Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика исторического познания
Всякий ли социум имеет историю автоматически, с момента возникновения, свойственна ли изначально историчность бытию человека? Эти вопросы возникают при изучении сущности и специфики исторического познания. Социальное бытие может и не сформировать у человека исторического чувства, связанного с особым восприятием времени и своего существования в мире. Историческое измерение бытия человека не дано ему изначально, оно является продуктом тысячелетнего развития. Поэтому в некоторых обществах и культурах сама идея исторического развития не была сформирована; в них не осознавалась идея необходимости и ценности новизны. Сама идея истории как необратимых изменений в жизни общества, принципиально отличающихся от изменений в мире природы, сформировалась только в рамках западноевропейской культуры. Именно там возникла идея того, что прошлое поддается научному исследованию. Историческое познание имеет свои сущностные черты: специфику исторических объектов, ценностный характер знания, а также особое отношение к времени, которое превращается в центральную категорию исторического познания. Ценностный характер исторического познания проявляется в специфике объектов, методов, а также результатов исследования. Так, историк изучает не все события, совершившиеся в прошлом, а лишь те, что касаются объектов, наделенных ценностным содержанием. Происходит определенный отбор исторического материала в соответствии с его ценностью. Ценность рассматривается как положительная социальная значимость, В этих отношениях формируется оценка, которая есть осознание субъектом ценности предметов в их целостности и полноте. Оценка носит субъективно-объективный характер, отражая, с одной стороны, объективные потребности субъекта, а с другой — субъективное их преломление Система ценностных отношений приводит к формированию объектов исторического познания. На существовании различия между объектами исторического познания и всеми другими настаивали философы-неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт. В их терминологии оно обозначается как противоположность объектов природы и объектов культуры. Так, Г. Риккерт писал: «В объектах культуры заложены ценности или блага… Если от объекта культуры отнять всякую ценность, он превратится Полученное знание историк относит к исторической реальности в целом или ее фрагменту, процессу, событию, ситуации, индивидуальности, включенной в разнообразные структуры. Однако историческая реальность отделена от историка барьером времени, поэтому дается исследователю опосредованно, через исторические источники. Но объектом исторического познания является не сам исторический источник в его материальных характеристиках, а заключенная в нем информация о событиях. Событие рассматривается как фрагмент исторической действительности, выделяемое на основе ценностной значимости. Событию присущи точная и конкретная пространственно-временная определенность, завершенность и неизменность формы его проявления, определенность конкретно-исторических условий, в которых оно совершается, неисчерпаемость содержания, безграничность проявления его сторон и связей. Объект и субъект исторического познания тесно связаны друг с другом, и само выделение объекта предполагает не просто любопытство исследователя, а интерес, основанный на признании ценности и значимости событий для познающего субъекта. По мысли Н. А. Бердяева, сущность исторического понимается как особая реальность бытия, как не разложимое на части целое. В ее основе лежит историческое предание и историческая традиция, которые нельзя понять только с помощью разума. Бердяев подчеркивает, что историческое может быть познано субъектом только На основе событий историк формулирует исторические факты, которые являются необходимым элементом исторического познания, основой Для получения исторических фактов используются присущие исторической науке методы исследования и процедуры обработки. Полное отсутствие в историческом познании такого метода, как научный эксперимент, заставляет в основном опираться на наблюдение в его многообразных формах. Но в историческом познании отсутствует возможность прямого наблюдения и применяется только косвенное — через историческое источники. Исторические факты можно получить, применяя правила познания Специфика рациональности в истории состоит в следующем. С одной стороны, ее можно определить как набор общезначимых правил, критериев, эталонов, предпочтенных для построения систематизированных знаний о прошлом; другими словами, рациональность — правила, принятые историками. Это выражается в разработке множества методов отбора, систематизации и критики исторических источников, в требовании рационального осмысления сформированных на их основе исторических фактов. С другой стороны, рациональное понимание истории предусматривает видение некого существующего в ней человеческого смысла, ощущение того, что законы исторического развития не являются чужими для человеческого мышления, что они соразмерны человеку и могут быть познаны путем постижения прошлого. Ценностный аспект определяет собой антропологическое измерение истории. Тема человека в истории и его проблем — проблем свободы, роли личности в истории, взаимоотношения человека и массы — ценностно нагружены. Человеческое содержание истории проявляется в форме ценностного отношения. Гуманитарность истории надо понимать не как знание Человек как субъект и, одновременно, объект истории вносит в нее свободу, которую невозможно искоренить. Историческое познание основано на идее свободы и предусматривает раскрытие исторического измерения человека; оно есть не только изучение общих закономерностей жизни социума, но и путь познания индивидуальной духовной сущности человека. Историческое познание целенаправленно или подспудно выявляет смысл человеческого бытия, так как ставит перед собой вопросы, которые были бы немыслимы в естественнонаучном познании. Например, может быть задан вопрос не только о причинах, но и о смысле Октябрьской революции; не только о количестве погибших в Великой Отечественной войне, но и об оправданности таких потерь и т. д. Таким образом, для истории главными оказываются глубинная сущность бытия человека, духовные основы его существования, выражаемые через понятия смысла и цели человеческого существования. В конечном итоге, не государство, церковь, экономика, а человек в его глубинной сущности, в процессе решения метафизических задач, стоящих перед ним — самый интересный и важный объект. Изучение государства, церкви и прочих объектов исторического познания только способствуют раскрытию взаимоотношений между человеком и историей человечества. Вечный диалог, который ведется между ними, А. Тойнби обозначил Время является доминантой исторического исследования. «Когда это было?» — один из самых распространенных вопросов историка. Время осознается как некий однонаправленный поток, в котором достаточно четко можно выделить прошлое, настоящее и будущее. Объект пристального внимания историка заключен в прошлом. Чтобы заниматься историей, необходимо осознать необратимость времени, осознать то, что общество претерпевает качественные изменения. Историческое время — это процесс индивидуальных изменений в том смысле, что изучаются изменения какого-либо индивидуального объекта, несущего в себе признаки исторической индивидуальности. Под историческими индивидуальностями понимаются не только отдельные люди, но и исторически значимые институты, а также общество в целом. Массовые, статистически зафиксированные данные подчинены раскрытию логики индивидуальных изменений. Историческое познание, включающее в себя наряду с эмпирической историей философские размышления на эту тему, стремится охватить время во всей его полноте, в единстве настоящего, прошедшего и будущего. История желает связать время, а не разорвать его на части. Поэтому комплексное восприятие времени, где три составляющие равноправны, является идеалом исторического познания. Но существовали и существуют теории, отдающие приоритет какой-либо одной составляющей в ущерб другим. Достаточно вспомнить разнообразные теории прогресса, где будущее заслоняет собой прошлое и настоящее. Время в историческом познании выполняет множество функций, наиболее значимыми из которых являются организация прошлого, его реконструкция и интерпретация. Историк изучает бытие объектов в прошлом, Для историка прошлое не представляет некой данности, находящейся вне его самого, подобно природе для естествоиспытателя. Историческое время включает самосознание исследователя и определенный срез его бытия как нечто родное и близкое для исследователя. Только при такой установке можно понять, почему историк выбрал те или иные темы исследования и в процессе своей работы пришел именно к этим результатам. «Понимать» в рамках истории означает делать своим, осознавать близость В историческом познании выделяют эмпирический уровень — уровень исторической науки, и теоретический — философию истории. Философия истории сформировалась позднее других философских дисциплин (онтологии, теории познания или этики). Появилась она позже и самой истории как описания событий прошлого. Первые историки сочиняли свои труды уже во времена античности, но необходимость в философии истории возникает только в Новое время. Причины ее возникновения многообразны. Одной из них можно назвать наличие конфликта между накопленным богатым эмпирическим материалом и теологической историософией христианства. Необходимо было нерелигиозное обобщение этого материала. Еще одной причиной развития философии истории является становление самой истории как научной дисциплины. Поэтому формирующаяся философия истории подразделяется на два направления: теоретическое обобщение исторической реальности (собственно философия истории) Историческая эпистемология имеет собственные задачи и объект исследования, которыми являются знания о прошлом. Объектом знания оказывается знание об объекте исторического познания. Непосредственным объектом изучения становятся вторичные исторические и историософские тексты, рассматриваемые с точки зрения методологических оснований Философия истории дает интерпретацию исторического процесса и исторического познания, устанавливает (по мысли Г. Риккерта) принципы исторического универсума. Таким образом, философия истории не выполняет функций теоретического знания по отношению к исторической науке, что объясняется особенностями исторического познания. Нацеленность Философию истории и историческую науку объединяют мировоззренческие установки, прежде всего, осознание важности исследования прошлого и влияния прошлого на настоящее. Только при наличии такого интереса к прошлому возможно развитие как той, так и другой дисциплины. Сам же исторический интерес, как упоминалось ранее, возникает только Еще одной мировоззренческой установкой, роднящей философию истории и историческую науку, является осознание ценности научного подхода, возможности научного проникновения в прошлое. В рамках философии истории возникает представление о том, что философская концепция исторического развития должна быть построена на научном фундаменте. Задачи философии истории тесно связываются с проблемой рассмотрения всей мировой истории как целостной и единой. Понятие «мировая история» оформилось именно в рамках философии истории, оно носит универсальный теоретический характер. Силами традиционных методов, только на эмпирическом материале невозможно осознать и выделить это единство. Знаменательно, что сама идея мировой истории появляется тогда, когда отсутствовал как таковой эмпирический материал, позволяющий провести процедуру обобщения; считалось, что задача нахождения целостности в историческом процессе может решаться только в рамках философского представления об истории. Даже О. Шпенглер, который много критиковал идею мировой истории и старые линейные схемы развития человечества, сам не избежал соблазна нарисовать еще одну картину в таком же роде. В «Закате Европы» он рассматривает различные культуры Разговор о понятии «всемирной истории» как предмете философского размышления оправдан потому, что его становление и существование обусловлено наличной системой ценностей. Ни одна из исторических целостностей не носит такого ярко выраженного ценностного характера, как эта. Понятие «всемирная история», прежде всего, существует как абстракция, как идеальная мысленная конструкция, с помощью которой мы соотносим смысл и направленность исторических событий. Между философией истории и исторической наукой существуют и определенные различия. Одно из них состоит в различном отношении Философия истории элиминирует нацеленность исторической науки Вот поэтому в осмыслении жизни общества философия истории вполне может опираться не только на накопленные исторической наукой знания, но и на материал других наук, в частности, социологии. В сущности, если философия желает выявить в истории законы, общую форму исторического процесса, то это легче сделать, используя социологические данные, так как философия истории хронологические связи (самые важные для историка) заменяет логическими, деформируя при этом структуру исторического исследования. Date: 2015-09-22; view: 4142; Нарушение авторских прав |