Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская социология до 1917 г





Социология в Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в.(до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) русская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институциализации (т.е. организации преподавания и научной работы).

Возникновение социологии в России определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции.

Гносеологической причиной оформления отечественной социологии как обобщающей общественной науки явилась потребность в междисциплинарном методологическом осмыслении данных конкретных социальных наук - истории, этнографии, социальной статистики и др. Позитивистская социология, утверждавшая объективистские критерии анализа социальных явлений, стала подходящей методологической базой для такого осмысления.

Появление социологии как новой формы мысли в России имело и более широкий смысл: она теоретически отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Пережитки крепостничества тормозили развитие капитализма, и позитивистская социология с первых ее шагов выступила в качестве идейного оружия кругов, заинтересованных в известном ограничении самодержавия, в разрушении дворянской монополии на высшее образование, государственное управление и т.п. Наука об обществе - социология - многим представлялась надежным помощником в деле критики всех социальных архаизмов. Идеологией большей части русских социологов был мелкобуржуазный демократизм и либерализм, и в большинстве идеологических конфликтов они выступали в оппозиции к царскому режиму. Таким образом, на формирование социологии в России сразу же наложили свое влияние традиции русского освободительного движения и публицистическо-гуманистическая ориентация русской литературы на "страдающий народ".

В своем развитии и функционировании русская социология прошла три стадии: первая стадия - возникновение "новой науки" (конец 60-х - конец 80-х гг.) характеризуется своеобразным исследовательским азартом и отсутствием окончательной разработанности критериев научности знания. На этой начальной фазе были явные издержки, наиболее бессодержательными оказались "шумные набеги" натурализма, призывавшего решать все социальные вопросы, опираясь на биологию.

Господствующей методологией на этой стадии, безусловно, был позитивизм, который выступал в виде следующих подходов: организм (П. Лилиенфельд, А.Стронин и др.), быстро потерявший идейный кредит;

географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков и др.; социопсихизм: Е. де Роберти; генетическая социология М. Ковалевского; историческая социология:

В. Ключевский). Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в.

Вторую стадию (1890 - 1900-ые гг.) можно назвать стадией "теоретико-методологической критики". В этот период идёт интенсивная критика всех уже сложившихся теорий и оживленная полемика между социологическими школами. Формируются основные идеи марксистской социологии (Г. Плеханов, В. Ленин), критикуется натуралистический редукционизм, складывается антипозитивистский ценностный подход.

Лидером антипозитивизма с упорной защитой методологических принципов, получивших позднее название "историзма", выступило неокантианство: А. Лаппо-Данилевский, Б. Кистяковский, П. Новгородцев, В. Хвостов, Л. Петражицкий и другие. Идеи неокантианства пришли на русскую почву из Германии, где немецкие философы и социологи, обратившись к идеям немецкого философа И. Канта, стали подчеркивать методологическое различие "наук о духе" и "наук о природе", т. е. подняли вопрос об особенностях методологии гуманитарных наук, имеющих дело с реальностью особого рода -культурой, сферой ценностей. Их главной методологической процедурой объявлялось "понимание" субъективного, ценностного смысла социальных процессов.

Неокантианская критика позитивистов привела к тому, что в первое десятилетие XX в., т. е. на третьей стадии развития отечественной социологии, сформировалось весьма сильное неопозитивистское течение со ставкой на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на отрицании научности ценностно-субъективистских подходов и утверждении главным предметом социологического исследования социального "поведения", определяемого стимулами среды. К бихевиористам в русской социологии принадлежал такой крупный социолог мирового масштаба, как П. А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологических концепций: социальной стратификации, мобильности, культурной типологии, истории социологии и т.д.

Таким образом, в качестве характерных особенностей русской социологической мысли XIX - начала XX в. можно отметить следующие: тесная связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой и тревогой за отечество.

Для полноты обзора идей и течений русской социологии необходимо кратко охарактеризовать взгляды ее главных представителей.







Date: 2015-09-23; view: 2120; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию