Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возростная нейропсихологияОпора на Выготского. Лурия берет у него ряд положений: 4) Положение о системной организации ПФ и динамическом характере изменения этих систем в онтогенезе. 5) Положение об экстракортикальном принципе организации мозга человека - формирование высших видов сознательной деятельности человека всегда осуществляется с опорой на ряд внешних стимулов. 6) Положение о специфике последствий поражения мозга у ребенка и взрослого. Но у Выготского – психологическая система. Как ее привести к работе мозга? Обращается к физиологии и неврологии: Концепция динамической локализации Ухтомского и Павлова (любой психической деятельности соответствуют очаги активации в коре ГМ, различные для различных видов деятельности), Теория функциональных систем Анохина, Теория уровневой и иерархической организации движений Бернштейна. 1. Нейропсихология. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия. Всё упирается в понятие «нейропсихологический фактор». Нейропсихологический фактор – это такая морфо-функциональная единица деятельности мозга, которая характеризуется определенным принципом работы и поражение которой приводит к появлению целостного нейропсихологического синдрома. Каждый фактор, составляя звено соответствующей функциональной системы (или нескольких систем одновременно), ответственен за определенное звено (параметр) психических функций, также являющихся системными образованиями. (Хомская) С одной стороны, фактор – определенный вид аналитико-синтетической деятельности специфических, дифференцированных, определенных мозговых зон. В этом смысле фактор выступает как результат деятельности мозга. С другой стороны, фактор как бы вводится в структуру психических функций; обладая спецификой, отражающей функциональную неоднозначность зон мозга, фактор обеспечивает реализацию одного из звеньев функциональной системы и вследствие этого представлен в ней как психологическая составляющая. (Корсакова) Уровни анализа нейропсихологического фактора: · морфологический (указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает определенный нейропсихологический синдром); · физиологический, функциональный (указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию и ее нарушения); · психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении различных психических функций). Нейропсихологические факторы имеют и другие формы (уровни) организации: биохимический, генетический и др.
Нейропсихологический симптом – это нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения мозга (или вследствие иных патологических причин). Виды нейропсихологических симптомов: 1) Первичные – нейропсихологические симптомы, непосредственно связанные с поражением определенного фактора. Пр.: нарушение фонематического слуха при поражении фактора речевого анализа и синтеза вследствие опухоли зоны Вернике. 2) Вторичные – нейропсихологические симптомы, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законом их системных взаимосвязей. Пр.: нарушение экспрессивной речи при сенсорной афазии.
Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением нейропсихологического фактора (или нескольких). Два понимания нейропсихологического синдрома: § Как закономерное сочетание нейропсихологических симптомов. «Лобный синдром». § Как наиболее выражено нарушение одной ВПФ. «Синдром сенсорной афазии» Основная цель синдромного анализа – указать на дефицитарные церебральные аппараты (топический диагноз). Основные принципы синдромного анализа по Хомской: I. Тщательная качественная квалификация нейропсихологических симптомов, а не просто констатация их наличия. Качественный анализ – определение формы первичного нарушения. Пр.: модально-специфическое или модально-неспецифическое нарушение памяти? Количественный анализ не отрицается! II. Сопоставление первичных и вторичных расстройств. III. Анализ не только нарушенных, но и сохранных функций («принцип двойной диссоциации» Тойбера). Классификация синдромов: 1. По этиопатогенезу заболевания: опухолевые, сосудистые, травматические, атрофические, при эндогенной психической патологии (шизофрения, аффективные расстройства). 2. По локализации: корковые (синдромы поражения передних отделов, задних, теменных, височных и т.д.), подкорковые, смешанные. 3. По латерализации: левополушарные, правополушарные. 4. Локальные и общемозговые синдромы.
|