Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 17. Право создавать общественные объединения в области культуры 1 page





 

1. Граждане имеют право для совместного осуществления культурной деятельности, совместной реализации прав и свобод в сфере культуры, защиты прав, свобод и законных интересов участников культурной деятельности создавать общественные объединения в области культуры, в том числе ассоциации, творческие союзы, гильдии и иные объединения в порядке, установленном законодательством об общественных объединениях.

2. Работники культуры имеют право создавать профессиональные союзы в соответствии с законодательством о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.

3. Граждане вправе создавать национальные культурные центры, национальные общества, землячества и иные подобные объединения. Указанные объединения вправе:

1) разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

2) проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;

3) содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;

4) создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, региональные и иные ассоциации.

4. Государство поощряет создание и деятельность общественных объединений в области культуры, создает государственные гарантии их деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право граждан на объединение установлено статьей 30 Конституции Российской Федерации. Применительно к сфере культуры право на объединение в профессиональные и творческие союзы декларировано статьей 16 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Действующее законодательство не устанавливает особенностей создания и функционирования общественных объединений в сфере культуры, хотя неоднократно предпринимались попытки принять специальные нормы о творческих союзах. В проекте же не только определен статус профессиональных организаций, но и заложена возможность создания иных общественных объединений, в том числе обществ потребителей культурных благ. Эти субъекты представляются не «клубами по интересам», а институтами гражданского общества, в том числе наделенными нормотворческими и контрольными функциями. Так, профессиональные и общественные объединения создателей культурных ценностей и благ вправе разрабатывать и принимать этические принципы и правила деятельности в тех областях, в которых они созданы, нормы профессиональной этики, обязательные для членов данного объединения, а общественные объединения потребителей культурных благ могут участвовать в разработке требований к культурным товарам и услугам, стандартов в сфере культуры; проводить независимую экспертизу качества, безопасности культурных товаров и культурных услуг, а также соответствия потребительских свойств культурных товаров и культурных услуг заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей культурных благ и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

Часть третья уточняет право граждан на объединение по национальному признаку путем создания национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств, однако учитывая равенство культур и не желая создавать условия для возможного доминирования и дискриминации, ограничивает полномочия таких объединений, устанавливая их исчерпывающий перечень, включающий разработку предложений о сохранении и развитии национальной культуры, проведение фестивали, выставок и других подобных мероприятий, содействие национальному краеведению, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев, а также создание национальных клубов, студий и коллективов искусства, организация библиотек, кружков и студий по изучению национального языка. Эти организации могут объединяться в ассоциации.

 

Статья 18. Право на предпринимательскую и иную экономическую деятельность в сфере культуры

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в сфере культуры, в том числе право создавать организации, занимающиеся производством, сохранением, тиражированием и распространением культурных ценностей и культурных благ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данная норма является новеллой для российского «культурного» законодательства, хотя частная предпринимательская инициатива широко развернута на практике.

Текст настоящей статьи является уточнением применительно к сфере культуры положений статьи 34 Конституции Российской Федерации, провозглашающей свободу предпринимательства.

Предпринимательская деятельность регулируется гражданским законодательством, устанавливающей условия и формы ее осуществления.

Следует заметить, что комментируемая норма видит единственным способом реализации права – создание организаций, игнорируя возможность индивидуального предпринимательства. Также следует иметь в виду, что законодательство допускает предпринимательскую инициативу не только у граждан, но и у организаций, и сам проект в других частях регулирует такую деятельность, например, статьей 63 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность организаций культуры».

Также обращает на себя внимание ограничение сфер предпринимательской деятельности (производство, сохранение, тиражирование и распространение культурных ценностей и культурных благ) по сравнению с содержащимся в проекте объемом культурной деятельности (выявление, изучение, сохранение, создание, использование, освоение, распространение, популяризация культурных ценностей и предоставление культурных благ).

 

Статья 19. Право на осуществление благотворительной деятельности и меценатской деятельности в сфере культуры

1. Физические и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность и меценатскую деятельность в сфере культуры на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Норма является новеллой для российского «культурного» законодательства, однако сама по себе она не определяет условий осуществления благотворительной и меценатской деятельности. Это задача специального законодательства - федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности». Кроме того разрабатывается проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)», который должен урегулировать отношения по поводу оказания помощи, отличной от перечисления денежных средств и предоставления имущества.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Меценатская деятельность - деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Ученые и практики спорят, какого рода стимулы и поощрения должны предоставляться благотворителям и меценатам для того, чтобы их инициативы можно было считать бескорыстным проявлением благих чувств. Однако, в настоящее время разрабатывается проект федерального закона, вносящего изменения в бюджетное и налоговое законодательство с целью предоставления меценатам определенных преференций.

 

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления содействуют формированию целевого капитала в сфере культуры и развитию благотворительной деятельности и меценатской деятельности в сфере культуры.

Основное регулирование данного вопроса осуществляется федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Этот нормативный акт устанавливает правовые основы формирования, пополнения и использования целевого капитала некоммерческими организациями в качестве одного из источников финансирования их уставной деятельности.

Жертвователями могут выступать как юридические, так и физические лица. Государство в качестве жертвователя федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» не рассматривается: акт не регулирует ни случаи внесения в эндаумент-фонды средств бюджетов всех уровней, ни возможность пожертвования недвижимого имущества из казны, поэтому формы содействия со стороны властных органов следует уточнить.

Особенности формирования целевого капитала некоммерческих организаций за счет бюджетных средств и особенности доверительного управления им в этом случае могут устанавливаться иными федеральными законами. Примером такого правового акта является федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Очевидно, на подобных условиях должен действовать предусмотренный Основами государственной культурной политики, утвержденными указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 Российский фонд культурного развития.

 

Статья 20. Право на вывоз и ввоз культурных ценностей, результатов своей творческой деятельности

Каждый имеет право вывозить за пределы Российской Федерации и ввозить на территорию Российской Федерации культурные ценности, результаты своей творческой деятельности в целях экспонирования, публичного представления в иных формах, для осуществления реставрационных работ и научных исследований, в иных необходимых случаях, а также в целях продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Настоящая статья объединяет в себе нормы статьи 17 Основ законодательства Российской Федерации о культуре и основной идеи закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1. Последний является своеобразным связующим звеном между «культурным» и таможенным законодательством, поэтому в настоящий момент он претерпевает изменения в связи с интеграционными процессами, в которых участвует Российская Федерация.

Норма проекта уточняет цели вывоза, дополняя их реставрационной и научной деятельностью, а также распространяет эти цели не только на результаты собственной творческой деятельности, но и иные культурные ценности, принадлежащие лицу на законных основаниях.

К таким ценностям действующее законодательство относит исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); археологические предметы; картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеoнтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

 

Статья 21. Право на культурную деятельность в зарубежных странах

Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству этих государств. Российская Федерация поддерживает культурную деятельность граждан Российской Федерации за границей.

Условия осуществления культурной деятельности за рубежом определяются не только нормами законодательства этих стран, но и обычаями населяющих их народов, а также международными договорами, например, Европейской культурной конвенцией 1954 года.

Широко распространена практика заключения двусторонних договоров между государствами о культурном сотрудничестве.

Формы культурной деятельности, ведение которой российскими гражданами государство поощряет на территории других стран, уточнены главой 9 проекта.

Также следует отметить, что для поощрения культурных обменов и стратегического планирования культурной кооперации в системе федеральных органов исполнительной власти создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), имеющее в своей структуре представительства в 80 странах, которые включают: 59 российский центров науки и культуры, 8 филиалов этих центров (4 из которых в Индии), и 17 представителей федерального органа в составе дипломатических миссий Российской Федерации.

 

Статья 22. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере культуры

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности в сфере культуры наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранцев, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Большинство стран уравнивают иностранцев и апатридов в культурных правах со своими гражданами (подданными).

Часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Так, не будут пользоваться авторскими и смежными правами на территории Российской Федерации граждане, например, Исламской республики Иран, поскольку это государство не участвует ни в одной международной конвенции в этой области.

 

Статья 23. Право на национально-культурную автономию

Этнические общности Российской Федерации имеют право на образование национально-культурной автономии в соответствии с законодательством, определяющим правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации.

На первый взгляд комментируемая норма лишь декларирует право на национально-культурную автономию по сравнению с развернутыми положениями действующей статьи 21 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. На деле же объем правомочий с 1992 года вырос в связи с принятием федерального закона «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, на который и ссылается комментируемая статья.

Этот федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, представляющей собой объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, и создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

 

Статья 24. Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей

Российская Федерация гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных государственными программами и федеральными целевыми программами в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Данная статья является точным повторением статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

 

 

Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры, права органов местного самоуправления в сфере культуры

 

Статья 25. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере культуры

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере культуры относятся:

1) установление государственных гарантий, обеспечение и защита прав и свобод в сфере культуры;

2) установление основ государственной культурной политики, принятие федерального законодательства в сфере культуры, а также государственных, федеральных целевых и ведомственных целевых программ сохранения и развития культуры;

3) правовое регулирование отношений собственности в сфере культуры, основ хозяйственной деятельности в сфере культуры;

4) правовое регулирование порядка использования национального культурного достояния Российской Федерации;

5) формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

6) создание целевых бюджетных фондов для поддержки культуры;

7) предоставление государственных грантов в сфере культуры;

8) установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры;

9) координация внешней политики в сфере культурного сотрудничества;

10) организация и поддержка федеральных учреждений культуры и искусства;

11) регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

12) определение принципов государственной политики в области подготовки кадров в сфере культуры и искусства, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

13) создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

14) государственный учет и официальный статистический учет в сфере культуры;

15) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

16) сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

17) охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

18) подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации;

19) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры;

20) осуществление иных полномочий в сфере культуры, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Федеральные органы государственной власти вправе участвовать в осуществлении мер государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры и искусства.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы культуры, а также охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому вопрос разграничения полномочий между властными органами всех уровней, а также их возможной кооперации является чрезвычайно важным.

Основные полномочия федеральных органов, установленные проектом, содержат немало новаций.

Проект Основы законодательства о культуре
1) установление государственных гарантий, обеспечение и защита прав и свобод в сфере культуры; обеспечение прав и свобод человека в области культуры;  
2) установление основ государственной культурной политики, принятие федерального законодательства в сфере культуры, а также государственных, федеральных целевых и ведомственных целевых программ сохранения и развития культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;
3) правовое регулирование отношений собственности в сфере культуры, основ хозяйственной деятельности в сфере культуры; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;
4) правовое регулирование порядка использования национального культурного достояния Российской Федерации;  
5) формирование федерального бюджета в части расходов на культуру; формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;
6) создание целевых бюджетных фондов для поддержки культуры;  
7) предоставление государственных грантов в сфере культуры;  
8) установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры;  
9) координация внешней политики в сфере культурного сотрудничества; координация внешней политики в области культурного сотрудничества;
10) организация и поддержка федеральных учреждений культуры и искусства;  
11) регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;
12) определение принципов государственной политики в области подготовки кадров в сфере культуры и искусства, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров в области культуры и искусств, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
13) создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;  
14) государственный учет и официальный статистический учет в сфере культуры; официальный статистический учет в области культуры;  
15) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре; контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;
16) сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
17) охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
18) подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации; подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации;
19) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры; создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры;
20) осуществление иных полномочий в сфере культуры, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.  
2. Федеральные органы государственной власти вправе участвовать в осуществлении мер государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры и искусства.  
  Обеспечение условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, предоставляемых юридическими и физическими лицами;
  обеспечение условий доступности для инвалидов федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Но полномочия федеральных органов в сфере культуры установлены не только базовым актом, но и специальными законами, поэтому представляет интерес сводный перечень полномочий в этой сфере:

1) установление основ федеральной государственной культурной политики;

2) обеспечение прав и свобод человека и культурных сообществ в сфере культуры;

3) принятие федерального законодательства в сфере культуры, включая правовое регулирование отношений собственности, в том числе порядка разграничения собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения культурным достоянием Российской Федерации, введение специальных налогов и сборов, а также порядка их сбора, направления и распределения; установление налоговых льгот в сфере культуры;

4) создание системы гарантий реализации права на участие в культурной жизни, направленных на поддержку всех форм творческой самореализации личности в условиях культурного разнообразия, широкое вовлечение граждан в культурную деятельность, поощрение к созданию культурных ценностей и пользованию ими, обеспечение доступа к культурным благам, приобщение к культурному наследию Российской Федерации;

Date: 2015-09-22; view: 999; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию