Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т е м а 4
При этом системный подход, как следует из его определения, представляет собой не метод, а совокупность методов. В единую методологию их объединяет адекватность единым принципам. К числу основных системных принципов, отражающих наиболее существенные свойства систем, принадлежит признание целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды, наличие прямых и обратных связей, а также принцип множественности описаний каждой системы. * Принцип целостности означает несводимость свойств эле * Принцип структурности означает возможность описания * Принцип взаимозависимости системы и среды означает, что * Принцип иерархичности означает, что каждый компонент * Принцип множественности описаний каждой системы оз За время своего существования литературоведение выработало немало методов, но в рамках системного подхода часть из них не может иметь применения, потому что они находятся в противоречии с системными принципами. Так, например, когда вульгарный социологизм (В.М. Фриче, В.А. Келтуяла, В.Ф. Перевер-зев и др.) рассматривал литературное произведение вплоть до его СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ стиля в качестве производного от экономических отношений в обществе и классовой принадлежности писателя, то нарушался принцип взаимозависимости системы и среды, утверждающий активную роль системы в отношениях со средой. Вульгарный социологизм демонстрирует не пренебрежение к свойствам литературы, а иное, чем в системе «литература», видение причин и следствий. Литературоведческие методы создавались для изучения литературного произведения, взятого либо в связях и отношениях с окружающей средой (например, биографический метод и культурно-исторический метод), либо взятого вне связи и отношений с этой средой (например, формальный метод и структурный метод). Произведение же является лишь одним из элементов системы «литература», поэтому ни один из существующих литературоведческих методов не может соответствовать всем системным принципам и играть роль универсального метода по отношению к системе «литература». Однако каждый из литературоведческих методов, если он не претендует на универсальность, может открывать какую-то сторону изучения художественной литературы. Системный подход воплощает принципы изучения художественного произведения или всего творческого наследия автора как органического целого в синтезе структурно-функциональных и генетических представлений об объекте. Отношения «автор—произведение», «традиция—произведение», «реальность—произведение» оказываются связанными через произведение, занимающее в системе центральное место и обретающее статус художественности благодаря прямой и обратной связи с читателем. При системном подходе осуществляется единство анализа и синтеза. Как уже упоминалось, автором художественного произведения оказывается конкретно описанный биографический автор (анализу подвергается вся его жизнь) и концепированный автор (весь текст). Генетическое представление о творчестве автора рождается в результате исследования традиций, в русле которых оно бытует. Это относится к повторяемости сюжетов и мотивов, памяти жанра, наследованию стиля и приемов и даже к языковой норме. Эти генетические особенности произведения определяют его структурно-функциональные свойства. з* Тема 4 Социально-исторические корни художественного произведения, отыскать которые исследователю может помочь обращение к реальности, проявляются в анализе, без которого невозможно логическое построение. Без выявления разнохарактерных связей и установления их иерархии невозможен системный подход, как невозможен он и без синтеза, без встречи автора, традиций и реальности в тексте, имеющем двойную глубину, умноженную на бесчисленность отражений, в том таинственном, одновременно неосязаемом, реальном и нереальном мире, каким предстает художественное произведение. Вопросы к теме: 1. Почему необходимо различать понятия метода и подхода? 2. Можно ли считать описание системы «лите 3. Присутствует ли анализ отношений «автор—про 4. Почему оказалось возможным использование Литература по теме 1. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1979. 2. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы 3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ 4. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978. 5. Юдин Б.Г, Системный анализ; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный Дополнительная литература 1. Лихачев Д. С. Древне славянские литературы как система // VI Меж 2. Науман М. Литературное произведение и история литературы. — М., 3. Поляков М.Я. К методологии литературных исследований // Марке- 4. Пригожий И,, Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986. 5. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного 6. Bertalanffy E. General system theory. Foundation, development, applica Т е м а 5 КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: хаос, порядок, равновесность / неравновесность, самоорганизация, открытость / закрытость системы. Комплексное изучение литературы — это исследование ее проблем с привлечением аналитических средств и методологической базы других наук, включая естественные, математику, кибернетику. В 1960—1980-е годы, когда расширение междисциплинарных связей стало необходимым условием дальнейшего развития гуманитарного знания, получило распространение и комплексное изучение литературы. Отсутствие частной теории систем в литературоведении отчасти восполняется системным подходом, позволяющим интегрировать возможности литературоведческих методов с методами наук, далеких от филологии. Эпоха, в которую мы живем, знаменует быстрое развитие естественных наук и укоренение идеи синтеза разных отраслей знаний, разных видов искусства, науки и искусства. Теория систем проникает почти одновременно в точные науки и в социологию. При поиске новых подходов полезным оказывается опыт разных ученых, соединение исследования крупномасштабных явлений и частных случаев, описание макроскопического и микроскопического уровней в построении моделей. Таким ученым стал И. При-гожин. По характеру дарования бельгийский ученый, Нобелевский лауреат И. Пригожий близок к великим натурфилософам прошлого. «Он один из создателей новой науки — физики неравновесных процессов, связанной с такими понятиями как самоорганизация и неустойчивые структуры. Возрождая целостное ви- КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Илья Пригожий (Вишмап) (1917) родился в Москве в семье инженера-химика. Раннее увлечение музыкой сформировалось под влиянием матери-пианистки («Я научился читать ноты раньше, чем слова»). Переезд семьи в 1921 году в Литву, а затем в Германию и Бельгию породили, по словам Пригожина, «острую восприим-чивость к переменам». Колебание в выборе карьеры концертирующего пианиста, профессионального философа, биолога и математика разрешились в пользу термодинамики. В 1943 г. бакалавр естественных наук защищает диссертацию о значении времени в термодинамических системах. Пригожина особенно интересуют неравновесные открытые системы, в которых материя либо энергия обмениваются реакцией с внешней средой. Пригожину принадлежит теория диссипативпых структур, согласно которой неравновесность может служить источником организации и порядка. В 1977 г. Пригожин получил Нобелевскую премию за работы по термоди-намнкс и «особенно за теорию днесипатив-пых структур». В работах Пригожина осуществляется преодоление разрьша между математическими, биологическими и социальными сферами исследовшшй, наукой и искусством. Его называют «поэтом термодинамики». Пригожин — член Российской, Бельгийской, Нью-Йоркской, Румынской и др. академий, почетный профессор многих университетов, в т.ч. и Московского. Диапазон его интересов — термодинамика, история, археология, философия, литература, музыка. Научные работы пишет на английском языке. На русский язык пере- дение мира и человека в нем как взаимосвязанных процессов становления, И. Пригожин выступает носителем общемировой и прежде всего европейской культуры, уникальным образом сочетая в своем творчестве верность научным традициям и новаторство»1. Пересмотр формулировок законов физики производится ученым благодаря новому понятию хаоса, более продуктивного, чем порядок. Пригожин создает собственную концепцию природы: «становление и событие не существуют раздельно, вероятностные законы приводят к созданию «картины открытого мира», в котором в каждый момент в игру вступают все новые возможности». Если рассматривать литературу как часть системы искусства, то художественное произведение является частью системы «литература». Используя теорию систем, можно объяснить проис- 1 См.: Предисловие издательской группы «Прогресс» // Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. Тема 5
хождение и существование чрезвычайно сложной упорядоченности, характеризующей как общее понятие «художественная литература», так и художественное произведение. При том, что в системе «литература» каждый из компонентов — произведение, автор, традиция, реальность, читатель — является в свою очередь системой, именно художественное произведение — тот узел, где сходятся все связи. Автор становится автором, только если он создал свое произведение. Читатель — только если он его прочел и оценил. Традиция и реальность — внешние условия существования произведения. В художественном произведении присутствуют все признаки системы — определенная целостность, структурность, иерархичность, зависимость от внешней среды, возможность быть описанным разными способами. Проще всего это продемонстрировать на примере произведений классицизма, в которых системные свойства структурности и иерархичности выражены наиболее явно. По-видимому, мы имеем здесь дело с так называемыми «равновесными структурами», в которых энтропия, неуравновешенность присутствуют в малой степени. Типичным примером равновесной структуры И. Пригожий называет кристалл, образуемый и поддерживаемый при незначительрюм отклонении от равновесия. В качестве литературного примера можно вспомнить историю трагикомедии Корнеля «Сид». Французская Академия, направляемая волей кардинала Ришелье, осудила трагедию за нарушение классицистических норм. В вину Корнелю было поставлено обращение к испанской истории вместо истории античной, введение бокового любовного сюжета, мешающего развитию единства действия и перенесение сцены объяснения героя с невестой из одного места в другое. Но несмотря на эти отклонения, «Сид» был и остается эталоном классицистической трагедии. Исправив «недостатки» своего шедевра, Корнель в последующем творчестве неукоснительно соблюдал строгие правила. Эти правила, пользуясь терминологией точных наук, можно назвать «стацио- КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ тарными состояниями», а чем больше стационарных состояний, тем система устойчивее, но тем она и более закрыта. И. Пригожий заметил, что существует и другой тип структур. Он называет их «диссипативными», испытывающими значительные отклонения от равновесия, характерными для открытых систем2. В нашем случае такой открытой, неустойчивой системой предстает прежде всего связь произведение—читатель, которая постоянно меняется. Известны сотни примеров, когда книги, высоко оцениваемые в одну эпоху, напрочь забываются в другую. Но и в пределах своего времени произведения принимаются какой-то группой читателей и отвергаются иной. Понятие открытой системы применимо и к жанрам. Оно обозначено в определении романа как свободной формы. Открытой систему делает присутствие в ней не только прямых, но и обратных связей. При этом неравновесные связи и ограничения допускают возникновение новых состояний, свойства которых контрастируют со свойствами равновесных состояний: «Неравновесные связи являются sine qua поп условием самоорганизации, но самоорганизация, в свою очередь, изменяет роль и смысл связей»3. Этим положением можно объяснить относительную автономность художественного произведения от автора, когда создание обретает самостоятельную жизнь, изумляющую порой художника, как изумляют дети родителей неожиданным проявлением характера. Вспомним знаменитую сцену, описанную биографами А.С. Пушкина, завершившего трагедию «Борис Годунов» и якобы воскликнувшего в восторге от себя самого: «Аи да Пушкин! Аи да сукин сын!» В обретающем собственную жизнь художественном произведении как раз и кроется его тайна. «Загадочна природа пророчеств и литературных предсказаний, — признается С. Гандлевс-кий в романе «Трепанация черепа». — Худшие опасения, ужасные предупреждения Достоевского сбылись. А Константинополь как был Стамбулом, так Стамбулом и остался... Каждый знает, что приближаться к речи надо с некоторой опаской, как рекомендуется спереди обходить лошадь и сзади начальство... Я от 2 Гленсдорф П., Пригожим И. Термодинамическая теория структуры, устой 3 Пригожим И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. С. 67. Тема 5 своих стихов пощады не ждал». Об опасности творчества, о строчках с кровью писал Борис Пастернак. И строку из стихотворения русского поэта «Гибель всерьез» вынес в название своего романа французский писатель Луи Арагон. Эту связь между жизнью и творчеством, бытием и становлением отмечает и Илья Пригожий. Говоря о страсти западного ума открывать фундаментальные, симметричные законы природы, он называет и плату за эту страсть — «отторжение основы бытия от созидающей временной реальности нашего бытия», от «динамичного хаоса»4. Не здесь ли кроется разгадка таинственной славянской души, подспудной любви к «русскости» у стольких иностранцев, весьма далеких от русской культуры? Закрытая, жестко упорядоченная система противоречит живой жизни. Но наука стремится к четко предсказуемым результатам. «Классический идеал науки — открытие умопостигаемого мира, мира, лежащего вне времени и, следовательно, лишенного памяти, лишенного истории, напоминающего кошмары, рожденные фантазией Кундеры, Хаксли или Оруэлла. В романе «1984» язык сам отрешен от своего прошлого и потому лишен способности творить будущее, низведен до роли средства, позволяющего удерживать людей в вечном настоящем». По мысли При-гожина, «там, где речь заходит о живых существах, будь то лошади, собаки или кошки, мы не отождествляем понимание с послушным выполнением правил или законов. Мы отказались бы признать «настоящей» кошку или собаку, поведение которой всегда было бы предсказуемым»5. На вечере памяти М.М. Бахтина его современник вспоминал, как пристально наблюдал ученый за поведением своего кота, которого он называл самым таинственным существом на свете, и сетовал, что для многих исследователей даже Рабле и Шекспир вполне понятны и объяснимы. Одна и та же система, в зависимости от обстоятельств, обнаруживает предсказуемость или неожиданность. Отсюда тот принцип множественности описаний, который означает для каждой 4 Пригожий И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант... С. 253. 5 Там же. С. 252. КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ системы потребность в различных моделях. И чем сложнее система, чем больше в ней связей и зависимостей, тем вариативнее должны быть ее описания. Более того, существуют системы, характеризующиеся, по мысли И. Пригожина, «несводимыми вероятностными описаниями». Такие системы не позволяют отличить чистые состояния от смешанных состояний. И если даже исследователь выберет в качестве исходного то состояние, которое он считает чистым, со временем оно превращается в «смешанное состояние». Этим и объясняется множественность под ходов к литературе даже в пределах одного метода. Вспомним, к примеру, поэму А. Блока «Двенадцать». С момента ее публикации и все годы существования Советской власти «Двенадцать» называли первой октябрьской поэмой. Идеи неотвратимости и очистительной бури, которую приветствует автор, подтверждались выписками из дневника Блока и стилистическим анализом текста. В качестве «несводимой вероятности» в поэме смущал финал, где шествовал «в белом венчике из роз / Впереди Исус Христос». Он даже заменялся порой в эстрадном исполнении на революционного матроса. Но со временем изменилось отношение к Октябрю, превратившемуся из Октябрьской революции в переворот. Изменилось и отношение к христианству. И трактовка поэмы получает сегодня совсем другой смысл: крестная мука ожидает тех, «которые идут державным шагом». Но и это описание тоже принадлежит к разряду «вероятностных». Представим себе, предлагает Пригожий, что Адам не решается надкусить запретное яблоко, что изгнания из рая не произошло и нам предстоит дать описание безгрешного Адама. Но между библейской историей и сегодняшним днем пролегли тысячелетия прогресса и информации, а потому «на современном языке можно было бы сказать, что адекватным описанием Адама было бы вероятностное описание»6. Таким образом, при описании системы фактор времени имеет решающее значение. Теория относительности А. Эйнштейна изменила отношение к однонаправленной «стреле времени», дала основание для поисков обратной связи во времени. «Эйнштей- Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант... С. 49. Т е м а 5 новская метрика» связывает время и пространство, задает новое измерение, «вводит инвариант». Появляется «мнимое время». У вселенной Эйнштейна нет ни возраста, ни «стрелы времени». Но в книге Пригожина есть глава «Узкая тропинка». В ней рассказывается, как выдающийся математик Курт Гедель, восприняв идею Эйнштейна, подарил ему очерк, в котором человек отправляется в прошлое. Гедель подсчитал даже количество топлива на единицу пути. Однако Эйнштейн усомнился, что кому-нибудь удастся «телеграфировать в свое прошлое». При всей точности расчетов Геделя и гениальности теории Эйнштейна, физическое путешествие назад означало бы отрицание реального мира. Путь назад — путь памяти, путь творческого начала, человеческой психологии. Именно так разворачивается роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Это не вполне реальность, но это и не мистика. Пригожий отрицает и вполне логический, и чисто интуитивный подход. Его реальный мир управляется недетерминистическими законами, равно как и не абсолютными случайностями. В теории систем Пригожина интуиция — не синоним авторского произвола. Это иной, внутренний способ постижения мира, имеющий свои права. И если путь науки — путь накопления знаний и логики, то путь искусства — путь духовного озарения. В грядущем веке ученый угадывает синтез искусства и техники, Бога и точного расчета — «новый альянс»7. И этот союз предсказан А. Эйнштейном (1879—1955), к мыслям которого И. Пригожий постоянно обращается. Приводит он и известную оценку, которую гениальный физик дал творчеству Ф.М. Достоевского, повлиявшего на создание теории относительности, вспоминает о диалоге Эйнштейна с Рабиндранатом Тагором, в котором Эйнштейн видится Пригожину более религиозным, чем Тагор. И речь идет не только о совмещении в концепции Эйнштейна учений о рациональности и гармонии мира, но «теории относительности» и «системе мировых констант». Ибо там, где есть Абсолют, — есть Бог. Признание неоднонаправленности «стрелы времени», возможности его духовного обращения назад — признание одновременно обратной связи и Бога. 7 См.: Prigogine I., Stengers I. La nouvelle alliance. Metamorphose de la science. — P., 1979. КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Творческое созидание у Пригожина оказывается условием человеческого существования. Становление и событие необходимы на всех уровнях описания картины мира. Ученым и художникам предстоит «поиск тропинки». Этот поиск сегодня — новый этап, новая форма познаваемости, в которой вероятностные представления оперируют возможностью событий, не сводя их к точно предсказуемому следствию. Несводимость, неточная предсказуемость — не только порок системы. В системе «литература», обладающей динамизмом и гибкостью, как и в других диссипативных системах, неравновесность может служить источником упорядоченности, хотя это будет уже другая упорядоченность. Высказанное положение применимо к смене литературных эпох и стилей, в недрах которых вызревают новые явления. Можно употребить его и при исследовании отдельного художественного произведения. Вероятностный характер описания видится важнейшим свойством в характеристике системы «художественная литература» и ее части — художественного произведения. Вопрос о путях изучения художественной литературы давно является предметом дискуссий. В них включены философы и социологи, психологи и теологи, лингвисты и литературоведы. Неоднократно делались попытки перечислить основные подходы к произведению. Так, Н.С. Трубецкой в статье «О методах изучения Достоевского» назвал — «1) биографический; 2) фило-софско-идеологический; 3) фрейдианско-психоаналитический; 4) социологический; 5) формальный методы»8. Неполнота и произвольность выбора не должны нас слишком смущать. Со времени написания статьи Н.С. Трубецкого, с 30-х годов, прошло несколько десятилетий. Время расставило новые акценты, изменилась терминология, появились новые подходы. Но осталось неизменным то, что литературоведческие методы предполагают открытие в литературе новых свойств, прежде остававшихся вне поля зрения. Каждый метод в литературоведении имеет свою специфику. Есть разные эпохи, авторы, жанры и стили, которые в наибольшей мере открываются благодаря тому или иному типу истолкова- С. 30. Цит. по: Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М., 1961. Date: 2015-09-22; view: 301; Нарушение авторских прав |