Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 37. Гарантии в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации
1. Все физические и юридические лица обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. 2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают государственную охрану объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом федеральными законами. Государственная охрана объектов культурного наследия представляет систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда. 3. Российская Федерация регулирует права и обязанности собственников объектов культурного наследия и обладает преимущественным правом приобретения таких объектов, находящихся в частной собственности. 4. Государство оказывает содействие собственникам объектов культурного наследия в сохранении таких объектов. 5. Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия, государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Порядок разграничения собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается федеральным законом. 7. В собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения. Комментируемая статья является новеллой для базового закона в сфере культуры. Обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры установлена частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации. Отношения по поводу государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия регулируются специальным федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Единственной сферой, которая не упомянута в комментируемой статье, является использование объектов культурного наследия. Дефиниция «государственной охраны объектов культурного наследия», данная в указанном федеральном законе, совпадает с приведенной в комментируемой статье. Сохранением объекта культурного наследия считаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Легального определения популяризации объектов культурного наследия действующее законодательство не содержит, однако в научной сфере к ней относят создание материально-технических и организационных условия для культурного развития всех граждан, юридических лиц и сообществ гражданского общества, разработку и реализацию образовательных, обучающих и просветительских программ развития, инвестиционных моделей восстановления и современного использования памятников, налаживание мостов между органами и ветвями власти, между государством, обществом и бизнес-кругами в деле сохранения и поддержания наследия, культурно-познавательного туризма, знакомства с национальными и межэтническими культурными традициями, верованиями, стилями жизни, народными ремеслами, промыслами, культурным разнообразием и т.д. в самом широком смысле. Под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности. Указанный федеральный закон регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, содержит нормы о разграничении собственности на памятники истории и культуры, устанавливает систему льгот и преференций для собственников и пользователей этим особым видом недвижимого имущества. При этом следует отметить, что статья 37 указанного федерального закона, устанавливающая преимущественное право Российской Федерации приобретения объектов культурного наследия, находящихся в негосударственной собственности, утратила силу, поэтому ее восстановление в части 3 комментируемой статьи можно только приветствовать.
Статья 38. Особо ценные объекты культурного наследия 1. Отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия является особой формой государственной поддержки культурного наследия народов Российской Федерации. 2. Порядок отнесения объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия устанавливается Президентом Российской Федерации. 3. Правительство Российской Федерации обеспечивает правовые, финансовые и материальные условия, необходимые для сохранности, целостности и неотчуждаемости собраний, коллекций и фондов особо ценных объектов культурного наследия. 4. Особо ценные объекты культурного наследия являются исключительно федеральной собственностью. 5. Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия изменяются решениями Правительства Российской Федерации по согласованию с правообладателями особо ценных объектов культурного наследия (в случае, если правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия переданы Российской Федерацией юридическим или физическим лицам). 6. Указанные в части 5 настоящей статьи решения принимаются на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для физических лиц, происхождения особо ценного объекта культурного наследия. Порядок проведения экспертизы указанными независимыми экспертными комиссиями устанавливается Правительством Российской Федерации. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии со статьей 2 проекта относятся историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, организации культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, культуры, археологии, архитектуры, науки и искусства. Правовой базой действующего законодательства в этой узкой сфере является указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Установленный им круг объектов, которые могут быть отнесены к особо ценным, не претерпел в проекте изменений. На практике же к особо ценным отнесены только организации культуры, фактически являющиеся не объектами, а субъектами, участниками культурной деятельности. Сегодня в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации включены 68 юридических лиц. Проект объявляет отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия особой формой государственной поддержки. В действующем законодательстве это проявляется в том, что финансирование особо ценных объектов (в том числе их расходов на комплектование фондов, развитие материально-технической базы, капитальное строительство, реконструкцию и реставрацию, реализацию социальных программ для трудовых коллективов, эксплуатационных расходов, расходов на содержание охраны) осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации и выделяется отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, а также за счет ассигнований из соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и выделяется отдельной строкой в соответствующих бюджетах. Поступление финансовых средств из других источников, в том числе дополнительных доходов от собственной творческо-производственной деятельности, добровольных вкладов и пожертвований физических и юридических лиц, не является основанием для уменьшения объемов бюджетного финансирования. Кроме того, организации, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, устанавливают совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации режим доступа посетителей и порядок охраны имущества и ценностей, а также обеспечивают противопожарную безопасность. Для обеспечения установленного режима работы и доступа посетителей, охраны имущества и культурных ценностей организации, отнесенные к особо ценным объектам, совместно с МВД России и Минкультуры России могут создавать специальные службы безопасности. Проектом (по аналогии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о культуре) допускается частичная передача вещных прав на особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации юридическим и физическим лицам при том, что право собственности сохраняется исключительно за Российской Федерацией. Однако эта норма приобретает особый смысл в трактовке поощрения развития всех форм государственно-частного партнерства (статья 61 проекта).
Статья 39. Нематериальное культурное наследие 1. Объектами нематериального культурного наследия являются: 1) обычаи, обряды, празднества, фольклор, устные традиции и формы выражения, включая язык, знания и навыки, связанные с культурными традициями, включая навыки в области исполнительского и декоративно-прикладного народного искусства, хранителями и носителями которых являются физические лица, передающие их устным путем от поколения к поколению, а также связанные с указанными объектами инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства; 2) обычаи, обряды, празднества, произведения фольклора, язык, знания, связанные с культурными традициями, зафиксированные на материальных носителях и хранящиеся в музеях, архивах, библиотеках, иных организациях культуры, научно-исследовательских учреждениях, образовательных организациях, а также связанные с указанными объектами инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства. 2. Объекты нематериального культурного наследия подразделяются на категории федерального, регионального и местного (муниципального) значения. 3. Категории объектов нематериального культурного наследия, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, определяются по результатам государственной экспертизы в области нематериального культурного наследия. 4. Категории объектов нематериального культурного наследия, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, определяются исходя из федерального, регионального или местного (муниципального) подчинения музеев, архивов, библиотек, иных организаций культуры, научно-исследовательских учреждений, образовательных организаций, в которых они хранятся, за исключением случая признания объекта нематериального культурного наследия особо ценным объектом нематериального культурного наследия, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. 5. Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта нематериального культурного наследия, обладающего уникальной ценностью с точки зрения истории, культуры, науки и искусства, особо ценным объектом нематериального культурного наследия на основании заключения государственной экспертизы в области нематериального культурного наследия. 6. Государственная экспертиза в области нематериального культурного наследия проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране нематериального культурного наследия. Основной причиной принятия Конвенции стало признание факта, что процессы глобализации и социальных преобразований, создавая условия для возобновления диалога между сообществами, вместе с тем являются, как и явление нетерпимости, источниками серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения, которая нависла над нематериальным культурным наследием, в частности в результате нехватки средств для охраны такого наследия. Целью Конвенции объявлены не только охрана нематериального культурного наследия и уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц, но и привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания, а также международное сотрудничество и помощь. В том же году при Государственном российском доме народного творчества был создан Российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Его основной целью является активизация согласованной работы по своевременному выявлению и защите объектов нематериального культурного наследия, находящихся под угрозой исчезновения в условиях прогрессирующей глобальной стандартизации и коммерциализации социально-культурной жизни общества. Как уже говорилось выше, Россия пока не присоединилась к этому документу, хотя два российских объекта – якутский героический эпос «Олонхо» и культурное пространство и устное творчество семейских (староверов Забайкалья) внесены в репрезентативный список ЮНЕСКО. В первую очередь это происходит из-за различия в трактовке самого культурного наследия и его классификации.
Статья 40. Государственная охрана объектов нематериального культурного наследия 1. Объекты нематериального культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их исчезновения, повреждения или разрушения материальных носителей, на которых они зафиксированы, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, способных причинить вред объектам нематериального культурного наследия, а также в целях их защиты от иных негативных воздействий. 2. Государственная охрана объектов нематериального культурного наследия представляет собой систему правовых, организационных и иных принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов нематериального культурного наследия, предотвращение их исчезновения или причинения им вреда, контроль за сохранением объектов нематериального культурного наследия, и включает в себя: 1) государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов нематериального культурного наследия; 2) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта нематериального культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом, формирование и ведение реестра объектов нематериального культурного наследия; 3) проведение государственной экспертизы в области нематериального культурного наследия; 4) установление ответственности за повреждение или уничтожение материального носителя, на котором зафиксирован объект нематериального культурного наследия. 3. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственной охраны объектов нематериального культурного наследия, и возлагает на него координацию деятельности органов, указанных в части 2 настоящей статьи, в сфере государственной охраны объектов нематериального культурного наследия. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, утверждающий Основы государственной культурной политики ставит задачу создания общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия. Упомянутая Конвенция ЮНЕСКО 2003 года понимает под охраной принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия. Проект обрисовывает систему мер по выявлению, учету, изучению объектов нематериального культурного наследия, а также предотвращению их исчезновения или причинения им вреда по аналогии с государственной охраной недвижимых объектов материального культурного наследия, установленных федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. Очевидно, что для создания полноценно работающей системы охраны такого огромного пласта как нематериальное культурное наследие одной статьи закона недостаточно; потребуется целый ряд подзаконных и ведомственных правовых актов. В частности требуется уточнение статуса «особо ценного объекта нематериального культурного наследия», предусмотренного частью 5 предыдущей статьи проекта, последствий присвоения такого статуса, обязанностей третьих лиц при обращении к такому объекту. Также потребуется внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов, в частности по вопросу установления ответственности за повреждение или уничтожение материального носителя, на котором зафиксирован объект нематериального культурного наследия, поскольку действующему законодательству состав такого правонарушения неизвестен. Статья 41. Национальное культурное достояние Российской Федерации 1. Национальное культурное достояние Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Состав (перечень) национального культурного достояния Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Организации культуры, включенные в состав (перечень) национального культурного достояния Российской Федерации, не могут быть ликвидированы. 4. Организации культуры, включенные в состав (перечень) национального культурного достояния Российской Федерации, подлежат реорганизации только на основании заключения государственной экспертизы, порядок которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Институт культурного достояния известен действующему законодательству (статья 25 Основ законодательства Российской Федерации о культуре), однако особый режим охраны и использования так и не был установлен с 1992 года. Порядок определения состава (перечня) национального культурного достояния проектом не изменен, однако уточнено правовое положение организаций, признанных национальным культурным достоянием: они не могут быть ликвидированы, а их реорганизация допускается только на основании заключения государственной экспертизы, проводимой в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 2 проекта к национальному культурному достоянию Российской Федерации могут быть отнесены не только организации культуры, но и отдельные творческие коллективы, имеющие общероссийское значение. При доработке проекта ко второму чтению необходимо уточнить содержание особого порядка охраны и использования (особенно применительно к не имеющим юридической личности творческим коллективам), а также органы, ответственные за обеспечение такой охраны.
Статья 42. Национальный библиотечный фонд, Музейный фонд Российской Федерации, Архивный фонд Российской Федерации, кино-, фото- и иные фонды культурных ценностей 1. В Российской Федерации формируются и охраняются государством национальный библиотечный фонд, Музейный фонд Российской Федерации, Архивный фонд Российской Федерации, кино-, фото- и иные фонды культурных ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Фонды, указанные в части 1 настоящей статьи, целостны (неделимы) и неотчуждаемы, находятся в государственной собственности и не могут передаваться, полностью или частично, в иные формы собственности. Государство обеспечивает их сохранение, функционирование и развитие. 3. Предметы Музейного фонда Российской Федерации, документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу государственных (муниципальных) учреждений культуры. 4. Принятие решения о сохранении и использовании предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда в случае реорганизации либо ликвидации государственных (муниципальных) учреждений осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации. 5. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог. В целом комментируемая статья аналогична статье 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре «Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды». Основное регулирование отношений, связанных с национальными фондами осуществляется специальными федеральными законами: «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ, «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ и «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ Музейным фондом считается совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением установленных законодательством ограничений. Музейный фонд Российской Федерации формируется в соответствии с федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» (с последующими изменениями, связанными, в частности, с отменой лицензирования музейной деятельности и деятельности по реставрации музейных предметов). Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной и негосударственной частей. Библиотечным фондом являетсясовокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения. Национальный библиотечный фонд - часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации. Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. В совокупности фонды являются, как уже отмечалось выше, предметом регулирования постановления Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 г. № 504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда». Включение комментируемой статьи в базовый закон о культуре (учитывая наличие специального законодательства) в целом оправдано, однако авторам проекта следует уточнить некоторые формулировки при подготовке ко второму чтению, в частности, не вполне ясно, что означает термин «функционирование» применительно к фондам, понимаемым в законодательстве как совокупность объектов.
Глава 6. Виды культурной деятельности в Российской Федерации и организации культуры, осуществляющие культурную деятельность Статья 43. Виды культурной деятельности в Российской Федерации 1. Видами культурной деятельности в Российской Федерации являются: 1) профессиональное и непрофессиональное (любительское) творчество, в том числе творческая деятельность в сфере литературы, сценического, пластического, циркового, музыкального искусства, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства, фотоискусства, других видов искусства; 2) создание и распространение аудиовизуальных произведений (кинематографических, телевизионных и иных); 3) издательская деятельность в сфере культуры; 4) культурно-досуговая деятельность; 5) эстетическое воспитание и художественное образование; 6) научно-исследовательская и экспертная деятельность в сфере культуры и искусства; 7) выявление, учет, изучение, сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия народов Российской Федерации; 8) музейная деятельность; 9) библиотечная деятельность; 10) архивное дело в Российской Федерации; 11) деятельность по реставрации культурных ценностей; 12) деятельность по организации и развитию культурного туризма; 13) информационная деятельность, направленная на популяризацию сферы культуры; 14) иные виды культурной деятельности в областях, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона. Комментируемая норма в виде самостоятельной статьи является новеллой базового закона о культуре. Действующее законодательство не устанавливало перечня видов культурной деятельности, а очерчивало область применения специальных правовых норм в сфере культуры. В комментарии к части 3 статьи 1 приведены сравнения представленных в проекте перечней видов культурной деятельности между собой, а также с определением, данным в Основах государственной культурной политики. Помещение перечня видов культурной деятельности в наименование и начало главы 6 проекта показывает, что данный перечень используется для принятия решения об отнесении организаций к субъектам культурной деятельности, чей особый статус устанавливает настоящая глава и иные нормы проекта и действующего законодательства.
Статья 44. Общие условия деятельности организаций культуры 1. Организациями культуры в Российской Федерации являются организации разных форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие один или несколько видов культурной деятельности, предусмотренных статьей 43 настоящего Федерального закона. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законодательством Российской Федерации. 2. Учредительные документы организаций культуры должны содержать указание на один или несколько видов деятельности в сфере культуры в качестве основной деятельности соответствующих организаций. Организации культуры свободны и независимы в выборе видов своей культурной деятельности. 3. Государственными организациями культуры признаются организации культуры, учрежденные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации. Муниципальными организациями культуры признаются организации культуры, учрежденные муниципальными образованиями. Иные организации культуры являются негосударственными организациями культуры. 4. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной организации культуры, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом мнения жителей данного сельского поселения. В случае ликвидации муниципальной организации культуры, расположенной в сельском поселении, в состав ликвидационной комиссии должны быть включены представители местной общественности. Комментируемая статья повторяет отдельные положения статьи 41 Основ законодательства о культуре, однако содержит целый ряд новаций. Вводится понятие организации культуры, государственной организации культуры и муниципальной организации культуры, что имеет принципиальное значение для принятия управленческих решений, в том числе об оказании государственной поддержки, предоставлении предусмотренных законодательством льгот, стимулов и преференций для субъектов культурной деятельности. Для расширения границ сферы культуры, повышения роли культуры в жизни государства и общества, вовлечения как можно большего количества лиц в культурную деятельность принципиально важным является отсутствие в проекте требования, чтобы один или несколько видов деятельности, перечисленных в предыдущей статье, являлись для организации основными. Общие вопросы деятельности юридических лиц регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Однако в части 4 комментируемой статьи проект устанавливает дополнительные гарантии обеспеченности культурными услугами лиц, проживающих в сельском поселении.
Статья 45. Особенности управления организацией культуры 1. Структура, компетенция, порядок формирования и деятельности органов управления организации культуры устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации ее уставом. Уставом организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, наблюдательных, художественных советов и других) и могут определяться их функции. 2. По инициативе организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, учредитель может принять решение об упразднении наблюдательного совета автономного учреждения. В этом случае функции наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные федеральным законом об автономных учреждениях, исполняются учредителем. Комментируемая статья является редакцией статьи 41.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Эта норма была введена в базовый законодательный акт в сфере культуры федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» и принципиальных изменений в проекте не претерпела.
Статья 46. Финансовые ресурсы и имущество организации культуры 1. Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений. 2. Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения: 1) осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату; 2) обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом. 3. Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается. 4. Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры. 5. Земельные участки, занимаемые государственными и муниципальными учреждениями культуры, предоставляются им безвозмездно на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на весь срок существования данных учреждений культуры. Первые четыре части комментируемой статьи являются точным повторением статьи 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в последней редакции. Часть 5 уточняет правовое основание использования земельных участков, занимаемых государственными и муниципальными учреждениями культуры, отсылая к гражданскому законодательству Российской Федерации. Основания и порядок использования земельных участков организациями культуры (в том числе государственными и муниципальными) других организационно-правовых форм проектом не устанавливается, учитывая разнообразие возможных ситуаций. Безвозмездное и бессрочное право учреждений культуры является не только формой их государственной поддержки, но и гарантией конституционного права на пользование учреждениями культуры.
Статья 47. Взаимоотношения организаций культуры с физическими и юридическими лицами 1. Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе. 2. Юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут производить и реализовывать изобразительную, печатную, сувенирную и другую тиражированную продукцию (в том числе рекламную) и товары народного потребления с использованием изображений объектов культурного наследия, являющихся культурными ценностями и входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, библиотечных, кино-, фото- и иных фондов культурных ценностей, на основе договоров с собственниками или пользователями указанных объектов. 3. Юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут производить и реализовывать изобразительную, печатную, сувенирную и другую тиражированную продукцию (в том числе рекламную) и товары народного потребления с использованием изображений деятелей культуры, иных физических лиц при наличии официального разрешения изображаемых лиц. 4. Юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на территориях, занимаемых организациями культуры, на основе договора с соответствующей организацией культуры. 5. При передаче здания, помещения, в котором размещена организация культуры, другим организациям (в том числе религиозным) государственные органы или органы местного самоуправления, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное здание, помещение. Положения комментируемой статьи в основном повторяют в современной редакции нормы, установленные статьей 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, но при этом содержат ряд важных новелл. Так, субъектами регулируемых статьей отношений являются не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. При осуществлении туристско-экскурсионной деятельности на территориях, занимаемых организациями культуры, достаточно заключения договора с соответствующей организацией культуры и не требуется согласования с органом управления культуры. При этом следует отметить, что часть третья комментируемой статьи является избыточной, поскольку эти отношения уже урегулированы статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в 2006 году.
Date: 2015-09-22; view: 987; Нарушение авторских прав |