Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы изучения литературы системный подходСтр 1 из 19Следующая ⇒
Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 200 с. ISBN 5-89349-361-3 (Флинта) ISBN 5-02-022710-2 (Наука) В книге рассматриваются новые подходы к изучению литературы, базирующиеся на системном анализе. В ее основе — идея синтеза гуманитарных наук и теории систем, получившей развитие в теории науки XX века, в частности в работах Нобелевского лауреата И. Пригожина. Предпринятая попытка не противоречит классическим методам изучения литературы, сложившимся в зарубежном и отечественном литературоведении, но соотносит их с системой литературы. Особое внимание уделяется слову как «архетипу культуры». Книга предназначена лингвистам, литературоведам, культурологам. В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Учебное пособие Изготовление оригинал-макета ООО «Вензи» исано в печать 22.11.2001. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 12,3. Уч.-изд. л. 11,7. Тираж 3000 экз. Изд. № 539. Заказ 3683. ИД № 04826 от 24.05.2001 г. ООО «Флинта», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 332. Тел.: (095) 336-03-11, тел./факс: (095) 334-82-65 E-mail: flinta@mail.ru, flinta@cknb.ru ЛР № 020297 от 23.06.1997 г. Издательство «Наука», 117997, ГСП-7, Москва В-485, ул. Профсоюзная, д. 90. ГУЛ «Великолукская городская типография» Комитета по средствам массовой информации и связям с общественностью администрации Псковской области, 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12 Тел./факс: (811-53) 3-62-95 ISBN 5-89349-361-3 (Флинта) © Издательство «Флинта», 2002 ISBN 5-02-022710-2 (Наука) Введение Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину предмета науки. Развитию науки присуще накопление энергии. На каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит в нее неотъемлемой частью; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами. Все это относится к литературоведению — науке о литературе и к трем главным ее отраслям — теории литературы, истории литературы и литературной критике. Познания в области литературоведения — одна из составляющих научной культуры филолога, но для филолога, специализирующегося в области литературоведения, научная культура не исчерпывается этими познаниями. Ему необходимо знать историю литературоведения, без которой невозможна преемственность знаний, и ему необходимо быть осведомленным в методологии той науки, которой он занимается. Процесс развития литературоведения, как и других наук, находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но и в создании методов — способов получения знаний — и в применении новых подходов к изучению литературы, позволяющих обобщать эти знания и находить новые, более оптимальные пути решения литературоведческих проблем. В извест-
4 Введение ном смысле научная культура литературоведческого исследования подобна культуре речи — обе они самым непосредственным образом характеризуют носителей этих культур. Разница только в том, что погрешности речи заметны многим, а отсутствие научной культуры — лишь специалистам-литературоведам, для которых научная культура исполнителя — один из важнейших параметров оценки литературоведческого исследования. На каждом историческом этапе своего развития литературоведение использует определенные совокупности познавательных форм — фундаментальных категорий и понятий, методов и методик исследования, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля научного мышления. Он может быть современным или устаревшим, стандартным или индивидуальным. Если индивидуальность стиля — качество, зависящее не только от опыта, но и от одаренности исследователя, то современность стиля полностью зависит от степени осведомленности литературоведа в истории науки, которой он занимается. Использовать стиль литературоведения начала XIX века в современной работе — то же самое, что в кулуарах научной конференции, проходящей на рубеже XX—XXI столетий, заговорить на языке XVII или XVIII веков. Экстравагантность стиля речи не заменит в этом случае гибкости современного литературного языка. С устаревшим стилем научного мышления дело обстоит хуже, чем с вышедшим из употребления стилем речи по той причине, что его инструментарий, взятый сам по себе, не даст возможности углубить существующие представления об объекте научного интереса, и исследователю в лучшем случае удастся лишь расширить объем существующих знаний об этом объекте. Модернизация стилей научного мышления происходит в основном за счет новых подходов, открывающих перед литературоведом возможность либо взглянуть по-иному, чем прежде, на уже известные объекты, либо построить новые объекты изучения. Между тем учебная и справочная литература не всегда отражают ситуацию, сложившуюся в методологии литературоведения. Так, например, из двух уже апробированных наукой подходов — системного и комплексного — один, комплексный, присутствует в словнике новейшего «Литературного энциклопеди- Введение ческого словаря», а другой, системный, в него не вошел, как не вошло и понятие «система». В учебной же литературе отсутствует упоминание об обоих подходах, оказавших существенное влияние на стиль литературоведческого мышления XX века. Случайности в этом нет, потому что курс истории литературоведения и литературной критики сейчас недостаточно представлен в программах университетов Российской Федерации и большинства стран СНГ. Нет понятий «система», «системный подход» и «комплексный подход» и в недавно вышедшем в свет энциклопедическом справочнике «Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины», отразившем негативное отношение постструктуралистского и деконструктивистского литературоведения к упомянутым выше подходам. Предлагаемое вниманию читателей пособие преследует несколько целей. Первая состоит в том, чтобы ознакомить студентов и аспирантов, пишущих литературоведческие работы, с историей литературоведения и тем самым восполнить пробел в университетских программах. Естественно, что небольшая книга не может заменить собою курс лекций и университетский учебник, но она может вызвать интерес к истории литературоведения. Помимо познавательных целей авторы преследовали и иную — помочь начинающим литературоведам в овладении методами, созданными в филологии, и познакомить с подходами к изучению литературы, позволяющими эффективно использовать эти методы. Именно познакомить, потому что обращение к теме «художественная литература и методы ее изучения» для достаточно полного ее освещения потребовало бы написания сотен страниц. Авторы видели свою задачу лишь в том, чтобы описать наиболее известные методы изучения литературы, обозначить возможные пути, по которым пойдут молодые ученые, а также возбудить интерес к системному подходу и помочь студентам и аспирантам в чтении сложной научной литературы по теории систем. Системный подход имеет своих сторонников и противников не только среди зарубежных литературоведов. Отношение к системному подходу может быть различным, как положительным, так и отрицательным, и авторы не настаивают на том, Введение чтобы студенты и аспиранты стали на их точку зрения и превратились в адептов системного изучения литературы. Но системный подход в литературоведении существует, он уже сформировался в методологии науки, а потому заслуживает, чтобы был изучен его опыт. Опираться на какую-либо теорию или, напротив, отвергать ее следует сознательно, а сознательное отношение к научным теориям возникает только в результате знания и анализа этих теорий. Т е м а 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественное произведение, текст, словесное искусство, материальный иидеальный аспекты художественного произведения, автор-творец, вариант, инвариант. Литературой называют совокупность письменных и печатных текстов, из числа которых выделяют корпус художественных про изведений — художественную литературу. Такое определение литературы лишь кажется однозначным, потому что признание тек ста произведением словесного искусства зависит от субъективного восприятия его читателями. Поэтому не приходится удивляться, что в известной строгостью дефиниций «Поэтике» Б.В. Томашевского сказано: «Обнять одним определением все формы литературы во все времена немыслимо и совершенно бесцельно: только в историческом изучении жизни человеческого общества раскроется, чем была литература в разные времена. Такое общее определение, помимо того, и невозможно: сходные явления в разное время то относились к литературе, то исключались из нее. Каждый век имеет свое определение литературы»1. Похожие суждения присутствуют и в трудах историка восточной литературы академика Н.И. Конрада: «Иным является в разное историческое время и состав литературы. Дело при этом не в том, что, скажем, в древности в состав литературы входило все — и песня, и историческое сочинение, и правовой документ, и философский трактат, и рассказ, а в более позднее время литературой стало только то, что получило наименование «худо- 1 Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). — М., 1996. С. 6. 8 Т е м а 1 жественной литературы». Исторически столь же реально и другое: различное представление о «художественности» и в связи с этим различный состав именно художественной литературы. Так, например, в Китае в некоторые периоды Средневековья в орбиту художественной литературы не входил рассказ или роман, но входил политический трактат или публицистическая статья, если они были написаны с соблюдением определенных стилистических правил»2. Сам термин «литература» возник сравнительно недавно. До середины XVIII века употребляли другое слово: «поэзия». Благодаря французской писательнице Жермене де Сталь (1766—1817) термин перенесли с поэзии и риторики на всю гуманитарную письменность, вычленив в ее составе особо ценную часть, называемую «классикой». Вплоть до конца XIX столетия в ходу было выражение «изящная словесность». Рассуждения о том, чем художественная литература отличается от набора письменных текстов занимают сотни страниц. Но грань между двумя понятиями настолько условна, что «литература» и «художественная литература» нередко употребляются как синонимы. Когда сегодня говорят о художественной литературе, обычно имеют в виду вымышленное изображение, записанное особым языком, подразумевающее присутствие художественной образности3. Французский критик Гюстав Лансон (1857—1934) в предисловии к «Истории французской литературы» (1894), размышляя о сущности предмета, предположил, что из огромного количества печатных текстов к художественной литературе можно отнести только те, которые могут стимулировать эмоции и эстетические чувства читателя. Здесь намечается некий дуализм: написанное, закрепленное слово и слово — духовная субстанция, материальный предмет, рукопись или книга и незримо присутствующий в ней божественный дар, способный пробудить ответное чувство. С момента зарождения поэзии, в эпоху античности, вдохновение, побуждающее художника к творчеству, рассматривалось как род религиозного экстаза (см.: «Пока не требует поэта к священной жертве Апол- 2 Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр. — М., 1978. С. 60—61. 3 См.: Маркевж Г. Основные проблемы науки о литературе. — М., 1980. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 9 лон»). ВВетхом Завете появившееся вначале Слово было Бог. Двойственный характер понятия «художественная литература» может быть наиболее остро ощущают сами художники, ибо, как сказал поэт, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Художественное произведение имеет материальный и идеальный аспекты. Неоценимый, таинственный дар творчества оказывается сродни религиозному чувству. Об этом хорошо писал французский эссеист и критик, теолог Шарль дю Бо (1882—1939). В неоднократно переиздаваемой и переведенной на многие языки книге «Что есть литература?» автор с первых строк заявляет, что «литература, достойная этого имени, есть «Сама жизнь», связанная для религиозного мыслителя с идеей Творца: «Жизнь есть Бог, это слияние с тем, кто говорил: Я путь, Я истина и жизнь»4. Избегая научного определения «художественная литература», он подменяет его цитатой из английского поэта Фрэнсиса Томпсона (1859-1907): О, мир невидимый, тебя мы постигаем, Неосязаемый, тебя мы осязаем, Непознаваемый, тебя мы познаем, Недостижимый, мы к тебе идем5. Этим таинственным, недостижимым миром оказывается поэзия, но, в принципе, и вся художественная литература. Отвлекшись от религиозного смысла рассуждений Дю Бо и цитируемых стихов поэта-мистика, оценим в них, по крайней мере, два мотива — мотив божественного служения художника, столь подробно разработанный в мировой литературе, и мотив пути в его идеальном значении. Мотив этот также вполне тра-диционен в теологии, философии и литературе. Со спиритуалистической точки зрения путешествие — не только пересечение пространства. В идее пути «заложено страстное желание открытий и перемен, которые его сопровождают». Путешествовать — значит «изучать, исследовать, разыскивать», постигать неведомое6. Отсюда то же тяготение к творчеству, которое оказывается 4 См.: Du Bos Ch. Qu'est-ce que la litterature. — Paris, 1938. P. 3. 5 Du Bos Ch. Qu'est-ce que la litterature... P. 3. 6 См.: Керлот Х.Э. Словарь символов. — М., 1994. С. 427. 10 Т е м а 1 нередко сильнее всех других желаний. У А.С. Пушкина «пальцы тянутся к перу, перо к бумаге», а поэтическое создание сравнивается с кораблем, готовым к отплытию: «Плывет. Куда ж нам плыть?» К.И. Чуковский в дневниках постоянно вспоминает об отчаянии писателей-современников, почему-либо лишившихся творческого дара. Чувство это свойственно и ему: «Пробую писать, ничего не выходит. Совсем разучился. Что делать? Иногда думается: «Как хорошо умереть». Вообще без писания я не понимаю жизни. Глядя назад, думаю: какой я был счастливец. Сколько раз я знал вдохновение! Когда рука сама пишет, словно под чью-то диктовку, а ты только торопись — записывай. Пусть из этого выходит такая мизерня, как «Муха-Цокотуха» или фельетон о Вербицкой, но те минуты — наивысшего счастья, какое доступно человеку»7. В тяготении к творчеству основатель «аналитической психологии» К.Г. Юнг (1875—1961) видел символ страстного неудовлетворенного желания. Подобный ряд можно далеко продолжить в разных областях гуманитарного знания. Понятно, что все эти рассуждения при всей их глубине и поэтичности не раскрывают в полном объеме понятия «художественная литература». Наличие в ней духовного, нематериального аспекта делает окончательное определение чрезвычайно затруднительным. Поэтому в литературоведческой науке существует лишь описание предмета, которым с разной степенью точности оперируют теория литературы, история литературы и литературная критика. История литературы, насчитывающая несколько тысячелетий, ставит своей целью охарактеризовать движение литературы в связи с ходом всемирной истории. Глобальная потребность не исключает более частных задач — изучения национальных литератур, творчества отдельных писателей в контексте эпохи, движения отдельных методов и жанров. История литературы сопоставима с философией, историей, психологией. Теория литературы, ведущая свое начало от поэтики Аристотеля, имеет более общий функциональный характер. В задачи теории литературы входит не столько изучение конкретно-исторических реалий, сколько категорий поэтики. 7 Чуковский К. Дневник (1930-1969). - М., 1997. С. 272. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Критика обращается по преимуществу к современности, к текущей журнальной и книжной продукции и обладает собственным характером. Осваивая по преимуществу жанры эссе, рецензии, обзора, литературного портрета, статьи, критика не только информирует читателя, но в связи с литературой ставит проблемы политики, экономики, этики, психологии. При всей значимости истории литературы, теории и критики ни одна из них специфику литературы полностью не раскры-вает^Не существует между ними и четкой границы: исследователи постоянно переходят ее в поисках окончательных ответов. Литературоведческие методы опираются на философию, культурологию, психологию, лингвистику, а в последние десятилетия и на точные науки. И все чаще под художественной литературой подразумевается вид словесного искусства, который может быть описан во множестве вариантов, но сопротивляется определению в инварианте, в отвлечении от его конкретных реализаций. Вопросы к теме: 1. Какие письменные и печатные тексты относят к художественным произведениям? ■■■
2. Почему нельзя объять одним определением 3. В чем состоит двойственный характер худо Литература по теме 1. Аристотель. О душе // Сочинения: В 4 т. Т. 1. — М., 1976. 2. Белинский В. Г. Общее значение слова литература // Полное собрание 3. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. Тема 1 4. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. — М., 1980. 5. Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). — М., 1996. Дополнительная литература 1. Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр. — М., 1978. 2. Зжченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Система «литература» и 3. Du Bos Ch. Qu'est-ce que la litterature. — Paris, 1938. Т е м а 2 СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА» КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система, суммативное множество, структура, подсистема, элемент, прямые и обратные связи, корреляция.
Литература как феномен искусства ходя из определения Гегеля, писавшего Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel, 1770—1831,), выдающийся немецкий философ, представитель объективного идеализма. Опираясь на понятие «развитие», Гегель создал теорию диалектики. Внутренним источником развития у Гегеля выступает противоречие, которое понимается как восхождение от абстрактного к конкретному. Противоречие Гегель описывает с помощью триады (тезис — антитезис — синтез противоположностей в новом единстве). Рассматривая искусство, философ выделяет триаду, фиксирует двойственность художественного произведения, имеющего материальный и идеальный аспекты. Воспринятый читателем или зрителем, артефакт обретает свое инобытие в произведении искусства. Одним из первых Гегель подчеркивает значимость диалога сознаний двух субъектов. Основные идеи Гегеля изложены в «Феноменологии духа» ( 1807 ), «Энциклопедии философских наук» (1817), литературе и искусству посвящена «Эстетика» (Т. 1—4). может быть объяснена ис-, что искусство «распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия, — на субъект, его продуцирующий, и на субъект, созерцающий его и перед ним преклоняющийся...»1. Применительно к художественной литературе «произведение, имеющее характер внешнего... бытия» — это художественное произведение, печатный или письменный текст; «субъект, его продуцирующий» — автор произведения, а «субъект, его созерцающий и перед ним преклоняющийся» — читатель рукописи или книги. Понятие «художественная литература» можно выразить схемой: Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Философия духа. — М.,1977. С. 383. Teivta 2
В гегелевской трактовке художественная литература как вид словесного искусства становится системой. Свойство быть художественным произведением — системо-приобретенное: оно отсутствует у текста, взятого вне системы «автор — произведение — читатель». Однозначное и общепринятое определение понятия «художественный текст», которым могли бы руководствоваться читатели, причисляя тексты к разряду произведений, как известно, отсутствует. Более того, литературоведение не располагает и рабочим определением этого понятия. Напомним, что завершая специальное исследование «Структура художественного текста», Ю.М. Лотман писал: «Зададимся вопросом: какие тексты являются художественными, а какие нет? Трудность всеобъемлющего ответа на него общеизвестна. Стоит сформулировать любое правило, как тотчас же живая история литературы предлагает столько исключений, что от него ничего не остается»1. Но если читатель не знает, что такое художественный текст, то можно ли говорить о существовании системы «литература» в том смысле, о котором говорилось выше? Ю.М. Лотман считал предварительным решением вопроса о принадлежности текста к разряду художественных «наличие в самом коде культуры противопоставления художественных и нехудожественных структур». При этом он выделил четыре возможности функционирования текстов: 1. Писатель создает текст как произведение искусства, и читатель воспринимает так же. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. С. 346. СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА» 15 2. Писатель создает текст не как произведение искусства, но 3. Писатель создает художественный текст, но читатель не 4. Этот случай тривиален: нехудожественный текст, создан Случаи, описанные Ю.М. Лотманом, представляют собою варианты отношения отношений «автор—текст» и «текст—читатель». В системе «литература», кад и в рассуждении Ю.М. Лотма-на, отношения «автор—текст» и «текст—читатель» имеют общее звено, общий член — «текст», поэтому их отношения между собою — отношения корреляции. Корреляция — вид взаимосвязи, при которой, в отличие от функциональной зависимости, зависимость одного из признаков от других осложняется рядом случайных факторов. Эта зависимость имеет вероятностный, или статистический, характер и проявляется в виде тенденции. В акте художественной коммуникации Ю.М. Лотман рассмотрел прямую связь, идущую от автора через произведение к читателю. Наличием корреляции в этом случае обусловлена зависимость читательского восприятия (отношение «текст—читатель») от авторской интенции (отношение «автор—текст»). Поэтому говорить, что «восприятие художественного текста — всегда борьба между читателем и автором», значит существенно упростить ситуацию. Тенденция, о которой идет речь, может оказаться ослабленной или подавленной, но она всегда присутствует в силу существования отношения корреляции между отношениями «автор-текст» и «текст—читатель» в системе «литература». В качестве опосредующих звеньев в особой форме входят сюда и отношения «автор—реальность», «реальность—читатель», «автор—традиция», «традиция—читатель». Этому способствует и письменный характер литературы. Действие любого из факторов, который пре- Date: 2015-09-22; view: 866; Нарушение авторских прав |