Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как предпосылка социальной работы
1.Понятие «социальные отношения» в социальной работе. 2.Типы социальных отношений
1. Человек – биосоциальное существо. Вне социума он жить не может. Свою индивидуальность человек проявляет в системе отношений, взаимодействий, социальных связей, которые складываются в обществе. Связи в которые включается человек образуются в процессе социальной, экономической, духовной, политической и иных видов деятельности людей. Они образуют определенные типы общения, виды социальных систем. Сущность взаимодействия, взаимоотношения отражают два понятия: · общественные отношения, которые трактуются как многогранные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, культурной, политической деятельности. Эти отношения изменяются в процессе развития общества. · социальные отношения. Чтобы выяснить сущность социальных отношений необходимо разобраться с сущностью общественных отношений. Общественные отношения – специфический признак общества; делают общество специфической системой, соединяют индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Общественные отношения - форма деятельности людей. Они характеризуются рядом признаков: носят надличностный характер, т.к. выражают не сугубо личное положение человека, а взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек; объективно обусловлены: связывают индивида с группой, обществом; являются средством включения человека в общественную практику; порождаются деятельностью конкретных людей; обладают большой активностью и устойчивостью. Можно констатировать, что общественные отношения это устойчивая система связей индивидов, сложившихся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Проблема определения категории «социальные отношения», обуславливается тем, что нет однозначного определения категории «социальное» (от лат. – совместный, общественный, товарищеский). Исторический анализ показывает, что термин «социальное» возникает для обозначения тех новых явлений, которые присущи человеку и возникают среди людей. Чаще всего понятие «социальное» трактуется в двух смыслах: · (в широком смысле) социальное – это все то, что относится к обществу; т.е. социальное противопоставляется природному. · (в узком смысле) социальное используется для описания социальной сферы, которая рассматривается как одна из сторон общественной жизни, наряду с экономической, политической, культурной; а также используется при анализе социальных отношений, как специфических отношений, возникающих и существующих между основными социальными субъектами. Следовательно, в узком смысле понятие «социальное» отражает способ взаимодействия между социальными группами и индивидами как представителями этих групп в области их положения и роли в обществе. Социальное связывают с положением людей в обществе, их образом жизни и определяется социальное через взаимодействие больших групп людей по поводу условий их жизнедеятельности. Тогда, социальные отношения – это отношения между людьми как представителями социальных групп по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий развития личности, социальных групп. Социальные отношения следует рассматривать как «сторону» общественных отношений. Они присутствуют всегда в экономических, политических и других общественных отношениях, но социальные отношения не заменяют и не подменяют собой другие общественные отношения. Социальные отношения - срез, синтез социальных сторон, социальных аспектов всех видов общественных отношений, которые сказываются на положении человека в обществе. Социальные отношения преломляются через внутреннее состояние человека, выражаются в его деятельности, и отражают личное отношение человека к окружающей действительности. Главный фактор, который определяет социальные отношения, их формирование, функционирование и изменение – это сам человек. Социальные отношения – это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. Стержнем социальных отношений, проявления социальных качеств, являются отношения равенства и неравенства, прежде всего, социального равенства и социального неравенства. Социальное неравенство многопланово: стратификация нацией, гендерное неравенство, возрастное неравенство и др. В социальных отношениях акцент делается на социальном характере положения людей; их статусе; условиях жизни; равенстве и неравенстве. Сегодня социальные отношения выражают определенные различия в общественном положении между представителями различных социальных групп. Необходимо отметить, что в разных общественных системах социальные отношения, социальные связи имеют свои особенности и специфику и отличаются друг от друга. И это отличие определяется, прежде всего, характером первичных социальных отношений, под которыми понимают взаимосвязь и взаимозависимость людей по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства и совершенствования жизни. Именно первичные отношения определяют систему общественных отношений: от политических до социально-бытовых (кому реально принадлежит власть, материальные ресурсы государства); от производственно-экономических до художественно – эстетических, духовно-культурных. В них находят выражение взаимозависимости, базовые отношения владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления, которые возникают и воспроизводятся в процессе взаимодействия жизненных сил человека и его средств к жизни, жизненного пространства. Тогда можно предположить, что социальные отношения являются предпосылкой понимания сущности социальной работы. Ведь в социальной работе как совокупности различных видов деятельности сказывается влияние именно первичных социальных отношений. Для человека как биопсихосоциального существа огромное значение имеют социальные связи, касающиеся его индивидуально-личностного и коллективного бытия; его жизненное пространство; его средств к жизни – с одной стороны, а с другой – наличие многообразных общественных сфер (политической, культурной, экономической, социальной и др.) где эти связи могут осуществляться и реализовываться. К таким связям, как отмечает Холостова Е.И., относят социальную помощь, социальное призрение, социальную реабилитацию, социальную защиту и т.д. А это и есть сфера интересов социальной работы*. Взаимосвязь социальной работы и социальных отношений показывает, что социальный работник должен: знать, изучать социальные отношения людей; учитывать наличие сложившихся социальных отношений, их социальной дифференциации; учитывать то, что социальные отношения закрепляются в виде устойчивых взаимодействий социальных институтов, организаций, которые помогают решать проблемы социальной работы. __________________ *Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – С.173-177 Еще один факт, указывающий на взаимосвязь социальной работы и социальных отношений: социальные отношения связаны с социальной сферой общества, в которой удовлетворяются жизненные потребности человека. Нужно учитывать такие аспекты как, какими способами удовлетворяет потребности человек, не наносит ли он ущерба при этом другим людям, насколько разумны эти потребности, а также не приводит ли это к социальным конфликтам и к увеличению числа людей нуждающихся в социальной защите. Социальная сфера это относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занимающихся представлением социальных благ и услуг (социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита, социальное призрение), т.е. это пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и саморазвития общественных субъектов. Социальная сфера одна из основных сфер общества наряду с экономической, политической, социокультурной и др. Она имеет свои ценности, главным источником которых выступает труд. Основными характеристиками социальной сфера являются: самостоятельность; целостность; наличие собственных законов развития: закона социального сравнения; социальных перемещений; динамики социальной активности; развития социальной структуры. Структура социальной сферы представлена такими компонентами как: социальная структура общества: люди с их потребностями, ценностями и качествами; социальные системы: учреждения, организации, которые помогают человеку реализовать его потребности; взаимодействия, отношения людей в которые они вступают для реализации потребностей; принципы, законы развития социальной сферы, правила разрешения проблем возникающих в социальных отношениях. Таким образом, знание состояния социальных отношений, анализ состояния социальной сферы позволяют специалисту по социальной работе осуществлять дифференциацию при организации социальной защиты различных категорий и групп населения; выбирать наиболее эффективные формы и методы удовлетворения потребностей социальных групп и отдельных личностей.
2. Социальная работа как специфическая форма социальной деятельности может и должна рассматриваться на нескольких уровнях: индивидуальном; групповом и на уровне общества. Социальными субъектами социальных отношений в этих случае выступают: индивид, группа людей, определенный социум, общество, которые одновременно являются и носителями социальных отношений. В процессе реального общения, даже в условиях одной общности социальные отношения имеют многоуровневый характер, но главная роль принадлежит социальным отношениям, которые складываются между основными социальными субъектами. В социальной работе важно уметь классифицировать социальные отношения. А для этого необходимо специалисту по социальной работе четко представлять какой показатель, признак используется для структурирования и классификации социальных отношений в каждом конкретном случае. Ведь от этого в значительной степени будет зависеть эффективность социальной помощи оказываемой клиенту. Так как социальные потребности являются реальной формой осуществления социальных отношений в нашей жизни, то они могут выступать в качестве признака для классификации социальных отношений. Потребности, в том числе и социальные, являются объективными. Они выражают нужду человека в чем-то – еде, одежде, жилище, общении и т.д. Однако каждый социальный субъект может предпочитать различные формы удовлетворения потребностей. Следовательно, можно говорить о субъективно- объективной природе потребностей. Противоречия между объективной и субъективной формами реализации потребностей может создать противоречия, конфликт, что переводит индивида из субъекта социальных отношений в объект социальной работы. Потребности определяют внутреннюю движущую силу человеческой активности. Множество потребностей человека определяется его двойственной социально-биологической природой. В теории социальной работы, а следовательно и в практической деятельности специалиста по социальной работе наибольшее распространение приобрела система человеческих потребностей А. Маслоу, которая включает в себя следующие уровни потребностей: 1 уровень. Витальные или физиологические потребности. Если физиологические потребности имеют социальную окраску, то механизмы приспособления человека к обществу также обладают социальными свойствами. 2 уровень. Потребность в безопасности, устойчивости, в спокойствии, защите от неблагоприятных воздействий, уверенности в будущем, удовлетворении физиологических потребностей. Неудовлетворение этих потребностей приводит к образованию психологических дезадаптационных процессов, что может содействовать превращению человека в клиента социальной работы. 3 уровень. Потребность в общности, принадлежности к сообществу людей; социальной группе; в привязанности, расположении, любви. 4 уровень. Потребность в уважении, самоуважении, признании окружающих. Этот уровень потребностей требует высокого уровня развития личности. Однако адекватность самооценки, правильный выбор «референтной группы» с чьим мнением соотносит свое поведение и мышление индивид требует определенного труда его души, в т.ч. и усилий со стороны общества. 5 уровень. Потребность в самоактуализации, стремлении наиболее полно раскрыть себя, стать тем кем он может быть. Однако нужно учитывать, то что общество не всегда могло и может обеспечить благоприятные условия и социальные возможности для развития личности. 6 уровень. Потребность в любви, приятии. Безусловно, между потребностями разного уровня существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Потребности нижнего уровня влияют на потребности верхнего уровня. Невозможность для человека удовлетворить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, в получении социальных услуг и т.д. как раз и является сферой компетентности социального работника. Кроме того, взаимосвязь потребностей дает возможность более детально и объективно анализировать действительность и социальную ситуации индивида, т.к.удовлетворение потребностей в значительной степени обуславливается социальной ситуацией. В социальной работе предметом деятельности социального работника и является социальная ситуация индивида. Социальная ситуация – это выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем клиента или группы, с которой взаимодействует социальный работник. Социальная ситуация оценивается человеком в высшей степени субъективно и по тем критериям, которые стороннему человеку могут показаться непонятными. Следовательно, социальному работку нужно тактично подходить к решению проблемы клиента, с тем чтобы не унизить его человеческое достоинство. Решая конкретную проблему клиента, его социальную ситуацию необходимо анализировать с позиции многоуровневых социальных связей: · индивидуальный уровень, уровень малых групп, включая семью; · уровень больших социальных групп, выделяемых по этническим, религиозным, расовым, профессиональным, возрастным и др. признакам; · уровень территориальной общности; · национально-государственный уровень. И это вполне закономерно, так как даже внутриличностный индивидуальный конфликт связан с целой системой разноуровневых противоречий, без изучения которых невозможно решить и проблему клиента. В качестве признака для классификации социальных отношений может выступать также социальная, имущественная дифференциация между слоями, группами общества, так как онаослабляет гарантии реальной социальной защиты населения, в особенности неработающих и занятых в непроизводственной сфере. Так, имущественная дифференциация осложняет порой общую стратегию оказания социальной помощи населению через традиционные в советский период формы помощи, а также через новые. Рост стоимости путевок в оздоровительные лагеря, рост стоимости оказания бытовых услуг через систему бытового обслуживания приводит к тому, что не все категории населения этими услугами могут воспользоваться. Поэтому при формировании моделей социальной работы и оказании социальной помощи необходимо учитывать следующие факторы: · особенности социального положения и условий жизнеобеспечения представителей различных социальных групп населения; · традиционно сложившиеся социальные отношения между существующими субъектами социальных отношений и новыми, появившимися в связи с изменением социальной структуры общества (новые белорусы, олигархи и др.). Социальная работа основывается на отношениях существующих в обществе и обусловленных как социальной политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно подразделять на первичные, вторичные и третичные. Первичные отношения - отношения, возникающие в социальной группе, которую составляет клиент, его семья и друзья. Представители такой группы порой по-разному оценивают одни и те же социальные явления и процессы. А это позволяет более грамотно выявить основные проблемы клиента. Вторичные отношения – определяются членством клиента в различных социальных группах (территориальных, религиозных, этнических и др.). Безусловно, социально-психологические особенности этих групп влияют на появление, проявление и протекание проблем клиента. Третичные отношения - определяются гражданскими ролями клиента и их возможностями по реализации своей субъектности. Эти отношения также влияют на характер проблем клиента. С целью эффективного решения проблем клиента и рассмотрения социальной работы как целостной системы все три типа отношений следует рассматривать в комплексе. Порой нарушения первичных отношений может провоцировать проблемы и в группе третичных отношений.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте сущность понятия «социальные отношения». 2.Покажите, что социальные отношения являются основой и предпосылкой социальной работы. 3. Какие типы социальных отношений выделяют? 4. Покажите роль социальной работы в регулировании социальных отношений.
Рекомендуемая литература 1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с. 2. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. 3. Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – 334 с. 4. Кунгурова Н.И. Социальная работа; [ лекции] /Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: Минская фабрика цветной печати, 2007, - 447 с.
Лекция7. Социальная работа и социальная политика: Date: 2015-09-23; view: 612; Нарушение авторских прав |