Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возростная нейропсихология





Опора на Выготского. Лурия берет у него ряд положений:

4) Положение о системной организации ПФ и динамическом характере изменения этих систем в онтогенезе.

5) Положение об экстракортикальном принципе организации мозга человека - формирование высших видов сознательной деятельности человека всегда осуществляется с опорой на ряд внешних стимулов.

6) Положение о специфике последствий поражения мозга у ребенка и взрослого.

Но у Выготского – психологическая система. Как ее привести к работе мозга? Обращается к физиологии и неврологии: Концепция динамической локализации Ухтомского и Павлова (любой психической деятельности соответствуют очаги активации в коре ГМ, различные для различных видов деятельности), Теория функциональных систем Анохина, Теория уровневой и иерархической организации движений Бернштейна.

1. Нейропсихология.

Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия. Всё упирается в понятие «нейропсихологический фактор».

Нейропсихологический фактор – это такая морфо-функциональная единица деятельности мозга, которая характеризуется определенным принципом работы и поражение которой приводит к появлению целостного нейропсихологического синдрома. Каждый фактор, составляя звено соответствующей функциональной системы (или нескольких систем одновременно), ответственен за определенное звено (параметр) психических функций, также являющихся системными образованиями. (Хомская)

С одной стороны, фактор – определенный вид аналитико-синтетической деятельности специфических, дифференцированных, определенных мозговых зон. В этом смысле фактор выступает как результат деятельности мозга. С другой стороны, фактор как бы вводится в структуру психических функций; обладая спецификой, отражающей функциональную неоднозначность зон мозга, фактор обеспечивает реализацию одного из звеньев функциональной системы и вследствие этого представлен в ней как психологическая составляющая. (Корсакова)

Уровни анализа нейропсихологического фактора:

· морфологический (указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает определенный нейропсихологический синдром);

· физиологический, функциональный (указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию и ее нарушения);

· психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении различных психических функций).

Нейропсихологические факторы имеют и другие формы (уровни) организации: биохимический, генетический и др.

 

Нейропсихологический симптом – это нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения мозга (или вследствие иных патологических причин). Виды нейропсихологических симптомов:

1) Первичные – нейропсихологические симптомы, непосредственно связанные с поражением определенного фактора. Пр.: нарушение фонематического слуха при поражении фактора речевого анализа и синтеза вследствие опухоли зоны Вернике.

2) Вторичные – нейропсихологические симптомы, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законом их системных взаимосвязей. Пр.: нарушение экспрессивной речи при сенсорной афазии.

 

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением нейропсихологического фактора (или нескольких). Два понимания нейропсихологического синдрома:

§ Как закономерное сочетание нейропсихологических симптомов. «Лобный синдром».

§ Как наиболее выражено нарушение одной ВПФ. «Синдром сенсорной афазии»

Основная цель синдромного анализа – указать на дефицитарные церебральные аппараты (топический диагноз). Основные принципы синдромного анализа по Хомской:

I. Тщательная качественная квалификация нейропсихологических симптомов, а не просто констатация их наличия. Качественный анализ – определение формы первичного нарушения. Пр.: модально-специфическое или модально-неспецифическое нарушение памяти? Количественный анализ не отрицается!

II. Сопоставление первичных и вторичных расстройств.

III. Анализ не только нарушенных, но и сохранных функций («принцип двойной диссоциации» Тойбера).

Классификация синдромов:

1. По этиопатогенезу заболевания: опухолевые, сосудистые, травматические, атрофические, при эндогенной психической патологии (шизофрения, аффективные расстройства).

2. По локализации: корковые (синдромы поражения передних отделов, задних, теменных, височных и т.д.), подкорковые, смешанные.

3. По латерализации: левополушарные, правополушарные.

4. Локальные и общемозговые синдромы.

 

Date: 2015-09-23; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию