Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы социальной защиты населения
1.Социальное обслуживание: сущность, цели и задачи 2.Учреждения социального обслуживания 3.Социальные службы –организационная форма социальной работы.
1. Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, ведущим и динамично развивающимся компонентом социальной сферы. Оно уже не может рассматриваться только как компенсационная форма социальной защиты в виде различного рода услуг, только как организационная форма социальной работы, как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает содержание этого понятия. Социальное обслуживание — это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей — от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Формирующаяся в республике система социального обслуживания становится важнейшей отраслью социальной сферы общества, которая при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей попавших в трудную, кризисную ситуацию помогает успешно ее преодолеть.. На современном этапе становления системы социального обслуживания населения есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть СЗН и ее организационно-правовую форму. Категория социальное обслуживание имеет многоаспектный характер и рассматривается в разных научных работах как: парадигма социальной работы; технология социальной работы; сектор социальной сферы государства; организационная форма социальной работы. Большинство же исследователей отмечают, что социальное обслуживание выступает сегодня в качестве одного из направлений социальной работы и ее организационной формы. Существует достаточно много определений социального обслуживания: 1. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. 2. Социальное обслуживание – комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, которые способствуют сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи. Становление и развитие современной системы социального обслуживания требует теоретического обоснования сущности, содержания, технологий социального обслуживания различных категорий населения, теоретико - методологического и технологического обоснования адаптации, реабилитации, социальной коррекции поведения различных типов клиентов. Правовое регулирование в области социального обслуживания населения в РБ осуществляется в соответствии с Законом РБ «О социальном обслуживании» (2000 г.), в котором социальное обслуживание трактуется как деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации, и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социальных услуг, предоставляемых системой социального обслуживания - предоставление консультативно информационных услуг; оказание материальной помощи в денежной и натуральной формах; предоставление временного места пребывания в социальных приютах; обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому; оказание социально-реабилитационных услуг; оказание посреднических услуг; оказание иных социальных услуг, определенных законодательством и др. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальные услуги предоставляются в случаях: малообеспеченности; сиротства; бездомности; безнадзорности лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной помощи; безработицы; инвалидности; нетрудоспособности или ограниченной (утраченной) профессиональной трудоспособности; семейного неблагополучия; токсикомании, наркомании, алкоголизма; стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы; в иных случая, когда необходима поддержка (ст.8 Закона). Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездно и возмездной основе. Закон РБ «О социальном обслуживании» предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания всех категорий населения оказавшихся в трудной жизненной ситуации под которой понимают ситуацию, объективно нарушающую нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности; неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью; сиротство; безнадзорность; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия и т.п.). Цели, задачи, принципы, функции социального обслуживания. В качестве основных критериев оценки эффективности социального обслуживания выступают: а) цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации; б) действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания; в) деятельность социальных служб; д) уровень профессиональной квалификации кадров. Что касается целевого назначения социального обслуживания, то здесь нужно учитывать следующие аспекты: 1. Цели социального обслуживания нужно рассматривать на нескольких уровнях: общество (государственный уровень социальной работы); отдельных регионов и конкретных населенных пунктов; конкретной группы или личности. 2. Цели социального обслуживания должны учитывать конкретные социально-экономические, социокультурные, морально-психологические, политические и иные ситуации, имеющие место в Республике. 3. Цели социального обслуживания должны быть таковыми, чтобы способствовать стабильному социальному положению различных категорий населения и социальной безопасности общества в целом. В Законе РБ «О социальном обслуживании» целями социального обслуживания объявляются: · оказание содействия гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации, которую они не в состоянии разрешить самостоятельно; · прогнозирование и предупреждение возникновения и развития трудных жизненных ситуаций; · активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем; защита от соц. рисков. Социальное обслуживание населения базируется на ряде принципов: адресность, т.е. приоритет содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии; доступность предоставляемых социальных услуг; добровольность; гуманность и доброжелательность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания; всеобщность содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания: 1. Сущностно- деятельные (профилактическая, компенсационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная, социальный патронаж). Так, защитная функция заключается в защите граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.д.); социально- реабилитационная состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических или иных качеств человека, приспособлении его к полноценной жизни в обществе, труду, самообслуживанию; компенсационная, т.е возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков. Например, повышенных расходов в связи с потерей кормильца, болезнью и др. 2. Нравственно-гуманистические (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая). Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания. Основными критериями эффективности социального обслуживания выступают степень сложности и продолжительность предоставляемых социальных услуг, уровень их адекватности потребностям и запросам населения, кадровое обеспечение социальных служб, уровень его организации; уровень квалификации персонала; качество и уровень социального обслуживания; ресурсное обеспечение социальной защиты. Финансирование системы социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе (за счет средств республиканского и местных бюджетов), специальных фондов, средств, получаемых от оплаты за предоставление социальных услуг, а также передаваемых в качестве благотворительной помощи. 2. Социальное обслуживания населения в Республике Беларусь осуществляется через систему социальных служб и учреждений социального обслуживания населения, к которым согласно Закона РБ «О социальном обслуживании» относят: государственные органы, осуществляющие управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции. К ним относят Министерство труда и социальной защиты, областные комитеты по труду, занятости и социальной защите, районные управления и отделы по труду, занятости и социальной защите. центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и др. категорий граждан). Здесь прежде всего следует отметить территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). социально-реабилитационные центры, специальные клиники для безнадежно больных (хосписы). центры психолого-педагогической помощи населению, центры социальной помощи на дому, центры временного пребывания (дневного и ночного), стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых, дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства (г.Минск) и др.). геронтологические центры. реабилитационно - трудовые мастерские. организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.) юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетентности и в соответствии с законодательством. Наряду с государственными службами социального обслуживания населения в Беларуси развивается и сеть негосударственных социальных служб, к которым относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными учреждениями. Примерами таких организаций являются Витебская благотворительная общественная организация «Хасдей-Давид», которая предоставляет населению разнообразные социальные услуги: посреднические, консультативные, медицинские и др.; Витебская ОБО «Детский хоспис», которая оказывает психологическую, юридическую, медицинскую помощь семьям в которых воспитываются тяжелобольные дети и др. Службами социального обслуживания могут предоставляться населению следующий перечень социальных услуг: консультативно-информационные, социально-реабилитационные, посреднические, психолого-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские; может предоставляться материальная помощь в денежной и натуральной форме; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях для лиц, утративших способность к самообслуживанию; временный приют в специализированных учреждениях; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-реабилитационных, социально- медицинских и иных услуг. Основанием для предоставления социальных услуг является наличие у клиента, семьи трудной жизненной ситуации: малообеспеченность, бездомность, сиротство, семейное неблагополучие, инвалидность, безнадзорность, безработица, временная нетрудоспособность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом или по иным причинам и др. Правом на социальное обслуживание обладают граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг бесплатно осуществляется следующим категориям населения: малообеспеченным одиноким гражданам; малообеспеченным одиноким гражданам (семьям), не имеющим на территории РБ трудоспособных лиц, обязанных по закону их содержать; семьям в случае рождения в семье тройни и более детей до достижения детьми двухлетнего возраста. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг нетрудоспособным гражданам (семьям), имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, а также нетрудоспособных граждан, проживающих совместно с трудоспособными членами семьи осуществляется на условиях полной оплаты. Социальное обслуживание населения РБ осуществляется через следующие формы: Стационарные формы социального обслуживания. К ним относятся дома-интернаты для инвалидов и престарелых общего типа, специальные дома интернаты, Республиканский интернат ветеранов войны и труда; дома- интернаты психоневрологического профиля; пансионаты для ветеранов войны и труда, ветеранов Великой Отечественной войны, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов, ученых, писателей и др.); специализированные дома - интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста; Витебский областной территориальный центр социального обслуживания ветеранов и инвалидов. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей. В 2006 г. в системе Министерства труда и социальной защиты действовало 70 интернатных учреждений, в которых проживало более 16 тысяч человек, в том числе 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 4504 места. Полустационарные формы социального обслуживания. К ним относят отделения дневного пребывания при ТЦСОН, реабилитационные центры, отделения медико-социальной помощи, отделения ночного пребывания. Нестационарные формысоциального обслуживания. К ним относят социальное обслуживание на дому. Его главная цель - максимально продлить пребывание человека в привычной для него среде обитания, поддержать его личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы. Порядок и условия зачисления на надомное социальное обслуживание: заявление на имя руководителя органа социальной защиты рассматривается в недельный срок; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о размере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о зачислении на постоянное или временное обслуживание, о видах требуемых услуг. Снятие с социального обслуживания производится на основании приказа директора центра социального обслуживания по заявлению старого человека, по истечении срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемыми социальными работниками. К нестационарным формам социального обслуживания относятся также срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь. Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции. Систему социального обслуживания Беларуси характеризуют совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга компонентов: совокупность учреждений социального обслуживания, объединенных общими целями и задачами; финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания; кадровое обеспечение деятельности социальных служб и центров; нормативно-правовое обеспечение; управление системой социального обеспечения, которое обеспечивает порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственную связь между ними, последовательные и обоснованные действия всех учреждений; форма организации деятельности учреждений социального обслуживания. Вместе с тем, следует признать, что системы социального обслуживания сталкивается с рядом проблем, которые осложняют ее эффективное функционирование. К таким проблемам следует отнести: недостаточное финансирование различных учреждений социального обслуживания; дефицит кадрового обеспечения системы социального обслуживания населения высококвалифицированными специалистами; низкий уровень оплаты труда; недостаточное технологическое обеспечение социальной работы и др. Требует дальнейшей разработки и нормативно - правовая база социального обслуживания населения. 3. В отечественной научной литературе социальная служба рассматривается обычно как организационная форма социальной работы. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социально-пространственное образование, внутри которого она создается. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой адекватно отражают все основные сферы жизнедеятельности населения. Ряд исследователей отмечают, что внутри службы социальной защиты множество подсистем и элементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, находятся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность. В литературе выделяются, с одной стороны, службы семьи, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения, службы правовой помощи, службы образования, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой — территориальные социальные службы и т.п. Существуют разнообразные подходы к трактовке сущности понятия «социальная служба». Так, одни исследователи определяют социальную службу каксистему специальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур, по предоставлению населению социальных услуг и помощи, которые позволяют гражданину (семье) преодолеть сложную жизненную ситуацию, побуждая его к активной самопомощи, и этим способствуют установлению и поддержанию социальной гармонии в обществе; другие – какструктуру созданную для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений; третьи- как предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Для раскрытия сущности социальной службы вводятся уточняющие понятия такие как: «Учреждение социальная служба» -государственное учреждение, либо общественное формирование, как правило обладающее признаком юридического лица и непосредственно предоставляющее населению социальные услуги, которые не только компенсировали бы потерю от жизненных неурядиц и катастроф, но позволяют преодолеть кризисную жизненную ситуацию; «Органы управления социальной службы» - государственные и государственно-общественные органы, уполномоченные в установленных Законом пределах осуществлять управленческие функции относительно учреждений социальной службы, а также по вопросам, касающимся обеспечения (материального, финансового, кадрового, научно-методического) этого вида деятельности. Деятельность социальных служб характеризуется и раскрывается через такие понятия как: социальная работа; социальная помощь, социальные услуги, специалист социальной службы, субъекты и объекты социальной службы. Выделяют две группы субъектов социальной службы: субъекты, предоставляющие услуги (учреждения социальной службы, работающие в них социальные работники; государственные и государственно – общественные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять управленческие функции по делам социальной службы); субъекты, потребляющие услуги, которыми могут быть не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства, сложная жизненная ситуация которых связана с пребыванием на территории РБ. Учреждения социальной службы дифференцируют в зависимости от: объекта: социальные службы для молодежи, социальные службы для беженцев, социальные службы помощи семье и др. Объект уточняется в уставных документах социальной службы. сфер деятельности: службысоциально-бытовой помощи; службы психолого-педагогической помощи; службы реабилитации; службы семейного досуга. Нужно отметить, что объекты социальной службыодновременно являются и субъектами, что подчеркивает важность выявления внутренних резервов нуждающихся лиц, развитие у них навыков самопомощи. Основным документам на базе, которого осуществляется деятельность социальной службы является положение, в котором находят отражение такие аспекты: цели и задачи деятельности службы; объекты службы, ее функции; условия организации и деятельности службы; принципы функционирования службы; структура; основные направления и содержание деятельности; компетенция и права службы; управление; финансирование; условия ликвидации или реорганизации службы. Целью деятельности социальной службыявляется помощь и оказание таких услуг нуждающимся, которые позволяют им установить (или восстановить) утраченные социальные связи, приобрести или вернуть душевное равновесие в окружающей природной и социально-культурной среде. Социальные службы организуют свою деятельность по двум направлениям: социальная защита; социальная помощь и предоставление социальных услуг. Социальные службы призваны обеспечивать решение следующих задач: обеспечить нуждающимся гражданам доступ к услугам, предоставляемым учреждениями и работниками социальной службы; содействовать развитию инициативы местных органов власти и управления в решении социальных проблем на подведомственной территории; способствовать расширению общественных организаций и общественности в решении задач социальной работы; обеспечить взаимодействие различных учреждений социальной службы, оказывающих услуги и помощь населению. оформить правовое поле деятельности социальных служб; содействовать созданию правовой базы для координации деятельности государственных органов и общественности по делам социальной службы. Состав учреждения социальной службы, их масштабы (штаты, пропускная способность, направления деятельности и т.д.) зависят от: особенностей данного населенного пункта (половозрастного состава, социального состава, профессиональной характеристики и др.); имеющихся потребностей в социальных услугах и помощи с учетом других, кроме социальной службы, способов их удовлетворения; наличия подготовленных кадров социальных работников и других специалистов; имеющихся материально-технических и финансовых средств. Свою деятельность социальные службы строят на общих принципах социального обслуживания населения (добровольность, адресность, конфиденциальность, гуманизма и др.), собственных принципах социальной работы, а также на следующих подходах: · механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки · при оказании помощи необходимо опираться на индивидуальный подход к запросам клиента; · получатель помощи должен проявлять активную позицию. В качестве общих принципов функционирования всей системы социальных служб целесообразно рассматривать: принципы приоритета государственных начал в организации социальных служб и гарантирования прав граждан на получения социальных услуг и помощи в сложной жизненной ситуации; принцип опоры на общественное участие; принцип территориальности (социальные службы должны быть максимально приближены к населению); принцип информированности. Система социальных служб в Республике Беларусь представлена государственными и негосударственными социальными службами. К государственными социальными службами относят учреждения и предприятия социального обслуживания (например ТЦСОН, социальные службы помощи семье и детям, Территориальные кризисные центры помощи женщинам и др.), создаваемые государством, органы исполнительной власти, в компетенции которых находится организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственными социальными службами относят учреждения социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и др. организациями, а также частными лицами (например ОБО «Хасдей - Давид»; Витебская ОБО «Детский хоспис» и др.). Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода социальными услугами. Этим и определяется совокупность и содержание их функций. Выделяют следующие функции социальных служб: а) информационно-аналитическая: сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального и криминального характера о состоянии контингента семей и детей в районе, о соотношении групп социального риска в общем составе семей и детей; предоставление населению информации о деятельности социальной службы; предоставление клиентам информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения педагогических, медико-социальных, правовых и иных знаний; изучение потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в обществе; б) функция консультирования, которая включает консультирование специалистов (юристов, социологов, психологов, врачей и т.п.); участие в подготовке молодежи к выбору профессии; подготовка подрастающего поколения к браку и ответственному родительству и др.; в) функция социальной коррекции и реабилитации: социальная реабилитация лиц, с отклоняющимся поведение; социальная, медико-психологическая, трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями; д) функция социально-бытовой помощи. Связана с решением бытовых вопросов, психологическая поддержка одиноких, инвалидов; осуществление медико-социального патронажа; г) диагностическая функция: выявление отдельных лиц, семей, групп нуждающихся в социальной помощи и поддержки; изучение их социального и психологического состояния и т.д.; ж) профилактическая функция. Она направлена на профилактику семейного неблагополучия, девиантного поведения, профилактику бедности и т.д.. В Беларуси процесс развития сети социальных служб, социально-педагогических служб и центров активно начинается со второй половины 90-х годов ХХ столетия. Важное место в системе социальных служб республики принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения (ТЦСОН). Служба социальной помощи как система услуг для пожилых в Беларуси официально существует с 1986г. В 1999г. Министерство социальной защиты Республики Беларусь разработало «Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», на основе которого с 2000 г. начали создаваться местные территориальные центры социального обслуживания населения. Согласно нормативам государственного социального стандарта в области социального обслуживания сегодня в каждом административном районе должен быть создан один центр. Только в 2003 году в Республике было создано 115 центров социального обслуживания населения. Всего в республике функционирует более 156 ТЦСОН. Территориальный центр социального обслуживания населения является государственным учреждением социального обслуживания и подчиняется органам по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов. Свою деятельность Центр осуществляет на основании Примерного положения о ТЦСОН (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 17.03.2005 N 24, от 31.03.2005 N 31). Структура Центра определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом местных социальных и демографических особенностей и финансовых возможностей. Целью деятельности Центра является оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении трудных жизненных ситуаций; прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций; активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем. Центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности соответствующим управлением по труду, занятости и социальной защите, управлением (отделом) социальной защиты по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом. ТЦСОН могут иметь в своей структуре различные структурные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение срочного социального обслуживания; отделение психологической помощи и реабилитации; отделение социальной помощи на дому; отделение дневного пребывания детей-инвалидов; отделение круглосуточного пребывания. При центрах по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться хозрасчетные подразделения (мастерские по ремонту обуви, пошиву одежды, парикмахерские и другие подразделения). Наряду с ТЦСОН социальную помощь семье могут оказывать и другие социальные службы. Так, в Минске и Гомеле функционируют Территориальные центры по социальному обслуживанию семьи и детей; в Витебске – социально- педагогический центр помощи семье и детям, входящий в структуру городского социального приюта, целью деятельности которого является оказание социально- педагогической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи детям, подросткам и молодежи, а также их родителям либо лицам, которые их заменяют; в Минске – территориальный Кризисный центр помощи женщинам, предназначенный для оказания квалифицированной психологической, юридической, материальной, реабилитационной и иной социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации. Территориальный Кризисный центр помощи женщинам оказывает социальные услуги следующим категориям: женщинам, потерпевшим от насилия; одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей; несовершеннолетним матерям беременным женщинам (в том числе несовершеннолетним и одиноким), находящимся в предразводной и послеразводной ситуации; женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; женщинам, находящимся в конфликте с членами семьи; самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и интернатов; женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим психологический дискомфорт, в том числе одиноким пожилым женщинам, брошенным детьми. В своей структуре Центр может иметь различные подразделения, в том числе отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие отделения, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра. Центр может оказывать социальные услуги как женщинам, обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др. Развивается в Республике сеть служб в системе образования. Так, в учреждениях образования, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также в социально-педагогических учреждений функционируют социально-педагогические и психологические службы (СППС). Целью деятельности СППС является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении. Социально –педагогическая и психологическая служба учреждения образования оказывает социально- педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных. Она обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.Следует отметить, что процесс создания и развития сети социальных служб неоднозначен и обуславливается рядом факторов: ограниченностью финансовых ресурсов; дефицитом персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы; низким социальным статусом и невысоким уровнем заработной платы специалистов социальных служб; слабой правовой базой системы социального обслуживания.
Вопросы для самоконтроля 1.Что Вы понимаете под социальным обслуживанием? 2. Покажите какая связь существует между социальной защитой, социальным обслуживание и социальной политикой государства. 3.Какие принципы лежат в основе функционирования системы социального обслуживания? 4.Какие учреждения социального обслуживания Вы знаете? 5. Почему социальные службы являются организационной формой социальной работы? 6.Через какие формы может осуществляться социальной обслуживание населения в Республике Беларусь? Рекомендуемая литература 1. Кунгурова Н.И. Социальная работа [ лекции] / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: Минская фабрика цветной печати, 2007, - 447 с. 2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с. 3. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. 4. Закон РБ «О социальном обслуживании населения» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 24 мая 2000 г., № 2/170 5.Примерное Положение о территориальном центре социального обслуживания населения (в ред. Постановления Мин. Труда и социальной защиты от 17. 03. 2005 № 24; от 31.03. 2005 № 31) 6.Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 103, 5/9279).
Date: 2015-09-23; view: 1473; Нарушение авторских прав |