Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2. Категории, закономерности и принципы социальной
Работы 1. Категориально- понятийный аппарат социальной работы 2. Закономерности социальной работы. 3. Принципы социальной работы. 1. Любая гуманитарная наука, в том числе теория социальной работы, отражает изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления (например, взаимодействие «человек-человек», «человек-среда»), обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности того или иного явления, не позволяющие его толковать двояко. Понятие – это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. Когда т е рмин становится всеобщим он является категорией, т.е. категории – это наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия. Под категориями понимаются важнейшие понятия, родовые понятия, отражающие существенные стороны предмета данной науки. В категориальной форме отражается опыт исследования и практической деятельности в социальной работе, выражаются уровни понимания и осмысления ее особенностей, взаимосвязей. Наука лишь тогда имеет право на самостоятельное существование, когда в ее законах и категориях находят свое научное выражение специфические объективные закономерности и стороны развития самой действительности. Следовательно, категории являются структурообразующими элементами социальной работы как научной теории. В теории социальной работы сложился специфический категориально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются сущность, содержание, закономерности и тенденции социальной работы. Категории и понятия теории социальной работы нельзя отрывать и тем более противопоставлять категориям и понятиям смежных социальных дисциплин, изучающих человека, социальные группы и социальные процессы. Однако это не означает, что законы и категории теории социальной работы теряют свое самостоятельное значение. Так, современные исследователи проблем теории социальной работы при выделении групп понятий и категорий в основание классификации имеют в виду различные критерии. Например, Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова отмечают, что в систему категорий социальной работы должны войти понятия, отражающие, в частности: специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики — социальная работа в образовании, социальная работа в здравоохранении, в службах социального обеспечения; социальная работа в армии и т. п.; специфику социальной работы с различными категориями населения (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска и т.д.); социальная работа в различных социальных ситуациях: социальная работа в экстремальных ситуациях и в условиях экологического неблагополучия, военных действий и т.д.; категории, отражающие модели разрешения социальных проблем каждого клиента в отдельности: консультирование; адаптация личности; социальный контроль; технологии социальной защиты и др.; Интегративный и междисциплинарный характер социальной работы обусловили размытость границ ее категориального аппарата. Теория социальной работы при рассмотрении социальных проблем общества опирается на такие социологические категории, как «социальное», «социальные процессы», «социум», «социализация», социальные отношения». Однако, это не означает, что теория социальной работы не имеет базовых, родовых понятий. В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий (Е.И.Холостова): · собственные категории социальной работы: социальный работник, социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, адресная социальная помощь; специалист по социальной работе, клиент, социальные службы, социальное обеспечение и др. · категории, относящие к социальной работе по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания: социальная реабилитация, психосоциальная работа, семейный конфликт; социальная адаптация; социально-медицинские услуги, социально- правовые услуги и др. · категории не являющиеся специфическими для социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками: социальные отношения, социальное пространство, общество, государство, социальная стратификация, социальные процессы, социум. Рассмотрим некоторые базовые категории социальной работы. Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности; семьи и других социальных групп. Специалист по социальной работе - специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших социальных проблем; Социальное помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержка их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Социальная поддержка – специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования незащищенных социальных групп населения, отдельных семей, личности, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Социальное обслуживание -деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Социальная защита населения – целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровня общества система практически осуществляемых социальных, политических, правовых, экономических, психолого-педагогических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотвращения ущемления его прав и свобод.
2. Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Поэтому важнейшей задачей ее научной теории является выявление и формулирование закономерностей, которые выражают порядок причинной, необходимой, устойчивой, повторяющейся связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывает вполне определенные изменения других явлений или процессов. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, без умения использовать познанные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социальную работу. Следует заметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, порой отличаются от закономерностей, имеющих место в науке, так как в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других. Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследовательской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента. Теория социальной работы выявляет и описывает основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов социальной работы: объекта сознательного воздействия и условий его жизнедеятельности; цели, задачи и закономерности взаимодействия объектов и субъектов; субъекта; принципов и методов. Закономерности социальной работы можно разделить на: · Объективные закономерности -присущие социальной работе как процессу, по его сущности, неизбежно проявляющиеся как только он возникает в какой либо форме, независимо от способа, содержания деятельности социального работника (т.е. отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями). В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня развития социальной работы и уровня социального развития общества. · Субъективные закономерности– проявляющиеся в зависимости от деятельности, средств предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы). В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социального работника и клиента в решении проблемы. Е.И. Холостова, при вычленении закономерностей социальной работы исходит из того, что в социальной работе имеют место организационно-управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента (контакнтный уровень социальной работы), которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности. Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки выделяют отношения: субординации – связи между органами управления, между отдельными лицами при наличии у них служебных отношений подчиненности при реализации общей цели управленческой деятельности; координации - связи между непосредственно не подчиненными друг другу участниками управленческого процесса с целью согласования своих действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей; корреляции – взаимодействия и взаимовлияния. Для управленческих органов социальной защиты государственного, регионального и местных уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, правами и обязанностями управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями: · зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования, и учреждений социального обслуживания; · зависимость эффективности социальной защиты и социального обслуживания населения от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; · взаимосвязь между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и социального обслуживания и т.д. Эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, зависит от следующих закономерностей: · совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; · целостность воздействия специалиста социальной работы на · соответствие полномочий и ответственности специалиста по Закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. Поэтому на практике он руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований к содержанию, методам, технологиям, организации социальной работы становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника. Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях с практикой социальной работы. Принципы объективны по содержанию и субъективны по форме. Выделяют следующие группы принципов социальной работы: Общефилософские: лежат в основе всех наук об обществе, человеке, механизмах их взаимодействия. К ним относят – принцип развития, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности, принцип отражения, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды. Социально- политические: выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к приоритетам в социальной защите населения. К ним относят: принцип гуманизма и демократизма содержания, методов социальной работы, принцип государственного подхода к задачам решаемым в процессе социальной работы, принцип законности и справедливости деятельности специалиста по социальной работе, принцип связи содержания, форм, методов социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности или социальной группы. Организационно- распределительные: К ним относят – принцип социально-технологической компетентности специалиста по социальной работе, принцип единства прав и обязанностей, принцип стимулирования, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности. Психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К ним относят: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы; учет возрастных особенностей. Специфические принципы социальной работы. Они определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению. К ним относят: · принцип универсальности, которыйтребует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера; · принцип охраны социальных прав, т.е. оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их; · принцип социального реагирования, который подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг; · принцип профилактической направленности, т.е. указывает на необходимость и важность предотвращения возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или предупреждения отягощения уже возникших проблем; · принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Важнейшая цель деятельности специалиста по социальной работе работника — обеспечение способности клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности; · принцип опоры на собственные силы, которыйподчеркивает активную позицию клиента в разрешении своих проблем. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей; · принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Специалисты по социальной работе должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов; · принцип конфиденциальности, предполагает что в процессе деятельности специалисту становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям; · принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Однако, специалист по социальной работе не может делить клиентов на «xoроших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее.
Вопросы для самоконтроля
1.Охарактеризуйте подходы к группированию категорий социальной работы? 2.Какова сущность закономерностей социальной работы? 3.Дайте характеристику основным принципам социальной работы.
Рекомендуемая литература 1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с. 2. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. 3. Социальная работа: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. В.И.Курбатова.- Ростов н/ Д: Феникс, 2003 - 478 с. 4. Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – 334 с.
Date: 2015-09-23; view: 802; Нарушение авторских прав |