.

· Методологическая – для исследования социально -

педагогических процессов и явлений социальная работа опирается на те или иные психологические теории и концепции.

· Объяснительная - позволяет объяснить поведение, поступки

человека, группы в той или иной социальной ситуации; описать и объяснить рискованное, отклоняющее поведение; внутреннюю сущность процесса социализации личности; реакцию клиента на вмешательство в ситуацию и т.д.

· Диагностическая - дает возможность, используя методы

психодиагности, осуществить диагностику личности, ее социальных качеств, диагностику групп и их развития.


· Прогностическая помогает определить перспективу

личностные образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной помощи.

Рассматривая взаимосвязи социальной работы и психологии следует отметить следующее:

1.Объектом социальной работы являются лица, находящиеся в измененном душевном состоянии (но в границах нормы), где ведущая роль принадлежит психологической составляющей. Особая взаимосвязь психологии и социальной работы в том, что у обеих наук общий объект воздействия – человек, который, как известно является не только объектом социальных отношений, но и субъектом.

2.Важной проблемой для человека является удовлетворение потребности в самореализации, самоопределении. Часто этому мешают отсутствие способности самосовершенствования, самозащиты.

Опираясь на психосоциальный подход, признаю­щий целостность «человека-в-ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной чаще всего тогда, когда высоко оценивается потенциал самой лично­сти и ее способности к росту, изменению, саморазвитию при наличии определенных условий и ресурсов. Помощь пред­полагает одновременно: создание условий, не­обходимых для полноценной жизни индивида и проявления социальной субъектности; активизацию всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть слож­ную для его жизни ситуацию в данный конкретный мо­мент и сформируют у него позитивный личностный опыт. Все это и обуславливает необходимость синтеза социального и психо­логического на всех уровнях: в формулировании целей и задач социальной помощи, в фокусах рассмотрения и изу­чения объекта воздействия, в использовании профессио­нальных средств взаимодействия с ним.

3.Значимость психологического знания в социальной работе обуславливается и необходимость проведения профилактической работы: с подростками и молодежью, отличающимся асоциальным поведением; лицами, склонными к суициду; лицами, склонными к частым «кризисным психическим состояниям» и др. Во всех этих случаях социальная поддержка имеет в основном характер индивидуальной психосоциальной работы.

Чтобы эффективно взаимодействовать с объек­том социальной работы, грамотно поставить социально-психологиче­ский диагноз и, соответственно, определить цель и возможности взаи­модействия с конкретным индивидом, специалист по со­циальной работе должен иметь достаточное для данной кон­кретной профессиональной ситуации представление о клиенте, в том числе о: его индивидуально-половых и индивидуально-типи­ческих свойствах; индивидуально- психологических особенностях; его потребностях, которые выступают движущей силой поведения и жизнедеятельности клиента; мотивации его личности, объясняющая именно то поведение, которое он реализует в данный конкрет­ный жизненный период; его интересах, способностях; особенностях самосознания и направленности личности.

Следовательно, специалисту по социальной работе необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных задач. Это обуславливается тем, что социальный работник должен:


· уметь сотрудничать с другими специалистами: психологами, психотерапевтами;

· уметь дифференцировать социальные проблемы и проблемы психологического характера, и даже психиатрические проблемы;

· уметь оказать первичную социально-психологическую помощь и поддержку клиента;

· владеть принципами и навыками психологически правильного общения с людьми.

Психологическая грамотность специалиста по социальной работе будет определяться наличием у него системы психологических знаний и умений применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Система психологических знаний, включает в себя:

психологические знания о человеке (общая психоло­гия, психология личности); знание психологии людей, имеющих особенности в личностном развитии (специальная психология, медицинская психология, психология девиантного поведения) и т.д.; знание теории личности, теории групп; теории психологии общения (владение навыками взаимодействия и воздействия на человека, нуждающегося в помощи; умениями и навыками общения; способами влияния на него, т.д.); теории социального конфликта (знать функции, концепции, стадии, условия и методы разрешения социальных конфликтов); психоаналитических концепций, концепции гуманистической психологии (К.Роджерс, В.Франкл, А.Маслоу (концепция иерархии потребностей) и др.); знания в области социальной психологии и гештальт –психологии и др.; знание психологических методов таких как: методы психодиагностики, психологическое консультирование; социально-психологические тренинги, психодрама, методы коррекции п оведения, общения, самооценки и др.

Залогом успешности взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента при решении профессиональных задач является наличие у специалиста психологических личностных качеств, которые являются определяющим фактором его пригодности к практической деятельности. Личностные качества социального работника условно можно разделить на три группы (Е.И.Холостова, П.Д. Павленок). К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психические состояния (апатия, усталость, тревожность, стресс, депрессия), внимание как состояния сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, импульсивность).

Ко второй группе личностных качеств относят психологические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатийность, аттрактивность, красноречие.


 

3. Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, ныне педагогика выступает как комплексно- интегративная область знания и деятельности, объектом кото­рой является все общество в целом и отдельный человек на протяжении всех этапов его возрастного существова­ния. Педагогика все больше рассматривается как средство социального проектирования и создания нового вида об­щества, отдельных его сфер с помощью соответствующей обучающее -воспитательной деятельности по формированию новых образов знания, мышления и чувств, форм инди­видуального и общественного поведения. ресоциализации человека, результатом которого являют­ся приобретение индивидом ориентации и эталона пове­дения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

В социальной работе педагогика выступает в роли стержня деятельностного компонента социальной работы. Так, с помощью педагогики, точнее педагогическими средствами, методами, приемами решаются задачи: обучения социальной работе, т.е. подготовка специалистов; формирования у будущих специалистов социальной работы системы профессиональных знаний, умений и навыков. В этом заключается дидактическая функция педагогики. Кроме того, педагогика, как и психология выполняет объяснительную и прогностическую функции.

Педагогическим элементом социальной работы является формирование у клиента социальных действий, умений и навыков; прием самопомощи. При решении этой задачи социальная работа опирается на дидактические принципы; методы и приемы обучения; педагогические средства обучения.

Социальная работа должна активизировать стремление человека к самовоспитанию и саморазвитию. В данном случае следует опираться на подходы к рассмотрению сущности самовоспитания как в психологии так и педагогике.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитания людей. Здесь могут быть задействованы знания из области коррекционной педагогики.

Методы социальной работы также имеют интегративный характер. Для достижения поставленных профессиональных задач социальный работник может прибегать к таким педагогическим методам как:

· методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция и др.);

· методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (упражнения, воспитывающая ситуация и др.);

· методы поощрения и стимулирования (наказание, поощрение, соревнование).

Педагогические знания востребованы в сфере социальной работы и социальной помощи таким клиентам как: семья (знание основ семейной педагогики); дети (знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; знание основ социализации личности, ее педагогических аспектов; знание теории детского коллектива и др.); пожилые люди; инвалиды; осужденным и др. категориям населения.

Важное значение педагогические знания играют в становлении профессионального мастерства специалиста.

Особую роль в социальной работе играет социальная педагогика как часть общей педагогики. Социальная педагогика – это наука о воспитательном влиянии среды на социальное воспитание и социальное развитие личности. Социальная работа, решая проблемы клиента учитывает не только его индивидуально-психологические особенности, но и его социальное окружение, т.е. социальную среду.

Особое место в социальной работе занимают проблемы образовательно-вос­питательной работы с индивидами и группами индиви­дов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Такие индивиды находятся, глав­ным образом, на попечении учреждений системы социаль­ной защиты. В этой связи возникает проблема, имеющая теоретическое и практическое значение: разумное взаи­модействие социальной работы и социальной педагогики.

Специалист по социальной работе дол­жен быть подготовлен и в социально-педагогическом от­ношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Он не дол­жен упускать педагогические аспек­ты свой деятельности, не забывать об использовании пе­дагогических средств для решения социальных проблем. Специалисту по социальной работе важно научиться давать педагогическую оценку происхо­дящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий, иными словами, — владеть основами социально-педагогической деятельности.

Педагогические знания становятся частью общей профессиональной культуры и профессиональной компетентности социального работника.

 

4. Социология - наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей разного рода: общества как целостного организма, социальных и других общностей дифференцированных по различным основаниям. Термин социология был введен в научный оборот в 1830 г. Огюстом Контом.

Так как социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп (семей, детей, мужчин, женщин, молодежи, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др.,) то она является основой для разработки теоретического знания в области социальной работы.

В процессе создания теории социальной работы доминируют три основные социологические парадигмы:

* Интеракционализм (интеракционизм – согласование, взаимодействие). Данная парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами.

* Функционализм концентрирует свое внимание на конституционной структуре социальной жизни: каковы компоненты общества и как они соотносятся между собой. Функционализм позволяет сводить все многообразие случаев клиентов к теориям, связанным с бихевиористской или психоаналитической традицией.

* Конфликтная парадигма. Описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

Каждая из этих социологических направлений играет свою особую роль в создании теорий социальной работы

Познания в области социологии позволяют специалисту по социальной работе: исследовать социальные проблемы (используются социологические методы исследования: опрос, интервьюирование, социометрия, наблюдение и др.); владеть интерперсональными навыками и техниками; ориентироваться в социуме, т.е. помогают понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены, понять какие факторы влияют на социальное функционирование индивида, группы, общности; получить знания о социальной структуре общества, его социальной инфраструктуре, о характеристике общества на конкретном этапе его развития; получить знания о методах осуществления социологического исследования и методах сбора первичной информации; о социальной среде в которой человек живет и в которой предполагает осуществлять свою деятельность; об основных социальных процессах и их взаимосвязи.

Можно выделить следующие направления влияния социологии на социальную работу:

· результаты изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания (социология семьи, социология молодежи, социология труда и др.) используются в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной защиты;

· социологическое знание широко применяется при подготовке, переподготовке специалистов в области социальной работы;

· анализ социальной работы с точки зрения участия в ней различных групп социальных работников (есть сегодня в социологии раздел «социология социальной работы»).

Кроме того, в разработке теоретических проблем социальной работы и в практической социальной работе широкое применения находят такие разделы социологии как:

1.Социология конфликта, этносоциология, системная социология.

2. Социология семьи. Влияние социологии семья на эффективность социальной работы заключается в том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материального обеспечения разных семей и групп; выявить факторы, осложняющее функционирование современной семьи.

3.Социология управления, управление персоналом. Эта область

социологического знания является базовой для развития тех моделей социальной работы, которые объединены структурной социальной работой, ориентированной на организацию социальной защиты коллективными средствами. Влияния этого направления социологии на социальную работу выражается в существовании различных социолого- ориентированных теорий и технологий помощи нуждающимся. Такой раздел социологии как управление персоналом, имеет непосредственное отношение к деятельности различных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения.

4.Социология труда (рассматривает образ жизни, положение

различных профессиональных групп населения, что позволяет понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды; проблемы безработицы, занятости населения).

5.Социология духовной жизни общества (знание об особенностях

Поведения, социально-ценностных ориентациях представителей различных групп населения).

6.Социология третьего сектора (общественные, благотворительных организации).

Социологическое осмысление социальной работы неотъемлемое условие ее развития как вида практической деятельности и области научного знания.

 

5. Философия (к философским дисциплинам относят логику, эстетику, этику, философскую антропологию, социальную философию и др.) рассматривают вопросы сущности человека, его жизни, смерти, счастья и страдания, а также вопросы пространственно – временной определенности бытия.

Философия является методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Как наука о всеобщих законах развития природы, общества философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и на место в нем человека. Она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым философия определяет подходы в отношениях к человеку других людей; его отношение к ним и к самому себе, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты.

Философия в социальной работе выполняет функцию интегрирования, синтеза знаний о человеке; проясняет основы и смысл экзистенциальной ситуации выбора, человеческого бытия; определяет, предлагает системы ценностей, нормативные системы, рассматривает вопросы нравственности; пытается преодолеть изъян абстрактного человека, рассмотреть его в конкретном культурно-историческом и временном (темпоральном) контексте

Социальная работа, деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т.е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Решать эту задачу без наличия у специалиста системы философского знания не представляется возможным. Специалисту по социальной работе в области философии необходимо иметь представление о месте и роли философии в жизнедеятельности человека; о специфике различных философских систем в их взаимосвязи с социально-культурными параметрами общества; о роли философского знания в решении глобальных проблем человечества; о ведущих представителях истории философии.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире — человеке и природе, — обусловливает ее экологичес­кую сущность. Она позволяет определить модели отношения между организмами и их окружением. Для этого необходимы знания не только социологии и психологии, но и биологии, которая помога­ет понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на проведение и восприятие.

Смежной для социальной работы является и психиатрия, кото­рая изучает внутреннее развитие человека, пытается выяснить, что заставляет индивидов думать, чувствовать и вести себя так, а не иначе.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Одной из целей социальной защиты является сохранение и укрепление здоровья населения. Во многом, это цель и системы здравоохранения. Среди форм социальной работы предусмотрены и медико-социальные услуги, которые требуют наличия у специалиста по социальной работе, социального работника определенной системы медицинских знаний. Например, сло­жившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, ра­ботающего непосредственно с инвалидами) предусматривает по­лучение знаний в области медицины и реабилитационного кон­сультирования.

Еще одной смежной дисциплиной, необходимой при получе­нии профессии социального работника, является правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и прак­тических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обес­печения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Взаимосвязана социальная работа и с политологией, которая в качестве предмета исследования имеет политические отношения и процессы, непосредственно затрагивающие проблемы социальной работы. Социальная работа является важным механизмом реализации социальной политики государства.

Вышеперечисленные и другие смежные с социальной работой дисциплин, необходимы для формирования высококвалифицированного специалиста по социальной работ­е. Следует иметь в виду и принципиальную важность для соци­альной работы единства теории и практики. Система научных знаний, как уже отмечалось, может быть ус­ловно разделена в зависимости от ориентации в решении задач на фундаментальные и прикладные. Социальная работа отно­сится к группе прикладных наук.

Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержа­нию эмпирического материала для различных наблюдений, иссле­дований конкретных социальных процессов и явлений, фактов об­щественной жизни является практика. Она позволяет аккумулиро­вать опыт социальной работы в виде его осмысления и теоретичес­кого обобщения, т.е. в форме системы научных знаний.

 

Вопросы для самоконтроля

1.В чем сущность социальной работы как науки?

2.Какова роль социальной работы как научной дисциплины в системе социальных наук?

3.Покажите взаимосвязь социальной работы с психологией.

3. Определите характер соотношения: а) социальной работы и педагогики; б) социальной работы и социологии.

4.Каковы особенности философского осмысления проблем социальной работы?

 

Рекомендуемая литература

1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА- М.,1998, 1999, 2003

2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

3. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

4. Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

 







Date: 2015-09-23; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию