Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика ЗПРГруппы ЗПР по Лебединскому Последовательность реагирования уровней ЦНС ММД задержанное развития: ЗПР - мозаичность и парциальность - замедление темпа псих развития, формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. -дефект частный, мозаичный: наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. -время возникновения - 2-3г. диагностика в детсадах часто -обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности - дети доста точно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи, пользуются подсказками . -первичное нарушение – инструментальных ф-ции (память, вним, гнозис), дефицитарность «предпосылок» мышления -вторичное нарушение – мышление -Ведущая линия аномально развития «снизу вверх»: базальные функции страдают больше, чем высшие. -тип асинхронии: обратимая ретардация - есть 2 вида: на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы. 1.Патопсихологический подход: Выделяют 4 группы детей с ЗПР (Лебединская К.С): 1- Конституционального происхождения: инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера на более ранней ступени развития: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. 2- Соматогенного происхождения: - эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями. Торможение развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Режим ограничений и запретов. И скусственная инфантилизация. 3- Психогенного происхождения: -из-за неблагоприятных условий воспитания, психотравмы, условиях безнадзорности. Н еумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. Помимо неблагоприятных условий воспитания в усугублении ЗПР играет роль другой психогенный фактор: ситуация систематического неуспеха, в которую попадают дети с ЗПР, попадая в массовую школу: низкая оценка успеваемости – низкая оценка личности – изоляция. Способствует аномальному формирования личности. Исследования Белопольской по этому поводу: у детей формируется заниженный уровень притязаний. Появляются гиперкомпенсаторные реакции. неблагоприятные отношения с родителями и педагогом, психические травмы -микросоциальная и педагогическая запущенность Фактор педагогической, а правильнее — микросоциальной запущенности: недостаточного уровня развития навыков, умений и знаний у ребенка с полноценной нервной системой, но длительно находящегося в условиях недостатка информации, интеллектуальной, а часто и эмоциональной депривации. В социально неблагополучных семьях (при хроническом алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности и т.д.) может задерживаться интеллектуальное развитие ребенка и со здоровой нервной системой. 4- Церебрально-органического генеза: Задержка связана с органическими поражениями ЦНС (травмами НС в первые периоды жизни, патологией беременности и родов, инфекциями, интоксикациями). ЗПР, связанная с постнатальными вредностями (инфекциями, интоксикациями и травмами) в первые 3—4 года жизни: видно наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость. Последовательность реагирования уровней ЦНС. Первичные и вторичные нарушения при ЗПР. 1) У детей с ЗПР первично нарушен энергетический блок: 2) Следующим реагирует аффективный уровень ЦНС: § Эмоциональная лабильность § Повышенная возбудимость, быстрая пресыщаемость любой деятельностью. § Насильственные требования аффекта § Эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, определенной примитивностью. аффективный уровень: симптомы повышенной тревожности, страхи, весь комплекс невротических расстройств, колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью, расстройством влечений (психопатоподобный синдром). § У детей с повышенным эйфорическим настроением: импульсивность и психомоторная расторможенность, -неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. - непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины-не хотят учиться, хотят играть § Дети с преобладанием пониженного настроения:- склонность к робости, боязливости, страхам. -препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. - игровые интересы.- большая дисциплинированность § Психопатоподобная симптоматика: дисфория – нет устойчивого аффективно тона, часты отклонения в сторону негативных эмоций (агрессивность, злобность, конфликтность). § Неврозоподобные нарушения: страхи, тревожность, плаксивость. § Страдает система сон – бодрствование, а также аппетит.
3) Уровень когнитивных процессов: Л.С. Выготский: страдают предпосылки мышления. -Нарушение работоспособности, быстрой утомляемости. - Снижение объема внимания и памяти. - первичная дефицитарность отдельных функций: праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики и т.д, - В случае дисфункций на корковом уровне страдают когнитивные функции и регуляторные процессы, за которые ответственны лобные области коры. - парциональность, мозаичность их нарушений. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По–видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Динамика. ЗПР обратима. ЗПР можно преодолеть в условиях правильного обучения, усваивают знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций. РЕЧЬ: Недостаточная интеллектуализация речи ведет к тому, что она не способна осуществлять регуляторные функции. В результате наблюдается длительное сохранение аффективных форм реагирования, характерных для инфантильной психики. Непосредственная память всегда ниже нормы, зато опосредование улучшает результаты запоминания.
|