Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синергетика как методология





Эти идеи выражают основное содержание синергетики. Но сразу
же возникают вопросы. Первый: являются ли идеи синергетики выражением или развитием каких-то более общих идей? Второй: могут ли идеи синергетики послужить конструктивной основой, базой для решения задач современной науки? Это — вопросы методологии. Им посвящена последняя часть главы.

Первый вопрос подводит нас к проблеме связи синергетики и философии. Мы уже отмечали, что наука, прежде всего естествознание, все чаще стала изучать явления, которые не могут быть объяснены общепринятым способом и в силу этого кажутся очень странными. В частности, упоминалось о движении в средах. Простой пример: вода, вытекающая из крана, сначала разбрызгивается в разные стороны, потом неожиданно, в какой-то момент сама принимает направленную форму, сама себя упорядочивает. Явление это всем известно, но научного объяснения ему не было никакого. Ясно только одно: порядок рождается из беспорядка, но каким образом? Все казалось странным, даже мистическим.

Между тем ученые-естественники, склонявшиеся в своих взглядах
к материализму, предвидели, что наука идет к новым решениям. Не могу удержаться еще от одного примера. Русский кристаллограф Е. С. Федоров в начале XX века, размышляя над своеобразием процесса образования кристаллов (роль случайных факторов, неопределенность, неповторимость рисунка кристаллов, размеров, формы и т. д.), стал рассматривать их как живые системы: кристалл живет, рождается, взрослеет, стареет. Тогда это казалось очень странным, а сам Е. С. Федоров слыл большим чудаком.
Но по существу он предвосхитил некоторые идеи синергетики, опираясь на научно-материалистические воззрения: идею материального единства мира (отсюда его мысль о единстве неживой и живой природы), диалектическую идею взаимосвязи необходимого и случайного и др.

В теоретическом отношении предтечей синергетики считают работу
А. А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука». Тектология — термин греческого происхождения; в переводе означает построение, строение. Автор определяет ее как учение о строительстве и последующем развитии любых систем (макро- и микрофизических, биологических, социальных), причем в основе строительства и развития лежит единый всеобщий объединяющий принцип. Интересно, что А. А. Богданов пользуется для характеристики этого принципа теми же терминами, которые потом будет использовать синергетика: порядок, хаос, определенность, неопределенность, организация, дезорганизация, мутация (флуктуация). Будучи врачом по образованию, А. А. Богданов исходил из естественнонаучных материалистических воззрений.

Философы-материалисты, сознательно используя диалектику как всеобщий философский метод, ставили вопросы о сущности и возможностях нового подхода. Один из основоположников синергетики И. Р. Пригожин говорит, что синергетика является ответом на вопросы, которые материалисты давно задавали.

Диалектику можно определить как учение о развитии. Одним из основных законов развития является закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия. Согласно этому закону, развитие может быть представлено как бесконечная цепь возникновения и разрешения противоречий, источник которых надо искать внутри явления, в борьбе противоположностей. Закрытые изолированные системы, в которых все упорядочено, поведение которых предсказуемо, исключают факторы случайности, неопределенности, непредсказуемости. Но если на развитие посмотреть с точки зрения системного подхода, то мир в своем развитии начинает выглядеть как цепь переходов от одной системы к другой; от закрытой к открытой и т. д. И тогда понятие закрытой системы становится относительным. Если исходить из логики закона единства и борьбы противоположностей, то закрытость должна быть связана с открытостью, определенность должна существовать в единстве с неопределенностью, предсказуемость с непредсказуемостью, порядок с беспорядком. Это разные стороны одной и той же «медали»: в действительном объективном мире есть то и другое; в этом же нас убеждает синергетика.

Итак, общеметодологической основой синергетики выступает диалектика. Однако некоторые современные ученые, «зачарованные» синергетикой, не видят связи между диалектикой и синергетикой и предлагают отменить диалектику и заменить ее синергетикой, либо рассматривать диалектику как часть синергетики. Нам представляется, что такие предложения являются ошибочными. Никто не отменял диалектику как общую теорию развития. Все ее положения продолжают «работать» в современной науке, но диалектика — живой, развивающийся метод, а это значит,
что, оставаясь неизменной в своих принципах (основных правилах), диалектика обогащается за счет новых общенаучных подходов и методов. Сегодня это системный и синергетический подходы. С их помощью диалектика выходит на новый, более высокий и более глубокий уровень познания действительности.


Почему же так поздно ученые пришли к синергетике, что их сдерживало? Ответ на эти вопросы, как нам кажется, состоит в том, что рационализм (от латинского слова «рацио» — ум; направление, считающее,
что познание осуществляется за счет работы понятийного мышления),
на котором основана наука, страдал односторонностью, определенным упрощением. Поясним, что имеется в виду. Корнями своими рационализм уходит в Древнюю Грецию. Древнегреческие мыслители разделили Вселенную (Мир) на две части: Космос (упорядоченная часть) и Хаос (беспорядочная часть). Воспринимая мир как гармоническое целое (уравновешенное, упорядоченное), они ограничились изучением Космоса. Слова Вселенная, Мир, Космос стали употребляться как синонимы. Заранее предполагалось, что в мире действует определенный порядок. Задача заключалась в познании этого порядка, в открытии определенных законов,
а далее — в следовании этим законам. При таком подходе не остается
места случайности, неопределенности. Случайность рассматривается
как ошибка, отклонение (большее или меньшее) от нормы порядка. Следует заметить, что в восточных культурах (древнеиндийской, древнекитайской) понятие Хаос помогало объяснить рождение упорядоченного мира, которое только через Хаос и происходит.

В XX веке наука оказалась под сильным влиянием восточного мышления. Ориентацию европейской науки на восточное мышление зафиксировал еще В. И. Вернадский в работе «О науке». Современные методологи науки говорят об определенной трансформации рационализма, его переориентации. Правильнее, наверное, говорить о синтезе в современном рационализме европейской и восточной традиций. В работе «Порядок
из хаоса» авторы И. Р. Пригожин и И. Стенгерс отмечают, что новая концепция природы (подразумевается синергетика) представляет синтез западной традиции, «придающей первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам… и китайской с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире». Таким образом, можно говорить, что появление синергетического подхода связано
с новым типом научной рациональности. (Более подробное изложение рационализма и его форм содержится в соответствующей главе данного пособия).

Правда, восточное мышление не свободно от мистики. К сожалению, некоторые авторы, излагая синергетический подход, увлекаются мистическими вариациями. На наш взгляд, ничего мистического (потустороннего, загадочно-таинственного) в синергетике нет.

Синергетический подход есть свидетельство более глубокого проникновения в сущность явлений, хотя на первый взгляд и кажется,
что в нем соединяются не сочетаемые свойства: порядок-беспорядок,
определенность-неопределенность, случайность-необходимость, закрытость-открытость. Но, как показали основоположники синергетики, все эти противоречия характеризуют действительное развитие реального мира.


Открытие синергетического подхода имеет большое мировоззренческое и методологическое значение. На него возлагаются большие надежды в решении ряда задач, стоящих перед современной наукой.

Прежде всего, с помощью синергетического подхода, возможно, удастся преодолеть противоречие в понимании развития в неживой и живой природе. Развитие в живой природе характеризуется термином «эволюция»; для характеристики процессов в неживой природе его не используют или используют очень редко. Представляется, что это неслучайно. Первая концепция касается развития в неживой природе и формулируется во втором законе термодинамики; вторая концепция — эволюционная концепция Дарвина, представляющая модель развития в живой природе. Классическое естествознание обогатило науку двумя концепциями развития.

Первая концепция выведена на основании изучения тепловых процессов, поскольку теплота — универсальное свойство неживого. Сформулирована эта концепция разными физиками по-разному. Самая простая формулировка звучит так: «Теплота не может самопроизвольно перетекать
от более холодного тела к более горячему». Она подчеркивает, что саморазвитие, самоорганизация невозможны. А в каких системах действует указанный закон? Очевидно, в закрытых, изолированных; простейшая модель таких систем — закрытое помещение, в котором нет окон и дверей (или они плотно закрыты). Р. Клаузиус для характеристики термодинамических процессов ввел понятие «энтропия» (мера энергии). Через понятие энтропии этот всеобщий закон формулируется таким образом: «Энергия мира постоянна, энтропия стремится к максимуму». Другой физик,
Л. Больцман, то же самое выразил в понятиях «беспорядок», «хаос»:
«При росте энтропии возрастает беспорядок, дезорганизация». Если принцип возрастания энтропии распространить на всю Вселенную, она погибнет вследствие «тепловой смерти». В свое время гипотеза «тепловой смерти Вселенной» вызвала жаркие споры. Какие выводы из этого можно сделать? Развитие в неживых закрытых системах возможно до достижения равновесия; оно имеет ограничение в виде роста энтропии — рост энтропии недопустим, он означает необратимость, разрушение, деградацию.

Теория Ч. Дарвина говорит об эволюции (развитии) в живой природе от низших форм к высшим. Ее основные моменты известны гораздо лучше, чем законы термодинамики. Следует обратить внимание на то,
что в живой природе идет неуклонное усложнение структур (а не их разрушение), наращивание более высоких качеств (а не деградация), приспособление (а не гибель) и даже образование новых структур. Почему это возможно в живых системах? Причина заключается в том, что это системы открытые, в них возникает самоорганизация, за счет которой и становится возможным настоящее развитие. А что происходит с энтропией? Она максимума не достигает, энергия рассеивается за счет обмена с внешней средой, гибель системе не грозит.


Описанные концепции противоположны, потому что развитие по-разному идет в неживых и в живых системах. Поэтому термин «эволюция» употребляется по отношению к неживым, закрытым системам очень осторожно. Как же при такой противоположности быть с единством мира? Синергетический подход дает вполне обоснованный ответ на этот вопрос. Природа эволюции — одна и та же и в неживой, и в живой природе; эволюция совершается за счет самоорганизации. Синергетика открыла механизм самоорганизации в неживых системах. Это открытие изменило понимание развития в неживых системах; теперь в отношении этих систем тоже можно говорить об эволюции. Из всех рассуждений следует, что становится возможной выработка единого принципа развития, который все чаще называют «глобальный эволюционизм». Как тут не вспомнить А. А. Богданова, мечтавшего о едином принципе «построения» и развития систем!

Синергетика подчеркивает значение единичного случая, который может изменить все поведение системы в целом. Ученые считают, что, опираясь на эту идею, можно подойти к решению такой сложнейшей научной и важнейшей в практическом отношении задачи, как теория катастроф (научная часть) и прогнозирование, моделирование катастроф (практическая часть).

Синергетика изучает такие характеристики поведения природных систем, как нестабильность, неопределенность, непредсказуемость, многовариантность. Эти характеристики присущи социальным системам еще
в большей степени, чем природным. Естественно, следует учитывать,
что в системах социальных эти факторы (как и все, что связано с социумом) будут проявляться по-особому. Тем не менее, опыт синергетического подхода может быть использован при изучении социальных систем, различных видов деятельности людей и их поведения (в психологии, экономике, политике и т. д.). Уже появился ряд работ по применению синергетического подхода для анализа различных процессов в социальной жизни, в частности можно сослаться на работу иркутских авторов Е. Г. Пугачевой
и К. Л. Соловьева.

Может быть, ученые чересчур поспешно начинают считать синергетику некоей универсальной «отмычкой» для решения междисциплинарных проблем современного научного познания? Разумеется, надо подходить взвешенно к применению синергетического подхода. Он, конечно, не панацея, хотя сегодня синергетический подход является новым, интересным, во многом обобщающим и многообещающим. Но, как и другие методы,
он может устареть; ведь недаром же говорят, что «стареют не проблемы, стареют их решения».

Литература

1. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. Спб., 1999.

2. Князева Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

3. Кохановский В. П. Философия для аспирантов. Ростов-н/Д., 2002.

4. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998.

5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.

6. Пригожин И. Порядок из хаоса. М., 1986.

7. Пугачева Е. Г., Соловьев К. Л. Самоорганизация социально-экономических систем. Иркутск, 2003.

8. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизованных системах и устройствах. М., 1985.








Date: 2015-09-22; view: 1136; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию