Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Натуралистическая, психологическая, позитивистская и другие школы





Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) является создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса на основе идей органицизма и биологизма. Своей теорией культурно-исторических типов Данилевский в работе "Россия и Европа" (1869г.) возвестил о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Фундаментальной особенностью предложенной им схемы развития общества является отрицание фактов взаимодействия и взаимного влияния народов в ходе истории и абсолютизация уникальности неповторимой внутренней ценности различных культур. По Данилевскому, история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей их средой и между собой. Каждая из таких культур (типов) проходит стадии, характерные для развития любого живого организма: рождения, возмужания, дряхления и гибели. Причем наиболее перспективным в смысле потенции общественного развития Данилевский, в духе своих славянофильских утверждений, считал славянский тип.

В качестве методологического подхода он предлагал "естественную" систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временная классификация (по степеням и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. Тем самым Данилевский отвергал линейно-эволюционную концепцию истории. Каждый социальный организм, в том числе и культурно-историческое явление, рассматривается как целостная система, некий "морфологический принцип", структурный план которого "начертан рукой промысла".

Человечество, по мнению Данилевского, - только отвлеченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают "естественные" системы - обособленные "культурно-исторические типы". Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Таким образом, на место однолинейной исторической схемы Данилевский ставит "драму" многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и переживает подобно живому организму соответствующий жизненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.

На первой фазе развития русской социологии идеи Данилевского не были поддержаны, однако позднее, в начале XX века, они вновь стали предметом многочисленных обсуждений.

Другим не менее оригинальным отечественным социологом раннего периода был Лев Ильич Мечников (1838 - 1888). Главное его произведение -"Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ" (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, и в этом качестве стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В этой же работе он обосновывал и свою любимую мысль о "нарастании общечеловеческой солидарности" как критерия общественного прогресса.

Евгений Валентинович де Роберти (1843 - 1915) принадлежал к числу тех позитивистски ориентированных отечественных социологов, которые в качестве определяющего функционирования общества выдвигали психосоциальный фактор. Центральной категорией у него стало понятие "надорганическое". С одной стороны, это - высшая социальная форма проявления мировой энергии, а с другой, - продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: от простейших психофизических отношений людей до глобальных психологических взаимодействий в форме общественных процессов и явлений, которые подразделяются на четыре группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение, куда входят техника, экономика, право и политика. Эта классификация стала основой теории "четырех факторов цивилизации" де Роберти.

Еще одним направлением в отечественной социологии является психологическая социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867 - 1913), в основе которой лежало утверждение доминирующей роли эмоций как фактора, определяющего социальное поведение людей. Петражицкий выступал против применения традиционной логики и традиционной психологии к учению о государстве, праве, морали и обществе. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. Согласно взглядам Петражицкого, лишь психические процессы признаются реально существующими, социальные же рассматриваются только как их внешние проекции. На основе "эмоциональной психологии" Петражицкий проанализировал виды социальных процессов, социальную структуру и социальное развитие, уделив особое внимание юридическим и политическим институтам. Эти мысли он излагал, в частности, в своей работе "Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология" (1908).

Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) стоял у истоков субъективного направления. Свой социологический позитивизм он в пику натурализму строил на путях психологического редукционизма. Личность и ее положение - ключ к пониманию его системы. Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями, генезиса и истории этих форм.

Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904) стал продолжателем применения в социологии "субъективного метода", несколько ранее предложенного Лавровым. Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к "идеалу", справедливости.

Из основного философского принципа Михайловского - постулирования первичности "индивидуальности" - вытекает и его сосредоточенность на личности, индивиде, который всегда находится в состоянии войны с обществом и которого необходимо спасти от социального контроля.

Таким образом, согласно позиции Михайловского, задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или закономерности объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности, т.е. прежде всего индивида, личности и конструируемого ею социального идеала. Именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, возвышение ее над ролью простого придатка (средства) общества. На этом же утверждении определяющей роли личности в истории основана и знаменитая концепция "героя и толпы", в которой Михайловский абсолютизирует роль выдающейся личности в истории.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация в 1910 г. двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851 - 1916) "Социология", где автор изложил основные идеи своей позитивистско-ориентированной генетической социологии. Ковалевский отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждал полипричинное объяснение социальных явлений, согласно которому причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Изучение генезиса этих взаимодействий и составляет задачу социологии.

Предмет социологии - "социальный порядок и прогресс", которые в реальности существуют только в единстве социальных явлений. "Социальный порядок" есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования.

Общественный прогресс состоит в постоянном расширении сферы "солидарности" и "замирения". В истории социальная солидарность представляет собой универсальный процесс постепенного сближения социальных групп, классов, народов, государств. Революция при этом рассматривается как случайный патологический процесс эволюционного прогресса, понимаемого как прогресс социальной солидарности.

Ролью индивида в истории и разработкой идеи общественного прогресса в духе субъективистской социологии занимался и Николай Иванович Кареев (1850-1931).

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) анализировал историю общества и социальные отношения в перспективе материалистического миропонимания.

Александр Александрович Богданов [Малиновский] (1873-1928) в области социологического знания разработал теорию социальной адаптации и работал над теорией социальной эволюции.

Петр Бернгардович Струве (1870-1944) оказал известное влияние на развитие русской социологической мысли тем, что сначала утверждал, а после 1905г. резко критиковал марксистскую теорию социального развития. В полной же мере марксистскую социальную теорию применительно к социологической проблематике и особенностям социальной ситуации в России разработали Г. В. Плеханов (1856 - 1918) и В. И. Ленин (1870 - 1924).

Георгий Валентинович Плеханов развил понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания;

подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе ("К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Очерки по истории материализма" (1896) и др.).

Владимир Ильич Ленин в своей работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894) противопоставил русской субъективистской социологии марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как общественная формация, способ производства и др.

Кроме того, в работах Ленина разработаны вопросы марксистской теории государства; соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократий и диктатуры; анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата; определение перспектив и условий "отмирания государства". Таким образом, Ленин развил и применил для анализа различных сфер жизни общества марксистскую теорию общества, в ходе чего использовал разнообразные прикладные приёмы сбора социальной информации, например, в работе "Развитие капитализма в России" (1896-1899).

Date: 2015-09-23; view: 710; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию