Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Б. Паскаль и его религиозно-философские размышления





Блез Паскаль (1623-1662) выступил против рациональной идеи Бога: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем»,учил, Бог непознаваем, а само человеческое познание ограничено. Человек находится в противоречивом положении, т. к. не способен ни к полному незнанию, ни к всеобъемлющему знанию. Для человека истина всегда частична, относительна.

Человеку нужна не идея Бога, а живой, личностный Бог («Мемориале» или «Амулете Паскаля»).

Паскаль, блестящий математик и физик, после 1654 г. отказался от служения науке, стал затворником и писал книгу о христианстве, которая не была закончена. Фрагменты книги были собраны и опубликованы после его смерти под названием «Мысли о религии»-1-я часть «Человек, не познавший Бога», 2-я— «Человек, обретший Бога».

Знания ограничены, время человеческой жизни недолговечно, случайно само появление человека на свет — все это является причиной задуматься о высшем предназначении человека перед «вечным безмолвием бесконечных пространств». Если человек есть только «вместилище заблуждений», а знание для него бесполезно, то нужно искать критерий, истинный принцип человеческого существования.

Истина — вне человека. Поиск Бога — это то, что дает смысл человеческой жизни.

Высочайшего величия, можно достичь не в самоослеплении собственными знаниями, а через дар Божественной благодати. Человек делает выбор — если выбирает Бога, то обретает уверенность, а если выбирает мир и познание, то обретает сомнения в истинности познанного.

Познав свое ничтожество, человек познает Бога. Людям, очистившим свои сердца, становится доступно Священное Писание, а через него величие христианского учения. Через сердце, а не через разум находит человек путь к Богу. По мнению Паскаля, христианство составляют две истины:

1)что существует Бог, Которому люди способны причаститься;

2)что опороченные первородным грехом, они этого недостойны.

· Философия религии в духовных академиях XIX в. (Ф. А. Голубинский, Памфил Данилович Юркевич, А. М. Бухарев и др.)

Юркевич — светлый мыслитель, написавший немного, наставник Соловьева. Философско-антропологическая статья «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия» (1860) - Слово Божие стало основой философско-библеистического рассмотрения. Сердце Юркевич понимал как глубинное духовное средоточие личности. Автор подробно разбирает разные места Св. Писания, где говорится о сердце, и делает ряд выводов относительно современной ему психологии и философии.



«Христианские аскеты часто жаловались на медлительность разума в признании того, что непосредственно и прямо известно сердцу, и нередко называли ум человеческий чувственным и плотяным; и конечно, он может показаться таковым, если сравнивать его посредственную деятельность с теми непосредственными и внезапно возникающими откровениями истины, которые имеют место в нашем сердце».

Юркевич обосновывал несостоятельность взгляда, что «душа человека есть первоначально существо представляющее, что мышление есть самая сущность души или что мышление составляет всего духовного человека». Живое познание Бога, доступное открывшемуся к Нему сердцу человека, рационалисты подменили на интеллектуальное принятие абстрактной «идеи Бога».

Юркевич критиковал немецкий идеализм за то, что он считал, что он все содержание религий объяснял деятельностью только человеческого духа. Религиозный опыт вырастает из диалога с Богом как Личностью, открывающей Себя человеку, но идеализм, как заметил Самарин, превращает его в монолог по поводу религий. В частности, идеализм совершенно не понимал (в лице Гегеля) суть религии. Идеализм и религия действительно далеки друг от друга. Если взять, к примеру, «Жизнь Иисуса» Гегеля, можно убедиться, что Иисус у Гегеля по-человечески понятен, но это не воплотившийся Сын Божий, а просто хороший, добрый, высокого ранга учитель. Подобное было у Ария.

Причина безрелигиозности идеализма в том, что он считает идеальное основой всего: все действительное разумно, все разумное действительно, а если разумно, то и понятно, а если понятно, то нет тайны, а если нет тайны, то нет религии, потому что где тайны нет, там нет Высшего, нет благоговения перед Святым и поклонения.

Юркевич критиковал также и мистицизм, который он понимал как смутное, темное чувство единства с какой-то иной реальностью, погружение в нее. Верующий человек, напротив, не отрицает разум, но трезво оценивает его возможности и границы.

Обычное гуманистическое понимание природы человека таково, что его природа предоставлена самой себе и ей как бы и нет дела до Бога. Юркевич отрицал подобную автономность. Требование автономности — это предрассудок XVIII в.

Атеисты, писал Юркевич, не могут миновать глубокого разлада с собственной природой, потому что подавляют главное в сердце человека, «идут против настоятельнейших и существеннейших побуждений своего сердца».









Date: 2015-09-22; view: 330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию