Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социология знания
К социологии знания принадлежат концепции, в основе которых лежит представлениео социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социологических методов. Многочисленные ее теоретики изучали различные сферы познавательной жизни общества (идеи, философию, идеологии), фиксируя зависимость процессов познания от общественной жизни, и в то же время по-разному интерпретировали связь между познанием и социальными структурами, рассматривая ее как каузальную, функциональную, символическую и т.д. Значительный вклад в развитие социологии внес социолог Карл Маннгейм (1893-1947). Область его научных интересов - социология знания, На всех этапах своих исследований Маннгейм обращал особое внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества. Понятия "структуры" и "взаимосвязи" являются главными и присутствуют во всех его сочинениях. Маннгейм сконцентрировал внимание на том, что мышление есть деятельность, тесно.связанная с деятельностью социальной и образующая структурную систему. Оно не является привилегированным видом деятельности, свободным от влияния общественной жизни, а поэтому должно быть понято и объяснено внутри нее. Познание является "общим процессом групповой жизни", где каждый открывает свои знания в структуре общей деятельности. Все идеи, согласно Маннгейму, даже "истины", относительны и соответственно подвержены влиянию социальной и исторической ситуации, из которой они возникают. Тот факт, что каждый мыслитель связан с определенной группой, что он имеет определенный статус и исполняет конкретную роль, определяет его интеллектуальный кругозор. Люди не рассматривают события с абстрактных позиций вообще, не делают этого как отдельно взятые личности. Напротив, они действуют, объединяясь или противостоя друг другу, и пока они так поступают, они мыслят одинаково или различно. Все познания и все идеи "локализованы", хотя и в разной степени, внутри социальной структуры или исторического процесса. Иногда определенная группа может иметь более полный доступ к пониманию социального явления, чем другие группы, но ни одна из них не может иметь абсолютного доступа к нему. Идеи имеют корни в различных отрезках исторического времени и социальных структурах, поэтому мышление неизбежно является перспективным, т.е. зависит от позиции, занимаемой наблюдателем. Два человека, следующие одним и тем же формально логическим правилам, могут судить об одном и том же событии очень различно. Маннгейм утверждал, что мышление неизбежно носит идеологический характер. Система мышления какой-либо группы не будет содержать всю истину. Идеологии с различными перспективами сосуществуют, причем каждая из них претендует на то, чтобы представлять всю истину, хотя фактически содержит только часть ее. Полная истина может быть найдена независимыми интеллигентами, не привязанными ни к какой отдельной позиции и настолько свободными, что они имеют возможность стать - в действительности или в воображении - на любую позицию. Благодаря этому они достигают понимания всех идеологий, всех точек зрения и могут обнаружить полную истину. Маннгейм подчеркивал, что его вклад в социологию знания разделяется на две части: эмпирическое исследование реального "влияния социальных взаимоотношений на мышление" и теоретическое исследование "влияния этих взаимоотношений на действительность". Он помог открыть новую область знания, показывая на конкретных примерах, как глубоко мыслители связанны с историческим и социокультурным контекстом, в который они включены. Date: 2015-09-23; view: 379; Нарушение авторских прав |