Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Буддизм. Религиозные идеи в восточной философии





Билет 1

Религиозные идеи в восточной философии

"Восточная философия" — чрезвычайно условное понятие, введенное в оборот западным €человеком, который чувствует себя "уютно" лишь у греков, а потому склонен именовать одним словом — "восточная" — философские воззрения представителей ничем, кажется, несходных культурных традиций.

Индия

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в выработке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-временных характеристик, имеющих единицей космического времени "день Брахмы", равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представления о бренности и сиюминутности настоящего, определившие квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем, основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчезновение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой (Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщенному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно противопоставлению своего "я" конкретному объекту индуистского поклонения.

Джайнизм не знает противопоставления материальною и духовного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Не признавая существования бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Сикхизм монотеистическая религия, о Боге отвергающая многобожие индуизма: один из эпитетов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный, Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма, преодоление ее главная цель человека, стремящегося постичь Бога. Индуистские боги Брахма, Вишну, Шива и мусульманский Аллах все они сливаются в Божестве. У Единственного нет собственного имени.



Китай

Учение Конфуция заимствовало первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле.

Благородный муж источник идеала нравственности для всего общества. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Мудрец действует природосообразно, поскольку от рождения приобщена правилам соблюдения "золотой середины". Его назначение преобразовывать социум по законам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие.

Даосизмвозник в IV - III вв. до н. э. Философские воззрения: Главная категория даосизма, дао своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее; произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао это "изначальная пневма", проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" слияние человека с природой. Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

Буддизм

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "просветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2)причина всех страданий желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания". По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение. Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм.



Философия хинаяны.Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щербатской (1866 - 1942) назвал "центральной концепцией буддизма". Дхармы некие непознаваемые (что-то подобное кантовской "вещи в себе") единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы не рождаются и не исчезают, число их бесконечно. Каждая дхарма обладает определенным неизменяющимся набором признаков. Дхармы, как и все единичное, могут находиться в должном или недолжном бытии, причем под первым понимается состояние абсолютного покоя. "Успокоение" дхарм, конституирующих то, что представляется человеком, и есть обретение им нирваны. Нирвана это "инобытие" по отношению к бытию человека, значит, сансара и нирвана никоим образом не совместимы.

Философия махаяны.Махаянистское понимание спасения сопровождалось переосмыслением известных буддийских положений и разработкой новых. Во-первых, махаянисты предложили концепцию Абсолюта, который трактовался как безатрибутный и рационально непознаваемый, однако истинно реальный. Дхармы же, как и все единичные сущности, объявлялись не имеющими "собственной природы", т. е. условно реальными. Во-вторых, теоретики махаяны по-иному, чем хинаянисты, трактовали Будду. В хинаяне Будда человек, которому после пятисот с лишним перерождений было предначертано открыть живым существам, обитающим на земле, четыре "благородные истины". С точки зрения махаяны, то, что люди воспринимали как Будду Шакьямуни, есть проявление, эманация так называемого "тела Дхармы", которое нематериально, безгранично во времени и пространстве, всепроникновенно и которое является исконной, сущностной ипостасью Будды. Так начало формироваться учение сначала о двух, а потом о трех "телах" Будды, важнейшее в буддизме махаяны. В конечном счете произошло отождествление Абсолюта и Будды в "теле Дхармы". Нагарджуна: "ничто не является самостоятельно существующим, ибо все основано на бесконечной серии причин и следствий"








Date: 2015-09-22; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию