Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т с м а 2
ми формалистами, переходит во многие современные методы и методики изучения художественного текста. Здесь сходятся объективное и субъективное начала. Порядок же элементов в системе определяется процессом создания и функционирования произведения: создатель продуцирует произведение, перед которым преклоняется воспринимающий слушатель, зритель или читатель. При этом элементы «традиция» и «реальность» характеризуют условия, при которых текст может стать художественным произведением, но может им и не стать. Главная роль здесь принадлежит читателю. Центральное положение произведения чрезвычайно существенно: именно произведение является средоточием связей и отношений между автором и читателем. При том, что первичная коммуникативная цепь системы состоит всего из трех элементов, в ней присутствуют две подсистемы — автор—произведение и произведение—читатель, связанные общим для них элементом. Такому членению системы «литература» ча две подсистемы соответствует отношение (I) автор—произведение и (II) произведение—читатель, а также отношение отношений (I) и (II). Отношение автор—произведение зафиксировано в тексте, а потому константно. Отношение произведение—читатель, напротив, изменчиво. Оно зависит как от неоднородности читательской аудитории, так и от времени. Произведение в сознании читателя постоянно подвергается переоценке. Между двумя подсистемами существует связь. Будучи построенными на отношении тождества и различия элементов, входящих в состав отношений «автор—произведение» и «произведение—читатель», они превращают гегелевскую триаду в систему, являясь в нашем случае важнейшим системообразующим фактором,- Моменты изменчивости вводят в жесткую взаимосвязь фактор случайности. Только в системе «автор—произведение—читатель» биографический автор получает ипостась «художественного автора», написанный текст становится художественным произведением, а его читатель — читателем, придающим произведению статус художественности. Не менее важную роль играют прямые и обратные связи, идущие от автора к читателю и от читателя к автору через произведение. Без них существование художественной литературы невозможно. Нарушение прямой связи ведет к обрыву процесса комму- СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА»
Михаил Михайлович Бахтин (1895 —1975) — выдающийся русский философ и литературовед, создал ряд принципиально новых концепций, охватывающих проблемы теории и истории литературы. Михаил Бахтин родился в Орле. Он происходил «из семьи дворянской и очень древней» (Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. — М., 1996). Бахтин учился в Виленской гимназии, в Одесском университете, а затем — на классическом от-делсшш исторшш-ф11лолоп1ческого факультета Петербургского университета. В круг друзей М.М. Бахтина входили литературовед Л.В. Пумпянский, философ-неокантианец М.И. Каган, пишшетка М.В. Юдина. Учениками М.М. Бахтина были П.Н. Медведев, автор книги «Формальный метод в литературоведении» (1928) иВ.Н. Волошшюв, опубликовавший работу «Марксизм и философия языка» (1929). Арестованный и сосланный в Казахстан М.М. Бахтин лишь чудом остался в пятых. Он был лишен возможности жить в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Долгие десятилетия Бахтин преподавал литературу в средней школе и в Саранском педагогическом институте. Ученый так и не смог защитить докторскую диссертацию, посвященную творчеству Ф. Рабле и народной культуре средневековья и Ренессанса. Лишь в самом конце жизни он получил возможность переехать в Москву. Центральной идеей, объедошяющей труды М.М. Бахтина, является диалогнзм. По мнению философа, «подлинное понимание в литературе всегда исторично и персонифицировано». М.М. Бахтин пересматривает теорию литературных родов и жанров с диалогической точки зрения. В центр системы ли- никации, а нарушение обратной связи исключает возможность функционирования текста в качестве литературного произведения. Идея прямых и обратных связей стала одной из ключевых в концепции ди-алогизма М.М. Бахтина. Очевидно, что исследователя могут интересовать и материальный, и идеальный аспекты системы «литература». Ему небезразличен конкретный, так называемый биографический автор. Изучением его связей с созданием произведения занимались сторонники биографического метода. Многие сотни страниц написаны о роли традиций, которым поэт или романист сознательно следует. Реальность предстает в сопряжении жизни и творчества художника с конкретной социально-исторической эпохой. Социология и статистика изучают вкусы и интересы конкретных читателей и социальных групп. Издатели учи- Тема 2
тсратурных жанров ученый ставит роман с характерным для него «многоязычием», «оговорочной речью» и стилистической многомерностью. В книге «Проблемы поэтики Достоевского» сформулирована концепция «по-лифопнческого романа». Герой Достоевского перестает быть объектом авторского сознания и слова. Он обладает собственным «не-елиянным» голосом и сознанием. М.М. Бахтина интересует не языковое предложс1ше, а речевое высказывание, причем «...границы каждого конкретного высказывания...определяются смелой речевых субъектов». Ученый ставит проблему «чужого» слова, «чужой речи». Соответственно и произведение он воспринимает как «звено в цепи речевого общения», направленное на «активное ответное понимание». Диалог автора с героем моделирует отношения между произведением и читателем. М.М. Бахтин разрабатывает представление об идеальном читателе, «лазуточном адресате», который может принадлежать «большому времени». В споре с формалистами М.М. Бахтин отстаивал пришцшиальиую важность содержания и социальной оценки. Размышляя о внетекстовой обусловленности произведения, автор «Эстетики словесного творчества» понимал ее как «интонационно-ценностный контекст», который остается вне данного текста. В отличие от представителей вульгарного социологизма М.М. Бахтин трактовал соотношение «автор—реальность», «читатель—реальность» как реплику и ответ в диалоге, результатом которого является «диалогизнрующий фон» восприятия произведения. В качестве общего вывода можно отметить, что в теории Бахтина все элементы системы «литература» соединены дналоги- тывают их в определении тиражей. Но вдруг оказывается, что продолжительность жизни произведения не угадана. Создание лауреата почему-то стало неинтересно. Вчерашний шедевр оборачивается макулатурой, а книга, не находившая не только поклонников, но и заинтересованных читателей, вызывает восторг. То же самое происходит и с другими произведениями искусства, выплывающими из забвения и небытия — полотно художника, умершего в нищете, продается за фантастические деньги на аукционе, музыка композитора, похороненного в общей могиле, собирает тысячи слушателей в концертных залах. Секрет подобного превращения может быть угадан и предсказан благодаря интуиции литературоведа-профессионала или чутью мецената. Но можно попытаться объяснить его и теоретически, обратившись к понятию системы «ли- СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА»
тература». Художественная литература — это не только подсистема по отношению к искусству. Широко употребляемое выражение «литература и искусство» является свидетельством возможности рассматривать литературу по аналогии с искусством, а не единственно его частью. Поэтому, опираясь на цитированную мысль Гегеля, дадим специфицированное описание системы «литература». Прежде всего необходимо заметить, что в литературе произведение существует в форме письменного или печатного текста. Оно, в отличие от произведения в устном народном творчестве, имеет конкретного автора или соавторов даже в том случае, когда творчество анонимно. Литературное произведение создается и живет в связях с окружающей средой. По отношению к литературному произведению среда делится на литературную традицию и экстралитературную реальность. Между автором и читателем, с одной стороны, и традицией и реальностью — с другой, существует прямая и обратная связь: автор и читатель — лица, испытывающие влияние окружающей их материальной и духовной среды и в свою очередь оказывающие на нее влияние уже одним фактом своего существования. Между произведением и реальностью, как и между произведением и традицией, существуют отношения, устанавливаемые автором и читателем. Элементы системы «литература» и элементы, представляющие среду, которая ее окружает, — это также системы. Одни из Них описаны достаточно подробно (например, «произведение»), Другие — лишь в общих чертах (например, «автор»). В системе «автор» Б.О, Корман сравнительно недавно обнаружил присутствие двух элементов: биографического автора и автора — субъекта сознания, выражением которого является «все произведение» 22 Т с м а 2 писателя2. Здесь присутствуют идеальный и материальный аспекты, при этом главным является идеальный. Именно на его уровне происходит диалог сознаний автора и читателя, имеющий результатом чудо превращения материального текста в духовную ценность — в художественное произведение. Вопросы к теме: 1. Чем отличается совокупность элементов «автор», «произведение», «читатель» в системе «литература» от суммативного множества тех же элементов? 2. Почему в системе «литература» связь, иду 3. Можно ли назвать соавтором писателя цен 4. В чем различие между такими типами чита Литература по теме 1. Гегель. Эстетика: В 4 т. — М., 1968—1973. 2. Садовский В.Н. Система; Юдин Б. Т. Системный анализ; Блауберг И.В., 3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. 4. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978. Корман Б. О. Литературные термины по проблеме автора. — Ижевск, 1982. С. 4. Т е м а 3 ЛИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация, коммуникативная цепь, автор—произведение—читатель, традиция, реальность, текст. Предложенное описание системы «литература» сходно со схемами, отображающими процесс литературной коммуникации, хотя они и не тождественны. Поскольку понятие коммуникации пришло в литературоведение из теории информации, где оно означает процесс передачи информации от одной системы к другой, финалом этого процесса считается использование полученного сообщения. В языковой и литературной коммуникации его завершением для специалиста-филолога является интерпретация текста. В рецептивной эстетике результат видят в процессе пре вращения текста в художественное произведение, благодаря конкретному акту коммуникации. Обратная связь между элементами «автор—произведение» и «читатель—произведение» лежит за пределами передачи информации, а потому ее не фиксирует ни литературная коммуникация, ни рецептивная эстетика. Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) обозначает общение, обмен мыслями, сведениями, эмоциями. Коммуникативную цепь обозначают схемой:
Отправитель Автор — Вторая часть схемы фиксирует ее применение к предмету литературы. Простейший пример коммуникации — написание и отсылка письма адресату. Понятие «общение» охватывает раз-
Тема 3 ные уровни коммуникации. В математике и в технике используются термины «код», «шум», «канал связи», «информация», «трансляция». Кибернетики, используя коммуникативные возможности различных технических систем, создают компьютеры все новых поколений. В литературе схема коммуникативной цепи отсылает нас к формуле Гегеля. Но в реальной действительности отношения эти не ограничиваются тремя элементами и содержат необходимые опоры в реальности и предшествующем опыте литературы как виде словесного искусства. Автор создает произведение, опираясь на традицию, учитывая знание этой традиции читателем. Даже в частном послании он следует принятой этикетной формуле. Вспомним, сколь обязательна была эта формула в письме в деревню, где полагалось уважительно называть адресата, непременно вспомнить соседей и родственников и в заключение упомянуть собственное положение сына или брата. Но и самые дерзкие новаторы в литературе традицию игнорировать не могут. Не менее существенна связь автора с реальностью, с которой читатель «сверяет» произведение, определяя его ценность. В словесных определениях литературной коммуникации слабо различаются понятия «текст» и «произведение». Ими нередко пользуются как синонимами, и это не случайность. Наиболее последовательно литературная коммуникация может быть представлена в схеме Традиция Автор Реальность1 Читатель В схеме «литературная коммуникация» присутствует не художественное произведение, а текст. И происходит это именно 1 См.: Попович А. Проблемы художественного перевода. — М., 1980. С. 43; Slovnik literarni teorie. — Praha, 1984. S. 181-182; Zilka T. Poeticky siiovmk. -Bratislava, 1987. S. 36. ЛИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ потому, что в отношении «текст—читатель» нет обратной связи. В ней не заложено условие читательской оценки текста, которое присутствует у Гегеля, говорившего о субъекте, созерцающем и преклоняющимся перед произведением искусства. Это предполагает иную схему, в которой текст заменен произведением, имеющим разнонаправленность.
Автор Традиция. Реальность Присутствие прямой и обратной связей в системе «искусство» означает, что продукт творчества художника, не переставая быть носителем информации, становится художественным
произведением, музыкой, «божественным глаголом», живописным полотном. Если же обратной связи нет, то, по выражению поэта, «и музыка мне мнится смутным шумом/ когда я слушаю стихи друзей». Сложность системы «литература» не только в соединении пяти необходимых элементов, а прежде всего в том, что система «литература» имеет материальный и идеальный аспекты. В ее материальном аспекте каждый компонент может быть объективирован. Автор — реальное лицо с соб- Date: 2015-09-22; view: 283; Нарушение авторских прав |