Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категория истины и искусство
В художественном произведении, даже реалистическом, весьма часто встречается деформация фактов и процессов, происходящих в действительности. Насколько же правомерно исследование художественного отражения с точки зрения его истинности? Истина — это процесс бесконечного приближения ко все более точному воспроизведению объекта. Полное совпадение мысли с объектом, предел познания определяется как абсолютная истина; частичное совпадение знания с реальным положением дел, характерное для определенного развития знания и практики, именуют относительной истиной. На практике Художественное обобщение реализуется главным образом в таком материале, который по своей внешней форме аналогичен конкретным фактам, событиям, явлениям повседневной жизни. Только в этом случае живое, личностное отношение к явлениям может сохраниться на уровне Художественное повествование выполняет ту же функцию, что нечувственные абстракции науки. Ему тоже присущ «отлет» мысли от непосредственно данной в наблюдении реальности. Но этот «отлет» осуществляется в другой форме, предполагающей сохранение определенного подобия реальным фактам и событиям. Художник может, например, сгустить характеристики явлений, создать фантастический мир, в котором прямое и буквальное сходство с реальностью отсутствует. Применительно к художественному творчеству можно говорить о правде вымысла в том случае, если фантазия художника способствует более глубокому проникновению в окружающий мир. Но при всем родстве художественно-образного и научно-логического отражения действительности к искусству нельзя подходить с мерками науки, ведь художественное познание всегда глубоко личностное истолкование явлений, а художественные образы могут выполнять и непознавательные функции (например, выступать в роли идеала). Следовательно, и проблема истины приобретает, применительно к искусству, специфические черты. Во-первых, можно говорить о жизненной правдивости произведения. Жизненная правдивость — такое качество созданного воображением художника мира, которое заставляет воспринимать этот мир так, будто перед нами нечто действительно имевшее место в жизни или весьма возможное. Характерным случаем этого рода выступает правда типического. Так, быт и нравы безымянного городка в гоголевских «Мертвых душах» вполне соответствуют быту и нравам многих провинциальных российских городков, самой жизненной логике эпохи и поэтому воспринимаются живо и убедительно. Во-вторых, можно говорить о правдивости мысленного эксперимента художника. Например, главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» князя Мышкина вряд ли можно назвать типическим образом и по личностным чертам, и по степени его характерности для той среды, в которой ему приходится действовать. Но нетипичный персонаж играет роль «жука В-третьих, можно говорить о структурном соответствии внутреннего мира произведения и реального мира как конкретной форме истины в искусстве. Это свойство обнаруживается в случае системной трансформации видимого мира, когда художник не только вводит отдельные фантастические ситуации, но и преобразует весь мир в своем воображении. Например, мир сказки Е. Шварца «Дракон» внешне выглядит совершенно неправдоподобным, в нем действуют сказочные персонажи, возникают нереальные ситуации. Но этот мир, внешне не похожий на Италию, Германию В-четвертых, можно говорить о внутренней мотивированности, внутренней необходимости того или иного элемента художественного произведения (сюжетного хода, характера героев и т. п.). Иногда эта внутренняя необходимость так сильна, что сам художник как бы не может с нею сладить. А. С. Пушкин удивлялся, «какую штуку удрала Татьяна: она замуж вышла!» Автор пишет, что он совсем не ожидал от нее такого. Суть этой особенности в том, что реальный человек такого психического склада, принадлежащий к данной среде и эпохе, весьма вероятно, будет действовать в подобной ситуации примерно таким же образом. В структуре процессов отражения следует выделять два тесно взаимосвязанных, хотя и относительно независимых аспекта: план отображения Категория правды выражения и различные варианты правды изображения, описанные выше, относятся к понятийному аппарату, используемому при анализе самого произведения искусства. Однако процесс освоения зрителем, читателем, слушателем замысла, воплощенного в произведении, не ограничивается его непосредственным восприятием. Произведение искусства нередко дает толчок и материал для дальнейших раздумий Date: 2015-09-22; view: 543; Нарушение авторских прав |