Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т е м а 3
ственной биографией: Пушкин, Лермонтов или Ерофеев. Произведение — его рукопись или отпечатанная книга. Читатель — покупатель этой книги. Традиция — круг предшественников, на который автор ориентируется. Реальность — те события, в русле которых он живет и «зеркалом» которых одухотворяется либо костенеет. Система приобретает материальный аспект благодаря имеющему идеальный характер отношению читателя к произведению. Читатель, признавший художественную ценность произведения, способствует его популяризации, тиражирует его, морально и материально поддерживает автора — своего современника, собирает сведения об ушедшем из жизни писателе. Об этом свидетельствуют случаи хранения читателем с риском для благополучия, а порой и для жизни, рукописей и книг, подвергавшихся цензурному запрету, переписывание в средние века текстов полюбившихся произведений, приобретение книг для личных библиотек, большие тиражи и переиздания популярных произведений и связанное с этим возрастание авторских гонораров, рассказываемые о писателях анекдоты. Двойственный —реальный и идеальный — аспект имеют и другие элементы системы. Конкретная реальность влияет на судьбу автора и его произведения; определяя его тематику и проблематику. Одновременно — она и та реальность, которая воссоздана в произведении и с которой читатель соотносит произведение, читательское представление о реальности, не остающееся неизменным в разные времена. Цветные тени на снегу или воздушная среда, размывающая четкие очертания предметов, увиденные импрессионистами, поначалу показались зрителям искажением реальности и вызвали решительный протест. Сегодня они являются частью привычного художественного восприятия, как станет им, возможно, в XXI веке синтез слова и живописного образа в поэтике концептуалистов. Традиция — сознательно избираемый художником опыт предшественников либо влияние культуры, постигаемое независимо от воли авторов, сказывающееся в следовании нормам языка, жанровым формам, художественным приемам, то, что В.М. Жирмунский называет «неосознанной ориентировкой». Читатель — конкретный читатель текста, имеющий, подобно биографическому автору, свое лицо, и одновре- Л ИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ менно читатель «концепированный», «конгениальный» автору, способный понять текст и сделать его в своем восприятии художественным произведением. Именно о таком читателе мечтают авторы, хотя между первым и вторым существуют естественные связи, ибо, по выражению поэта, «каждый читатель, как тайна, / как в землю закопанный клад». И только при наличии автора и читателя, традиции и ее соотнесенности с реальностью, самой главной и сложной системой оказывается художественное произведение. Вопросы к теме: 1. Почему в схеме литературной коммуникации элементы «реальность» и «произведение» нельзя соединить ни прямой, ни обратной связями? 2. В чем сходство коммуникативных цепей: от 3. Почему произведение художественной лите Литература по теме 1. Конрад Н.И. К вопросу о литературных связях // Конрад Н.И. 2. Корман Б. О. Литературные термины по проблеме автора. — Ижевск, 3. Попович А. Проблемы художественного перевода, — М., 1980. 4. Томашевский Б.В. Поэтика. — М., 1996. Дополнительная литература 1. Блауберг И,В,, Садовский В.В., Юдин Э.Г. Системные исследования и 2. Кашкин В.Б, Введение в теорию коммуникации. — Воронеж, 2000. 3. Садовский В. И, Двадцать пять выпусков ежегодника системных 4. Zilka T, Poeticky slovm'k. - Bratislava, 1982. Тема 4 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подход, метод, системный подход, целостность, структурность, иерархичность, множественность описаний, прямые и обратные связи. Зарождение системного подхода к изучению литературы восходит к идеям Аристотеля (384—322 до н. э.), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и других философов, Ф. де Соссюра (1857-1913) и его последователей в лингвистике, Ю.Н. Тынянова (1894—1943) и ученых, входивших в Пражский лингвистический кружок (1926—1950-е годы). Системный подход к изучению литературы сформировался во второй половине XX века под влиянием общих теорий систем Л. фон Берталанфи (1901—1972) и И.Р. При-гожина (1917), ставшего лауреатом Нобелевской премии (1977). К числу литературоведов, использовавших системный подход, принадлежали Д.С. Лихачев, P.O. Якобсон, Н.И. Конрад, И.Г. Не-упокоева. Представление о художественной литературе как о системе и вытекающая из такого представления потребность в системном подходе к ее изучению на разных уровнях имеет свою традицию. Не заглядывая слишком далеко, в частности в гениальное гетевское наследие, стоит вспомнить работы P.O. Якобсона 20-х годов, его мысли о системе поэтического языка и в особенности плодотворные идеи Ю.Н. Тынянова. Стремясь понять, из каких слагаемых состоит художественное произведение, он вводит понятие «система» для обозначения семантической организации текста. В книге «Стихотворная семантика» (1923), переименованной по настоянию издателя в «Проблему стихотворного языка», разработаны положения о воздействии словесной конструк- Тома 4 ции на глубинный смысл произведения. Эти мысли оказали заметное влияние на филологическую науку. В тезисах «Проблемы изучения литературы и языка» Ю.Н. Тынянов пунктом первым выдвигает требование «четкости теоретической платформы» и развития «науки системной»1. В этом же направлении рассматривается книга Ю.Н. Тынянова «Проблемы стихотворного языка» Б.В. Томашевским. В 1944 г. на вечере, посвященном памяти Ю.Н. Тынянова, он говорил, что поставленные в книге задачи есть задачи сегодняшнего литературоведения: «Это книга, которую надо изучать, которую надо усвоить, которую надо продолжить»2. Продолжение и развитие мыслей о системной связи в литературе, «конструкции» и глубинного смысла встречается затем у многих отечественных и зарубежных авторов. Термины «система» и «конструкция» постепенно становятся привычными. Так, в основе концепции И.Г. Неупокоевой, положенной в основу «Истории всемирной литературы», присутствует мысль о том, что только при системном подходе «возможно создание теоретического представления о литературной эпохе не просто как о хронологическом отрезке времени с определенными доминантными и второстепенными чертами... но как о динамическом целом...»3. О «системах, складывающихся на больших этапах всемирной истории», писал Н.И. Конрад4. Развернутое определение литературы как системы дал Д.С. Лихачев: «Под системой литературы я подразумеваю определенное соотношение ее частей между собой: видов литературы (переводной и оригинальной, церковной, исторической, естественнонаучной, публицистической и пр.), ее жанров, ее отдельных произведений. В понятие системы литературы входит кроме того и отношение литературы к другим областям культуры: к науке, религии, общественной мысли, различным искусствам, фольклору и пр. Наконец, к системе литературы относится и ее отношение к исторической 1 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М, 1977. С. 282. 2 Там же. С. 502. 3 Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и 4 Конрад Н.И. Введение // История всемирной литературы: В 9 т. / Отв. ред. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ действительности, соотношение с которой составляет самую существенную часть системы»5. Нетрудно подметить, что академиков Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, как и И.Г. Неупокоеву, интересуют прежде всего региональные, зональные и национальные литературные системы, а также литературные эпохи, рассматриваемые как система. Такой подход может быть реализован по преимуществу в пределах исторического метода, «лишь при органическом сочетании его с методом сравнительным»6. Оговорка И.Г. Неупокоевой весьма существенна. Вопрос о разделении литературы на художественную и нехудожественную через уточнение системных признаков в приведенных положениях не ставится, В подобном же направлении движется мысль многих отечественных и зарубежных исследователей. Показательна дискуссия 50—60-х годов, развернувшаяся в Германской Демократической Республике и Советском Союзе. Манфред Науман и Вернер Краус, высказывая мнение о необходимости изучения системы литературы, видят систему лишь «в рамках соответствующей общественной формации»: «Автор, произведение и читатель, процессы создания, читательского освоения и обращения литературы взаимно соподчинены и образуют определенную систему взаимоотношений»7. Литература интересует этих ученых преимущественно не как вид искусства, а как «осмысленная совокупность изображений соответствующих проблем бытия, изображений, имеющих характер высказывания, стремящегося, чтобы кто-то воспринял его как послание». Гегелевская формула, положенная в основание системы «литература», сохранена здесь, но лишь до известного предела, ибо «преклонение» перед произведением искусства поставлено под «коллективный контроль». Связь «автор—читатель» представлена как «исторический договор» между «творцами» и «читателями». При использовании термина «система» концепция На-умана ближе к социологическому подходу, чем мысли Ю.Н. Тыня- 5 Лихачев Д. С. Древнеславянские литературы как система // VI Междуна 6 Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и 1 Науман М. Литературное произведение и история литературы: Пер. с нем. — М., 1984. С. 93. Т е м а 14 нова или к «Поэтике» Б.В. Томашевского, где сложный смысл художественного произведения обладает собственной системой и своими функциями, что и придает ему главную ценность. Вместе с тем в отечественной науке и за рубежом существует много сторонников чисто эмпирической интерпретации литературного произведения. Основой идейно-художественного анализа объявляются культура и интуиция исследователя, помогающие «сделать текст живым, отыскав в нем живую мысль», ставится задача сделать эксплицитными, явными намерения автора и разнообразные оттенки, ускользающие при обычном чтении, вырвать у текста его секреты8. Положительная сторона такого подхода, помимо возможностей дидактизма, поисков воспитательного результата от чтения, проявляется в расширении филологической культуры через детальное изучение творчества художника и отдельного произведения. Но субъективность и фрагментарность при подобном подходе неизбежны, как неизбежны постоянные попытки их преодоления. Именно в этом направлении идут поиски исследователей последних десятилетий. М.Я. Поляков в обширной статье, предпосланной книге польского теоретика Г. Маркевича, также дает свое определение художественного произведения, которое «является своеобразной системой, подчиняющейся некоторым постоянно действующим принципам организации и функционирования. В качестве» социального факта произведение существует на границе двух миров: действительного и воображаемого. Поэтому в основе подлинно научного анализа лежит идея взаимных зависимостей и обратных связей между художественными ценностями и процессами объективного мира. При этом все составные элементы такой динамической системы, как художественное произведение, подчинены понятию «семантической системы»9. Идея взаимных зависимостей и обратных связей, подчинение внутренней организации произведения более общей «семантической системе» весьма плодотворна. Именно она положена в основание того взгляда, который предлагает Ю.М. Лотман* по- 8 См.: Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной 9 Поляков М.Я. К методологии литературных исследований // Маркевич'Г. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ нимающий под системой элементы, взятые не в их изолированной сущности, а во «взаимной соотнесенности, в столкновениях и переплетениях, представляющих «иерархию отношений»10. Концепция Ю.М. Лотмана опирается как на мысли Ю.Н. Тынянова, так и в особенности на современную теорию систем. Системный подход выработан в области точных наук, но получает все большее применение среди наук гуманитарных. В философии под системным подходом подразумевается «направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем»11. Определение системного подхода к изучению литературы, хотя он достаточно широко используется в отечественной науке, еще не сложилось. Поэтому представляется возможным предложить лишь его рабочее определение: системный подход к изучению литературы — это методология, построенная на учете специфики системы «литература». Система «литература» — не синоним художественной литературы, как система «произведение» — не слепок художественного произведения: различие между системой «литература» и художественной литературой можно сравнить со схематическим планом местности и живой природой. Река, представленная на карте извилистой линией, по выражению поэта «виноградной узкой веткой», имеет свойства, на картах не обозначаемые. Она мелководна или глубока, спокойна или бурлива, ее берега унылы или живописны и т.д. Описание системы «литература» дает лишь «топографию» объектов, освоенных литературоведческими методами. Но оно необходимо литературоведу, как карта путешественнику в стране со сложным рельефом. Однако у системного подхода есть и другая, не менее важная роль: он вводит литературу в круг системных объектов с их специфическими закономерностями, задающими решения о применимости или неприменимости чрезвычайно разнообразных литературоведческих методов, и, главное, позволяет интегрировать описания литературы, выполненные на их основе. 10 См.: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, 11 См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход // Философский 3~3683 Date: 2015-09-22; view: 277; Нарушение авторских прав |