Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы социальной защиты населения





 

1.Социальное обслуживание: сущность, цели и задачи

2.Учреждения социального обслуживания

3.Социальные службы –организационная форма социальной работы.

 

1. Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъем­лемой частью государственной системы социальной защиты населения, ведущим и динамично развивающимся компонентом социальной сферы. Оно уже не может рассматриваться только как компенсационная фор­ма социальной защиты в виде различного рода услуг, только как организационная форма социальной работы, как разновидность социальных технологий, поскольку это сужает содержание этого понятия.

Социальное обслуживание — это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение соци­альных потребностей различных категорий населения, но не толь­ко тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или нахо­дятся в социально опасном положении, а всех людей — от рожде­ния до конца жизни, на различных этапах их развития. Формирующаяся в республике система социального обслуживания становится важ­нейшей отраслью социальной сферы общества, которая при помощи различных способов социально-гуманистической деятель­ности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей попавших в трудную, кризисную си­туацию помогает успешно ее преодолеть..

На современном этапе становления системы социального об­служивания населения есть все основания утверждать, что соци­альное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть СЗН и ее органи­зационно-правовую форму.

Категория социальное обслуживание имеет многоаспектный характер и рассматривается в разных научных работах как: парадигма социальной работы; технология социальной работы; сектор социальной сферы государства; организационная форма социальной работы. Большинство же исследователей отмечают, что социальное обслуживание выступает сегодня в качестве одного из направлений социальной работы и ее организационной формы.

Существует достаточно много определений социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

2. Социальное обслуживание – комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, которые способствуют сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи.

Становление и развитие современной системы социального обслуживания требует теоретического обоснования сущности, содержания, технологий социального обслуживания различных категорий населения, теоретико - методологического и технологического обоснования адаптации, реабилитации, социальной коррекции поведения различных типов клиентов.

Правовое регулирование в области социального обслуживания населения в РБ осуществляется в соответствии с Законом РБ «О социальном обслуживании» (2000 г.), в котором социальное обслуживание трактуется как деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию

материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации, и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социальных услуг, предоставляемых системой социального обслуживания - предоставление консультативно

информационных услуг; оказание материальной помощи в денежной и натуральной формах; предоставление временного места пребывания в социальных приютах; обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; осуществление социального обслуживания

в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому; оказание социально-реабилитационных услуг; оказание посреднических услуг; оказание иных социальных услуг, определенных законодательством и др.

Социаль­ное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвали­дам на дому и в учреждениях социального обслуживания независи­мо от форм собственности. Социальные услуги предоставляются в случаях: малообеспеченности; сиротства; бездомности; безнадзорности лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной помощи; безработицы; инвалидности; нетрудоспособности или ограниченной (утраченной) профессиональной трудоспособности; семейного неблагополучия; токсикомании, наркомании, алкоголизма; стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы; в иных случая, когда необходима поддержка (ст.8 Закона). Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездно и возмездной основе.


Закон РБ «О социальном обслуживании» предназначен для регули­рования отношений в сфере социального обслуживания всех категорий населения оказавшихся в трудной жизненной ситуации под которой понимают ситуацию, объективно нарушающую нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности; неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью; сиротство; безнадзорность; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия и т.п.).

Цели, задачи, принципы, функции социального обслуживания. В качестве основных критериев оценки эффективности социального обслуживания выступают: а) цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации; б) действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания; в) деятельность социальных служб; д) уровень профессиональной квалификации кадров.

Что касается целевого назначения социального обслуживания, то здесь нужно учитывать следующие аспекты:

1. Цели социального обслуживания нужно рассматривать на нескольких уровнях: общество (государственный уровень социальной работы); отдельных регионов и конкретных населенных пунктов; конкретной группы или личности.

2. Цели социального обслуживания должны учитывать конкретные социально-экономические, социокультурные, морально-психологические, политические и иные ситуации, имеющие место в Республике.

3. Цели социального обслуживания должны быть таковыми, чтобы способствовать стабильному социальному положению различных категорий населения и социальной безопасности общества в целом.

В Законе РБ «О социальном обслуживании» целями социального обслуживания объявляются:

· оказание содействия гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации, которую они не в состоянии разрешить самостоятельно;

· прогнозирование и предупреждение возникновения и развития трудных жизненных ситуаций;

· активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем; защита от соц. рисков.

Социальное обслуживание населения базируется на ряде принципов: адрес­ность, т.е. приоритет содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии; доступность предоставляемых социальных услуг; добровольность; гуманность и доброжелательность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблю­дение прав человека и гражданина; преемственность всех видов со­циального обслуживания; всеобщность содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы.


Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населе­ния; подсистем и элементов системы территориальных и ведомст­венных социальных служб (государственные, об­щественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социаль­ным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслу­живания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методи­ческое, информационное).

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:

1. Сущностно- деятельные (профилактическая, компенсационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная, социальный патронаж). Так, защитная функция заключается в защите граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.д.); социально- реабилитационная состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических или иных качеств человека, приспособлении его к полноценной жизни в обществе, труду, самообслуживанию; компенсационная, т.е возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков. Например, повышенных расходов в связи с потерей кормильца, болезнью и др.

2. Нравственно-гуманистические (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и эле­ментов социального обслуживания. Функции социального обслу­живания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания.

Основными критериями эффективности социального обслуживания выступают степень сложности и продолжительность предоставляемых социальных услуг, уровень их адекватности потребностям и запросам населения, кадровое обеспечение социальных служб, уровень его организации; уровень квалификации персонала; качество и уровень социального обслуживания; ресурсное обеспечение социальной защиты.

Финансирование системы социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе (за счет средств республиканского и местных бюджетов), специальных фондов, средств, получаемых от оплаты за предоставление социальных услуг, а также передаваемых в качестве благотворительной помощи.

2. Социальное обслуживания населения в Республике Беларусь осуществляется через систему социальных служб и учреждений социального обслуживания населения, к которым согласно Закона РБ «О социальном обслуживании» относят:


государственные органы, осуществляющие управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции. К ним относят Министерство труда и социальной защиты, областные комитеты по труду, занятости и социальной защите, районные управления и отделы по труду, занятости и социальной защите.

центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и др. категорий граждан). Здесь прежде всего следует отметить территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН).

социально-реабилитационные центры, специальные клиники для безнадежно больных (хосписы).

центры психолого-педагогической помощи населению, центры социальной помощи на дому, центры временного пребывания (дневного и ночного), стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых, дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства (г.Минск) и др.).

геронтологические центры.

реабилитационно - трудовые мастерские.

организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.)

юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетентности и в соответствии с законодательством. Наряду с государственными службами социального обслуживания населения в Беларуси развивается и сеть негосударственных социальных служб, к которым относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными учреждениями. Примерами таких организаций являются Витебская благотворительная общественная организация «Хасдей-Давид», которая предоставляет населению разнообразные социальные услуги: посреднические, консультативные, медицинские и др.; Витебская ОБО «Детский хоспис», которая оказывает психологическую, юридическую, медицинскую помощь семьям в которых воспитываются тяжелобольные дети и др.

Службами социального обслуживания могут предоставляться населению следующий перечень социальных услуг: консультативно-информационные, социально-реабилитационные, посреднические, психолого-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские; может предоставляться материальная помощь в денежной и натуральной форме; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях для лиц, утративших способность к самообслуживанию; временный приют в специализированных учреждениях; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-реабилитационных, социально- медицинских и иных услуг.

Основанием для предоставления социальных услуг является наличие у клиента, семьи трудной жизненной ситуации: малообеспеченность, бездомность, сиротство, семейное неблагополучие, инвалидность, безнадзорность, безработица, временная нетрудоспособность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом или по иным причинам и др.

Правом на социальное обслуживание обладают граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране.

Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг бесплатно осуществляется следующим категориям населения: малообеспеченным одиноким гражданам; малообеспеченным одиноким гражданам (семьям), не имеющим на территории РБ трудоспособных лиц, обязанных по закону их содержать; семьям в случае рождения в семье тройни и более детей до достижения детьми двухлетнего возраста.

Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг нетрудоспособным гражданам (семьям), имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, а также нетрудоспособных граждан, проживающих совместно с трудоспособными членами семьи осуществляется на условиях полной оплаты.

Социальное обслуживание населения РБ осуществляется через следующие формы:

Стационарные формы социального обслуживания. К ним относятся дома-интернаты для инвалидов и престарелых общего типа, специальные дома интернаты, Республиканский интернат ветеранов войны и труда; дома- интернаты психоневрологического профиля; пансионаты для ветеранов войны и труда, ветеранов Великой Отечественной войны, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов, ученых, писателей и др.); специализированные дома - интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста; Витебский областной территориальный центр социального обслуживания ветеранов и инвалидов. Стационарное социальное обслуживание направлено на ока­зание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью ут­ратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекват­ных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельнос­ти, реабилитационные мероприятия медицинского, социально­го и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

В 2006 г. в системе Министерства труда и социальной защиты действовало 70 интернатных учреждений, в которых проживало более 16 тысяч человек, в том числе 23 дома-интерната для престарелых и инвалидов на 4504 места.

Полустационарные формы социального обслуживания. К ним относят отделения дневного пребывания при ТЦСОН, реабилитационные центры, отделения медико-социальной помощи, отделения ночного пребывания.

Нестационарные формысоциального обслуживания. К ним относят социальное обслуживание на дому. Его главная цель - мак­симально продлить пребывание человека в привычной для него среде обитания, поддержать его личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы. Порядок и условия зачисления на надомное социальное об­служивание: заявление на имя руководителя органа социаль­ной защиты рассматривается в недельный срок; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о раз­мере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о за­числении на постоянное или временное обслуживание, о видах требуемых услуг.

Снятие с социального обслуживания производится на осно­вании приказа директора центра социального обслуживания по заявлению старого человека, по исте­чении срока обслуживания, при нарушении договорных усло­вий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопока­заний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемыми социальными работниками.

К нестационарным формам социального обслуживания от­носятся также срочное социаль­ное обслуживание, социально-консультативная помощь, соци­ально-психологическая помощь.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питани­ем или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материаль­ной помощи; содействие в получении временного жилья; оказа­ние экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.

Систему социального обслуживания Беларуси характеризуют совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга компонентов: совокупность учреждений социального обслуживания, объединенных общими целями и задачами; финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания; кадровое обеспечение деятельности социальных служб и центров; нормативно-правовое обеспечение; управление системой социального обеспечения, которое обеспечивает порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственную связь между ними, последовательные и обоснованные действия всех учреждений; форма организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Вместе с тем, следует признать, что системы социального обслуживания сталкивается с рядом проблем, которые осложняют ее эффективное функционирование. К таким проблемам следует отнести: недостаточное финансирование различных учреждений социального обслуживания; дефицит кадрового обеспечения системы социального обслуживания населения высококвалифицированными специалистами; низкий уровень оплаты труда; недостаточное технологическое обеспечение социальной работы и др. Требует дальнейшей разработки и нормативно - правовая база социального обслуживания населения.

3. В отечественной научной литературе социальная служба рассматривается обычно как организационная форма социальной работы. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социально-пространственное образование, внутри которого она создается. Она многофункциональна и пред­ставляет собой определенную систему, элементы которой адекватно отражают все основные сферы жизнедеятельности населения.

Ряд исследователей отмечают, что внутри службы социаль­ной защиты множество подсистем и элементов, несущих разнооб­разную функциональную нагрузку, находятся в сложном взаимо­действии, обеспечивающем ее результативность. В литературе выделяются, с одной стороны, службы семьи, службы социально-ме­дицинской помощи, службы психологической помощи, службы со­циального обеспечения, службы правовой помощи, службы образо­вания, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой — территориальные социальные службы и т.п.

Существуют разнообразные подходы к трактовке сущности понятия «социальная служба». Так, одни исследователи определяют социальную службу каксистему специальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур, по предоставлению населению социальных услуг и помощи, которые позволяют гражданину (семье) преодолеть сложную жизненную ситуацию, побуждая его к активной самопомощи, и этим способствуют установлению и поддержанию социальной гармонии в обществе; другие – какструктуру созданную для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений; третьи- как предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Для раскрытия сущности социальной службы вводятся уточняющие понятия такие как:

«Учреждение социальная служба» -государственное учреждение, либо общественное формирование, как правило обладающее признаком юридического лица и непосредственно предоставляющее населению социальные услуги, которые не только компенсировали бы потерю от жизненных неурядиц и катастроф, но позволяют преодолеть кризисную жизненную ситуацию;

«Органы управления социальной службы» - государственные и государственно-общественные органы, уполномоченные в установленных Законом пределах осуществлять управленческие функции относительно учреждений социальной службы, а также по вопросам, касающимся обеспечения (материального, финансового, кадрового, научно-методического) этого вида деятельности.

Деятельность социальных служб характеризуется и раскрывается через такие понятия как: социальная работа; социальная помощь, социальные услуги, специалист социальной службы, субъекты и объекты социальной службы.

Выделяют две группы субъектов социальной службы: субъекты, предоставляющие услуги (учреждения социальной службы, работающие в них социальные работники; государственные и государственно – общественные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять управленческие функции по делам социальной службы); субъекты, потребляющие услуги, которыми могут быть не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства, сложная жизненная ситуация которых связана с пребыванием на территории РБ.

Учреждения социальной службы дифференцируют в зависимости от:

объекта: социальные службы для молодежи, социальные службы для беженцев, социальные службы помощи семье и др. Объект уточняется в уставных документах социальной службы.

сфер деятельности: службысоциально-бытовой помощи; службы психолого-педагогической помощи; службы реабилитации; службы семейного досуга.

Нужно отметить, что объекты социальной службыодновременно являются и субъектами, что подчеркивает важность выявления внутренних резервов нуждающихся лиц, развитие у них навыков самопомощи.

Основным документам на базе, которого осуществляется деятельность социальной службы является положение, в котором находят отражение такие аспекты: цели и задачи деятельности службы; объекты службы, ее функции; условия организации и деятельности службы; принципы функционирования службы; структура; основные направления и содержание деятельности; компетенция и права службы; управление; финансирование; условия ликвидации или реорганизации службы.

Целью деятельности социальной службыявляется помощь и оказание таких услуг нуждающимся, которые позволяют им установить (или восстановить) утраченные социальные связи, приобрести или вернуть душевное равновесие в окружающей природной и социально-культурной среде. Социальные службы организуют свою деятельность по двум направлениям: социальная защита; социальная помощь и предоставление социальных услуг.

Социальные службы призваны обеспечивать решение следующих задач:

обеспечить нуждающимся гражданам доступ к услугам, предоставляемым учреждениями и работниками социальной службы;

содействовать развитию инициативы местных органов власти и управления в решении социальных проблем на подведомственной территории;

способствовать расширению общественных организаций и общественности в решении задач социальной работы;

обеспечить взаимодействие различных учреждений социальной службы, оказывающих услуги и помощь населению.

оформить правовое поле деятельности социальных служб;

содействовать созданию правовой базы для координации деятельности государственных органов и общественности по делам социальной службы.

Состав учреждения социальной службы, их масштабы (штаты, пропускная способность, направления деятельности и т.д.) зависят от: особенностей данного населенного пункта (половозрастного состава, социального состава, профессиональной характеристики и др.); имеющихся потребностей в социальных услугах и помощи с учетом других, кроме социальной службы, способов их удовлетворения; наличия подготовленных кадров социальных работников и других специалистов; имеющихся материально-технических и финансовых средств.

Свою деятельность социальные службы строят на общих принципах социального обслуживания населения (добровольность, адресность, конфиденциальность, гуманизма и др.), собственных принципах социальной работы, а также на следующих подходах:

· механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки

· при оказании помощи необходимо опираться на индивидуальный подход к запросам клиента;

· получатель помощи должен проявлять активную позицию.

В качестве общих принципов функционирования всей системы социальных служб целесообразно рассматривать: принципы приоритета государственных начал в организации социальных служб и гарантирования прав граждан на получения социальных услуг и помощи в сложной жизненной ситуации; принцип опоры на общественное участие; принцип территориальности (социальные службы должны быть максимально приближены к населению); принцип информированности.

Система социальных служб в Республике Беларусь представлена государственными и негосударственными социальными службами. К государственными социальными службами относят учреждения и предприятия социального обслуживания (например ТЦСОН, социальные службы помощи семье и детям, Территориальные кризисные центры помощи женщинам и др.), создаваемые государством, органы исполнительной власти, в компетенции которых находится организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственными социальными службами относят учреждения социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и др. организациями, а также частными лицами (например ОБО «Хасдей - Давид»; Витебская ОБО «Детский хоспис» и др.).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода социальными услугами. Этим и определяется совокупность и содержание их функций. Выделяют следующие функции социальных служб:

а) информационно-аналитическая: сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального и криминального характера о состоянии контингента семей и детей в районе, о соотношении групп социального риска в общем составе семей и детей; предоставление населению информации о деятельности социальной службы; предоставление клиентам информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения педагогических, медико-социальных, правовых и иных знаний; изучение потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в обществе;

б) функция консультирования, которая включает консультирование специалистов (юристов, социологов, психологов, врачей и т.п.); участие в подготовке молодежи к выбору профессии; подготовка подрастающего поколения к браку и ответственному родительству и др.;

в) функция социальной коррекции и реабилитации: социальная реабилитация лиц, с отклоняющимся поведение; социальная, медико-психологическая, трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями;

д) функция социально-бытовой помощи. Связана с решением бытовых вопросов, психологическая поддержка одиноких, инвалидов; осуществление медико-социального патронажа;

г) диагностическая функция: выявление отдельных лиц, семей, групп нуждающихся в социальной помощи и поддержки; изучение их социального и психологического состояния и т.д.;

ж) профилактическая функция. Она направлена на профилактику семейного неблагополучия, девиантного поведения, профилактику бедности и т.д..

В Беларуси процесс развития сети социальных служб, социально-педагогических служб и центров активно начинается со второй половины 90-х годов ХХ столетия. Важное место в системе социальных служб республики принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения (ТЦСОН). Служба социальной помощи как система услуг для пожилых в Беларуси официально существует с 1986г. В 1999г. Министерство социальной защиты Республики Беларусь разработало «Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», на основе которого с 2000 г. начали создаваться местные территориальные центры социального обслуживания населения. Согласно нормативам государственного социального стандарта в области социального обслуживания сегодня в каждом административном районе должен быть создан один центр. Только в 2003 году в Республике было создано 115 центров социального обслуживания населения. Всего в республике функционирует более 156 ТЦСОН.

Территориальный центр социального обслуживания населения является государственным учреждением социального обслуживания и подчиняется органам по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов.

Свою деятельность Центр осуществляет на основании Примерного положения о ТЦСОН (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 17.03.2005 N 24, от 31.03.2005 N 31).

Структура Центра определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом местных социальных и демографических особенностей и финансовых возможностей. Целью деятельности Центра является оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении трудных жизненных ситуаций; прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций; активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

Центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности соответствующим управлением по труду, занятости и социальной защите, управлением (отделом) социальной защиты по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом.

ТЦСОН могут иметь в своей структуре различные структурные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение срочного социального обслуживания; отделение психологической помощи и реабилитации; отделение социальной помощи на дому; отделение дневного пребывания детей-инвалидов; отделение круглосуточного пребывания.

При центрах по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться хозрасчетные подразделения (мастерские по ремонту обуви, пошиву одежды, парикмахерские и другие подразделения).

Наряду с ТЦСОН социальную помощь семье могут оказывать и другие социальные службы. Так, в Минске и Гомеле функционируют Территориальные центры по социальному обслуживанию семьи и детей; в Витебске – социально- педагогический центр помощи семье и детям, входящий в структуру городского социального приюта, целью деятельности которого является оказание социально- педагогической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи детям, подросткам и молодежи, а также их родителям либо лицам, которые их заменяют; в Минске – территориальный Кризисный центр помощи женщинам, предназначенный для оказания квалифицированной психологической, юридической, материальной, реабилитационной и иной социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации.

Территориальный Кризисный центр помощи женщинам оказывает социальные услуги следующим категориям: женщинам, потерпевшим от насилия; одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей; несовершеннолетним матерям беременным женщинам (в том числе несовершеннолетним и одиноким), находящимся в предразводной и послеразводной ситуации; женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; женщинам, находящимся в конфликте с членами семьи; самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и интернатов; женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим психологический дискомфорт, в том числе одиноким пожилым женщинам, брошенным детьми. В своей структуре Центр может иметь различные подразделения, в том числе отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие отделения, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Центр может оказывать социальные услуги как женщинам, обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др.

Развивается в Республике сеть служб в системе образования. Так, в учреждениях образования, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также в социально-педагогических учреждений функционируют социально-педагогические и психологические службы (СППС). Целью деятельности СППС является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении. Социально –педагогическая и психологическая служба учреждения образования оказывает социально- педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных. Она обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Следует отметить, что процесс создания и развития сети социальных служб неоднозначен и обуславливается рядом факторов: ограниченностью финансовых ресурсов; дефицитом персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы; низким социальным статусом и невысоким уровнем заработной платы специалистов социальных служб; слабой правовой базой системы социального обслуживания.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что Вы понимаете под социальным обслуживанием?

2. Покажите какая связь существует между социальной защитой, социальным обслуживание и социальной политикой государства.

3.Какие принципы лежат в основе функционирования системы социального обслуживания?

4.Какие учреждения социального обслуживания Вы знаете?

5. Почему социальные службы являются организационной формой социальной работы?

6.Через какие формы может осуществляться социальной обслуживание населения в Республике Беларусь?

Рекомендуемая литература

1. Кунгурова Н.И. Социальная работа [ лекции] / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: Минская фабрика цветной печати, 2007, - 447 с.

2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

3. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

4. Закон РБ «О социальном обслуживании населения» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 24 мая 2000 г., № 2/170

5.Примерное Положение о территориальном центре социального обслуживания населения (в ред. Постановления Мин. Труда и социальной защиты от 17. 03. 2005 № 24; от 31.03. 2005 № 31)

6.Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 103, 5/9279).

 











Date: 2015-09-23; view: 1473; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.061 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию