Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 10. Право на участие в культурной жизни





 

1. Каждый имеет право на участие в культурной жизни посредством:

1) личного участия в любых видах культурной деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) свободного осуществления любого вида профессиональной и непрофессиональной (любительской) творческой деятельности;

3) создания, распространения культурных ценностей и пользования ими;

4) предоставления культурных благ и пользования любыми культурными благами;

5) иных форм индивидуального или совместного с другими лицами участия в культурной жизни.

Комментируемая статья является новеллой для российского законодательства. Как уже говорилось выше, базовый нормативный акт в сфере культуры был принят раньше Конституции Российской Федерации, в тот период, когда подобного конституционного правомочия не существовало, а было лишь установлено право на пользование достижениями культуры, обеспечиваемое «общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами».

Хотя с 1992 года Основы законодательства о культуре неоднократно пересматривались, дополнялись и изменялись, законодатель не счел необходимым привести перечень закрепленных в них прав в соответствие с принятой в 1993 году Конституцией Российской Федерации, провозгласившей в части 2 статьи 44 право каждого на участие в культурной жизни, предполагающее активные творческие действия по освоению культурных благ, а не пассивное приобщение к ним.

Комментируемая статья не только отсылает к конституционной норме, но и детализирует формы участия в культурной жизни, оставляя при этом перечень таких форм открытым. Представленные формы соответствуют Рекомендации ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (Найроби, 26 ноября 1976 г.), понимающей под участием в культурной жизни эффективную и гарантированную для всех - групп и индивидуумов - возможность свободного самовыражения, общения, действия, созидания в целях обеспечения своего собственного расцвета, гармоничной жизни и культурного прогресса общества.

 

2. Никто не может быть принужден к участию в культурной жизни в какой бы то ни было форме или к отказу от такого участия.

Обратной стороной права является отсутствие принуждения к его реализации, однако столь строгая формулировка комментируемой нормы относит право на участие в культурной жизни к категории личных свобод. Государство заинтересовано не в принуждении своих граждан к приобщению к культурным практикам, а в их заинтересованном вовлечении, осуществляя планомерные действия, поощряя популяризацию, предпринимая усилия по повышению престижа профессий в сфере культуры и искусства.

Данную норму нельзя трактовать безотносительно других процессов, происходящих в государстве и обществе. Так, изучение литературы, науки и художественной культуры в общеобразовательных учебных заведениях не может считаться принуждением к участию в культурной жизни.

 

3. Государство создает систему гарантий реализации права на участие в культурной жизни, направленных на поддержку всех форм творческой самореализации личности, широкое вовлечение граждан в культурную деятельность, поощрение к созданию культурных ценностей и пользованию ими, обеспечение доступа к культурным благам, приобщение к культурному наследию Российской Федерации.

Данная норма лишь намечает направления деятельности государства по созданию гарантий реализации права на участие в культурной жизни. Реальное воплощение система гарантий находит как в иных нормах проекта (например, в главе 3 «Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры, права органов местного самоуправления в сфере культуры», статьях 28 (обязанности государства и муниципальных образований по обеспечению прав и свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности), 29 (обязанности государства и муниципальных образований по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ), 30 (обязанности государства и муниципальных образований по созданию условий для реализации талантов), 47 (взаимоотношения организаций культуры с физическими и юридическими лицами), 48 (многофункциональные культурные комплексы и культурные (творческие) индустрии) и пр.). Кроме того, разветвленное «культурное» законодательство также содержит гарантии в этой сфере. Наконец, принципиально важно, чтобы декларации получили подкрепление в государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, а также в других программах развития.

 

Статья 11. Право на пользование учреждениями культуры, получение культурных благ и результатов культурной деятельности

1. Каждый имеет право на пользование учреждениями культуры, получение культурных благ, предоставляемых такими учреждениями и иными участниками культурной деятельности, на получение результатов культурной деятельности.

Подобно предыдущей норме комментируемая статья является новеллой законодательства, необходимость принятия которой назрела уже давно – с момента принятия Конституции Российской Федерации. В части 2 статьи 44 Конституции провозглашается право каждого на пользование учреждениями культуры, однако проект расширяет и уточняет конституционное положение.

Сам термин «учреждение» сегодня (в отличии от 1993 года) имеет однозначное правовое определение – это организационно-правовая форма юридических лиц. Согласно статье 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

С одной стороны субъектами культурной деятельности сегодня являются не только государственные и муниципальные учреждения, поэтому-то проект и расширяет право пользования до права культурных благ и результатов культурной деятельности, предоставляемых любыми ее участниками. С другой стороны, гарантии государства могут безусловно распространяться лишь на ту сеть организаций культуры, которая им создана и чья деятельность им поддерживается (например, путем формирования государственных заданий бюджетным учреждениям и выделением обеспечивающих их исполнение субсидий), в отношении остальных же государство располагает лишь арсеналом стимулов и преференций для обеспечение наиболее полного удовлетворения культурных потребностей граждан.

Вводя подобную норму государство косвенно берет на себя обязательства развивать и негосударственную инфраструктуру сферы культуры, что найдет отражение в других частях проекта.

 

2. Государство создает систему гарантий реализации права на пользование учреждениями культуры, получение культурных благ и результатов культурной деятельности, направленных на эффективную поддержку учреждений культуры, повышение интереса граждан к деятельности учреждений культуры и предоставляемым ими культурным благам, результатам культурной деятельности, развитие инфраструктуры в сфере культуры.

Как и в предыдущей статье проект лишь намечает основные векторы движения в обеспечении гарантий реализации права на пользование учреждениями культуры, на получение культурных благ и результатов культурной деятельности.

Определенным образом гарантии реализации этого права связаны с совершенствованием информационных технологий в сфере культуры, развитием сегмента удаленных услуг, созданием виртуальных музеев, концертных залов, электронных библиотек.

 

Статья 12. Право на доступ к культурным ценностям

1. Каждый человек имеет право на доступ к культурным ценностям, в том числе на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям культурных ценностей во всех областях культурной деятельности, на доступ к объектам культурного наследия. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования или по иным основаниям устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Данная норма не нова для российского «культурного» законодательства, однако ее терминология приведена в соответствие с Конституцией. Уже упомянутая Найробская рекомендация понимает под доступом эффективная возможность для в всех, в частности, путем создания социально-экономических условий, свободно получать информацию, формироваться как личность, познавать, понимать и пользоваться культурными ценностями и достоянием.

Не случайно право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям объединены в Конституции в единую норму – провести границу между конкретными проявлениями и способами реализации этих прав, разнесенных проектом в три самостоятельных статьи, довольно сложно, тем более что в первую очередь обеспечивается доступ к культурным ценностям, находящимся в государственных фондах и хранилищах.

Конкретные нормы, закрепляющие формы реализации этого права, содержатся в специальных законах, в том числе «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ, «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ, «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ и «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ.

 

2. Каждый имеет право на доступ к объектам нематериального культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Данная норма отвечает современным международным тенденциям, однако для российского законодательства является новеллой.

В 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране нематериального культурного наследия, Россия пока не присоединилась к этому документу, хотя два российских объекта – якутский героический эпос «Олонхо» и культурное пространство и устное творчество семейских (староверов Забайкалья) внесены в репрезентативный список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия».

Проект сближает нормы российского законодательства с международными требованиями и стандартами в этой сфере, развивая декларированное право на доступ к объектам нематериального культурного наследия конкретными положениями в статьях 37 (гарантии в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации), 39 (нематериальное культурное наследие) и 40 (государственная охрана объектов нематериального культурного наследия).

 

3. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Настоящая норма является «калькой» абзаца второго статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре 1992 года. Во многих странах государственные гарантии бесплатного доступа распространяются на иные социально незащищенные группы населения, в том числе пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетные и неполные семьи и пр. Российское законодательство поощряет льготную ценовую политику организаций культуры (см комментарий к статьям 62 и 63 проекта), однако гарантирует только бесплатное посещение детьми и учащейся молодежью, видя в этой норме не только социальную, но и воспитательную и просветительскую функцию.

 

Статья 13. Право на культурную самобытность

1. Каждый человек и каждая этническая, социально-демографическая общность имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

2. Этнические общности Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания. Коренные малочисленные народы Российской Федерации имеют право на государственную поддержку в сохранении и развитии их национально-культурной самобытности, обеспечение ее защиты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, программами в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Государственная политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей народов Российской Федерации, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и этнических общностей Российской Федерации, проживающих на территориях данных национально-государственных образований.

Действующее законодательство устанавливает право на культурную самобытность только в отношении индивида, проект же признает это право также за народами, этническими и социально-демографическими общностями.

Самобытность определяется в русском языке как существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного общества, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах, как способность поддержания присущих данному обществу принципов социокультурной регуляции в различных ситуациях. Легальное определение самобытности дано в федеральном законе от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» - это родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности культурного наследия и религии.

Во взаимосвязях культурных прав именно участие в культурной жизни проявляется как утверждение самобытности, подлинности и достоинства.

В международном праве культурной самобытности отводится важная роль. Документы ЮНЕСКО основаны на том, что утверждение культурной самобытности не может привести к изоляции групп, а что, напротив, оно должно сопровождаться широкими и частыми общениями между ними; что такие контакты являются основной предпосылкой сохранения культурной идентичности в процессах глобализации, развитию международной культурной кооперации; при этом часто приходится слышать опасения, что чистоте самобытности угрожают многочисленные случаи эрозии, вызываемые, в частности, распространением непригодных моделей или недостаточно освоенных методов.

С вопросами культурной самобытности тесно связана тема культурного разнообразия, равенства всех культур и равенства народов и иных этнических общностей в сохранении, исследовании и популяризации своих культур. Именно этому посвящена часть вторая комментируемой статьи, расширяя гарантии права на культурную самобытность вплоть до восстановление культурно-исторической среды обитания.

Учитывая особенности многонационального российского государства, особым субъектом права на культурную самобытность выступают коренные малочисленные народы Российской Федерации, чей правовой статус в основном закреплен в федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Сегодня таковыми субъектами признаны 40 народов, численностью менее 50000 человек и проживающие на Севере России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Часть третья комментируемой статьи перекликается со статьей 6 проекта, устанавливая дополнительные гарантии недискриминации и равенства всех культур.

Что же касается самобытности социально-демографических групп, смотри комментарий к статье 7 проекта.

 

Статья 14. Право на эстетическое воспитание и художественное образование

1. Каждый имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образования в соответствии с законодательством об образовании.

2. Государство развивает систему эстетического воспитания, осуществляемого образовательными организациями, музеями, библиотеками, театрами, концертными организациями, иными организациями культуры, организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации.

3. Государство поддерживает различные формы и способы самообразования в сфере культуры и искусства.

4. Государство создает условия для поощрения получения образования в области искусств лицами, проявившими выдающиеся способности в области искусств, предусматривая специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц и устанавливая порядок предоставления таких денежных поощрений, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом и получение второго высшего образования в области искусств.

5. Государство поддерживает инициативы физических и юридических лиц по созданию и организации деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусства, частной формы собственности, содействует указанным лицам при решении вопросов материально-технического обеспечения создаваемых образовательных организаций, развивает формы поддержки образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусства, частной формы собственности.

Часть первая комментируемой статьи точно повторяет статью 13 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в последней редакции. С момента принятия в 1992 году эта статья претерпела существенные изменения, и главным завоеванием законодателя является признание права не только на художественное образование (это может восприниматься как частный случай реализации предусмотренного статьей 43 Конституции Российской Федерации права на образование), но и на эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.

Если художественное образование существует в рамках специального процесса, специальных программ профессионального и/или дополнительного образования, то эстетическое воспитание «пронизывает» всю систему образования, самообразования, воспитания, в первую очередь на базе общего образования.

Вопросы художественного образования, сохранения его национальных традиций неоднократно становились предметом внимания властных органов, в частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р была утверждена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства. Специфика художественного образования нашла свое отражение в федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В последующих частях статьи законодатель дополняет декларацию права на художественное образование и эстетическое воспитание конкретными направлениями деятельности государства, его обязательствами в этой сфере и конкретными мерами, позволяющими наиболее полно реализовать декларируемое право.

Так, в систему эстетического воспитания включаются не только образовательные организации, но и субъекты культурной деятельности: музеи, библиотеки, театры, концертные организации, а также организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации.

Отдельной заботой государства является выявление выдающихся способностей в сфере искусства у отдельных лиц и создание условий для реализации талантов. В частности статья устанавливает систему поощрительных и иных стимулирующих мер, включая обучение.

Специфика художественного образования по некоторым специальностям предполагает, что наиболее эффективным было бы обучение не выпускников школ, а людей более старшего возраста – это связано, как с психоэмоциональной, так и физиологической сферой, жизненным опытом, предварительной подготовкой (режиссеры, певцы-басы и т.п.) Поэтому безусловной заслугой законопроекта является создание правовой возможности получения второго высшего образования по этим специальностям на бесплатной основе.

Комментируемая статья перекликается с другими нормами проекта, в частности статьей 30 «Обязанности государства и муниципальных образований по созданию условий для реализации талантов».

 

Статья 15. Право собственности в области культуры

1. Каждый человек имеет право собственности в сфере культуры. Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в сфере культуры регламентируется законодательством Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в сфере культуры.

В целом часть первая комментируемой статьи повторяет статью 14 действующих Основ законодательства Российской Федерации о культуре, однако поскольку авторы проекта все же предприняли определенную редакторскую правку, целесообразно было бы исключить слово «человек» из начала фразы. Для этого есть как минимум два основания: во первых, это привело бы к большему единообразию формулировок статей данной главы и соответствовало бы стилю Конституции, а во вторых право собственности в культуре имеют не только физические, но и юридические лица, а также государство и муниципальные образования, что подтверждается введением в статью второй части.

Вторая часть комментируемой статьи повторяет часть вторую статьи 8 Конституции Российской Федерации, фокусируя ее норму на сфере культуры.

Следует при этом отметить, что некоторые объекты собственности в культуре имеют особый правовой режим, на них могут накладываться ограничения и обременения; например, включение культурных ценностей в состав Музейного Фонда Российской Федерации существенно корректирует возможность сделок с ними. Особый статус имеет недвижимое имущество в сфере культуры, признанное памятником истории и культуры. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей.

Некоторые особенности составляющих права собственности владения, пользования и распоряжения имуществом в сфере культуры установлены специальными законами, в частности «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ, «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ или «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ, а также другими частями проекта (например, статьи 41 (Национальное культурное достояние Российской Федерации), 42 (Национальный библиотечный фонд, Музейный фонд Российской Федерации, Архивный фонд Российской Федерации, кино-, фото- и иные фонды культурных ценностей), 64 (приватизация в сфере культуры), 65 (порядок и основания отчуждения объектов материальной культуры из государственной и муниципальной собственности).

 

Статья 16. Право создавать организации культуры

1. Граждане имеют право создавать организации культуры для осуществления любых видов культурной деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Участники культурной деятельности могут объединяться в саморегулируемые организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действующее законодательство устанавливает право граждан создавать организации в сфере культуры, однако возможные ниши для этого ограничены статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации о культуре производством, тиражированием и распространением культурных ценностей, благ, а также оказанием посреднических услуг в области культурной деятельности. Проект совершенствует терминологию и расширяет границы возможных гражданских инициатив, отказываясь от перечня возможных видов деятельности создаваемых организаций.

Поскольку данный вопрос относится к сфере гражданского законодательства, заметим, что учредителями организаций культуры могут выступать не только граждане, но также юридические лица и государство, что необходимо отразить в тексте проекта при подготовке ко второму чтению.

Вторая часть комментируемой статьи выстраивает «мостик» к законодательству о саморегулируемых организациях, ядром которого является федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Таковыми признаются некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определенного вида. Сегодня в России саморегулируемые организации успешно действуют в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканиях, оценочной деятельности. Выбор примеров не случаен – обратим внимание, что эти направления имеют свои аналоги в сфере культуры – реставрация, проектно-изыскательская, экспертная деятельность.

Допустив наличие саморегулируемых организаций в сфере культуры, следует определить области, подлежащие саморегулированию, а также его формы, включая определенным образом формализованное мнение экспертного сообщества и профессиональных объединений, причем такие нормы могут иметь как рекомендательный, так и обязательный характер, например, при разработке программ экономического, экологического, социального, национального развития культурные аспекты, когда экспертиза с точки зрения воздействия результатов реализации таких программ на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты должна быть обязательно проведена за счет средств бюджета соответствующего уровня.

 

Date: 2015-09-22; view: 1849; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию