Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь и взаимовлияние
1.Сущность социальной политики, ее принципы и функции 2.Направления и содержание социальной политики в Беларуси 3.Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
1. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. Существует многообразие определений категории политика. Политика – это: · сфера деятельности связанная с социальными отношениями по поводу проблем завоевания, удержания и использования государственной власти; · отношения между социальными группами, классами государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти; · система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сферы и др.; · практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей. Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп и связано с использованием государственной власти. Существенный признак политики – это то, что она предстает как форма обобщения, интеграции интересов и воли социальных групп или общества в целом. Главный субъект государственной политики – государство. Еще одним важным признаком политики выступает характер использования механизма власти. Поэтому политика – это и участие народа в делах государства, направление деятельности государства, определение задач, содержания и форм его деятельности. По своей структуре политика подразделяется на две крупные составляющие: внутреннюю и внешнюю политику. Содержание внутренней политики - отношение классов, социальных слоев и групп данного общества к существующей государственной власти; устойчивые интересы социальных групп в обществе и их взаимоотношения; глубинные процессы социально-экономического и культурного развития общества. Успехи в области внутриполитической неизбежно отражается на внешне политической деятельности государства, умножают его авторитет и популярность на международной арене. Внутренняя политика государства в соответствии с потребностями общественного развития включает в себя ряд крупных разделов, которые отражают приоритеты в концентрации материальных и духовных ресурсов для решения актуальных задач государственного развития. Важным разделом внутренней политики является социальная политика, которая воплощается в социальных программах и практике государства и регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика по своему происхождению вторичная относительно экономики, так как экономика основа для реализации, решения социальных задач, проблем, социальных проектов. Вторичность социальной политики не означает ее второстепенность так как она влияет на развитие, благополучие социальной сферы. В социальной сфере реализуются и оцениваются результаты хозяйственной, экономической деятельности, проверяется ее эффективность по удовлетворению потребностей и интересов людей. Социальная политика отражает также и степень гуманности государства по отношению к своим членам. Без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека. Человек главная составляющая производительных сил общества. Невнимание к нуждам людей, к социальным аспектам труда, досуга, быта приводит к падению производства и обостряет социальное напряжение в обществе. Задача социальной политики – гармонизация общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственных мер по их регулированию. Социальная политика основывается на системе принципов, которые выражают характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: гуманизма и социальной справедливости; системности и непрерывности, преемственности; сбалансированности целей и возможностей реализации социальной политики; открытости; демократизм выработки и реализации социальной политики; действенный контроль со стороны общества за реализацией социальной политики; адресность мер по социальной защите населения. Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются через систему функций- относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных видов политической деятельности. Важнейшими из них выступают: прогностическая; социально-защитная; управленческая (управление социальными процессами); интегрирующая (объединение различных социальных групп и слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание социальной стабильности); оптимальное разрешение социальных противоречий в социальной сфере. В социальной политике целесообразно выделять два относительно самостоятельных аспекта: 1. Социальная политики в широком смысле – это совокупность решений, мероприятий, которые затрагивают все стороны жизни членов общества и направленных на обеспечения населения продуктами питания, жильем, социальными услугами, рабочими местами, охрану здоровья населения, его образование, создание гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан и т.д. 2. В узком смысле – собственно социальная политика – т.е. социальная политика сориентированная на социальную защиту и поддержку конкретных категорий населения: молодежная социальная политика, семейная социальная политики и т.д. Устойчивая социальная политика способствует упрочению политической устойчивости и стабильности общества.
2. Особенно актуальными в условиях переориентации экономики с плановых начал на рыночные являются следующие направления в развитии социальной политики государства: 1. Создание гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, т.е. социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Реализация данного направления в значительной степени определяется уровнем экономического развития государства. 2.Улучшение условий труда, позитивные преобразования в сфере трудовой деятельности. Особенно значимо данное направление социальной политики для тех сфер, где изменения происходят в характере и условиях труда человека, так как именно здесь происходит рефлексия ее гуманности. Решение социальных проблем в сфере труда не должно сводиться только к вопросу технического перевооружения производства. Оно предполагает и решение таких задач как создание достойных человека условий труда; улучшение нравственно-психологической атмосферы на производстве; повышение культуры производства; создание условий для профессионального роста работников; организация досуга и отдыха. 3.Забота об укреплении института семьи, ее охране и защите. Семья, семейно-брачные отношения, отношение родителей к детям, детей к родителям отражают состояние, уровень психического и физического здоровья нации, ее будущее. В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь «брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». В данном направлении социальной политики акцент делается социальную защищенность материнства и детства, на увеличение помощи семьям, имеющим детей, расширение льгот работающим женщинам и т..д. Главной целью государственной семейной политики является укрепление нравственных основ семьи; обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи. В социальной политике большое место отводится такой проблеме как социальная защита детства. Решается она через создание системы государственных органов и общественных организаций направленных на социальную защиту детства: создана Национальная комиссия по правам ребенка, приняты ряд законодательных актов: Закон РБ «О правах ребенка» (1993), Закон РБ «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992); Президентская Программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы (2006), Закон РБ «О гарантиях социальной защиты детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (2005); создаются социально-психологические службы помощи семье и детям и т.д. Так, государственная финансовая поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", согласно которому установлены различные виды единовременных и ежемесячных пособий: единовременное пособие в связи с рождением ребенка; пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей старше 3 лет; пособие одинокой матери; пособие по беременности и родам; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие. Кроме того, семьям с детьми предоставляются дополнительные гарантии и льготы в области трудовых прав и занятости, пенсионного обеспечения, образования, налогообложения и другие. Данное направление социальное политики сориентировано и на решение такой проблемы как социальное сиротство, социальная реабилитация и интегрированное обучение детей с особенностями в развитии, профилактика детской преступности и т.д. 4. Государство проводит и действенную социальную политику в отношении социально незащищенных групп населения. Социальное неравенство обуславливается наступлением непредвиденных независимых от воли лица обстоятельств, которые влекут утрату или сокращение доход, средств вследствие болезни, инвалидности, потери кормильца. В РБ установлена система государственного социального обеспечения и социального страхования. Государство законодательно закрепляет гарантированную возможность назначения пенсий, пособий, других видов материальной поддержки нетрудоспособным, инвалидам, многодетным семьям и др. 5.Социальная направленность государства проявляется и в его молодежной политике. В Конституции РБ (1996 г.) определены основы правовой базы развития молодежи, ее социальной защищенности, активного участия в политической, экономической, культурной жизни страны. В качестве приоритетных направлений социальной молодежной политики провозглашены: установление социальных гарантий в области образования, трудоустройства, занятости, обеспечения досуга, осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи. Активно развивается нормативно-правовая база реализации государственной молодежной политики, которая включает в себя Закон РБ «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992), Указы Президента РБ «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» (1996); «О поддержке талантливой молодежи» (1995), Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2006- 2010 годы и др. 7.Важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость – оценочное понятие различных явлений и фактов общественной жизни. Оно является результатом интеграции нравственно-правового и социально-политического сознания. Категория справедливости применима к оценке экономических, политических, правовых событий и фактов, к оценке взаимоотношений общества и личности. Основа социальной справедливости – наличие соответствия между действительной ролью личности, социальной группы в жизни общества и их социальным статусом; между деянием и воздеянием и т.д. Социальная справедливость – это обеспечение широких социальных гарантий человеку: обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и т.д. Вопросы социальной справедливости – приоритетные в социальной политике. В этой связи постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 1999 г. N 1254 "О мерах по социальной защите малообеспеченных граждан" определены категории граждан из числа малообеспеченных, которые в силу их физического состояния и материально-бытовых условий нуждаются в первоочередной социальной поддержке. К ним отнесены инвалиды I и II групп; одиноко проживающие пенсионеры; многодетные и неполные семьи; трудоспособные граждане, осуществляющие уход за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом, а также лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи; безработные граждане, состоящие на учете в государственной службе занятости и соблюдающие обязанности безработных, предусмотренные законодательством о занятости. 8.Значимым направлением социальной политики является пенсионное обеспечение. Совершенствование пенсионного обеспечения осуществляется в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает комплекс мер, направленных на усиление гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, создание предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, приведения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера. В комплексе мер по реформированию пенсионной системы важная роль принадлежит совершенствованию критериев определения размеров пенсий и механизма их исчисления с таким расчетом, чтобы размеры пенсий напрямую зависели от страхового и трудового стажа и объема уплаченных страховых взносов. Пенсионная реформа включает в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и введение страхового механизма его осуществления. Основой его стал индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов, который позволит упорядочить процесс осуществления пенсионного обеспечения при переходе на новые принципы в тесной зависимости от уплаты страховых взносов. 9. Приоритетные направления социальной политики сегодня в Республике остаются: вопросы жилья, продовольствия; решение проблем, касающихся развития человеческого потенциала; осуществления ряда мер в области политики занятости населения, доходов и оплаты труда; повышение объема и качества медицинской помощи населению; приближение уровня потребления благ и услуг в республике к аналогичному уровню экономически развитых стран; выработка мер, направленных на повышение ответственности родителей за судьбу и воспитание детей; решение проблемы охраны материнства и детства, социального сиротства, детской безнадзорности. Основная линия проведения социальной политики - это: гуманизация отношений между всеми слоями населения, партиями, общественными организациями; сохранение и развитие исторических традиций и ценностей нашего народа. Социальная политика РБ длительное время была сориентирована на социальную защиту всех малоимущих, т.е. имела место патерналистская модель социальной политики. В настоящее время наша социальная политика развивается в направлении перехода от патерналистской к субсидиарной модели. Что предполагает усиление страхового принципа в реализации социальной политики. 3. Концептуальные основы социальной политики, ее содержание служат содержательной и организационной основой для социальной работы. Опираясь на силу законов и различных подзаконных актов, структуры органов государственного управления социальная политика должна создать предпосылки для успешной адаптации человека к постоянно изменяющим условиям жизнедеятельности. Социальная работа также призвана оказывать помощь человеку, имеющему проблемы в адаптации к социокультурным условиям. На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом: · субъект социальной политики — государство, т.е совокупность всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; · политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; · объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления; · система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики; · предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ*. При решении конкретных задач эта структура дополняется и другими элементами, в частности таким как социальная работа. Существует несколько технологических фаз механизма реализации социальной политики: научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий в развитии конкретных социальных отношений; определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей; нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие законов и иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти; административно-организационное и мотивационно-пропагандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне государства, регионов и на местах; контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы. В социальной политике государства выделяют два взаимосвязанные и взаимодействующие стороны: научно-познавательную и практически- организационную. Научно-познавательный компонент предполагает глубокое и ________________ *Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С.83 основательное изучение и осмысление потребностей различных категорий населения, условий и возможностей их реализации; изучение тенденций развития социальных процессов, а также отражает уровень общественного мнения и настроения, степень устойчивости различных слоев общества. На основании данного компонента разрабатывается концепция государственной социальной политики, определяются ее задачи и направления. Все эти позиции влияют также и на теоретическое осмысление социальной работы. Практически - организационный компонент социальной политики связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. В реализации данного компонента огромную роль играет социальная работа, в частности деятельность органов государственного управления системой социальных служб на разных уровнях, а также организация социальной работы с населением. Организационный уровень социальной работы предполагает: четкое понимание задач, определенных социальной политикой государства, анализ и оценку условий для их решения; подбор, расстановка кадров, подготовленных для решения социальных задач; координацию усилий структурных подразделений и конкретных исполнителей; доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом. Оба компоненты (научно-познавательный практически организационный) равнозначны в реализации задач социальной политики. Их следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Успех в социальной работе также зависит от социальной ориентированности кадров, под которой понимают слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного практического управления социальными процессами на всех уровнях. Социальная политика предусматривает: учет и эффективную реализацию основных направлений социальной работы: социальной диагностики, социальной профилактики, социального надзора, социальной коррекции, социального попечительства; направленность на основные социальные объекты, которые нуждаются в социальной защите, помощи и поддержке: инвалидов, семьи, безработных, участников Великой Отечественной войны, детей-сирот и т.д. Социальная политика государства имеет различные измерения: экономическое; организационное; правовое; собственно социальное; личностное; культурологическое. Среди объективных критериев реализации социальной политики наиболее важными являются: реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их потребностей; социальная защищенность малоимущих слоев населения, детей, пенсионеров и т.д.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем сущность понятий «политика», «социальная политика»? 2. Дайте характеристику принципам и функциям социальной политики. 3.Охарактеризуйте основные направления социальной в РБ. 4. Покажите взаимосвязь социальной работы и социальной политики государства. 5. Охарактеризуйте механизмы реализации социальной политики.
Рекомендуемая литература 1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с. 2. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. 3. Социальная политика Беларуси в начале ХХ1 века: [ сборник научных трудов ] // науч. ред. С.С. Полоник [ и др. ] Гос. науч. учреждение «Научно- исследовательский экономический институт Мин. экономики РБ». – Минск. НИЭК Мин – во экономики РБ, 2005. – 278 с.
Date: 2015-09-23; view: 786; Нарушение авторских прав |