Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Топография туриста





Цель занятий: ознакомить будущих туристских организаторов с началами топографии и ориентирования на местности, научить работать с картой и компасом и применять приемы ориентирования в объеме, необходи­мом для походов выходного дня.

Форма, место и продолжительность заня­тий: лекции в аудитории (2 часа), групповые занятия в помещении (2 часа) и на местности (5 часов).

Учебные пособия: карты топографические учеб­ные, карты туристские и административные, учебные пла­каты и таблицы, компасы, курвиметры, циркули, визир­ные линейки, транспортиры, самодельная разрезная модель изображения рельефа горизонталями, крупно­масштабные схемы района занятий на местности. Содержание темы: см. учебную программу. Рекомендации (общие к теме). Лекция не­пременно должна предшествовать занятиям в учебных группах, чтобы слушатели приступали к освоению прак­тических умений, получив необходимые для этого общие сведения. Важно помочь занимающимся понять и оце­нить прикладное значение каждого умения, которое им предстоит приобрести.

Программное содержание темы расширять не следу­ет, так как это помешает сообщить и обосновать в лек­ции минимум знаний, который на практике понадобится руководителю походов выходного дня. Тех, кого интере­суют вопросы, выходящие за эти рамки, можно отослать к литературе.

Лектор должен быть ознакомлен с темами предстоя­щих практических занятий. Его задача — осветить учеб­ные вопросы этих занятий так, чтобы в группах мож­но было ограничиться кратким напоминанием сведе­ний, сообщенных в лекции, или даже обойтисьбезэтого.

Значение ориентирования на местности нужно иллю­стрировать двумя-тремя примерами, относящимися к походам выходного дня или к несложным путешествиям.

Сведения о картах, которыми можно пользоваться для нужд походов выходного дня, сопровождают нагляд­ным показом различий между картами разного вида и одновременно отмечают достоинства или недостатки каждого вида. Также наглядно, показывают, чем план схема и кроки местности отличаются от карты.

Знакомить с условными знаками — этой «азбукой карты» следует в точном соответствии с перечнем их, принятым на семинаре для обучения. Обычно при под­готовке туристских организаторов к основным условным знакам относят обозначения населенных пунктов и отдельных строений, дорожной и водной сети, раститель­ности, рельефа. Объясняют их, пользуясь учебным пла­катом, (печатным или нарисованным и раскрашенным от руки). При этом желательно указывать, какое прак­тическое значение имеет ориентир, изображаемый дан­ным знаком.

Самое сложное понятие в этом разделе темы — изо­бражение рельефа горизонталями — разъясняют чаще всего при помощи чертежа или разъемной фанерной гор­ки. В привязке к условным знакам можно говорить и о масштабах (только линейном и численном).

Слушателям надо порекомендовать зарисовать (в свободное время) важнейшие условные обозначения в записной книжке или в тетради, где они ведут конспек­ты, однако при этом следует сообщить, что лучше всего условные знаки запоминаются в процессе чтения карты.

Рассказывая о чтении карты, указывают, что для этого недостаточно только знать условные знаки и масштаб. Необходимо еще научиться устанавливать связи между обозначениями отдельных местных предметов, опреде­лять их взаимосвязь, без этого нельзя воспроизвести кар­тину местности, оценить влияние, которое изображенный на карте объект может оказать на выполнение задачи, стоящей перед читающим карту. Разъяснять это лучше всего при помощи наглядного чтения карты (по крупномасштабному учебному плакату): назвать какую-либо простую задачу — допустим, пройти от пункта А к пунк­ту Б и подробно рассказать обо всем, что на этом пути можно прочесть на карте с помощью объясненных условных обозначений. Такое наглядное чтение поможет слушателям на занятии в группе без дополнительных пояснений осваивать самостоятельное чтение карты.

В лекции понятие о компасе можно давать в общих чертах, вкратце объясняют также его устройство и свой­ство магнитной стрелки располагаться по направлению «север — юг». Следом за этим дают представление о магнитном склонении, для чего может быть использован чертеж. Непременно надо сообщить величину местного магнитного склонения, с ней слушателям предстоит иметь дело при работе с картой на местности, при передвижении по азимуту.

Обстоятельного объяснения требует понятие «азимут» (особенно, если не запланировано групповое занятие, на котором в классных условиях можно было бы вернуться к этому вопросу).


Для разъяснения сущности данного понятия слушате­лей знакомят с окружностью и ее делением на 360°. Проводя различные направления от центра окружности до пересечения с нею, рассказывают, как определять азимуты. Сразу же вводят и правило отсчета азимутов по движению часовой стрелки. Затем вводится понятие о величине азимута С, Ю, 3, В 'и промежуточных. Все это вычерчивается на доске и в тетрадях слушателей.

Объяснить, как замеряют азимут по карте, можно при помощи крупномасштабного топографического пла­ката. При этом обращают внимание на необходимость точно прикладывать транспортир.

На практических занятиях сначала осваивают услов­ные знаки и масштабы. Наилучший способ изучения ус­ловных знаков — работа слушателей по одинаковым учебным картам (одна на 2—3 человека).

Инструктор рассказывает о знаках по группам цве­товых изображений (зеленый, голубой, белый, черный, коричневый). Слушатели следят по карте за объяснени­ем. Чтобы облегчить запоминание знаков, необходимо попутно объяснять, какое прикладное значение имеют изображенные с их помощью ориентиры.

Горизонтали как способ изображения рельефа сле­дует обстоятельно объяснить еще раз (после лекции). Можно использовать те же наглядные пособия, что и на лекции: лучше, если это будет сделано на несколько бо­лее усложненной разрезной модели. Ее легко может изготовить сам инструктор.

Для этого надо на листе картона или тонкой фане­ры начертить ряд горизонталей, изображающих, напри­мер, двухвершинный холм, и затем вырезать их или выпилить. На лист насыпают слой влажного песка высо­той 5 см и на него накладывают горизонталь «10». Сверх нее насыпают такой же слой песка и укладывают горизонталь «20»; делают так вплоть до использования последней из вырезанных горизонталей. Затем весь лиш­ний песок удаляют, чтобы в песке были видны линии всех горизонталей. По такому макету разъясняют способ образования горизонталей, показывают крутые и поло­гие склоны, седловины, превышение одного холма над другими, (и в связи с этим разницу в количестве гори­зонталей) и др. Затем, постепенно снимая по слоям песок, укладывают- освободившиеся горизонтали одна в другую, пока на доске не образуется изображение двухвершинного холма в горизонталях.

После того как важнейшие знаки запомнились, рас­сказывают о способах определения расстояний на карте при помощи масштаба.

Затем приступают к чтению карты. Выбрав на карте участок, инструктор рассказывает о данной местности все, что можно прочесть с помощью условных знаков, а потом предлагает нескольким слушателям самим прочитать другие участки карты.

Для обучения чтению карты применяют и другой при­ем (игра-путешествие по карте). Слушателям раздают несколько одинаковых учебных топографических карт (по одной на 2—4 человека). Инструктор дает задание составить интересный маршрут похода выходного дня от одной заданной точки к другой. Выбирая маршрут, слу­шатели должны измерить его длину, определить харак­тер дороги, рельефа местности, выяснить, что можно увидеть на выбранном ими пути; можно дать задание наметить места дневного привала или ночлега. Затем каждое звено рассказывает о своем маршруте, осталь­ные следят по картам, проверяя и дополняя это сообще­ние. Следует отметить, что в этом случае одновременно приобретаются некоторые навыки выбора и разработки маршрута.


Очень важно научить слушателей сопоставлять карту с местностью. Всегда можно достать хотя бы небольшой участок крупномасштабной карты местности, находящей­ся в районе занятий (в местном райсовете, лесхозе, совхозе и т. д.). Увеличив этот участок до нужного масшта­ба, следует нанести на него все имеющиеся на местности ориентиры и в дальнейшем использовать эту карту-схему для обучения. Полезно, если позволяет время, провести занятие по копированию карты или схемы с увеличени­ем масштаба по способу квадратов.

Когда такой карты-схемы нет, инструкторам следует самим снять участок местности при помощи глазомер­ной съемки.

В итоге работы с картой будущие туристские орга­низаторы должны уметь составить по карге (под руко­водством инструктора) подробное описание участка пу­ти с указанием, какое расстояние нужно пройти от од­ного до другого характерного ориентира, как выглядит местность, по которой будет происходить передвижение, куда и какие дороги отходят, что будет видно вблизи и вдали с различных точек и т. д. Такое описание дает возможность в пути двигаться уверенно, находя зара­нее предсказанные ориентиры и не сверяясь непрерывно с картой.

Обучение ориентированию по компасу проводится на местности. Слушателям показывают стороны горизонта (вначале только север, юг, восток и запад); Затем дают задание определить по компасу направление на юг — се­вер, на запад — восток. При этом особое внимание обра­щается на умение различать юг и север.

Рекомендуется провести такой опыт. Завязывают гла­за нескольким слушателям и, повернув каждого несколь­ко раз, чтобы нарушить сложившуюся ориентировку, устанавливают их на одном из краев площадки длиной 200 — 300 м. После этого им предлагают идти прямо, соблюдая обычный темп. Как правило, ни один не пой­дет прямо, а все начнут «забирать» в сторону (надо сле­дить, чтобы солнце не было направлено им в глаза: оно может послужить ориентиром).

Основываясь на таком опыте, нужно рассказать, как плутают люди в лесу, не умея выдерживать прямого направления, и разъяснить причины этого (правая и ле­вая стороны человеческого тела развиты неодинаково, и левая нога делает обычно более короткий шаг).

После этого надо указать, что в лесу, на закрытой местности человек, не умеющий ориентироваться, может ходить по большому кругу и в результате такой «шутки левой ноги» заблудиться: компас же всегда по­может идти в одном направлении. Одновременно можно дать указания и об использовании (когда нет компаса) солнца, напомнив, что его положение на, небе меняется в зависимости от времени дня.

Затем слушателям предлагают пройти по компасу к какому-либо ориентиру. Для этого инструктор заранее намечает по карте ориентир в направлении на одну изсторон горизонта; расстояние желательно брать не бо­лее 500—600 м.


В ясную ночь можно поставить перед слушателями легко выполнимую и интересную задачу — определить местное магнитное склонение по Полярной звезде. Для этого нужен простейший прибор: на концах доски дли­ной 40—50 см укрепляют вертикально два гвоздя (или палочки) и между основаниями их проводят по линейке прямую линию. На ней укрепляют компас так, чтобы с этой линией совпала ось компаса север — юг. Найдя По­лярную звезду, доску укладывают горизонтально на вы­сокий пень и поворачивают ее до тех пор, пока не будет достигнут створ: глаз — гвоздь — звезда. Так как Поляр­ная звезда всегда находится на севере, линия на доске пойдет в этот момент по направлению географического меридиана. Теперь, не сдвигая доску, читают на лимбе компаса отсчет, показываемый северным концом стрел­ки. Угол между направлением стрелки и линией на до­ске даст величину местного магнитного склонения.

Обучать движению по азимуту можно в таком поряд­ке. Выбрав большую открытую полянку, слушателей распределяют на звенья по числу компасов (желательно не более двух-трех человек в звене).

Каждому звену дают задание пройти 50—100 шагов по одному азимуту, затем столько же шагов по другому и по третьему. Азимуты инструктор задает из расчета движения по треугольнику по формуле: А (любой начальный азимут), А +120°, Л+240°. При правильном движении занимающиеся должны прийти в исходную точку.

Можно задавать движение и по любому многоуголь­нику: в этом случае прибавляют к каждому следующему азимуту величину, полученную от деления 360° на число сторон многоугольника. Общее число азимутов для замкнутого многоугольника должно равняться числу его сторон. Примитивными геометрическими построениями можно подготовить направление движения по паралле­лограмму, ромбу и т. п.

При такой методике освоение приемов движения по открытой местности занимает немного времени, так как обучение всех слушателей идет одновременно. Вслед за этим дают подобное же упражнение в редком лесу, ука­зав на необходимость выдерживать направление после обхода деревьев.

Затем следует задание определить по схеме данной местности азимут движения к какому-либо хорошо за­метному линейному ориентиру на расстояние в 1,0— 1,5 км. На следующем этапе дают задание определить азимут с какого-либо холма на далекий ориентир и прой­ти к нему.

Во время этих занятий следует ознакомить слушате­лей с ориентировкой по солнцу и часам, обязательно упоминая при этом о неточности данных способов. По­казывают также, как находить Полярную звезду и по ней определять направление на север.

При обучении ориентированию по местным предметам каждый выбранный предмет вначале всесторонне обсуж­дается с точки зрения его пригодности для ориентиров­ки. Затем по нему определяют стороны горизонта, и только после этого полученные выводы контролируют компасом. Если обнаружатся резкие расхождения, надо попытаться найти причину искажения и объяснить ее.

Всегда следует пояснять истинную сущность приметы, не удовлетворяясь общей формулировкой вроде: «Смолы больше выделяется с южной стороны ели». Нужно так­же чаще напоминать, что для ориентирования надо поль­зоваться не одним местным предметом, а по возможно­сти одновременно двумя-тремя.

Постепенно вводится понятие о неточности движения по азимуту, о возможных его упрощениях с использова­нием движения по солнцу, тени и т. п.

Полезно практиковать движение с компасом «на створ», добиваясь здесь не только точности движения, но и непрерывности его. Движение на створ дает воз­можность активно работать всем слушателям группы.

Умение обходить препятствие при движении по ази­муту может потребоваться и в походе выходного дня, а не только в путешествии. Способы обхода (особенно об­хода при отсутствии ориентиров) можно продемонстри­ровать группе даже в условной обстановке.

 

 







Date: 2015-09-22; view: 526; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию