Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменологическая социология





Феноменологическая социология, теоретико-методологическое направление в социологии XX века, является разновидностью понимающей социологии и продолжает тенденцию последней рассматривать общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии и взаимопонимании индивидов. В феноменологической социологии этот процесс называется межиндивидуальной коммуникацией или интерсубъективностью. Философской основой этого направления послужили идеи философов-феноменологов Э.Гуссерля, М.Шелера, М.Мерло-Понти. Основоположником феноменологической социологии стал австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1859).

Представители феноменологической социологии стремятся теоретически осмыслить социальную действительность как мир человеческих отношений, представлений, идей, целей и мотивов практически действующих социальных индивидов. Главная методологическая задача этого направления - проследить и понять процесс возникновения объективных социальных феноменов из субъективного опыта индивидов, проконтролировать становление и развитие человеческих представлений о социальном мире от единичных социальных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до абстрактных концептуальных конструкций социальных наук, содержащих эти индивидуальные субъективные значения в преобразованном, "вторичном" виде. Тем самым социологи-феноменологи пытаются восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром (одно из основных феноменологических понятий), миром повседневного знания и деятельности.

Шюцевский анализ интерсубъективности составил фундамент "социологии обыденного знания" - одной из наиболее разработанных на сегодняшний день концепций феноменологической социологии.

Каждый человек, пишет Шюц, обладает уникальной биографией и воспринимает мир по-своему. Однако этим не исключается "взаимность перспектив", т.е. возможность взаимодействия людей друг с другом. Человек, согласно Шюцу, воспринимает внешний мир - вещи, события как типы. Посредниками, передающими это обусловленное знание, являются словарь и синтаксис повседневной речи. Друг друга люди также воспринимают как типы, однако это восприятие носит достаточно неопределенный характер. Эти повседневные типы или "конструкты первого порядка" являются основой формирования объективных научных понятий или "конструктов второго порядка". Последние связаны с первыми генетически и схожи по способу образования, так как и те и другие являются результатом развертывания индивидуальной биографии субъекта. Этот процесс называется у феноменологов "наслаиванием" или конструированием. Слой за слоем новое знание "вписывается" в уже имеющиеся типы или же дает начало ядру, вокруг которого вырастает новая типическая структура. Таким образом, наука предстает как одна из множества "конечных областей значения", один из множества "миров опыта", которым может быть приписано свойство реальности. Наука связывается с повседневностью, а научные понятия обретают фундамент и историю в повседневном знании и деятельности. В результате наука утрачивает свое привилегированное положение инстанции, утверждающей истинность и объективность суждений, и предстает как один из множества институтов, "миров", формирующихся в рамках повседневного опыта. Ее понятия - это лишь "конструкты второго порядка", надстройка над обыденным опытом. Другие подобные "миры" - мир художественной фантазии, мир религиозной веры, мир религиозной болезни и т.д. Каждый из этих миров представляет собой совокупность "данных опыта", характеризующихся определенным "когнитивным стилем" и представляющих собой единое и непротиворечивое целое.

Таким образом, в центре феноменологической социологии стоит повседневность - одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Как таковая, повседневность является "высшей реальностью", она неизбежно оказывается основой, на которой только и могут формироваться все прочие миры опыта.

Феноменологическая методология в социологии имеет преимущества в описании взаимодействия, представления в структуре общения индивидов, ускользающих от внимания исследователей при объективистском подходе, что естественно привлекает к ней внимание психологов и социолингвистов. Однако свойственный ей релятивизм ведет к подмене объективности социальных явлений феноменологически трактуемой интерсубъективностью.

Идеи феноменологической социологии были продолжены двумя различными школами. Первую из них - школу феноменологической социологии знания - возглавили П. Бергер и Т. Лукман, вторую, получившую имя "этнометодологии", - Г. Гарфинкель.

Этнометодология - теоретическое и методологическое направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. Этнометодология пытается превратить методы исследования антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения социальных и культурных явлений. Тем самым она универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них основание социологического анализа современной социальной жизни. Предмет этнометодологии - процедуры интерпретаций, скрытые, неосознаваемые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Все формы социальной коммуникации сводятся этнометодологией к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, этнометодология отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия, по сути дела, формирует когнитивные структуры различного уровня - как повседневные представления о повседневной реальности, так и социологические теории, вырастающие на почве обыденных представлений.

Суммировать сущность этнометодологии можно в виде следующих теоретических положений: 1) отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией; 2) отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого собеседника; 3) выделение двух слоев в интерпретации - понимания и разговора; 4) отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи.

Важным положением этнометодологии является то, что она не приемлет позитивистской модели научного исследования, которая построена на принципиальном разрыве между объектом и субъектом. Этнометодология же утверждает, что социологическое исследование должно строиться на взаимосопряженности исследуемого и исследователя. Подчеркивая, что этнометодолог-социолог не может занять позицию отстраненного, Дистанциированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст повседневного общения и разговора, этнометодология обращает внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та,.которая выражена.вербально, что существует неявное, фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействий и объединяющие их. Этот уровень повседневного неявного опыта объединяет и социолога-исследователя и исследуемого и служит основой социологических теорий. Не допуская разрыва между предметом описания и анализа, т.е. между языком-объектом и метаязыком, этнометодология некритически описывает особенности общения и деятельности исследуемых культур и сообществ, принимает за рациональное то, что таковым не является. И в поисках подходящей методологии исследования этих феноменов этнометодология обращается к методам организации речи и жизнедеятельности, характерным для примитивных культур, не только в качестве объекта, но и в качестве описания.

Гарфинкель концентрирует свое внимание на исследовании единичных ("уникальных") актов социального взаимодействия, отождествляемого с речевой коммуникацией. С его точки зрения, основная задача социологии - выявление рациональности обыденной жизни, противопоставляемой рациональности научной. В соответствии с тезисом феноменологической социологии об уникальности и неповторимости социокультурной реальности этнометодология считает, что социологическая наука, являясь производной от повседневного опыта и общения, свойственным ей методами объективации и унификации переводит на теоретический язык представления повседневного здравого смысла и, следовательно, метод этого "перевода" должен соответствовать уникальности и неповторимости объекта исследования. Социология, таким образом, перестает следовать позитивистскому образцу объективного научного знания и в значительной мере субъективизируется.

Date: 2015-09-23; view: 884; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию