Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет, задачи, методы и структура педагогической психологииСтр 1 из 10Следующая ⇒
Предмет: психологич. законом-ти и мех-мы процессов обуч-я. и воспит-я. Задачи: 1. изуч. вопросов целенаправленного формирования познават-й. деятельности и значимых кач-в личности в условиях Обучения и Воспитания. 2. изуч-е факторов и условий, обеспечивающих оптимальный. эффект О и В. 3. изуч. максимально возможного учета индивид-х особенностей ребенка в условиях О и В .4. взаимоотнош-я между учителем. и учеником. 5. изуч. правильной оценки результатов О и В с целью выявления. изменений (новообразований), появившиеся под влиянием О и В. 6. изуч. вопросов педагогич-й. деятельности(психология учителя) Выдел. 3(4)раздела:1. Ψ образоват. деят-ти(Ψ О и В);подраздел:Ψ учеб-й деят-ти;2. Ψ учителя (задача: составить профессиограммы учителя.);3. Ψ учеб-го сотрудничества и общения. Методы. l.0рганизационная гр.-сравнительныЙ,лонгитюдныЙ и комплексный мы.лонгитюдный м-д предполаг. многократное обследование одних и те же лиц на ПРОТЯЖ.достаточно длительного отрезка Вр.,измеряемого иногда десятками лет.КомплексныЙ м-д включ. в себя одновременно эти два m-да.2.эмпирическиЙ сп-б добывания данных:2.1.Наблюд. и самонаблюд.. 2.2.экспериментальные м-ы:а)полевой экспер.-это спец. организ.,близкий к естественному;б)лабораторныйприменяется,когда исслед. психич. пр-в происходит В искусственных условиях, в лаборат.,с применением спец. приборов;в)неестествеНI:JыЙ-экспер.,в кот.' испытуемый не подозревает,что он в нем участвует;г)естественный,в кот. испытуемый ставится в заранее подготовленные,но привычные для него условия;д)формирующий или ПСИХ.-пед.2.3.Психодиагностические м-ы:а)стандартизированные и проективные тестовые методики;б)анкетыэмпирический СОЦ.-психологич. м-д получения информации на основании ответов на спец. подготовленные и соответствующие основной задаче исслед. вопросы;в)вопросники;г)социометрия-м-д,использующийся для опред. связей и отнош. между людьми в гр. или коллективе;д)интервью как специфич. форма беседы может использ. для получ. сведений не только о самом интервьюируемом, кот. знает об этом,но и о др. людях, событиях И т.д.;е)беседа2.4Лриемы ан-за пр-ов и продуктов Д-ти.Этот м-д включ. праксиометрические м-ы (циклография,профессиография,оценка изделий и выполненных раб.).2.5.М-д моделирования. 2.6.БиографическиЙ m-д.Выбор конкретного эмпирического м-да зависит от того,какой организационный м-д выбран исследователем.3.М-ы и приемы обраб.эмпирических данных:а)м-ы матем. статистики;б)кач-ная хар-ка колич-го материала.4.Интерпретационные м-ы,предст. различные варианты генетического и структурного м-в.а)генетический м-д-й.нтерпретирует весь обраб.материал исслед. в хар-ках разв.,выделяя фазы,стадии,критические моменты,пр-сы становления психич. ф-й,образований или св-в личности;б)структурный-интерпретирует материал в хар-ках типов связей и систем,образ. личность,соц. гр. 2. Направления и проблемы исследований педагогической психологии на современномэтапе. Современные направл-я развития теорий научения – Информационно-коммуникационные технологии; технол. дистанционного обуч-я; технол. коллективного взаимод-я(Дьяченко); технол. интерактивного обуч. Проблемы исследований: 1.нахождение и мах использов. для развития кажд. сензитивного периода жизни ребенка;2.пробл. одаренности, креативности и раннего выявления одаренных детей как основа развития творческого потенциала общества(дети-индиго);3.изуч. связей между сознательно организуемым воздействием педагога на реб-ка и его психич-е развитие(связь созревания обуч-я и развития), как проблема соотношения генотипической и средовой обусловловленности развития;4.пробл. психологической готовности к школьному обуч-ю;5.пробл. педагогич-й. запущенности и связанной с ней дифференциальной диагностики;6. пробл. управл-я качеством образования и пробл. качества управления образов-м. 3. Обучение и развитие. Проблема детерминант психического развития детей впедагогической психологии. Соотношение Обуч-я и разв. связаны исторически с проблемой детерминант:борьба социогенетических и биогенет-х подходов. Выделялось 2 психолог-х лагеря: 1. Лагерь Женевского напр. Пиаже. Представит. говор.: «обуч-е плетется в хвосте развития, кот происходит само собой по определенным психологическим законам» 2. дескутизация. советское направл-е: Выготский, Давыдов «обуч. идет впереди развития. С помощью обуч. можно управлять развитием». Важную роль сыграли идеи Выготского о зоне актуального развития и зоны ближайшего развития. Идеи развивающего обучения также нашли отражение в трудах исследования Макаренко, Амонашвили в контексте воспитания «воспит-ем тоже можно управлять». Идеи авансирования – создание условий, в кот. ученик может проявить свое личностное качество. Обучение – это процесс активного взаимодейсивия учителя и ученика, в результате кот. у обучаемого формируются определенные ЗУНы.; процесс стимуляции внешней и внутренней активноти ученика и управление ею; целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе кот. происходит образование, воспитание, развитие. Развитие личности – процесс формиров. личности, как соц-го качества индивида, в результате его социализации и воспитания. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное количественными, качественными и структурными преобразованиями. 4. Основные линии и психологические закономерности психического развития детей впроцессе обучения. В психическом развитии ребенка в процессе обучения действительны все известные закономерности психического развития: 1. все психологические новообразования обязательно связаны с активностью самого реб.; 2. психологические новообразования появляются на основе деятельности. Важно, что эта деятельность в обучении строится при помощи и под руководством взрослого и проходит по определенным этапам, описанным Гальпериным, преобразование извне во внутрь(интериоризация); 3. становление и развитие психологических новообразований определяют развитие мотивации, сознания и деятельности. Основные линии психического развития в процессе обуч-я:1. усложнение знаний и способов деят-ти. (Блонский, Брушер)Действительно сложная система взаимоотношений между знаниями и мышлением: овладение знаний с 1-й стороны явл-ся необходимым условием развития мышления, с др. стор. вне мыслительной деят-ти нет усвоения знаний; 2. развитие механизмов применения знаний; 3. разв. общих свойств личности: направленность: выдел. 3 вида: учебная(важно хорошо учиться. На практике отмечается исполнительность, тщательность, но тенденция действовать по шаблону);познавательная(важно интересно учится, на практике склонность к легкому усвоению способа получения знания);социальная; деятельность: развив-ся все компоненты учебной деят-ти: цели,мотивы,учебные действия, действия контроля и оценки; сознательность и активность: связано с учением анализировать, синтезировать, с возможностью творческого решения задач. Важный критерий - уровень развития рефлексий. Date: 2015-09-22; view: 478; Нарушение авторских прав |