![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Глава 7 процесс исполнения законов
Любое юридическое правило может в принципе исполняться двумя различными способами - как частными лицами, самостоятельно определяющими факт нарушения и принимающими те или иные меры для его устранения (включая обращение в суд), так и государством, нанимающим для этих целей специальных оплачиваемых агентов — налоговых инспекторов, полицейских и т.п. Поэтому первая проблема, которая будет рассмотрена в данной главе, — это обоснование целесообразности государственного принуждения к исполнению законов в противовес сугубо частному внесению исков в суды. Ключевым фактором, определяющим выбор между частным и государственным режимами контроля исполнения законов, является место сосредоточения информации о виновнике нарушения. В тех случаях, когда такой информацией обладает жертва нарушения, которой последнее нанесло тот или иной ущерб, естественным оказывается частный режим. Именно так обстоит дело с процедурами принуждения к исполнению контрактов и в случаях неумышленного причинения ущерба (см. выше). Это не означает, разумеется, что частные стимулы к подаче исков в случаях таких нарушений законов обязательно являются оптимальными (см. предыдущую главу). В тех же случаях, когда жертва не знает, кто именно нанес ей ущерб, или же непосредственный ущерб для каждого отдельного индивида неразличим, или же наказание неправильного поведения затруднительно для отдельного человека, общество склонно прибегать к государственному расследованию и исполнению наказаний. Именно таковы области уголовных правонарушений и преступлений, нанесения ущерба окружающей среде и безопасности государства. Однако даже в тех случаях, когда идентификация нарушителей и их наказание затруднены, тем не менее остается вопрос: почему эти функции возлагаются на государство, а не на те или иные частные стороны, которые могли бы осуществлять соответствующую деятельность за вознаграждение со стороны государства? Одно из объяснений предпочтения, отдаваемого в этой сфере специализированным (монопольным) государственным организациям, заключается в том, что объявление соответствующего вознаграждения для неопределенного круга лиц могло бы привести к перерасходу ресурсов на эту деятельность подобно тому, как такой перерасход может происходить при поисках потерянной собственности (см. гл. 4) или в случае эксплуатации любого ресурса, находящегося в общем (открытом) доступе. Другая часть объяснения связана с экономическими преимуществами специализации и концентрации, позволяющими использовать государственным службам более эффективные технологии поиска и идентификации правонарушителей (например компьютерные банки данных с отпечатками пальцев). Кроме того, поиск правонарушителей может потребовать координации действий значительного круга организаций и отдельных лиц, что для независимых негосударственных организаций, не подчиняющихся единому центру, может быть сопряжено с запретительно высокими трансакционными издержками22. Дополнительным препятствием для применения режима частного контроля исполнения законов является нежелание государства допускать возможность явного применения насилия или его угрозы со стороны частных лиц и организаций, которые неизбежно понадобятся в рамках этой деятельности, как вследствие монопольного (по определению государства) положения в сфере легального насилия, так и вследствие необходимости организа- 22 Отмеченные обстоятельства означают, что государственные организации, которым поручен контроль исполнения законов, обладают экономическими чертами естественной монополии, что может проявиться (и проявляется, как известно из опыта) в их поведении, аналогичном поведению монополиста (завышение издержек, установление дискриминационных цен и т.п.). Нужно отметить, однако, что с этой точки зрения деятельность правоохранительных органов и теоретически, и эмпирически изучена явно недостаточно. Среди работ, посвященных такому анализу, следует назвать [Becker andStigler, 1974], [LandesandPosner, 1975], [Polinsky, 1980a], [Friedman, 1995], [Shovel/, 1993a]. Проявлениям монополизма в деятельности неправоохранительных органов государственного управления в Российской Федерации посвящена работа [Публичные услуги..., 2002]. ции следующего уровня контроля — за корректностью применения насилия частными организациями и т.д. Таким образом, в тех ситуациях, где существуют значимые издержки идентификации нарушителя и применения к нему санкций, государственный режим контроля исполнения законов обладает преимуществами перед частным режимом. Date: 2015-09-22; view: 416; Нарушение авторских прав |