Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология знания





К социологии знания принадлежат концепции, в основе которых лежит представлениео социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социологических методов.

Многочисленные ее теоретики изучали различные сферы познавательной жизни общества (идеи, философию, идеологии), фиксируя зависимость процессов познания от общественной жизни, и в то же время по-разному интерпретировали связь между познанием и социальными структурами, рассматривая ее как каузальную, функциональную, символическую и т.д.

Значительный вклад в развитие социологии внес социолог Карл Маннгейм (1893-1947). Область его научных интересов - социология знания,

На всех этапах своих исследований Маннгейм обращал особое внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества. Понятия "структуры" и "взаимосвязи" являются главными и присутствуют во всех его сочинениях.

Маннгейм сконцентрировал внимание на том, что мышление есть деятельность, тесно.связанная с деятельностью социальной и образующая структурную систему. Оно не является привилегированным видом деятельности, свободным от влияния общественной жизни, а поэтому должно быть понято и объяснено внутри нее. Познание является "общим процессом групповой жизни", где каждый открывает свои знания в структуре общей деятельности.

Все идеи, согласно Маннгейму, даже "истины", относительны и соответственно подвержены влиянию социальной и исторической ситуации, из которой они возникают. Тот факт, что каждый мыслитель связан с определенной группой, что он имеет определенный статус и исполняет конкретную роль, определяет его интеллектуальный кругозор. Люди не рассматривают события с абстрактных позиций вообще, не делают этого как отдельно взятые личности. Напротив, они действуют, объединяясь или противостоя друг другу, и пока они так поступают, они мыслят одинаково или

различно.

Все познания и все идеи "локализованы", хотя и в разной степени, внутри социальной структуры или исторического процесса. Иногда определенная группа может иметь более полный доступ к пониманию социального явления, чем другие группы, но ни одна из них не может иметь абсолютного доступа к нему. Идеи имеют корни в различных отрезках исторического времени и социальных структурах, поэтому мышление неизбежно является перспективным, т.е. зависит от позиции, занимаемой наблюдателем. Два человека, следующие одним и тем же формально логическим правилам, могут судить об одном и том же событии

очень различно.

Маннгейм утверждал, что мышление неизбежно носит идеологический характер. Система мышления какой-либо группы не будет содержать всю истину. Идеологии с различными перспективами сосуществуют, причем каждая из них претендует на то, чтобы представлять всю истину, хотя фактически содержит только часть ее. Полная истина может быть найдена независимыми интеллигентами, не привязанными ни к какой отдельной позиции и настолько свободными, что они имеют возможность стать - в действительности или в воображении - на любую позицию. Благодаря этому они достигают понимания всех идеологий, всех точек зрения и могут обнаружить полную истину.

Маннгейм подчеркивал, что его вклад в социологию знания разделяется на две части: эмпирическое исследование реального "влияния социальных взаимоотношений на мышление" и теоретическое исследование "влияния этих взаимоотношений на действительность". Он помог открыть новую область знания, показывая на конкретных примерах, как глубоко мыслители связанны с историческим и социокультурным контекстом, в который они включены.







Date: 2015-09-23; view: 379; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию