Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи политологии и ее взаимодействие с другими общественными науками





Исследование проблем и закономерностей развития полити­ческой системы тесно связано с решением задач, которые ста­вит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможности политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисцип­лины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:

- исследование общих и специфических условий возник­новения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (по­литическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и др.), политических отношений, политических процес­сов;

- создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической сис­темы в целом и ее основных элементов;

- анализ причин возникновения кризисных ситуаций в раз­витии политической системы и путей их урегулирования;

- аргументированное объяснение происходящих политиче­ских процессов, причин их возникновения, роли в разви­тии общества;

- выработка практических рекомендаций по созданию усло­вий стабильного развития политической системы обще­ства.

Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук.

В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с дру­гими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплете­ние процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и др.) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не учи­тывать существование этих связей, их воздействие на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связан­ные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все об­щественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок. ^

Указанные проблемы отражают основные ценности, кото­рые движут, управляют развитием любого общества, каждой со­циальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности ра­боты тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достиже­ние перечисленных целей — очень сложная задача, порождаю­щая многочисленные проблемы.

Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объек­тивных причин, которые составляют основу взаимодействия об­щественных наук в решении многих проблем социального развития.

Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все обществен­ные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, куль­турные, этические, психологические и другие проблемы неред­ко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она появилась, становится невозможным. Возникает потребность в политиче­ских средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.

Как пример можно привести экономическую теорию. Спе­циалисты в этой области изучают не только законы и законо­мерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, при­емы, средства государственной политики в отношении функ­ционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации эко­номических решений, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное | обстоятельство позволяет экономической теории сделать вы­воды, важные для политологии. Один из них заключается в том,

* что в основе многих экономических программ и процессов сле-" дует видеть борьбу за реализацию политических целей. Можно привести много примеров. В частности, хорошо продуманная и многообещающая гражданам экономическая программа кан­дидата в президенты страны (или на какой-либо другой руко­водящий пост) становится мощным средством завоевания вла­сти. А успешное выполнение этой программы, при прочих рав­ных условиях, способствует удержанию политической власти и пролонгированию пребывания на руководящем посту.


Вопросы развития политической системы интересуют спе­циалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но (подчеркнем еще раз главную, центральную, осевую роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Образно говоря, в изучении политической системы политоло­гия в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, со­циология, право и т.д. в своих сферах тоже осевые.

Таким образом, взаимосвязь политологии с другими наука­ми проявляется в том, что многие политические процессы вы­зывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках.

Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на резуль­таты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформле­ние и оценка политических институтов, политических процес­сов, политических отношений обеспечивают гарантии их нор­мального развития и функционирования.

Политическая история дает фактический материал, обоб­щения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институ­ты, политические отношения, политические процессы и др.), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов совре­менной политологии, их точности и достоверности.

Политология как наука непосредственно опирается на ре­зультаты исследований политической социологии. Как извест­но, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опросов общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеет свой, специфический пред­мет анализа и свои цели. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия ин­тересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложив­шихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развитии и пути искоре­нения).

Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии.


 

15. Какая категория политологии отражает системообразующее отношение (ядро) политической системы? Аргументируйте свой ответ.

Политическая система – есть продукт политической культуры общества. Качество политической системы зависит от уровня полит. культуры.

Как и любая наука, политология осуществляет исследова­тельский процесс, используя определенный понятийный аппа­рат. Он включает, во-первых, понятия, имеющие универсальный характер, то есть применяемые многими науками. Например, такие понятия, как «система», «структура», «процесс», и др. Во-вторых, политология пользуется многочисленным аппара­том собственно политологических категорий: «политическая власть», «политическая система», «политика», «политическая партия», «политическая культура» и др.

Из категорий общего плана рассмотрим три ключевые, кото­рые упомянуты выше. Понятие «система» широко применяется в политологии. Достаточно напомнить, что предмет политоло­гии — политическая сфера общества, функционирующая как система. Как определенные системы рассматриваются полити­ческие партии, избирательные кампании, политическая власть. Данное понятие позволяет, во-первых, представить сложные объекты и процессы в виде упрощенных моделей. Во-вторых, системное представление о том или ином политическом фено­мене позволяет увидеть в нем главный, системообразующий эле­мент, а также взаимосвязанные с ним части системы, осмыс­лить содержание этой взаимосвязи.

Политическая система, как и любая общественная система, развивается на основе решения таких фундаментальных проблем, как:

* самосохраняемость и устойчивость;

* способность координировать взаимоотношения и взаимо­связи между ее составными элементами;

* приспособляемость к окружающей социальной среде в ее многочисленных проявлениях (требования широкой обще­ственности внутри страны, а также установки мирового сообщества, взаимосвязи с другими общественными сис­темами и т.д.);

* достижение целей.

Важно сразу отметить, что любая общественная система (а политическая в особенности) включает многочисленные пере­менные величины. Применительно к политической системе мож­но сказать, что практически все ее слагаемые (как и сама систе­ма) переменны. Скорость перемен различна. Однако существует группа элементов в политической систе­ме общества, которые достаточно стабильны. Речь, в частности, идет о таком понятии, как «структура». Приходят и уходят по­литические лидеры, меняются поколения, а структура полити­ческой системы остается относительно неизменной: в ее со­ставе всегда имеются институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая подсистемы. Относительно стабильна структура ряда элементов политичес­кой системы — политических партий, правительств, избира­тельных кампаний.


Наряду с понятиями «система» и «структура» в политологии используется еще одно универсальное понятие — «процесс». Оно означает явление в динамике, в движении, в развитии, в изме­нении. В политической сфере одновременно развивается множе­ство политических процессов. Это может быть формирование общественного мнения о том или ином кандидате во время предвыборной кампании, создание политической партии, формирование какой-либо политической концепции, например демократизации политических отноше­ний. Этой категорией обозначаются крупномасштабные процес­сы, такие, как реформирование российской экономики, при­ватизация и др.

Политические процессы бывают, как показывает практика, управляемыми, на них можно влиять, их можно корректировать в нужном направлении. Вместе с тем есть политические процес­сы, которые на определенном этапе становятся неуправляемы­ми

Однако абсолютно преобладающие в политологии — ее собст­венные понятия. Ими являются: политическая система, полити­ческая власть, политический режим, политическое движение, политическая культура, политическая элита, политический ли­дер, политическая партия, политическая социализация, поли­тическое сознание, политическая оппозиция, политическое ру­ководство, политический институт, легитимность политической власти, политические ценности, политическая этика, поли­тическое прогнозирование, политическая борьба, политический конфликт, популизм и др, Во всем многообразии политических понятий главным, несомненно, является «политическая власть». Как уже отмечалось, оно играет роль системообразующего зве­на в политической системе общества. Все другие понятия прямо или косвенно связаны с политической власть.

 

16. Понятие “политическая власть”, ее основания, их характеристики и типология.

Политическая власть – отношения принуждения-подчинения, основанные на легитимном использовании силовых ресурсов (угрозе применения силы) и характеризующиеся:

всеобщностью (тотальностью);

обязательностью (верховенством);

моноцентричностью (использование гос-ва как основного института легального принуждения);

широчайшим спектром ресурсов влияния (помимо силовых).

Под основаниями власти понимается совокупность социальных условий, позволяющих какому-либо субъекту (персоне, полит. партии и т.п.) стать субъектом власти:

1) Традиционные. Например, при монархической форме правления по устоявшейся традиции власть переходит по наследству.

2) рационально-легальные Т.е. эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

3) иррациональные (харизматические и др.) Политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего гос-ую власть.

политическая власть, как и любая другая власть, означает способность одних осуществлять свою волю в отношении др, повелевать и управлять др. Специфика полит. власти: 1) всеобщность; 2) легальность использования силы; 3) моноцентричность; 4) верховенство; 5) широкий спектр средств для удержания власти. Основание власти – путь, которым властные структуры приходят к власти. полит власть может установиться путем дем выборов, на легальной основе, но может и путем переворота, революции. Во втоором случае пройдут десятилетия, сменятся поколения, но чувство недоверия народа к незаконно провозгласившей себя власти останется неискоренимым. Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим об-вом и зарубежными гос-вами. Такое изначальное правомочное становление власти способствует утверждению консенсуса в отношении об-ва и полит власти, признанию об-вом ее права на руководящую роль. Призание об-вом законности, правомерности официальной власти – фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность". Речь идет об общественном призании власти, о доверии и поддержке.

Типы легитимности по М. Вэбберу: 1) традиционная (влатсь передается по традициям); 2) рационально-легальный (демократический); 3) харизматический (основывается на вере в ождя, в его исключительные возможности).

По Истону: 1) иделогический; 2) структурный (опирается на приверженность населения типу полит режима); 3) персональная.

 

17. Взаимодействие политической и экономической власти. Верно ли утверждение, что политическая власть оказывает значительное воздействие на экономическое развитие страны? Дайте аргументированный ответ.

По­литическая власть является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство, деньги. В отличие от по­литической экономическая власть как бы сторонится всякой внеш­ней атрибутики, не выставляет себя напоказ, однако в значитель­ной мере обусловливает поведение людей на политической сце­не.

Когда говорят о полит. власти, то имеют в виду конкретные полит. институты: парламент. Президентскую власть, совет министров. Верховный суд и т.д.. то есть целый аппарат реализации полит. власти.

Эконом. же власть не есть нечто формализованное, представленное соответствующими институтами. Это власть богатства. Капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые полит. решения, на гос-венную политику в целом. Для наиболее прибыльного использования капитала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие полит. посты) воздействуют на правительство, добиваются льгот, воздействуют на законотворческий процесс.

В странах со свободной рыночной экономикой одним из весьма распространенных путей реализации эконом. Власти является организация представителями крупного бизнеса (посредством финансирования избирательных кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их интересах. Вклады крупного бизнеса в избирательные кампании рассматриваются как инвестиции в получение прав на управление правительством. Особенно активен крупный бизнес, представляющий такие высокоприбыльные хозяйственные сферы, как добыча и переработка энергоносителей (недавняя история США).

Как правило, экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков. А они, в свою очередь, делают немало для процветания капитала.

Финансирование избирательных кампаний – один из путей превращения экономической власти в политическую. Другой путь – переход бизнесменов в полит. сферу. а политиков – в коммерческие структуры.

 

Роль политической системы общества в развитии экономической сферы

Воздействие политической системы на экономическую мо­жет быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их.

Первое обстоятельство отражает необходимость государ­ственного «присутствия» в экономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловой активности не представляет интереса для частного предпринимательства из-за весьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибы­ли, либо велик риск не получить ее (или получить, но в отда­ленном будущем). Вместе с тем без этих отраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в це­лом. Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производст­венной и социальной инфраструктуры. Это услуги, удовлетво­ряющие общественные нужды: система водоснабжения, город­ской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройство городов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательства организация системы подготов­ки научных кадров, строительство школ и больниц для мало­имущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаменталь­ные научные исследования осуществляются при существенной поддержке государства. Перефразируя известное суждение К. Маркса в отношении роли акционерной формы собственнос­ти для строительства железных дорог, можно с полной уверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающих­ся открытий в области космонавтики, атомной энергетики, здра­воохранения и т.д., если бы не было государственного содей­ствия развитию производственной и социальной инфраструктур. За многие годы взаимодействия экономической и полити­ческой систем достаточно четко определились границы между той частью хозяйственной сферы, где господствует частное предпринимательство, и той ее частью, развитие которой мо­жет осуществляться практически только усилиями и средствами государства.

Второе обстоятельство. К.ак показывает мировой опыт, рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения при­были в ущерб развитию экономической системы в целом и от­дельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договоров о высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели), о квотах, предназна­ченных для продажи товаров; стремление реализовать продук­цию низкого качества; попытки затормозить внедрение в про­изводство передовых достижений науки и техники (иногда это бывает выгодно товаропроизводителям); производство продук­ции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей сре­де, и многое другое.

Для предотвращения такого рода явлений исключительную важность обретает соответствующая государственная политика, принятие системы законов, проведение специальных мероприя­тий, способствующих развитию честной (добросовестной) конку­ренции, и др. В частности, практически во всех странах с рыноч­ной экономикой существует антимонопольное законодательство, предусматривающее серьезные санкции в случае его нарушения. Проводятся государственные мероприятия по охране окружаю­щей среды. Государственная политика включает меры по стиму­лированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса и ряд других, которые направляются на обеспечение динамичес­кой стабильности.

Третье обстоятельство, делающее необходимым проведение государственной политики в экономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своего развития человече­ство в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. В экономической теории данное явление обо­значается понятием «редкость ресурсов». Данное обстоятельство делает необ­ходимым государственное вмешательство в распределение на­званных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной фун­кцией политической системы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поиске наиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтов политической системы общества, в частности института исполнительной власти.

В решении проблем, связанных с ограниченностью ресурсов, современные государства в значительной мере опираются на выводы науки, получившей широкое признание в мире, — «Экономикс» (Экономическая теория). К рыночной экономике относятся те вопросы, на которые дает ответы дан­ная наука (Что и как производить? Кто и для кого будет произ­водить? и др.).

Четвертое обстоятельство, делающее необходимым поли­тическое воздействие на экономическую систему общества, обу­словлено тем, что рыночная экономика, будучи в своей основе самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от со­вершенства в части обеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может разрешить многие противоре­чия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.), подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для об­щества ценой, жестоко и беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д. Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько лет назад. Именно благодаря го­сударственной экономической политике человечество больше не испытало столь глубокого экономического потрясения, которое оно пережило в 1929—1933 гг.

Задачи государства и, следовательно, проводимой им по­литики различны. Иногда надо стимулировать длительный эко­номический рост, иногда его важно несколько сдержать. Необ­ходимые при этом средства также различны. Все зависит от кон­кретной ситуации и конкретных задач. Поэтому неудивитель­но, что большинство современных демократических государств в разные периоды в своей экономической политике реализуют разные мероприятия и опираются при этом на практические рекомендации самых разных теоретических школ.

И наконец, пятым обстоятельством, отражающим объек­тивную необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества, является возникновение и развитие в современных демократических го­сударствах гражданского общества, представляющего собой че­ловеческую общность, которую составляют негосударственные структуры (объединения, ассоциации, союзы, центры, обще­ственные движения, клубы, фонды и др.), образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организа­ций гражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованы негосударственными (промышленны­ми, торговыми, финансовыми и др.) предприятиями и ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти орга­низации предприятий, содействовать укреплению их экономи­ческих позиций на внутреннем и внешнем рынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др. Осу­ществляя эти цели, гражданское общество, существующее ав­тономно от государства, вынуждено обращаться к нему с тре­бованиями, просьбами, пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы.

 

18. Понятие “политическое лидерство”. В чем состоят главные отличия политического лидерства от других его форм. Факторы, определяющие характер политического лидерства.

Одной из наиболее развитых форм лидерства является поли­тическое лидерство. Политический лидер – это человек, который наилучшим образом в данном социуме выполняет ф-цию регулирования отношений в силу наличия у него определенного политического статуса (как формального, так и не формального). С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”.

ватели в политологии пытаются объяснить как причины стремле­ния к власти, к лидерству во взаимоотношениях индивида с други­ми людьми, так и принятие и даже поощрение этого стремления со стороны ведомых.

Фрейдизм делает акцент на компенсаторской функции ли­дерства. Сам 3. Фрейд связывал стремление к лидерству с подавлен­ными сексуальными влечениями, которые через механизмы субли­мации (переключения половой энергии в сферу творчества) и ком­пенсации формируют мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоря­жаться ими. Последователь 3. Фрейда Ф. Адлер объяснял стремле­ние к лидерству «комплексом неполноценности». Согласно учению Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали­зирует свои творческие способности. Эту актуализацию Ф. Адлер, ис­пользуя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций, организаций, социальных групп и т. д. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.

Психологический подход пытается объяснить феномен лидер­ства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. С точки зрения фрейдизма, в любом сообществе существует либидозная связь — любовь. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье — ребенок — мать — ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и, прежде всего, отец, выступают для ребенка как выс­ший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авто­ритет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ре­бенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Че­ловек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное. Потребность в авторитете, утверждают фрейдисты, живет в массовом сознании как подсознательное выражение тоски по Отцу. Отсюда объясняется и по­требность в лидере. Лидер отождествляется с Отцом. Крупные лиде­ры стремятся использовать эту потребность в авторитете, чтобы вес­ти за собой массы. Отсюда вырастает идеология вождизма, вера и культ Отцов нации, теория и практика патернализма, когда лидеры выступают с позиций отеческой заботы по отношению к обществу.

Как следует из вышеизложенного, “полит. лидерство - это механизм и конкретные способы реализации полит. власти; это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная, прежде всего, с принятием властных решений”.

Факторы, определяющие характер полит. лидера.

Существует три определяющих аспекта полит. лидерства:

1. Личностные черты лидеров.

Всю совокупность личностных черт можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция

Нравственные качества политических лидеров. Об их необхо­димости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.

Профессиональные качества политических лидеров очень разно­образны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же сле­дует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство умора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности.

2. Инструменты осуществления власти.

«Инструменты власти» — условное название. Речь идет о том, на что может опираться политический лидер в достижении по­ставленных им целей. Это — политические партии, законода­тельные органы, суды, бюрократический аппарат, средства мас­совой информации, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. Изве­стно, что эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы, противодействующие позиции и выполне­нию поставленных политическим лидером задач. История знает немало тому примеров.

3. Ситуация, с которой сталкивается лидер.

Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, мо­жет быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и прини­маются разные решения выхода из кризиса.

Но не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми бы обладали все выдающиеся полит. лидеры.

19. Содержание и соотношение понятий “элита”, “властвующая элита”, “политическая элита”.

Термин “элита” происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный. Говорят “элитный скот”, “элитное зерно” и т.д. для того, чтобы подчеркнуть, что это лучшее, отборное. В политическом лексиконе термин «элита» первоначально также имел именно такой оттенок. Считалось, что править обществом должны лучшие, специально предназначениые для этого люди. Исторически термин «элита» и относится к лучшей, наиболее ценной для общества социальной группе, стоящей над массами и призван­ной в силу обладания особыми качествами управлять ими. В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначается социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия “политическая элита” и “властвующая элита” не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие “властвующая элита” включает в себя различные группы, непосредственно и опосредственно учавствующие во властных процессах. Сюда входят политичекая, экономическая, военная и другие виды элит. Т.о., полит. элита – это лишь часть властвующей элиты.

Второй момент: в отличие от всех групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно учавствует в осуществлении политической власти.

Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших команд­ные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго ор­ганизованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. В основном это политики высокого ранга. Наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшее гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общественного развития. Полит. элита современных гос-в представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министоами, министрами. Руководителями законодательных и исполнительных органов. Депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами высших структур в автономиях, краях, областях, и др.

Как уже отмечалось, понятие «властвующая элита» существен­но шире, чем понятие «политическая элита». Основным призна­ком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, ключевых позиций в обществе, в политических струк­турах, экономике, военном комплексе, в культуре, в средствах массовой информации и т.д. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в политическом уп­равлении, но занимающая руководящие посты в своей профес­сиональной сфере (экономической, научной, технической, куль­турной и т.д.). Благодаря этому она имеет ключевые позиции в экономике, военной сфере, науке, культуре.

Итак, кроме политической элиты, властвующая элита вклю­чает также экономическую, культурную, идеологическую, на­учную, информационную, военную элиты.

Экономическая элита состоит из представителей крупного ка­питала, крупных собственников. Эта часть властвующей элиты осуществляет экономическое господство, определяя решение многих ключевых проблем.

Идеологическая, информационная элита включает в свой состав деятелей идеологического фронта — ведущих представителей гуманитарных наук, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования миро­воззренческих позиций, ценностных ориентации, идей и убеж­дений людей. В этом отношении особенно велика роль средств массовой информации (радио, ТВ, печать).

Военная элита — важнейший слой властвующей элиты. Она играет большую роль в жизни общества, в политических про­цессах, часто используется как решающее средство в политике. В военную и полицейскую элиту входят высшие военные ру­ководители страны, генералитет, руководители министерства вну­тренних дел, государственной безопасности, спецслужб и т. д. В ряде стран часть этой элиты входит в высший слой политической эли­ты, другая часть может быть отнесена к средней или администра­тивной элите.

Научная элита состоит из наиболее одаренной части интел­лектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

Важно отметить, что в различных сферах общественной жиз­ни всегда имеют место разного рода противоречия, которые могут проявляться как между различными политическими силами и группами, так и между различными слоями властвующей элиты. Например, в рамках самой властвующей элиты возможно время От времени обострение противоречий между политической эли­той и экономической элитой, между военной и культурной и т.д. Поскольку политика служит полем взаимодействия и проти­водействия различных политических сил, политическая элита должна учитывать все разнообразие запросов и потребностей как народа в целом, так и различных слоев правящего класса (эко­номической, научной, культурной, военной и других элит). Учет всего многообразия имеющихся в обществе интересов и потребностей в процессе политического руководства – важнейшая задача политической этиты.

Политическая элита также внутренне неоднородна. На основе объема властных функций различают следующие уровни политиче­ской элиты: высшая, средняя и низшая. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближай­шее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций. Это числен­но ограниченный круг (100—200 человек), принимающий наиболее значимые для общества политические решения.

Средняя политическая элита формируется из огромного ко­личества выборных должностных лиц: губернаторов, депутатов парламента, лидеров политических партий и общественных движе­ний, в том числе и профсоюзов. Хотя в странах с развитыми демо­кратическими институтами лидеры партий и профсоюзов могут входить в высший слой элиты.

Низший слой образуют политические деятели местного мас­штаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

Административная элита — это высший слой государственных служащих (чиновники), занимаю­щих высокие позиции в министерствах, департаментах и других ор­ганах государственного управления. Административная элита при­мыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Со­циологические исследования бюрократии показывают, что это отно­сительно автономный, внутренне сплоченный социальный слой со своими интересами и возможностями.

 

Перечислите и раскройте содержание основополагающих характеристик государства как политического института.

, государство – это центральный институт политической системы, создаваемый обществом для регулирования определенных отношений на основе права о обладающий следующими признаками:

1. Наличие определенной территории, которую распространяется юрисдикция данной власти, а также деление территории на административно территориальные единицы, для повышения эффективности власти.Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.

2. Национальное самоопределение. Государство объединя­ет все население, проживающее на данной территории. Субстан­циональным элементом государственности выступает политичес­ки самоопреляющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, ког­да в обществе созданы предпосылки для национального, самоопре­деления, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах.

3. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат -— это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию.

4. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устадавленных и санкционированных публичной властью. Только госу­дарство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государст­венного аппарата.

5. Налоги — обязательные платежи с граждан и коммерчес­ких организаций, которые взимает публичная власть для покры­тия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства.

6. Суверенитет — государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

 

Критерии классификации политических режимов и их типология. Приведите примеры стран, в которых на протяжении XX века были установлены все (или некоторые) основные типы политических режимов.

Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления полит. власти, фиксированных в законах и реализуемых субъектом власти на практике.

Критерии классификации:

- источник и носитель власти;

- цели субъекта власти (в борьбе за власть и в процессе ее реализации: как возник данный режим и какие полит. режимы находятся у власти?);

- наличие оппозиции и ее роль в полит. жизни общества;

- основные методы регулирования общ. жизни;

- положение личности в обществе, наличие механизмов защиты ее прав и свобод.

Типы политических режимов:

1. Недемократические

1) авторитарный;

2) тоталитарный;

3) посттоталитарный.

2. Демократические

 

Тоталитарный режим:

- высокая концентрация власти в руках правящей полит. партии, слияние этой партии с гос-венным аппаратом

- тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни

- наличие господствующей (гос-венной) идеологии (“кто на с нами, тот против нас ”)

- информационная закрытость, контроль за СМИ (“железный занавес”)

- массовые репрессии

Основной принцип тоталитаризма:

“Запрещено все, кроме того, что разрешено властью”

 

Авторитарный режим:

- цель субъекта власти – ее удержание

- монополизация власти (“Разрешается все за исключением притензий на власть”)

- отчуждение народа от власти

- формирование правящей элиты номенклатурным путем (назначение сверху)

- использование преимущественно силовых методов управления

 

Виды авторитарных режимов:

- монархические авторитарные режимы (существуют в Иордании, Марроко, Саудовской Аравии и др.)

- военное правление (власть захватывают военные, полит. деятельность либо вооюще запрещается, либо резко ограничивается)

а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим И. Амина в Уганде)

б) военные режимы, проводящие структурные реформы (режим генерала А.Пиночета в Чили)

в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Перу при Х.Пероне и т.д.

- теократические режимы (полит. власть концентрируется в руках духовных лиц, например, режим аятоллы Хомейни в Иране)

- персонифицированные режимы (власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции), такие режимы крайне недолговечны, ибо на позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время)

- неоавторитарные режимы (отличаются допущением массовых партий (напр., в Мексике), существованием оппозиции, выборов, однако результаты выборов фальсифицируются).

 

Демократический режим:

- сувереном (источником и носителем власти) является народ

- гарантированность прав и свобод человека

- правовое гос-во (разделение властей, равноправие гос-ва и гражданина, власть закона)

- политический плюрализм (идеологическая свобода)

- право на сопротивление

 

Виды демократических режимов (определяются субъектами, чьи интересы являются приоритетными при осуществлении власти):

- коллективистские 0 режимы, при которых реализуются интересы большинства при игнорировании интересов меньшинства

- плюралистические демократии – режимы, при которых основными субъектами полит. процесса являются группы интересов, и реализация интересов индивида возможна только через его самоидентификацию с какой-л. группой

- либеральные демократии - режимы, при которых главным субъектом и целью политики является человек с его уникальными интересами.

После того как мы проанализировали основные типы полити­ческих режимов, появилась возможность дать оценку политичес­кому режиму в нашей стране. Считать, что в СССР существовал тоталитарный режим с1917до1991 года, было бы большим упрощением сложнейших процессов, проходивших в этот период в политической жизни нашей страны. Исследователи выделяют три основных периода в политической истории совет­ского общества.

Первый период с 1917 до середины 20-х годов можно считать периодом, когда политическая власть в Советской России носила характер авторитарного режима диктаторского типа.

Второй период — с середины 20-х до середины 50-х годов, (связанный с установлением режима личной власти Сталина, можно) считать классическим правлением левого тоталитаризма.

Третий период — с середины 50-х годов вплоть до 1991 года политический режим постепенно приобретает черты авторитарности. Политика перест­ройки, проводимая в период правления М. С. Горбачева, провозгла­шавшая гласность, разгосударствление собственности, политический плюрализм и т. д., означала окончание диктаторских форм правления в России.

С начала 90-х годов начался переход к демократии. Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии, появление новых институтов власти: президента, парламента, избиравшихся на альтернативной основе, принятие в 1993 году новой Конституции, провозгласившей приоритет прав и свобод человека над правами государства и другие демократичес­кие акты, свидетельствовали о том, что механизм власти в постсоветской России приобретает новые черты.

Однако говорить об установлении демократического режима в нашей стране явно преждевременно. По существу, политический режим современной России в большей мере носит характер авторитарного режими лебирального типа. Авторитарные начала обнаруживаются прежде всего в значительной концентрации власти в руках главы гос-ва президента. России еще предстоит пройти долгий путь на пути демократизации.

 







Date: 2015-09-22; view: 1213; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.068 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию