Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 31. Обязанности государства и муниципальных образований по поддержке образовательной и научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и искусства





1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают развитие образования в сфере культуры и искусства, а также реализацию прав физических лиц на образование в сфере культуры и искусства путем:

1) разработки и реализации системы мер государственной и муниципальной поддержки образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусств;

2) предоставления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, бесплатного среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусства;

3) создания условий для поощрения получения образования в области искусств лицами, проявившими выдающиеся способности в области искусств, в том числе установления специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования указанных лиц и порядка предоставления таких денежных поощрений, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом и получение второго высшего образования в области искусств;

4) подготовки творческих кадров в сфере культуры и искусства, а также творческо-педагогических работников для системы образования в сфере культуры и искусства.

2. В Российской Федерации поддерживается научно-исследовательская деятельность в сфере культуры и искусства. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают развитие научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и искусства посредством системы мер государственной и муниципальной поддержки научных исследований в сфере культуры и искусства, создания условий для создания, функционирования и развития научно-исследовательских организаций в сфере культуры и искусства.

Комментируемая статья является новеллой для базового законодательного акта в сфере культуры. По вопросам художественного образования статья корреспондирует со статьей 14 проекта. Обязанности государства и муниципальных образований по поддержке научных исследований в сфере культуры, а также конкретные протекционистские меры в отношении образовательной и научной деятельности в сфере культуры и искусства вводятся в закон впервые.

Образовательная деятельность регулируется федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон определяет особенности образования в сфере искусств, устанавливая, что художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации специальных и интегрированных образовательных программ в этой сфере.

Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. В области искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы; образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее - интегрированные образовательные программы в области искусств); образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена); образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).

Сегодня довольно трудно привести точную статистику российских учебных заведений, реализующих указанные образовательные программы, однако по оценке специалистов государственный сектор насчитывает около 50 учреждений высшего образования (без учета филиалов и многопрофильных университетов), более 250 - среднего профессионального образования и примерно 5000 детских школ искусств.

Научная деятельность регулируется федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно определению этого закона научной (научно-исследовательской) деятельностью является деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Формами научной деятельности являются фундаментальные научные исследования (экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды), прикладные научные исследования (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач) и поисковые научные исследования (исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ).

Органы государственной власти совместно с государственными академиями наук определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Российское законодательство о науке не устанавливает полномочий муниципальных образований в этой сфере, поэтому положение комментируемой статьи об обязанности органов местного самоуправления по обеспечению развития научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и искусства посредством системы мер муниципальной поддержки научных исследований в сфере культуры и искусства, создания условий для создания, функционирования и развития научно-исследовательских организаций в сфере культуры и искусства, является абсолютной новацией.

Сегодня в системе Министерства культуры Российской Федерации сохранилось лишь 4 подведомственных научных учреждения.

 

Статья 32. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации

1. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации разрабатывается в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях ее развития.

2. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который представляется информация о состоянии культуры, и подлежит опубликованию и общественному обсуждению. Порядок подготовки и распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. На заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заслушивается информация представителей Правительства Российской Федерации о ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации.

Обязанность предоставления ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации была установлена федеральным законом от 22 апреля 2013 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и статьи 9 и 12.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а порядок его формирования - Положением о подготовке и распространении, в том числе опубликовании, ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 888. В указанном Положении определено, что в качестве показателей состояния культуры в Докладе используются данные мониторинга состояния культуры, формируемые субъектами официального статистического учета, а также аналитические разработки, отчетная и иная информация, представляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, научными, образовательными, общественными и другими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры.

Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации призван стать не только источником информации о положении дел в отрасли, но и основой для определения приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры и туризма, в том числе по формированию планов мероприятий по реализации федеральных и региональных целевых программ, а также разработки предложений по совершенствованию и развитию нормативно-правового регулирования и государственного управления в сфере культуры и туризма.

В соответствии с двухлетней практикой формирования ежегодного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации помимо статистических данных и данных мониторинга состояния культуры в нем представляется анализ состояния, тенденции развития сферы культуры и основных проблем в данной сфере, содержатся предложения по их решению.

Статья 33. Обязанности государства и муниципальных образований по проведению государственного мониторинга в сфере культуры и ведению государственного учета и официальной статистики культуры

1. Для определения степени достижения целей и решения задач государственной культурной политики осуществляется государственный мониторинг в сфере культуры в Российской Федерации (далее – государственный мониторинг).

2. Государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за количеством, состоянием и использованием объектов культурного наследия и культурных ценностей народов Российской Федерации, за обеспеченностью населения услугами в сфере культуры в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, в том числе в сельских поселениях, за доступом населения к культурным благам и за осуществлением деятельности в сфере культуры, а также за обеспеченностью организаций культуры профессиональными кадрами.

3. Государственный мониторинг осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных настоящим Федеральным законом.

4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

5. Порядок осуществления государственного мониторинга и применения его данных устанавливается уполномоченным федеральным органом государственной власти Российской Федерации.

Проект предполагает повышение уровня мониторинга в сфере культуры, поскольку сегодня его проведение регулируется лишь на подзаконном уровне - постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда».

В действующем законодательстве предметом обследования путем проведения мониторинга являются:

целостность памятников истории и культуры, сохранность их конструкции, соблюдение пользователем установленного договором либо охранным обязательством порядка проведения ремонтно-реставрационных работ;

сохранность предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, условия их хранения, порядок проведения реставрационных работ;

использование памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, условия доступа к ним.

Проект расширяет область мониторинга в сфере культуры по сравнению с действующим законодательством, устанавливая в качестве новых предметов мониторинга обеспеченность населения услугами в сфере культуры в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, в том числе в сельских поселениях, условия доступа населения к культурным благам, обеспеченность организаций культуры профессиональными кадрами и осуществление деятельности в сфере культуры в целом. Вероятно, конкретное наполнение столь широкой последней формулировки должно быть уточнено актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, предусмотренным частью 5 комментируемой статьи.

 

6. Государственный учет в сфере культуры включает в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве и качественном составе объектов культуры и осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета всех объектов культуры, а также проверки достоверности этой информации.

7. В целях осуществления государственного учета в сфере культуры разрабатываются, формируются и ведутся государственные каталоги, реестры, регистры, своды и иные учетные системы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Государственный учёт как систематическое осуществление органами власти сбора и хранения данных о лицах, объектах и/или явлениях различной природы является ключевым институтом государственного управления. Находящаяся в распоряжении государства информация используется для определения, защиты или ограничения прав и свобод граждан, и, тем самым, достоверность оперативность и безопасность сбора этой информации оказывают влияние на качество функционирования государственных институтов.

В настоящее время государственный учёт не признаётся отдельным видом государственной деятельности, действующее законодательство не содержит общих требований к его ведению. Это не позволяет разрешить ряд правовых проблем и коллизий в таких областях, как учёт граждан, учёт юридических лиц, и в иных сферах права и государственного администрирования.

Учет распространен в органах государственной власти и управления повсеместно, но образует разные институты и выступает под разными наименованиями (регистрация актов гражданского состояния, кадастровый учет земли и недвижимости, учет лицензий, учет входящих и исходящих документов и т.п.). С ведением того или иного вида учёта связано выполнение большинства государственных функций, в том числе оказание всех государственных услуг.

Чтобы учтенные сведения стали официальными, основания ведения учета должны быть закреплены законодательно, регламентированы и общеизвестны, включая состав учётных данных, процедуры ведения учета и получения доступа к данным.

Действующим законодательством предусмотрен целый ряд информационных инструментов в сфере культуры: Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Государственный регистр кино- и видеофильмов Российской Федерации, Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах, иные базы данных, созданные и пополняемые государством в учетных, контрольных целях, а также в целях защиты прав и законных интересов. В последнее время таким инструментам придавались новые функции, вводились новые правила ведения и использования, как, например, Государственному регистру фильмов в связи с принятием федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ. В других случаях необходимость реестров была очевидна, хотя закон и не придавал ему статус подобного инструмента: список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, каталог Музейного фонда Российской Федерации, перечень предметов, запрещенных к вывозу из Российской Федерации, список выявленных культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны, в отношении которых заявлены претензии, сведения об обязательном экземпляре документов и его доставке, перечни объектов нематериального наследия и т.п.

8. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют официальный статистический учет в сфере культуры, обеспечивают единство статистической информации в сфере культуры, ее достоверность, своевременность и открытость, а также полноту учета деятельности организаций культуры всех организационно-правовых форм и форм собственности.

9. Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в сфере культуры устанавливается законодательством Российской Федерации.

Правовой базой в области статистики является федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии с этим законом официальным статистическим учетом признается деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

В системе государственной статистики, субъектами которой являются органы власти, используются официальная статистическая информация (сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией), первичные статистические данные (документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения) и административные данные (используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации).

В обязанности федеральных органов власти и иных субъектов официального статистического учета входит федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических данных и административных данных;

10. В целях реализации государственной культурной политики, осуществления государственного мониторинга и государственного учета в сфере культуры, повышения эффективности взаимодействия участников культурной деятельности может создаваться государственная автоматизированная информационная система в сфере культуры (далее – единая информационная система).

11. Единая информационная система является единым программным комплексом баз данных и единой информационной среды для обеспечения взаимодействия по вопросам отношений и деятельности в сфере культуры органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

12. Единая информационная система содержит компоненты ограниченного доступа (для уполномоченных лиц) и компоненты общего (массового) доступа.

13. Порядок формирования и ведения единой информационной системы, а также предоставления содержащихся в ней данных устанавливается уполномоченным федеральным органом государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проект предлагает создание нового информационного инструмента - государственной автоматизированной информационной системы в сфере культуры. Хотя из текста проекта неясно, какие именно данные должна агрегировать такая система, она может объединить в себе или установить связи между имеющимися базами данных, сформированными в сфере культуры как органами власти, так и иными субъектами культурной деятельности (например, предусмотренными частью 6 статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации реестрами, содержащими сведения об объектах авторских и смежных прав, о правообладателях, о правах, переданных в управление организациям, осуществляющим коллективное управление авторскими и смежными правами).

Обращает на себя внимание формулировка части 10 комментируемой статьи «может создаваться» - требуется уточнение, кто именно должен (или вправе) принимать решение о создании такой единой информационной системы, оценивать необходимость ее создания, обеспечивать финансовые и иные ресурсы ее функционирования. В соответствии с частью 13 комментируемой статьи логично предположить, что такое решение может принять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, однако учитывая, что сегодня вопросы культуры находятся в ведении многих министерств и ведомств, а Основы государственной культурной политики предполагают создание координационного органа, к полномочиям которого относятся разработка проекта стратегии государственной культурной политики, уточнение стратегических задач по ее реализации, подготовка предложений о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ, предусматривающих межведомственную координацию деятельности по реализации стратегии, организацию взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и других государственных органов; оценка необходимости уточнения полномочий, функций и сфер ответственности федеральных органов государственной власти с учетом целей и принципов государственной культурной политики и подготовка соответствующих предложений; создание нормативно-правовой базы для реализации государственной культурной политики; формирование эффективных механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики; обеспечение постоянной обратной связи субъектов и объектов государственной культурной политики; мониторинг достижения целей государственной культурной политики и выработка критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики, ответ на вопрос о компетенции в создании единой информационной системы неоднозначен.

 

Статья 34. Государственные, федеральные, региональные и муниципальные целевые программы в сфере культуры в Российской Федерации

1. Для реализации задач государственной культурной политики формируются:

1) государственные программы в сфере культуры;

2) федеральные целевые программы в сфере культуры;

3) региональные целевые программы в сфере культуры;

4) муниципальные целевые программы в сфере культуры.

2. Государственные программы в сфере культуры, федеральные и региональные целевые программы в сфере культуры являются организационной основой реализации приоритетных направлений государственной культурной политики. Региональные и муниципальные целевые программы в сфере культуры принимаются на основе и во исполнение государственных программ и федеральных целевых программ. Региональные имуниципальные целевые программы в сфере культуры могут с учетом местных особенностей корректировать положения федеральных целевых программ в сторону расширения мер по сохранению и развитию культуры и увеличения их финансирования.

3. Целевые программы в сфере культуры формируются как текущие, среднесрочные и долгосрочные.

4. Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы в сфере культуры, обеспечивает реализацию указанных программ.

5. Порядок формирования, финансирования и реализации региональных целевых программ в сфере культуры, а также порядок долевого участия субъектов Российской Федерации в финансировании федеральных целевых программ в сфере культуры в части, относящейся к культурной деятельности субъектов Российской Федерации, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Проект устанавливает правовые основы программ в сфере культуры, которые отличаются от общих требований, в частности определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов государственной власти.

Государственные программы разрабатываются для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

При формировании целей, задач и основных мероприятий, а также характеризующих их целевых показателей (индикаторов) учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также иные инструменты государственной политики, влияющие на достижение результатов государственной программы.

В случае если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в рамках государственной программы может быть предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года в перечень государственных программ включена программа «Развитие культуры и туризма 2013-2020 гг.», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317.

В указанную государственную программу входят две федеральные целевые программы: «Культура России (2012-2018 гг.)» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг)», а также подпрограммы «Наследие», «Искусство» и «Туризм».

Среди ожидаемых результатов государственной программы: укрепление единого культурного пространства России как исторического государства-цивилизации, а также духовного единства многонационального народа Российской Федерации; утверждение государственного суверенитета как высшей ценности российского народа; утверждение приоритетной роли государственной культурной политики как важнейшего фактора формирования у граждан Российской Федерации широкого мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию на основе гражданского патриотизма и межнационального согласия (в том числе с активным использованием средств массовых коммуникаций); поддержка разнообразия национальных культур народов России на основе единого культурного кода, взаимной терпимости и самоуважения, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей; перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности (в том числе через широкое внедрение информационных технологий); повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств через создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества; достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сфер культуры и туризма; выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса граждан Российской Федерации; разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе; формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры и туризма; создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность; создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества; стимулирование потребления культурных благ; обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, приобретение прав на бесплатное размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" выдающихся фильмов и спектаклей; значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов; укрепление международного имиджа России как страны с высоким уровнем культуры, благоприятной для туризма.

 

 

Статья 35. Обязательность культурных аспектов программ развития

1. Все программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований принимаются с учетом положений программ в сфере культуры.

2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают во всех программах в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований культурные аспекты, определяя перспективы указанных программ с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Комментируемая статья является развитием положений статьи 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, однако норма проекта является не диспозитивной, как это существует в действующем законодательстве, а императивной, обязывающей властные органы не только учитывать культурные аспекты при разработке своих программ, но и оценивать перспективы указанных программ с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Хотя формы реализации данной нормы проектом не установлены, очевидно, разработчики использовали в качестве модели оценку регулирующего воздействия.

В науке этот институт рассматривается как процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив.

В российском законодательстве оценка регулирующего воздействия была введена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», наделившего Министерство экономического развития Российской Федерации такой функцией в оценке проектов нормативных актов.

 

Статья 36. Взаимодействие государства, муниципальных образований и общества при формировании и реализации программ в сфере культуры

1. Формирование государственных программ в сфере культуры, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в сфере культуры происходит при непосредственном участии общества с учетом предложений общественных объединений творческих работников и иных участников культурной деятельности.

2. Предложения о мерах по сохранению и развитию национальной культуры разрабатываются национально-культурными автономиями.

3. Проекты целевых программ в сфере культуры выносятся на публичное обсуждение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»).

4. Участники культурной деятельности совместно с Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации вправе создавать специальные общественные органы для контроля за реализацией целевых программ в сфере культуры.

Данная статья является новеллой российского «культурного» законодательства. Она учитывает не только объективную необходимость использования всех институтов и инструментов гражданского общества при реализации культурной политики, но современные реалии взаимодействия государства и общества, последние тенденции развития российского законодательства по вопросам открытости деятельности государственных органов и принятия ими решений.

Проект устанавливает дополнительные полномочия таких субъектов культурной деятельности как национально-культурные автономии и общественные объединения творческих работников в вопросах формирования государственных программ в сфере культуры, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, мер сохранения и развития национальной культуры.

Необходимость общественного обсуждения готовящихся решений и порядок использования в этом процессе информационных технологий были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения».

С принятием федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в стране появился институт, обеспечивающий взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Общественные палаты сегодня сформированы не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации. Проект уточняет полномочия этих институтов в отношении контроля за реализацией программ сохранения и развития культуры.

 

Глава 5. Государственная политика в сфере сохранения и поддержки культурного наследия народов Российской Федерации и национального культурного достояния Российской Федерации

Date: 2015-09-22; view: 865; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию