Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы изучения профессионального образа Я руководителя мужчины и руководителя женщины





Руководитель - это не просто хороший работник, выдвинутый на управленческую работу, а специалист, который любит и умеет управлять людьми, принимать обоснованные решения и реализовывать их. Очень часто управление называется искусством, т.е. деятельность требующая таланта, высокого мастерства и развитых способностей. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе. С самого начала, появление теории и практики управленческой деятельности считалось только эффективным научное управление, т.е. управление, осуществляющее человеком, обладающим соответственной научной подготовленностью. Поэтому руководитель-это профессионал с высоким уровнем развития личных качеств и управленческой подготовки. Добивающийся результатов посредством других людей и являющийся признанным лидером своей организации. Особенности деятельности определяют и требования к его личности и профессионализму составляют основу его социально-психологического портрета.[2]

В современных условиях управление организацией становится предпринимательским, т.е. руководитель не должен дожидаться наступления изменений во внешней среде и только потом на них реагировать. Руководитель должен думать и действовать как предприниматель и новатор — предвидеть и опережать наступающие события, активно искать возможности нововведений и намеренно рисковать, добиваясь необходимых изменений в работе организации. Эволюция мировой управленческой мысли в разные периоды отражала четыре подхода к управлению: подход с позиций различных школ в управлении, процессный подход, системный и ситуационный подходы. Первый подход с позиций различных школ в управлении опирается на разработки школы научного и административного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, М. Вебер, А. Файоль и др.), школы человеческих отношений (А. Маслоу, Э. Мэйо, А. Ротлисбергер и др.), поведенческой школы (к ней относятся представители бихевиоризма — К. Аджирис, Д. Мак-Грегор, Ф. Херцберг и др.). Второй, процессный подход, рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Он впервые был предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера (однако они рассматривались как независимые друг от друга).

П. Друкер считает, что «управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу». Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.[3]

Административная работа по управлению предприятием - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Существенное значение имеют для деятельности руководителя высшего звена коммуникативные качества: способность к кооперации и групповой работе; поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; социальная компетентность при реализации своих целей.

Руководитель высшего звена в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения: субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных; служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами; дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

К мотивационно-волевым качествам, имеющим значение для успешной деятельности руководителя высшего звена, относятся: стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих); самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).[4]

С позиции психологической науки и науки управления, отечественные ученые А.М. Столяренко и Н.Д. Амоглобели выводят следующие психологические компоненты психологического портрета современного менеджера:

1) общие характеристики менеджера как личности;

2) управленческая и менеджерская образованность;

3) рыночно-экономическая и производственная подготовленность;

4) управленческое мастерство;

5) способность и подготовленность к работе с людьми.

Современный руководитель прежде всего должен быть личностью, т.е с разумом и определенной жизненной позицией, ощущающий себя гражданином своего общества и индивидуальностью, участником созидания в своей стране, обладающий развитыми духовными, а не только материальными потребностями, созидателем, а не только пользователем и потребителем. Успешность деятельности руководителя зависит как от базовых психологических свойств личности, ведущие способности.

Каждый тип темперамента по-разному складываются на управленческой деятельности. Так, руководитель меланхолического темперамента успешно работает в безопасной спокойной обстановке, которая не требует быстрого принятия решения. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений, тщательно продумывает план предстоящей работы. Любит налаженный вид деятельности, хорошо руководит малой группой в условиях кратковременного напряжения интеллектуальных и физических сил. Однако склонен к пессимизму и излишнему самоанализу, любит работать в одиночку и с трудом приспосабливается к новому коллективу. Отличается малой выносливостью и легкой отвлекаемостью, в сложной обстановке теряется, т.к. сложные эмоции дезорганизуют его мышление и поведение.

Руководитель флегматического темперамента трудолюбив и добросовестен, отличается ровностью настроения и высоким самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели, в стрессовых условиях действует спокойно и надежно. С подчиненными не конфликтует и не вмешивается в их личные проблемы. Вместе с тем из-за медлительности может не выполнить план, потерять инициативу и авторитет руководителя. К недостаткам подчиненных относится равнодушно и не стремиться их перевоспитать, зачастую не замечает критику в свой адрес.

Руководитель холерического типа отличается глубокой и часто меняющейся эмоциональностью, оперативностью мышления и стремлению к общению с подчиненными. Настойчив и требователен, любой ценой стремиться достичь поставленной цели, быстро принимает решения и самоотверженно действует в опасной обстановке. Любит командовать и распоряжаться властью, энергично отстаивает свою точку зрения и старается осваивать новые методики работы с людьми. Тем не менее страдает вспыльчивостью и невыдержанностью, проявляет излишнюю поспешность и

Под психологической компетентностью руководителя необходимо понимать его способность устанавливать эффективные межличностные отношения и взаимодействовать с окружающими людьми (в первую очередь с подчиненными) благодаря адекватному понимаю себя и окружающих.

Решающим условием становления профессионализма у российского руководителя, является познание основных принципов становления и развития человеческого поведения. На этой проблематике стоит остановится поподробнее.[5]

Характер отношения к окружающей действительности, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является главной предпосылкой к жизненному в том числе профессиональному успеху личности. В профессиональной литературе нет единого определения успеха, но большинство психологов и социологов считают, что успех-это достижение цели или достижение желаемых результатов.

Многогранная работа руководителя по обеспечению эффективной деятельности организации и производительного труда каждого работника должна быть направлена на максимальное использование личностного потенциала каждого работника. Такая деятельность предусматривает психологическую грамотность руководителя в работе с людьми, необходимость обеспечения индивидуального подхода к каждому работнику.

Психологическая компетентность должна состоять из работы по четырем направлениям:

1) Развертывание и использование личностного потенциала подчиненного.

2) Создание нормативных условий для трудовой деятельности.

3) Развитие персонала и формирование профессиональных навыков работы.

4) Обучение и социально-психологический тренинг.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.[6]

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо, поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.[7]


1.2 Процесс становления профессионального образа «Я»

Проблема становления образа Я личности как механизма соотношения себя с обществом, природой, культурой с сохранением при этом своего «Я», своей индивидуальности является одной из актуальных проблем современного человечества. Особую значимость сегодня приобретает становление образа Я в профессиональной сфере, от которой напрямую зависит ее жизненная успешность, степень профессиональной самореализации[8].

Исходным концептуальным понятием является «образ Я», в состав которого и входит профессиональный образ Я. Образ Я - это динамическая система представлений человека о самом себе, включающая различные индивидуальные и личностные характеристики, свойства человека как субъекта разнообразных деятельностей, а также самооценку, отражающий степень развития различных характеристик Я и связанных с ними переживаний. В образ Я включается и поведенческая составляющая, провоцирует субъекта к определенному поведению, то есть тех действий, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

К образу Я личности включаются следующие формы:

-Я- идеальное (идеальное представление о самом себе)

-Я- нормативное (представление о своем соответствии определенным требованиям)

-Я- реальное (представление об имеющихся качества и свойства).

Структура Я- образа включает следующие компоненты:

- когнитивный- представление о себе, образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.;

- эмоционально-ценностный (самооценка) - аффективная оценка представлений о себе - самоуважение, себялюбие, самоуничижение;

- поведенческий - поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут вызываться Я-образом и самооценкой. Их направленность и степень выраженности является значимым показателем успешного становления Я-образа юной личности и ее социально-психологической адаптированности[9].

Факторами, влияющими на формирование тех или иных особенностей Я-образа, является культура, в которой развивается человек, социально-экономическая ситуация бытия, возрастные и половые особенности личности.

Содержание Я-образа состоит из двух образований:

- дифференцирующей составляющей (ее содержанием есть знания, которые выделяют Я субъекта по сравнению с другими людьми, дает ощущение собственной уникальности, неповторимости);

- интегрирующей составляющей, или системы самоидентичности, которая содержит знания об общих чертах и характеристики которые объединяют человека с другими людьми.

Во многих исследованиях рассматриваются уровни сформированности Я-образа и признаки их проявления. Наиболее распространены следующие подходы к решению этой проблемы: уровень сформированности Я-образа определяется степенью развития отдельных его структурных компонентов (Р. Бернс, В. Столин, И. Кон) сформированность Я-образа личности определяется в соответствии с развитием его личностных качеств, например, самооценки, уровня притязаний, самоуважения и т.д. (Л. Долинская, Н. Чепелева и др.

Уровни сформированности Я-образа, по мнению Розенберга, должны соответствовать степени:

а) когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая количеством осознаваемых личностью собственных качеств

б) субъективной значимости для индивида его Я-образа;

в) целостности, последовательности Я-образа - без наличия в нем внутренних противоречий,

4) устойчивости, стабильности Я-образа во времени

Поскольку «Я» - это отражение самого себя, взгляд изнутри, то в каждой личности формируется собственный Я-образ.

А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс считают приоритетом самой личности выбор действий и поступков, самоопределения и формирования себя. Они сосредоточены на осознании и развитии внутренних сил личности, ее эмоциях, отношениях, убеждениях, ценностях, восприятиях и проблемах. Отношение к миру и окружающим, способность принимать самостоятельные решения, оказывать свободные и ответственные действия определяются характером представлений индивида о себе. В связи с этим формирование адекватного Я-образа считается одной из важнейших задач в процессе развития гармоничной личности[10].

На основе Я-образа личности состоит Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представленийо самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и формирует отношение к себе. Я-концепция позволяет личности построить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.

Затем нужно сформировать положительный образ выбранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средства труда, требования профессии к человеку, перспективы развития профессии.

На основе сопоставления образа-Профессии с образом Я у индивида формируется профессиональный образ Я и состоит осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.

Одной из главных составляющих процесса формирования профессионального образа Я личности является задача самоопределения будущего профессионального пути.

Первая психологическая теория профессионального выбора в русле подхода с позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 г. Ф. Парсоном.

В 1909 г. Ф. Парсоном были сформулированы следующие посылки:

1) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимыми способностями, наиболее оптимально подходит к единственной профессии

2) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией

обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессий

3) профессиональный выбор является, по сути, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований профессий[11].

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим актом не заканчивается. «Правильнее думать не о едином выбор профессии, а о очень интересное, захватывающее активность по постоянному проектированием (придумывание, совершенствование ранее придуманного) и реальной построением своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет фатальным, если приложить ум и волю»

По мнению С.А. Зуевой, не менее важной характеристикой профессионального самоопределения является готовность к вхождению в профессиональную среду. Она предполагает формирование профессиональных качеств личности и ценностных ориентаций, характеризующих выбранную профессию и без которых успешное профессиональное становление не представляется возможным[12].

Заслуживает внимания мнение Е.Ф. Зеера, Е.Е. Сыманюк, которые анализируют профессиональные кризиса личности с позиции концепции профессионального становления. По их мнению, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Под кризисами профессионального становления они понимают «непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменение вектора ее профессионального развития»[13].

Результаты теоретического анализа позволяют нам выделить три основных этапа формирования профессионального образа Я.

Первый этап - это период осмысления профессионального образа Я, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешний студенческий образ Я переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой идентификации («Я-студент») и предвидении будущей профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.

Второй этап - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать удовольствие от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я-будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.

Третий этап - период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, сущность которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я-и моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим.

Профессиональный образ Я - это результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся в когнитивный-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я[14].

Выводы. Проведенный анализ позволил прийти к пониманию профессионального образа Я и становления личностной идентичности будущего специалиста в выбранной области как единство трех процессов:

1) принятие себя как будущего специалиста в выбранной области, включающий принятие профессиональных целей и ценностей, сознательное освоение профессиональных ролей, установок, идеалов, формирование основ профессионального мышления и поведения

2) сопоставление себя с профессиональным идеалом, нормой, образцом специалиста в выбранной области и постановку задач на саморазвитие, 3) позиционирование студентом себя во внешнем окружении как такового, принадлежащего к определенной профессиональной группы специалистов в выбранной области.

Итак, мы можем утверждать, что от уровня сформированности профессионального образа Я зависит процесс формирования профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность. Высокая профессиональная подготовка и овладение профессиональным мастерством невозможны без формирования профессионального самосознания и, в частности, профессионального Я.

 

Date: 2015-09-22; view: 1983; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию