Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постмодернизм в истории
Историческое познание сейчас находится в процессе значительных, подчас коренных, изменений исследовательских взглядов и концепций. Это связано с рядом событий, которые произошли в жизни общества, с новыми явлениями в культуре, философском и научном познании. Масштабные социальные и политические изменения, войны и революции XX века еще острее поставили вопрос о движущих силах исторического процесса, В философии постмодернизма много спорного; дискуссионным остается даже содержание самого термина. Поэтому для определения сущности Первое из них является самым широким. В соответствии с ним, модерн как мировоззрение и как явление выдвигает «современное» (modern) в качестве фундаментального для своей философской позиции и заявляет Первыми подобное толкование предложили христиане периода поздней античности, которые называли себя moderni в отличие от язычников. Второе определение является более узким и отождествляет модерн Третье определение модерна основано на понимании его как идеологии. Согласно ему, со времен Просвещения и эпохи Г. Гегеля существует проект модерна, мыслимый как «Эра духа» или Просвещения, отличного от своих недуховных и непросвещенных эпох-предшественниц. В этом смысле модерн — идеология; это не эпоха, а мировоззренческий проект, который включает в себя такие фундаментальные положения как гуманизм, классический рационализм и глобальный историзм. Остановимся Ренессансный гуманизм, идея самоценности личности, ее безграничных способностей и самоутверждения являлись продуктом долгого развития западной культуры, которая постепенно пришла к пониманию единичного и неповторимого «Я» индивида. Этому соответствует переход от религии к светской культуре и от самоограничения к провозглашению свободы личности, к идее, что все позволено, — по меньшей мере, в воображении и творчестве. Именно обожествление «Я» — источник силы модернизма. Саму жизнь можно рассматривать как произведение искусства, выражающего «Я» вопреки условностям буржуазного общества. Классические традиции европейского мышления выработали глобальный историзм, включающий сводимые к одному основанию схемы общественного развития и утопические идеалы будущего. История рассматривается как поле совершенствования личности; цель истории имманентно присутствует во всем мировом процессе и вполне познаваема. Необходимым компонентом модерна являлась вера в безграничные возможности разума в познании и переустройстве мира. Предельный рационализм доминировал в понимании всего мира и человека. Существовали некие постулаты рациональности, применимые к историческому познанию. Они включали в себя, во-первых, представление об историческом развитии как имманентном для общества процессе: «В истории — мы у себя дома. Все коллизии истории являются проявлением нашего характера Философия истории в классическом ее понимании была продуктом Нового времени. Она стала необходимой частью просвещенческого проекта общества. Этот проект был разработан и осмыслен наиболее ярко в философии Г. Гегеля и включал следующие моменты: уважение и достоинство прав личности, идею свободы и общечеловеческих ценностей, концепцию единой истории всего человечества, которая есть воплощение в реальных событиях мирового Разума. В просвещенческом проекте общества были осмыслены и соединены в единое целое прошлое, настоящее и будущее. Переход между ними осуществлялся с помощью разработанного учения о прогрессе и цивилизации, причем будущее получало явный перевес по сравнению с прошлым и настоящим. К элементам подобного учения относились идеи унитарного конца, цели истории, идея законов и закономерностей, представления об определенных ступенях и этапах развития, которые проходит в своем развитии человеческое общество, а также учение о субъекте, реализующем историю. Классическая философия истории много усилий отдала тому, чтобы построить целостную историю, в которой были бы объединены прошлое, настоящее и будущее. Объявлялись безграничными возможности разума В ходе реализации этого проекта возник некий всеобщий код понимания истории. В нем присутствует призыв к порядку, желание единства, идентичности, безопасности, общедоступности. Философия истории должна была дать обществу своеобразное психотерапевтическое утешение и удовлетворение, выполнив функцию наглядного описания и построения простого и понятного мира. Такую реальность описывали историки и философы в своих концепциях. При всей разноречивости исторических и историко-философских исследований в рамках классического проекта они Но модерн как идеология исчерпал себя и стал объектом критики. Стало можно говорить о переходе к эпохе после модерна, или постмодерну. Постмодерн — ситуация в современной культуре, связанная с отказом · во-первых, наука и техника становятся все «невидимее», «фиктивнее» · во-вторых, произошло человечество встало перед проблемой исчерпанности природных ресурсов, ограниченности запасов энергии и сырья · в-третьих, характерной особенностью нашего времени стал распад утопических ожиданий и своеобразный религиозный ренессанс, связанный с закатом утопизма. Утопии больше не выглядят привлекательными; возникает своеобразный духовный вакуум, который заполняется апокалиптическими и нигилистическими идеями. Нигилизм как доминирующее мировоззрение всерьез угрожает миру. Существующие религии пока не нашли ему обоснованного и серьезного противовеса. Однако постмодерн нельзя просто отождествлять с периодом, следующим за эпохой Нового времени, а нынешний период провозглашать временем, открывающим собою четвертую большую эпоху человечества. Античность, средневековье, Новое время — это макроисторические структуры, к которым нельзя присоединить четвертую крупную эру, просто отождествив ее с постмодерном. Постмодерн, конечно, будет некой четвертой эпохой, однако еще нельзя сказать, будет ли она той четвертой эрой, которая по значению и продолжительности станет в один ранг с предыдущими эпохами. Программы постмодерна — это не описание уже установившегося Новейшего времени, а борьба за духовное устройство настоящего. Сам постмодернизм многие определяют как реакцию на рационалистическую модель познания мира, сформированную в период Просвещения Постмодернизм поставил вопрос о гуманистических началах культуры и придал ему особую окраску. Можно выделить наиболее ярких мыслителей, занимающихся этими проблемами. Наибольший интерес представляют взгляды французских философов Ж. Деррида и М. Фуко. Философским фундаментом для них послужили труды Ф. Ницше с его пафосом переоценки всех ценностей европейской культуры. Они радикально отличаются своими программами, но их роднит антисциентистская установка, неприятие идеала научной объективности и цели постижения истины. Исследователи сосредоточены на механизме самопорождения текстов культуры, являющихся для них предельной реальностью. Они демонстрируют, Так, М. Фуко вслед за Ф. Ницше предлагает генеалогию как метод исследования культуры, как некую форму истории, которая может раскрыть процесс формирования знаний без ссылок на субъект. Такая история отказывается от схем, объясняющих всеобщее в развитии человечества и сосредотачивается на материале культуры того или иного периода. Генеалогии М. Фуко призваны проникнуть в микрофизику социокультурного существования человека, найти проблему в привычном и не осмысляемом. М. Фуко попытался проанализировать те познавательные поля или эпистемы, которые, на его взгляд, специфичны для Возрождения, эпохи классического рационализма и современного периода. В основе каждой эпистемы, согласно М. Фуко, лежит определенное соотношение слов и вещей, образующее триединство жизни, труда и языка. Оно составляют базис ведущих гуманитарных наук: биологии, политической экономии и филологии. Роль языка в культуре во многом определяет смену эпистем. Те представления об истории и человеке, которые кажутся незыблемыми и существующими от века, согласно М. Фуко, появились вместе М. Фуко вводит понятие «дискурсивной практики», которая выглядит в его толковании как своеобразный стереотип познания и культуры, Если прежние познавательные парадигмы были построены по принципу «древа познания», в них четко различались направление эволюции, иерархия, структура, целостность, то постмодернистская парадигма приобрела характер «ризомы». Этот термин был заимствован из ботаники, где ризома — способ жизнедеятельности многолетних растений типа ириса. Она не имеет единого корня, это множество беспорядочно переплетенных побегов, которые развиваются во всех направлениях. Поскольку с точки зрения постмодернистов, история состоит из трещин, разломов, провалов М. Фуко, сосредотачиваясь на изучении мыслительных установок Автор приходит к выводу, что современное состояние общества предопределено становлением «полицейского государства с его дисциплинарными практиками, а сами европейцы сформировали свой образ через исключение маргинальных слоев — преступников, сумасшедших Становление дисциплинарного общества в CVII–CIC вв. связано с выработкой многообразных технологий контроля духа и тела индивида. Его телесность отныне понимается как важное условие поддержания силы государства, а потому именно на нее оказывается обращенным его всевидящее око. Апофеозом становится тоталитарное государство с его системой всеобщего контроля и надзора. Власть, пульсирующая в социокультурной среде, видится постоянной угрозой, требующей противовеса. Только сплотив усилия интеллектуалов, можно противостоять всепоглощающим проявлениям власти. И при этом каждый должен задуматься над возможным путем сохранения своей индивидуальности, самосозидания. Таким образом, М. Фуко не отказывается полностью от гуманистических идеалов европейской культуры, но говорит об их трансформации в изменившихся условиях. Искания Ж. Деррида также относятся к признанной классике постмодернизма. Он исходит из необходимости радикальной деконструкции европейской культурно-исторической традиции через обнаружение ее корней, которые выявляются в анализе языка. Правда, в отличие от М. Фуко, он как бы самоизолируется в текстах культуры, не апеллируя к свершившимся событиям истории. Деррида выработал особую стратегию по отношению к тексту — деконструкцию, включающую в себя одновременно Постмодернистская деконструкция внешне незыблемых основ европейской культурно-исторической традиции приводит к ситуации переоценки всех ценностей. Французский исследователь Ж.-Ф. Лиотар именует ее «языческой», низвергающей все абсолюты в пространстве культурно-игровой деятельности человека. Отношение постмодернистов к истории определяется оппозицией культуре модернизма в целом. Это выражается в следующих методологических принципах: концентрации на тексте, утверждении постулата В идеологии модерна происходило растворение истории в философии истории. Философские идеи о прогрессе, этапах и стадиях развития общества часто подменяли собой исследование подлинной истории народов. В связи с этим возникает вопрос, есть ли место исторической науке Постмодерн — это не антимодерн, а некое развитие идей модерна Например, популярная в последнее время культура New Age или «Новая эпоха» выдвигает совершенно неисторические представления о развитии человечества. Фактически, представители этого течения возвращаются Серьезные исследователи также временами отказываются от научного исследования развития общества. Так, К. Поппер в своей известной работе «Нищета историцизма» выдвинул тезис о невозможности научного предвидения будущего. А будущее, наряду с прошлым и настоящим, является частью философских размышлений об истории. Одной из основных трудностей современной исторической мысли сейчас можно назвать проблему поиска референта или реальности, которая является объектом познания. В истории, которая должна отражать прошлое, в частности, в виде фактов, поднимается вопрос о соответствии друг другу фактов и реальности. Причем реальность, особенно прошлое, «Ускользание реальности» от метафизических, религиозных и политических гарантий, которое рассматривают постмодернисты, является необходимым условием построения современных философских концепций истории. Реальность трактуется ими как текст, написанный современниками событий и читаемый исследователем. Историки-постмодернисты стали трактовать текст как знаковый код, нуждающийся в дешифровке. Отсюда вытекает повышенный интерес к кодированию, декодированию, способам передачи информации. Стратегия деконструкции утверждает невозможность находиться Постмодернисты приходят к выводу, что не существует никакого прошлого опыта реальных людей, который историки способны путем тщательного изучения понять и описать. В перспективе это означает конец всех дискуссий об истории, поскольку никакими фактами нельзя было Подобно деконструкции текста происходит и деконструкция времени. Постмодернизм предлагает калейдоскопическую смесь прошлого и настоящего — «прошлонастоящее», в которой все элементы находятся Еще одной характерной чертой постмодернистского восприятия истории стал последовательный отказ от причинно-следственных объяснений В современной форме, характерной для исторического сознания Нового времени, принцип причинности (каузальности) сформулировали французские и немецкие просветители. Они выдвинули идею вечных неизменных законов, которые либо заимствовались из естествознания, либо представлялись «законами разума», «прогресса» или «абсолютного духа». Детерминизм такого плана имел абсолютно жесткий характер и не оставлял места исторической случайности. Новое поколение историков и философов заявило о нежелании следовать просветительским идеям Нового времени, среди которых важное место занимали теории прогресса и исторической необходимости. Теоретики выражают большой скептицизм по поводу обусловленности причинно-следственных связей, вместо этого предлагая так называемый «эстетствующий иррационализм». Интересно, что вместе с представлением о причине исчезло и представление о случайности. Такое положение было характерно для восприятия истории древними, в частности античными, мыслителями, которые вместо причины и случайности широко использовали понятия рока и фортуны. Постмодернизм понятие причинности заменяет понятиями процесса и преобразования, которые необходимо понимать интуитивно. Отвергаются наличие причинно-следственных связей, идея становления и развития; нет потока времени, существует лишь прерывистая, бессвязная последовательность ситуаций, или миров, или периодов. Каждая ситуация целостна сама по себе и не может быть выведена из предшествующей. Новая историческая культура от системных теорий, которые базировались на аргументах и установках естественных и точных наук, переходит Постмодернизм изменяет статус и правила научного познания. Он отказывается от идеи так называемого «законодательного разума», рационализации, что ведет к тому, что границы между научным и ненаучным исследованием прошлого размываются. Все большее место рядом с историческими фактами занимает предание, нарратив. Постмодернисты отказываются от единственности интерпретаций, от логической системности текста, что также во многом противоречит основным правилам исторической науки. Источник всегда занимал видное место в историческом познании. Вся практика истории как науки строилась на том, что источник должен быть подвергнут критике, интерпретации, и на его основе должны быть сконструированы исторические факты. А признание множественности интерпретации приводит к более полному и точному пониманию источника. Таким образом, познание продвигалось по пути постепенного достижения истины. Но постмодернизм выдвигает идею равноправия языковых практик. Философия постмодерна также отказывается от иерархии смыслов Но смещение фокуса исторического зрения имеет и негативные последствия: в частности, происходит деформация и разрушение сущностной иерархии объектов познания. Возникает ситуация, когда исследователь плохо себе представляет, что же именно ему необходимо изучать в прошлом. Остается непонятным, какие объекты необходимо изучать и какие взаимосвязи между ними устанавливать. Особенно ярко это проявляется при изучении сравнительно недавнего прошлого, где изобилие фактов заставляет отбирать их по степени значимости. Отсутствие ценностной иерархии в таком случае ставит исследователя в трудное положение. Советская история 30-х годов CC века является тому прекрасным примером. В традиционной историографии основным являлась история государства, правящей партии, трудовых достижений советского народа, его борьбы с внешними и внутренними врагами. Позднее появилась модернистская концепция советской истории. Основные ее положения вытекают Существование философии истории в рамках постмодернистского мышления весьма проблематично. Подвергаются критике теории, основанные на рациональном понимании истории, теории, выдвигающие идею прогресса. Рациональный проект всемирной истории, как было справедливо замечено, приводит к тому, что признаки, характерные для развития западного общества, объявляются всеобщими, закономерными для всего человечества. При этом целые народы, классы, группы населения объявляются не историческими, маргинальными, стоящими вне рамок всемирной истории. Деление народов на исторические и неисторические, имеющие Постмодернисты сравнивают просвещенческий проект всемирной истории с иллюзией, которая оплачивается ценой террора по отношению Отметим ради справедливости, что отказ от выделения основной линии и определенных этапов развития общества может сопровождаться созданием целостностей другого порядка. Так, современная историческая наука активно использует понятие цивилизации. Но постмодернизм, с присущим ему плюрализмом, говорит не об одной, а о множестве цивилизаций. Подобные взгляды противоречат очевидной тенденции универсализации социальных связей в жизни человечества, осознания человечеством своего единства, глобализации всех проблем. В таком случае постмодернистские теории являются своеобразным негативным ответом на экспансию научной рациональности во всех областях жизни и культуры. Тоска по свободной иррациональности, якобы присущей архаической культуре, питает подобные идеи. В современной ситуации признать существование идеи всемирной истории представляется необходимым, что совершенно не исключает наличие неповторимой специфики различных культур. Но единство человеческой истории должно строиться не на идее насильственной унификации человечества, а на признании универсальной ценности личности, общегуманистических ценностей. В целом, постмодернистская критика поднимает вопрос о теоретическом статусе исторического знания. Как известно, постмодернисты связали социальные теории и практики с господством идеологий. М. Фуко выдвинул концепцию так называемого «знания — силы» или «знания — власти», в которой теоретическое знание обслуживает потребности власти, играя организующую, а часто и репрессивную роль. В классической философии история имела внутренне присущий ей смысл, который мог быть раскрыт Концепция истории в постмодернистском ключе преследует иные цели и ставит перед собой другие задачи. Основным становится описание Иного, то есть обществ и культур, которые коренным образом отличаются Новое понимание исторического познания в духе постмодернистской культурной парадигмы находится в стадии становления и, по-видимому, обеспечит много поводов для удивления. Но все же, полный отказ от научного понимания истории общества был бы нежелательным. Задачи исследователя в такой ситуации, по-видимому, состоят в новом осмыслении предмета и объектов истории, ревизии старых форм и методов познания для того, чтобы обеспечить новое и более полное описание исторической реальности. Особое значение постмодернистской парадигмы в том, что она лишает философа самонадеянной уверенности в благополучном историческом финале, в разумности исторической эволюции. Формируется потребность Литература 1. Губман Б. Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997. 2. Крымский С. Б. Метаисторические ракурсы философии истории // Вопр. философии. 2001. № 6. 3. Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? М., 1994. 4. Панфилова Т. В. Проблема смысла истории // Вопр. философии. 2006. № 12. 5. Савельева И. М. Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. 6. Философия истории. М., 2001. 7. Философия истории. М., 1994. Date: 2015-09-22; view: 4270; Нарушение авторских прав |