Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гносеологический образ и искусство
Гносеологической категорией, характеризующей самые разные типы отношений образов (в том числе и художественных образов) к действительности, является понятие отражение, которое включает в себя познание как одну из своих форм. Категория отражения фиксирует, прежде всего, проблему источника субъективных образов: он всегда находится в самой действительности. Поэтому содержание сознания обладает свойством предметной соотнесенности, состоящим в том, что любой его образ является образом конкретного объекта, факта, явления. Но следует различать первичную и вторичную соотнесенность. В первом случае возможно указать на те реальные элементы действительности, на основе которых возник данный образ, те жизненные впечатления, из которых он сложился. В случае вторичной соотнесенности образ не только запечатлевает те или иные стороны действительности, но и моделирует связную предметную ситуацию, являясь средством ее осмысления и оценки. Их различие можно проиллюстрировать конкретным примером — картиной С. Дали «Предчувствие (или, точнее, предощущение) гражданской войны»: на фоне голубого неба изображены конструкции из скрюченных, полуразложившихся, В процессе взаимодействия сознания человека с внешним миром возникает два типа образов. Во-первых, это первичные, или репрезентирующие, образы, которые не противопоставляются внешней реальности. Эти образы выполняют функцию «представления» сознанию первичного, исходного материала для дальнейшего исследования, осмысления. Например, световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается Художественные образы (как теории и гипотезы науки) принадлежат Восприятие таких образов состоит в раскрытии идеальности их содержания, в соотнесении их с предметами, процессами, явлениями, отличными от данных. Поэтому произведение искусства должно рассматриваться как специфический знак, то есть такой материальный объект, который обладает всей полнотой физических качеств, присущих материальному телу, но функциональное назначение которого «поглощает» его «материальное бытие» как вещи, обладающей химическими, механическими и другими свойствами. Функционально знак выступает заместителем других объектов или материализацией мыслей и представлений об этих объектах. В самой природе знака заложен бифункционализм (двойственность назначения), ярко проявляющийся в произведении искусства. С одной стороны, произведение искусства выступает как часть предметной среды, и этим оно похоже на букет цветов или цвет обоев. С другой же оно является средством материализации определенного содержания. Таким образом, художественное отражение постигаемых человеком явлений опосредствуется произведением искусства, выполняющим знаковую функцию. Достаточно сложен вопрос, каждый ли вид искусства обладает познавательным потенциалом. Правомерно ли говорить о воспроизведении окружающего мира в музыкальном и архитектурном творчестве? Можно предположить, что музыка — это чрезвычайно абстрактная и в то же время эмоциональная модель действительности. Многие исследователи подчеркивают способность музыки к созданию философски обобщенной картины мира, к воплощению раздумий о его судьбах. Такая содержательность музыки оказалась возможной как итог длительного процесса создания устойчивых ассоциаций между чисто музыкальными средствами (темп, ритм, лад, звуковысотные характеристики и т. п.) и программными элементами. Замечено, например, что нисходящее в басовый регистр движение мелодии использовалось в культовой средневековой музыке как канонический прием для части мессы под названием «День гнева», содержанием которой является низвержение грешников в ад, и с тех пор устойчиво ассоциируется Таким образом, познавательный потенциал характеризует искусство Date: 2015-09-22; view: 673; Нарушение авторских прав |