Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т с м а 2






ми формалистами, переходит во многие современные методы и методики изучения художественного текста. Здесь сходятся объек­тивное и субъективное начала. Порядок же элементов в системе определяется процессом создания и функционирования произ­ведения: создатель продуцирует произведение, перед которым преклоняется воспринимающий слушатель, зритель или читатель. При этом элементы «традиция» и «реальность» характеризуют условия, при которых текст может стать художественным про­изведением, но может им и не стать. Главная роль здесь при­надлежит читателю.

Центральное положение произведения чрезвычайно существен­но: именно произведение является средоточием связей и отношений между автором и читателем. При том, что первичная коммуни­кативная цепь системы состоит всего из трех элементов, в ней присутствуют две подсистемы — автор—произведение и произве­дение—читатель, связанные общим для них элементом. Такому членению системы «литература» ча две подсистемы соответству­ет отношение (I) автор—произведение и (II) произведение—чи­татель, а также отношение отношений (I) и (II).

Отношение автор—произведение зафиксировано в тексте, а потому константно. Отношение произведение—читатель, напро­тив, изменчиво. Оно зависит как от неоднородности читательс­кой аудитории, так и от времени. Произведение в сознании чи­тателя постоянно подвергается переоценке. Между двумя под­системами существует связь. Будучи построенными на отноше­нии тождества и различия элементов, входящих в состав отно­шений «автор—произведение» и «произведение—читатель», они превращают гегелевскую триаду в систему, являясь в нашем слу­чае важнейшим системообразующим фактором,- Моменты измен­чивости вводят в жесткую взаимосвязь фактор случайности. Толь­ко в системе «автор—произведение—читатель» биографический ав­тор получает ипостась «художественного автора», написанный текст становится художественным произведением, а его читатель — чи­тателем, придающим произведению статус художественности. Не менее важную роль играют прямые и обратные связи, идущие от автора к читателю и от читателя к автору через произведение. Без них существование художественной литературы невозмож­но. Нарушение прямой связи ведет к обрыву процесса комму-


СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА»



 


Михаил Михайлович Бахтин (1895 —1975) — выдающийся русский философ и литературовед, создал ряд принципиально новых концепций, охва­тывающих проблемы теории и истории ли­тературы. Михаил Бахтин родился в Орле. Он происходил «из семьи дворянской и очень древней» (Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. — М., 1996). Бахтин учился в Виленской гимназии, в Одесском университете, а затем — на классическом от-делсшш исторшш-ф11лолоп1ческого факуль­тета Петербургского университета. В круг друзей М.М. Бахтина входили литературо­вед Л.В. Пумпянский, философ-неокантиа­нец М.И. Каган, пишшетка М.В. Юдина. Учениками М.М. Бахтина были П.Н. Мед­ведев, автор книги «Формальный метод в ли­тературоведении» (1928) иВ.Н. Волошшюв, опубликовавший работу «Марксизм и фило­софия языка» (1929).

Арестованный и сосланный в Казах­стан М.М. Бахтин лишь чудом остался в пятых. Он был лишен возможности жить в Москве, Ленинграде и других крупных го­родах. Долгие десятилетия Бахтин препо­давал литературу в средней школе и в Са­ранском педагогическом институте. Ученый так и не смог защитить докторскую диссер­тацию, посвященную творчеству Ф. Рабле и народной культуре средневековья и Ре­нессанса. Лишь в самом конце жизни он получил возможность переехать в Москву.

Центральной идеей, объедошяющей тру­ды М.М. Бахтина, является диалогнзм. По мнению философа, «подлинное понимание в литературе всегда исторично и персони­фицировано».

М.М. Бахтин пересматривает теорию литературных родов и жанров с диалоги­ческой точки зрения. В центр системы ли-


никации, а нарушение обратной связи исклю­чает возможность фун­кционирования текста в качестве литературного произведения. Идея прямых и обратных свя­зей стала одной из клю­чевых в концепции ди-алогизма М.М. Бахтина. Очевидно, что ис­следователя могут инте­ресовать и материаль­ный, и идеальный ас­пекты системы «литера­тура». Ему небезразли­чен конкретный, так называемый биографи­ческий автор. Изучени­ем его связей с создани­ем произведения зани­мались сторонники биографического мето­да. Многие сотни стра­ниц написаны о роли традиций, которым поэт или романист со­знательно следует. Ре­альность предстает в сопряжении жизни и творчества художника с конкретной социально-исторической эпохой. Социология и статисти­ка изучают вкусы и ин­тересы конкретных чи­тателей и социальных групп. Издатели учи-




Тема 2


 


тсратурных жанров ученый ставит роман с характерным для него «многоязычием», «ого­ворочной речью» и стилистической много­мерностью. В книге «Проблемы поэтики До­стоевского» сформулирована концепция «по-лифопнческого романа». Герой Достоевского перестает быть объектом авторского созна­ния и слова. Он обладает собственным «не-елиянным» голосом и сознанием.

М.М. Бахтина интересует не языковое предложс1ше, а речевое высказывание, при­чем «...границы каждого конкретного выс­казывания...определяются смелой рече­вых субъектов». Ученый ставит проблему «чужого» слова, «чужой речи». Соответствен­но и произведение он воспринимает как «зве­но в цепи речевого общения», направлен­ное на «активное ответное понимание».

Диалог автора с героем моделирует от­ношения между произведением и читателем. М.М. Бахтин разрабатывает представление об идеальном читателе, «лазуточном адре­сате», который может принадлежать «боль­шому времени».

В споре с формалистами М.М. Бахтин отстаивал пришцшиальиую важность содер­жания и социальной оценки. Размышляя о внетекстовой обусловленности произведе­ния, автор «Эстетики словесного творчества» понимал ее как «интонационно-ценностный контекст», который остается вне данного текста. В отличие от представителей вуль­гарного социологизма М.М. Бахтин трак­товал соотношение «автор—реальность», «читатель—реальность» как реплику и от­вет в диалоге, результатом которого явля­ется «диалогизнрующий фон» восприятия произведения.

В качестве общего вывода можно от­метить, что в теории Бахтина все элементы системы «литература» соединены дналоги-


тывают их в определении тиражей. Но вдруг ока­зывается, что продолжи­тельность жизни произ­ведения не угадана. Со­здание лауреата почему-то стало неинтересно. Вчерашний шедевр обо­рачивается макулатурой, а книга, не находившая не только поклонников, но и заинтересованных читателей, вызывает во­сторг. То же самое про­исходит и с другими про­изведениями искусства, выплывающими из заб­вения и небытия — по­лотно художника, умер­шего в нищете, продает­ся за фантастические деньги на аукционе, му­зыка композитора, похо­роненного в общей мо­гиле, собирает тысячи слушателей в концерт­ных залах.

Секрет подобного превращения может быть угадан и предсказан благодаря интуиции ли­тературоведа-професси­онала или чутью мецена­та. Но можно попытать­ся объяснить его и тео­ретически, обратившись к понятию системы «ли-


СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА»



 
 

ЧССК1ШИ ОТНОШСИНЯМИ, образующими КОМмуиикативпую систему, способную порож­дать смысл. Основные идеи М.М. Бахтина сфор­мулированы в книгах: «Проблемы поэти­ки Достоевского» (М., 1972); «Эстетика словесного творчества» (М., 1988); «Воп­росы литературы и эстетики» (М., 1975); «Литературно-критические статьи» (М., 1986); «Творчество Франсуа Рабле и на­родная культура средневековья и Ренес­санса» (М., 1990).

тература». Художествен­ная литература — это не только подсистема по от­ношению к искусству. Широко употребляемое выражение «литература и искусство» является сви­детельством возможности рассматривать литературу по аналогии с искусст­вом, а не единственно его частью. Поэтому, опира­ясь на цитированную


мысль Гегеля, дадим специфицированное описание системы «ли­тература».

Прежде всего необходимо заметить, что в литературе про­изведение существует в форме письменного или печатного тек­ста. Оно, в отличие от произведения в устном народном твор­честве, имеет конкретного автора или соавторов даже в том случае, когда творчество анонимно. Литературное произведе­ние создается и живет в связях с окружающей средой. По от­ношению к литературному произведению среда делится на ли­тературную традицию и экстралитературную реальность. Меж­ду автором и читателем, с одной стороны, и традицией и ре­альностью — с другой, существует прямая и обратная связь: ав­тор и читатель — лица, испытывающие влияние окружающей их материальной и духовной среды и в свою очередь оказыва­ющие на нее влияние уже одним фактом своего существования. Между произведением и реальностью, как и между произведе­нием и традицией, существуют отношения, устанавливаемые автором и читателем.

Элементы системы «литература» и элементы, представляю­щие среду, которая ее окружает, — это также системы. Одни из Них описаны достаточно подробно (например, «произведение»), Другие — лишь в общих чертах (например, «автор»). В системе «автор» Б.О, Корман сравнительно недавно обнаружил присут­ствие двух элементов: биографического автора и автора — субъек­та сознания, выражением которого является «все произведение»


22 Т с м а 2

писателя2. Здесь присутствуют идеальный и материальный аспек­ты, при этом главным является идеальный. Именно на его уров­не происходит диалог сознаний автора и читателя, имеющий ре­зультатом чудо превращения материального текста в духовную ценность — в художественное произведение.

Вопросы к теме: 1. Чем отличается совокупность элементов «ав­тор», «произведение», «читатель» в системе «литература» от суммативного множества тех же элементов?

2. Почему в системе «литература» связь, иду­
щая от автора через произведение к читате­
лю, названа прямой, а связь, от читателя к
автору обратной?

3. Можно ли назвать соавтором писателя цен­
зора, внесшего изменения в текст произве­
дения?

4. В чем различие между такими типами чита­
телей как цензор, литературный критик, ли­
тературовед и переводчик произведения на
иностранный язык?

Литература по теме

1. Гегель. Эстетика: В 4 т. — М., 1968—1973.

2. Садовский В.Н. Система; Юдин Б. Т. Системный анализ; Блауберг И.В.,
Юдин Э.Г,
Системный подход // Философский энциклопедический
словарь. — М., 1989.

3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.

4. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978.

Корман Б. О. Литературные термины по проблеме автора. — Ижевск, 1982. С. 4.


Т е м а 3


ЛИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация, коммуникативная цепь,

автор—произведение—читатель, традиция, реальность, текст.


Предложенное описание системы «литература» сходно со схе­мами, отображающими процесс литературной коммуникации, хотя они и не тождественны. Поскольку понятие коммуникации при­шло в литературоведение из теории информации, где оно озна­чает процесс передачи информации от одной системы к другой, финалом этого процесса считается использование полученного сообщения. В языковой и литературной коммуникации его за­вершением для специалиста-филолога является интерпретация текста. В рецептивной эстетике результат видят в процессе пре­ вращения текста в художественное произведение, благодаря кон­кретному акту коммуникации. Обратная связь между элемента­ми «автор—произведение» и «читатель—произведение» лежит за пределами передачи информации, а потому ее не фиксирует ни литературная коммуникация, ни рецептивная эстетика. Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) обозначает общение, обмен мыслями, сведениями, эмоциями.

Коммуникативную цепь обозначают схемой:

-► сообщение I
-►получатель
текст
-►читатель

Отправитель Автор —

Вторая часть схемы фиксирует ее применение к предмету ли­тературы. Простейший пример коммуникации — написание и отсылка письма адресату. Понятие «общение» охватывает раз-


 



Тема 3


ные уровни коммуникации. В математике и в технике использу­ются термины «код», «шум», «канал связи», «информация», «трансляция». Кибернетики, используя коммуникативные воз­можности различных технических систем, создают компьютеры все новых поколений. В литературе схема коммуникативной цепи отсылает нас к формуле Гегеля. Но в реальной действительнос­ти отношения эти не ограничиваются тремя элементами и со­держат необходимые опоры в реальности и предшествующем опыте литературы как виде словесного искусства. Автор создает произведение, опираясь на традицию, учитывая знание этой традиции читателем. Даже в частном послании он следует при­нятой этикетной формуле. Вспомним, сколь обязательна была эта формула в письме в деревню, где полагалось уважительно называть адресата, непременно вспомнить соседей и родствен­ников и в заключение упомянуть собственное положение сына или брата. Но и самые дерзкие новаторы в литературе традицию игнорировать не могут. Не менее существенна связь автора с реальностью, с которой читатель «сверяет» произведение, опре­деляя его ценность.

В словесных определениях литературной коммуникации слабо различаются понятия «текст» и «произведение». Ими нередко пользуются как синонимами, и это не случайность. Наиболее последовательно литературная коммуникация может быть пред­ставлена в схеме

Традиция


Автор


Реальность1


Читатель


В схеме «литературная коммуникация» присутствует не ху­дожественное произведение, а текст. И происходит это именно

1 См.: Попович А. Проблемы художественного перевода. — М., 1980. С. 43; Slovnik literarni teorie. — Praha, 1984. S. 181-182; Zilka T. Poeticky siiovmk. -Bratislava, 1987. S. 36.


ЛИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ



потому, что в отношении «текст—читатель» нет обратной связи. В ней не заложено условие читательской оценки текста, кото­рое присутствует у Гегеля, говорившего о субъекте, созерцаю­щем и преклоняющимся перед произведением искусства. Это предполагает иную схему, в которой текст заменен произведе­нием, имеющим разнонаправленность.


Художественное произведение*! ►^Читатель

Автор


Традиция.

Реальность


Присутствие прямой и обратной связей в системе «искусст­во» означает, что продукт творчества художника, не переставая быть носителем информации, становится художественным

Борис Викторович Томашевскии (1890—1957), историк и теоретик лите­раторы, разрабатывавший проблемы поэти­ки. Сотрудничал в ОПОЯЗе с Ю.Н. Ты­няновым, P.O. Якобсоном и др. учены -ми. Получив инженерное образование, Б.В. Томашсвский одно время сочетал пре­подавание высшей математики с увлече­нием филологией. Опыт работы над тек­стами обобщен в трудах: «Писатель и кни­га. Опыт текстологии» (1-е изд., 1928; 2-е изд., 1959), «Краткий курс поэтики» (многочисленные издания). Издание тек­стов А.С. Пушкина стало образцом тек­стологии. Точность и строгость концепции Б.В. Томашсвского связаны с его знанием математики и представлением о литерату­ре как о словесной деятельности, соотне­сенной с реальностью и читательским со­переживанием. Б.В. Томашсвскин — один из предшественников современного пред­ставления о литературе как системе.

произведением, музыкой, «божественным глаго­лом», живописным по­лотном. Если же обрат­ной связи нет, то, по вы­ражению поэта, «и музы­ка мне мнится смутным шумом/ когда я слушаю стихи друзей». Слож­ность системы «литерату­ра» не только в соедине­нии пяти необходимых элементов, а прежде все­го в том, что система «ли­тература» имеет матери­альный и идеальный ас­пекты. В ее материаль­ном аспекте каждый ком­понент может быть объективирован. Автор — реальное лицо с соб-








Date: 2015-09-22; view: 283; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию