Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т с м а 5
ния. Выбор метода обусловлен, конечно, мировоззренческими и научными установками исследователя. В целом же представляется разумным определить тот специфический ключ (или набор ключей), который помогает лучше понять конкретное произведение. Разным элементам системы «литература» потенциально соответствуют и разные методы анализа. Монопольным владением истины не обладает ни один из них, а потому именно полилог методов, взаимно соотносимых и иерархически стыкующихся, способствует разностороннему подходу к объекту истолкования. Новые методы не исключают старых. Ни один из них не является универсальным и окончательным. Систематика не отменяет биографического, культурно-исторического, компаративного, социологического, формального, герменевтического, психологического или иного подходов. Но и в этом перечне авторы не претендуют на полноту характеристик. Для этого в каждом отдельном случае потребовалась бы монография. Поставленная задача скромнее — дать начинающим литературоведам общее представление о различных методах и возможности сочетания разных подходов к системе «литература». При этом термины «метод», «школа», «подход» употребляются без должного разграничения, главным образом в соответствии со сложившейся традицией. Вопросы к теме: 1. Какие системы относятся к разряду самоорганизующихся? Можно ли считать систему «литература» самоорганизующейся? 2. Кто из отечественных ученых занимался про 3. Применим ли понятийный аппарат, кото 4. Можно ли описать процессы, протекающие КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Литература по теме 1. Пригожим И,, Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. 2. Пригожий И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы 3. Рапопорт А. Различные подходы к общей теории систем // Системные 4. Успенский Б.А. Избранные труды. — М., 1997. Дополнительная литература 1. Корман Б.О. Проблема автора в художественной литературе и 2. Левин Ю.И. О типологии непонимания текста // Избранные труды. 3. Taylor R. Action and purpose. — N.Y., 1973. Т е м а 6 БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биография, автор биографический, автор — субъект сознания, автор художественный, личность писателя, психология, литературный портрет. Биографический метод — один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма
французским критиком, поэтом и писателем Шарлем Огюстеном Сент-Бёвом. Его деятельность как литературного критика связана с развитием романтизма во Франции, в частности, с редакцией газеты «Глоб», выходившей с 1824 года. В биографическом методе1 биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества. В системе «литература» они ориентированы на отношение «автор—произведение», в котором «автор» — прежде всего живой, конкретный человек. «Литература, литературное творе- 1 См.: Нефедов Н. Т. Возникновение биографического метода / Н.Т. Нефедов. История зарубежной критики и литературоведения. — М., 1988. С. 116—118. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ние, — признается Сент-Бёв, — неотделимы для меня от всего остального в человеке, от его натуры; я могу наслаждаться тем или иным произведением, но мне затруднительно судить о нем помимо моего знания о самом человеке; я бы сказал так: «каково дерево, таковы и плоды» (курсив — Ш. О. Сент-Бёв.) Вот почему изучение литературы совершенно естественным образом приводит меня к изучению психологии»2. Сент-Бёва неоднократно упрекали за субъективизм и отсутствие научной системы. Действительно, он не составил ее целостного изложения, не написал трактатов о том, как факт жизни становится фактом литературы. Лучшим пособием для изучения опыта Сент-Бёва надо признать чтение его литературных портретов, «медальонов»3. Именно в них содержатся советы Сент-Бёва сторонникам биографического метода, существование которого сам он считает непреложным фактом: «У меня есть метод... и хотя он не сразу явился в виде определенной теории, но сложился в процессе самой критической практики; длительное же применение лишь утвердило его в моих глазах»4. Попробуем вслушаться в советы Сент-Бёва. Начать знакомство с автором он предлагает «с самого начала», с изучения родственников великого человека, с его отца, братьев, сестер и особенно с матери — «наиболее близкой и несомненной родственницы», а также с детей, потому что и в них проявляются те свойства, которые в великом писателе может скрывать его величие: «Сама природа облегчает анализ»5. После того, как удалось собрать все возможные сведения о происхождении и единокровных близких художника, а также о его воспитании и образовании, Сент-Бёв советует познакомиться с тем первым окружением, с той группой друзей и современников, в которой очутился писатель в пору становления. Важное значение имеют также читаемые им книги, учителя и даже ученики. Самый их выбор многое скажет. 2 Сент-Бёв Ш.О. Шатобриан в оценке одного из близких друзей в 1803 г. 3 Зарубежная эстетика и теория литературы... С. 40. 4 Сент-Бёв Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки / Сост., 5 Зарубежная эстетика. С. 42, 46, 51. Тема 6 Но поскольку писатель, как и всякий человек, с возрастом меняется, Сент-Бёв по отношению к нему «задается известным числом вопросов, на которые исследователь должен ответить для самого себя «хотя бы чуть слышно», ибо без этого он не сможет быть уверенным, что знает своего автора всего целиком, если даже ему кажется, что вопросы эти не имеют отношения к сути его сочинений — Каковы были его религиозные взгляды? — Какое впечатление производило на него зрелище природы? — Как он относился к женщинам, к деньгам? — Был ли он богат, беден? — Каков был его распорядок, повседневный образ жизни? и т.д. — наконец, каковы были его пороки или, слабости? Ведь они есть у всякого». Любой ответ на эти вопросы представляется Сент-Бёву значимым для оценки литературного сочинения, в котором «личность писателя сказывается вся целиком». Именно так рассматривает Сент-Бёв Корнеля, Лафонтена, Монтеня, Руссо и других французских авторов. В литературном портрете «Пьер Корнель» он в первую очередь ставит задачей распознать в его первом шедевре «общее состояние литературы», когда в нее вступает новый писатель, полученное им воспитание и особенности таланта, которым наделила его природа. Далее следует характеристика первой половины XVII века, когда «внимание юного провинциала Корнеля» привлекали три громких имени, имена трех поэтов — Ронсара, Малерба и Теофиля, литературные споры о трех единствах, театральные обычаи и вкусы парижской публики. Рассказ о суровом воспитании Корнеля, предназначенного отцом к судейской карьере, наложен на историю первой любви будущего автора «Сида». В ней, по мысли Сент-Бёва, «уже раскрывается своеобразный характер этого человека. Простодушный, мягкий, застенчивый, робкий в речах, неловкий, но искренний и почтительный в любви», утратив надежду на взаимность, он женится через пятнадцать лет на другой и ведет «жизнь почтенного буржуа, ни разу не поддавшегося соблазнам и вольным нравам театральной среды, с которой ему приходится соприкасаться». Из свойства характера и обстоятельств жизни Корнеля Сент-Бёв выводит оценку женских образов драматурга — цельных и благородных, но несколько одномерных, поскольку «Корнель плохо знал женщин». БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД Истоки трагикомедии «Сид» Сент-Бёв обнаруживает и в случайном факте биографии Корнеля — встрече его с де Шалоном, бывшим секретарем королевы-матери, который перевел Корне-лю несколько мест из испанского автора Гильена де Кастро, но более в особенности натуры Корнеля: «Честный, высоконравственный, привыкший ходить с гордо поднятой головой, он не мог не поддаться сразу же глубокому обаянию рыцарских героев этой доблестной нации»6. Отсюда ведет критик и проблематику «Сида» и особенности «испанского жанра», который Корнель приспосабливает к французскому вкусу XVII века. В приведенных портретах анализ Сент-Бёва обращен на поиски «тайного звена», соединяющего два бытия художника — «новое, сверкающее, великолепное», проявляющее себя в художественном произведении, и «тусклое, замкнутое, скрытое от людских взоров, которое он предпочел бы навеки забыть»7. При этом условии, по мысли Сент-Бёва, исследователь может считать себя познавшим самую суть творчества писателя. Но так ли это? В методе Сент-Бёва средоточием отношений реальности и традиций является биографический автор, а не автор—субъект сознания, выражением которого предстает художественный текст. Однако и «бесхитростная» описательность Сент-Бёва на поверку оказывается ходом, ведущим к значимому аналитическому пассажу. Обратимся еще к одному примеру — статье об «Исповеди» Руссо. Далеко не все в этой работе можно считать сегодня справедливым. В ней слышится отзвук голосов, обвинявших просветителей, и в том числе Руссо, во всех крайностях и последствиях Великой буржуазной революции. Сент-Бёв полагает, что исповедуясь перед всеми без христианского смирения, Руссо поступает как врач, увлекательно описывающий несведущим пациентам симптомы душевной болезни. Но новаторский характер «Исповеди» в статье подмечен точно, и сделано это опять-таки при помощи биографического метода. Из описаний родных Руссо, его жизни в мещанской швейцарской среде, из анализа известного эпизода о совместном чтении вместе с отцом оставшихся после смерти матери занимательных романов 6 Сент-Бёв Ш.О. Пьер Корнель. Литературные портреты. 7 Там же. С. 49. С. 55. Тема 6 Сент-Бёв делает удивительный по тонкости вывод. Приведем цитату из Руссо, откомментированную Сент-Бёвом: «Вначале отец «всего-навсего хотел научить меня грамоте на занимательных книжках; но вскоре я так приохотился к чтению, что мы стали с ним читать по очереди без передышки и проводили за этим занятием целые ночи. Мы никак не могли расстаться с романом, пока не дочитывали все до конца. Иногда отец, услыхав, что уже щебечут ласточки, пристыжено говорил: пойдем-ка спать, видно я не меньше ребенок, чем ты». Обратите внимание на эту ласточку — это первая ласточка, и она возвещает новую весну в языке; появляется она только у Руссо. Вместе с ним наш восемнадцатый век начинает чувствовать природу. Точно так же именно Руссо первым в нашей литературе начинает чувствовать домашнюю жизнь, жизнь небогатых горожан, потаенную, сосредоточенную, в которой скапливается столько сокровищ добродетели и кротости»8. То, что Сент-Бёв делает при помощи биографического метода, можно осуществить и по-иному, так, как написано во многих учебниках и статьях: вначале связать художественные открытия Руссо с сентиментализмом, в котором отразились настроения народных масс, не удовлетворенных официальным просвещением, затем изложить биографию и творческий путь Руссо, а при характеристике «Исповеди» подтвердить цитатами развитие у Руссо чувства природы и анализ внутреннего мира человека. Кому-то эта сухая схема может быть даже покажется предпочтительнее способа Сент-Бёва. Но насколько убедительнее «средствами искусства» приходит Сент-Бёв к выводам о роли Руссо как предтече французского романтизма! Сам автор говорит, что ему претят приемы лабораторного исследования или геометрическая схема. Его анализ «способен вызвать особое чувство волнения» и только на первый взгляд субъективен. В основе биографического метода справедливое представление о том, что автор произведения — живой человек с неповторимой биографией, события которой влияют на его творчество, с собственными мыслями, чувствами и даже болезнями, живущий в свое время, Сент-Бёв Ш.О. Литературные портреты... С. 330. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД что, естественно, определяет выбор тем и сюжетов его произведений. Но личность писателя как творца не тождественна его произведению. Между тему Сент-Бёва «творение в конечном счете оказывалось не целью, а средством познания»9. Преувеличение роли биографического автора с неизбежностью ведет к субъективности исследования, к созданию импрессионистического портрета художника. Кто определит, в какой мере эпилепсия с характерными для этой болезни симптомами «застреваемости» и «вязкости» определила стиль Флобера? Какое событие жизни Достоевского обусловило появление в его романах несчастных детей? Другое дело, что для пользования биографическим методом необходимы энциклопедические знания и интуиция. Воскликнуть, как Сент-Бёв: «Это первая ласточка» во французской литературе XVIII века!» — может лишь исследователь, основательно знакомый с этой литературой. И писать так, чтобы литературоведческая работа приближалась к художественному произведению, — тоже особый дар. Может быть поэтому биографический метод существует именно как метод, а не как научная школа. И все же у Сент-Бёва были талантливые продолжатели. Среди них первым стоит назвать Ипполита Тэна. Биографический метод явился своего рода «приготовительной школой», повлиявшей на возникновение психологического подхода и фрейдизма. Советы основоположника биографического метода получили широкий отклик в зарубежном и отечественном литературоведении. На протяжении веков образ «биографического автора» обрастал подробностями его реальной жизни от младенчества до смертного часа. И, как завещал Сент-Бёв, особая роль в академических и популярных штудиях всегда отводилась матери, оказывающейся непосредственной участницей творческого процесса. В школьном учебнике по литературе для учащихся 10 класса, например, так вспоминается о родителях Николая Алексеевича Некрасова, выросшего в Поволжье в поместье отставного офицера: «Сын безжалостного помещика, строго каравшего своих крепостных крестьян даже за мелкие провинности, пронес боль за простого человека через всю жизнь. Этим он обязан матери, Елене 9 См.: Косиков Г.К. Современное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. — М., 1987. С. 13. 54 Тема 6 Андреевне, урожденной Закревской — дочери южнорусского помещика, служившего в Варшаве. Там она увлеклась не слишком молодым, но волевым и энергичным офицером. Быстро сыграли свадьбу, быстро яркое увлечение сменилось отнюдь не яркой, а иногда просто тягостной семейной жизнью, когда вспышки гнева мужа заставляли трепетать весь дом. А судьбу матери сын описал в одном из важнейших стихотворений начала своего творчества «Родина» (1846)». С образом матери автор главы связывает и всю проблематику творчества Некрасова, и структуру его личности («От отца он унаследовал независимость, от матери — тягу ко всему прекрасному и возвышенному»10). Этот же «ход» повторяется и в других главах учебника. Л.Н. Толстой «не помнил матери, которая умерла, когда ему было полтора года,...но одухотворенность и способности он унаследовал от матери, а жизнелюбие — от отца, Николая Ильича Толстого, участника войны 1812 года, после окончания компании разорившегося, женившегося на богатой невесте и занявшегося хозяйством, не желая служить ни в конце царствования Александра I, ни при Николае I по чувству собственного достоинства. Далее делается вывод, что Толстой воскресил характеры отца и матери в героях «Войны и мира»11. В статье о А.П. Чехове также специальный раздел посвящен его семье — «одаренности отца», «доброте и самоотверженности матери» и всему тому перечню обстоятельств, которые, по мысли Сент-Бёва, формируют художника. И в других современных пособиях по литературе, «очерки о творчестве писателя», призванные заменить привычные учебники «по истории литературы», заставляет нас вспомнить о «медальонах» французского романтика12. В поисках путей отхода от социологического метода, фиксирующего часто прямую связь произведения с реальностью, авторы делают акценты на другом элементе системы: автор—произведение. Притягательность такого подхода очевидна. 10 Федоров С.В. Некрасов // Сквозь даль времен: Учебник по литературе 11 Маранцман В.Г. Лев Николаевич Толстой. Сквозь даль времен. С. 109, 379. 12 См.: Русская литература XX века: Книга для учащихся 11 класса средней БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В названной книге эта установка заявлена уже в оглавлении: «Очерки. Портреты. Эссе». Писатели, освобожденные от социологических пут, оживают. Портреты выходят из рам. Отечественные классики сближаются с зарубежными авторами, временные разрывы если не уничтожаются, то сокращаются. Усиление интереса к биографическому методу, особенно характерное в последние десятилетия, связанное с демократизацией общества и с образовательной реформой, имеет под собой историческую почву. Но и задолго до «перестройки» элементы биографического метода присутствовали при анализе творчества художников, особенно при анализе лирики, где авторское «Я» часто виделось читателю тождественным автору. Мысль Б.М. Эйхенбаума об авторе как живом историческом факте, который надо уметь разглядывать, в лирике особенно привлекательна. Лирический герой А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова или А.А. Ахматовой начинал жить как реальный человек, ущемляя традицию и историческую реальность. В результате встречи биографического и художественного автора появляется новая реальность. С этим материалом превосходно работали представители биографического метода и культурно-исторической школы. Однако они упрощали категорию «автора», не замечая, что здесь скрывается сложное соотношение, целая система: А. биографический А. художественный Между тем автор биографический претерпевает ряд «опосредовании», прежде чем он начинает воздействовать на текст. Он становится больше и меньше себя, порождает двойников, собственные пародийные и трагические маски (А.Д. Синявский — А. Терц; Вен. Ерофеев — Веничка и т.д.). Процесс «опосредования», то есть превращения автора биографического в носителя художественного сознания, ведет к возникновению специфических концептов. Так, А.С. Пушкин как автор «Истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочки» — одно и то же биографическое лицо, наделенное, однако, художественным сознанием разных типов. Концептосферы «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки» не вполне совпадают. Тема 6 Вопросы к теме: 1. На каких принципах строится биографический метод? 2. Как он соотносится с психологическим и 3. В чем сила и ограниченность биографичес 4. Какие звенья коммуникативной цепи мож Литература по теме 1. Жирмунский В.М. Биография писателя // Введение в литературо 2. Косиков Г.К, Современное литературоведение и теоретические 3. Луков В.А. Сент-Бёв // Зарубежные писатели. Библиографический 4. Пушкин А.С. Vie, poesies et pensees de Joseph Delorme // Полн. собр. 5. Сент-Бёв Ш. О. Литературные портреты. Критические очерки. — М., 1970. 6. Трыков В.П. Литературные портреты. — М., 1999. Дополнительная литература 1. Барахов В. С. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр. — Л., 1985. 2. Реми де Гурмон. Книга масок. — Томск, 1996. 3. Нефедов Н.Т. Возникновение биографического метода // История 4. Цвейг С. Сент-Бёв // Собр. соч.: В 7 т. — М., 1963. Т. 7. 5. Billy A. Sainte-Beuve. Sa vie et son temps. T. 1—2. Paris, 1952. Тема 7 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цивилизация, раса, среда, момент, характер народа, дух народа, литературный факт. Культурно-исторический метод — способ изучения литературы, разработанный во второй половине XIX века французским философом, историком и литературоведом И.-А. Тэном. Тэн по
праву считается главой школы, в которую принято включать ученых разных стран. Это Ф. Брюнетьер и Г. Лансон (Франция), Г. Брандес (Дания), В. Шерер (Германия), Ф. де Санктис (Италия). Русская культурно-историческая школа представлена А.И. Пыпиным, автором «Истории русской литературы»1. В XX веке сторонником культурно-исторического метода называют П.Н. Сакулина. Все эти ученые признавали значение Сент-Бёва и его подхода к литературе, но в поисках 1 См.: Академические школы в западноевропейском и русском литературоведении // Хрестоматия по теории литературы. — ML, 1982. Тема 7
дополнительных опор выдвигали требование историзма, возведенного в ранг метода. Наиболее последовательно это положение разработано И. Тэном. Автор статей по итальянскому, голландскому и греческому искусствам, статей о французских философах XIX века, многих исторических и философских трудов, а также литературно-критических работ, Тэн создает фундаментальную пятитомную «Историю английской литературы», в предисловии к которой излагает суть культурно-исторического метода. По словам Сент-Бёва, «История английской литературы» является историей английской расы и цивилизации «через ее литературу». Уже в этом определении просматривается сходство и различие подходов Тэна и Сент-Бёва. Не отрицая связи личности писателя с создаваемым творением, Тэн интересуется по преимуществу более общими историческими и национальными закономерностями. Убежденный сторонник позитивизма, один из основоположников натуралистической теории, Тэн ищет систему, которая в искусстве, как и в науке, позволила бы опереться на прочные основы. В знаменитом введении к «Истории английской литературы» Тэн говорит о том, что в современной критике «никто не шагнул» дальше и вернее, чем Сент-Бёв: в этом отношении мы все его ученики. Именно этот метод мы должны принять за исходную точку дальнейшего развития». Но Тэна занимает именно «развитие», где, по его мнению, для исследователя «открывается новый путь». Его интересует не только частная биография, но поиски «общей идеи поведения человека», ибо в человеческих чувствах и идеях «есть некая система, и главной движущей си- КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД лой этой системы являются известные общие черты... отличающие людей одной расы, одного века и одной местности»2. В литературном произведении Тэн ищет уже не только «психологию души его создателя», но психологию народа и века. «Три первоначальные силы, три различных источника» определяют, по мысли Тэна, характер литературы. Это — «Раса. Среда. Момент». Под расой он понимает врожденный темперамент, равно свойственный индивиду или целому народу. Раса может менять облик, рассеяться по разным странам и континентам, обосновываться в разных климатических зонах, бытовать в разные эпохи на разных ступенях цивилизации — она все равно обнаружит духовную общность. Характер народа Тэн рассматривает «как концентрированное выражение» всей его истории, всего беспредельного прошлого, «как величину, обладающую определенными размерами и массой». «Самый богатый источник основных свойств расы, которые дают начало историческим событиям... его сила, как мы видим, происходит от того, что это не просто источник, но как бы озеро или глубокий водоем, куда в течение многих веков несут свои воды другие источники»3. Раса у Тэна понятие стабильное, мало изменчивое в веках, тождественное национальному характеру и национальному менталитету. Определив таким образом духовное строение расы, Тэн приступает к изучению «среды», в которой она обитает. Вслед за романтиками и, в частности, Ж. де Сталь Тэн обращает внимание на географические факторы, формирующие характер народов. Прослеживая условия жизни германских народов после переселения из общей их родины в те края, где они нашли окончательное пристанище, Тэн видит различие между германскими расами, с одной стороны, и расами эллинскими и латинскими — с другой. Основывается оно прежде всего на различии местностей, в которых они обосновались: «одни осели в областях с климатом холодным и влажным, в глуши сумрачных, болотистых лесов или вдоль диких берегов океана, не зная иных пережива- 2 Тэн И. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика 3 Тэн И. Зарубежная эстетика и теория литературы... С. 82—83. 60 Т с м а 7 ний, кроме меланхолии и буйства, пристрастились к пьянству и грубой пище и стали жить войнами и набегами; другие, наоборот, расположились среди великолепной природы, у ласкового, играющего под солнцем моря, занялись мореплаванием и торговлей и, избавленные от грубых потребностей желудка, с самого начала проявили тягу к общественной жизни и политической организации... Так, из двух цивилизаций Апеннинского полуострова одна... нацелена на борьбу, завоевания, государственность и законодательство, поскольку изначально представляла собой укрепленный город, пограничный emporium, военную аристократию... вторая же, лишенная единства и честолюбивых политических притязаний из-за прочности муниципальных устоев, космополитического положения папы и военных вторжений соседних народов, уступила наклонности своего дивного, гармонического гения и вернулась во всем к культу красоты и неги». Характер народа формируется под влиянием внешних обстоятельств: «того всечасного, мощного нажима, который воздействует на всякое сообщество людей и неустанно, из рода в род, формирует их как всех вместе, так и каждого в отдельности. В Испании такое влияние оказал восьмивековой крестовый поход против мусульман, получивший широчайший размах и завершившийся истощением нации вследствие изгнания мавров, ограбления евреев, учреждения инквизиции и религиозных войн; в Англии — восьмивековой политический строй, поддерживавший в человеке личное достоинство и почтительность к власти, независимость и повиновение и приучивший его действовать сообща с другими под эгидой закона; во Франции — римская государственность, которая была навязана послушным варварам, затем погибла под развалинами древнего мира, но сложилась вновь под воздействием скрытого национального инстинкта, развилась в условиях наследственной королевской власти и превратилась в итоге в своего рода эгалитарную, централизованную, административную республику, где правящим династиям постоянно грозят революции»4. Подводя итоги понятию «среда», Тэн говорит о том, что географические, исторические, социальные факторы значат для на- 4 Тэн И. Зарубежная эстетика и теория литературы... С. 84—85. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД ции то же, что для индивида — место проживания, воспитание, семья, профессия и общественное положение. В зависимости от «встречи» расы и среды меняется «рисунок» в литературе и в искусстве. Сравнивая французскую трагедию времен Корнеля и Вольтера, греческий театр при Эсхиле и Эврипиде, итальянскую живопись Леонардо да Винчи и маньеристов, Тэн находит, что даже при сходстве живописного и литературного описания и человеческого типа мы имеем произведение из разных культурно-исторических эпох. В средние века господствовал идеал рыцаря или монаха. Возрождение — «период свободных творческих взлетов», эпоха классицизма — «время риторических классификаций». Момент у Тэна — это «исторический уровень культуры и традиция»5.
Культурно-исторический метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные этапы его исторической жизни. Поиски общих причин появления художественного произведения порождают его трактовку не только как создания биографического автора, но как документа эпохи. Уступая формальному методу в точности, отказываясь от сближения литературного исследования с работой математика и статиста, выдвигая на первые роли общекультурный кругозор, интуицию исследователя, культурно-исторический 5 В традициях культурно-исторического метода работает французский ученый Гюстав Лансон (1857—1934), автор «Французской литературы» (1894) и работы «Метод в истории литературы». История литературы для Лансона — часть истории цивилизации. При этом, в отличие от Тэна, главное внимание он уделяет самим литературным текстам, дополняя научный анализ импрессионистическими впечатлениями и изучением психологии художника. Date: 2015-09-22; view: 376; Нарушение авторских прав |