Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга





1. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов мозга.

Процессы зрительной перцепции.

Односторонняя зрительно-пространственная агнозия (ОПА). Возникает при поражении глубинных или конвекситальных отделов ПП.В грубых случаях - системный дефект в виде "невосприятия" того, что попадает в левое зрительное поле. В менее грубых случаях - в виде "тенденции" к зрительному игнорированию. Практически всегда - с анозогнозией.

Предметная агнозия. Вторичные отделы (17 и 18 поля) затылочной коры, больше справа или билатерально. Отсутствие процесса узнавания, нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных признаков или частей.

Симультанная агнозия. При двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть - в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. В менее грубом случае – из комплекса элементов теряет иногда фрагменты Символическая агнозия. Одностороннее поражение затылочно-теменной области ЛП. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания.

Лицевая агнозия, При поражении средних и задних его отделов ПП. Степень выраженности: 1.нарушения запоминания лиц в эксперимент.заданиях, 2.неузнавание знакомых лиц (и их фото), 3.неузнавание самого себя в зеркале

Цветовая агнозия. При поражении затылочных отделов обоих полушарий.

2. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.

а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.Возникает при поражении верх и ниж теменной областей = вторичные отделы кожно-кинестетического анализатора. В основе формирования лежит нарушение синтеза кожно-кинестетических (афферентных) сигналов от экстра- и проприоцепторов.

Тактильные агнозии Нижнетеменной сиднром. астереогноз (невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков). дермоалексия (невозможность восприятия символов, которые "вычерчиваются" обследующим на руке больного). нарушениясоматогнозиса (схема тела) Трудности оценки расположения частей собственного тела, появление ложных соматических представлений, игнорирование левой половины тела.

Афферентная (кинестетическая) апраксия Больной не может артикулировать звуки речи. Вместо одного звука артикулирует близкие по способу происхождения.

б) Синдром нарушения пространственных синтезов.

Синдром ТРО: нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий, речевые расстройства (" семантическая афазия ", " амнестическая афазия "), нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов.

Зрительно-пространственная апрактоагнозия

Невозможность копирования движения, ориентированных в пространстве. Невозможность ориентироваться в карте, на местности, в собственной квартире

Конструктивная апраксия

Семантическая афазия. Нарушение импрессивной речи: нарушено понимание либо речевых конструкций, описывающих реальные пространственные отношения, либо логико-грамматических структур, требующих оценки пространственных соотношений между объектами.

Амнестическая афазия. Нарушение номинативной функции речи. Нарушается внутренние образы

Пространственная аграфия. При поражении ЛП. Нарушается письмо в связи с нарушением актуализации пространственно ориентированных элементов букв; трудности дифференцировки букв в правильном или зеркальном изображении.
Простр. алексия, Левостороннее поражение. Проявляется также в нарушении чтения по той же причине, что и аграфия.
Простр.акалькулия, Возникает при поражении слева. Здесь страдают счетные операции в звене понимания смысла числа из-за дефектов, связанных с распадом его разрядного строения.

3. Нейропсихологические синдромы при поражении

височных отделов мозга.

а) Нейропсихологические синдромы поражения латеральных отделов височной области.

Акустической агнозии в речевой (левое полушарие) и неречевой (правое полушарие) сферах.

Речевая акустическая = сенсорная афазия, в основе - нарушение фонематического слуха – фактора, обеспечивающего дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи.

На первом месте страдает восприятие звуков речи. сенсорная аграфия и алексия.

Правосторонние очаги - экспрессивная и импрессивная амузия: нарушение в идентификации бытовых шумов, музыки.

б) Нейропсихологический синдром поражения "внеядерных" конвекситальных отделов височных долей мозга.

Синдром акустико-мнестической афазии (левое полушарие) и нарушений слуховой невербальной памяти (правое полушарие мозга).

Акустико-мнестическая афазия

Два фактора: сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительных предметных образов представлений.

Нарушение слуховой невербальной памяти - ПП. Нарушения памяти на неречевые и музыкальные звуки.

в) Синдромы поражения медиальных отделов височной области.

Нарушения эмоц.сферы и сознания

Зона имеет отношение к эмоционально-потребностной сфере (=>к регуляции активности), а также при ее поражении наблюдаются расстройства сознания, как обобщенного отражения человеком текущей ситуации в ее взаимосвязи с прошлым и будущим и самого себя в этой ситуации. Проявления: аффективные расстройства по типу экзальтации или депрессии.

Нарушения памяти Нарушения имеют модально-неспецифический характер, протекают по типу антероградной амнезии.

Основной механизм – патологическая тормозимость следов интерферирующими воздействиями.

г) Синдромы поражения базальных отделов височной области.

ЛП: синдром нарушений слухоречевой памяти. основной радикал - повышенная тормозимость вербальных следов интерферирующими воздействиями в условиях гомогенной интерференции. Сужения объема слухоречевого восприятия

4. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга.

а) Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга.

Эфферентная (кинетическая) апраксия Более грубые случаи - патологическая инертность, персеверации, "застревание"при переходе к следующему звену программы. При ЛП – дефекты в обеих руках, при ПП – только в левой => ЛП – ведущая роль в обеспечении кинетического фактора в праксисе.

Эфферентная афазия. Локализация патологического процесса в нижних отделах премоторной зоны левого полушария. Патологическая инертность - в трудностях оттормаживания уже произнесенных звуков речи при переходе к последующим.

б) Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов Утрата функции произвольного контроля и регуляции деятельности.

регуляторная апраксия. Нарушение произвольной организации деятельности., нарушение регулирующей роли речи, инактивность в поведении и при выполнении заданий нейропсихологического исследования.

Псевдоагнозия. В основе - дефицит регуляции, программирования и контроля за деятельностью зрительного восприятия.

Мнестическая деятельность. Страдает произвольность и целенаправленность.

Динамическая афазия. Страдает развернутое высказывание, при сохранении возможности называть и повторять отдельные слова. При поражении левой лобной доли - четче нарушение регулирующей роли речи, обеднение речевой продукции, снижение речевой инициативы. В случае правополушарных поражений - расторможенность речи, обилие речевой продукции, готовность больного квази-логически объяснить свои ошибки.

в) Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей

Страдают: общий эмоциональный фон настроения больного, ситуативно обусловленные эмоциональные реакции, отношение к своему заболеванию, устойчивость аффективных процессов, разнообразие эмоциональных реакций.

ПП: Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная составляющие ВКБ имеют диссоциированный характер, присутствует и анозогнозия.

ЛП: депрессивный фон настроения, обедненность аффективной сферы.

г) Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга. Два основных комплекса симптомов – нарушение сознания и памяти.

д) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга.

Грубое нарушение целенаправленного поведения и замена актуального и адекватного выполнения деятельности системными персеверациями и стереотипиями.Аспонтанность характеризует прежде всего нарушение первого, инициального этапа.

5. Синдром "расщепленного мозга" при поражении мозолистого тела

- синдром аномии. Нарушение называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга..

Второй синдром поражения МТ – синдром " дископии-дисграфии ". Недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать правой рукой..

 

 

Date: 2015-09-23; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию