Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи политологии и ее взаимодействие с другими общественными науками
Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможности политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются: - исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и др.), политических отношений, политических процессов; - создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов; - анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования; - аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; - выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества. Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук. В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и др.) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не учитывать существование этих связей, их воздействие на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок. ^ Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут, управляют развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей — очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы. Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития. Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она появилась, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития. Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономических решений, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное | обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, * что в основе многих экономических программ и процессов сле-" дует видеть борьбу за реализацию политических целей. Можно привести много примеров. В частности, хорошо продуманная и многообещающая гражданам экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих равных условиях, способствует удержанию политической власти и пролонгированию пребывания на руководящем посту. Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но (подчеркнем еще раз главную, центральную, осевую роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и т.д. в своих сферах тоже осевые. Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках. Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивают гарантии их нормального развития и функционирования. Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и др.), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опросов общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеет свой, специфический предмет анализа и свои цели. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развитии и пути искоренения). Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии.
15. Какая категория политологии отражает системообразующее отношение (ядро) политической системы? Аргументируйте свой ответ. Политическая система – есть продукт политической культуры общества. Качество политической системы зависит от уровня полит. культуры. Как и любая наука, политология осуществляет исследовательский процесс, используя определенный понятийный аппарат. Он включает, во-первых, понятия, имеющие универсальный характер, то есть применяемые многими науками. Например, такие понятия, как «система», «структура», «процесс», и др. Во-вторых, политология пользуется многочисленным аппаратом собственно политологических категорий: «политическая власть», «политическая система», «политика», «политическая партия», «политическая культура» и др. Из категорий общего плана рассмотрим три ключевые, которые упомянуты выше. Понятие «система» широко применяется в политологии. Достаточно напомнить, что предмет политологии — политическая сфера общества, функционирующая как система. Как определенные системы рассматриваются политические партии, избирательные кампании, политическая власть. Данное понятие позволяет, во-первых, представить сложные объекты и процессы в виде упрощенных моделей. Во-вторых, системное представление о том или ином политическом феномене позволяет увидеть в нем главный, системообразующий элемент, а также взаимосвязанные с ним части системы, осмыслить содержание этой взаимосвязи. Политическая система, как и любая общественная система, развивается на основе решения таких фундаментальных проблем, как: * самосохраняемость и устойчивость; * способность координировать взаимоотношения и взаимосвязи между ее составными элементами; * приспособляемость к окружающей социальной среде в ее многочисленных проявлениях (требования широкой общественности внутри страны, а также установки мирового сообщества, взаимосвязи с другими общественными системами и т.д.); * достижение целей. Важно сразу отметить, что любая общественная система (а политическая в особенности) включает многочисленные переменные величины. Применительно к политической системе можно сказать, что практически все ее слагаемые (как и сама система) переменны. Скорость перемен различна. Однако существует группа элементов в политической системе общества, которые достаточно стабильны. Речь, в частности, идет о таком понятии, как «структура». Приходят и уходят политические лидеры, меняются поколения, а структура политической системы остается относительно неизменной: в ее составе всегда имеются институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая подсистемы. Относительно стабильна структура ряда элементов политической системы — политических партий, правительств, избирательных кампаний. Наряду с понятиями «система» и «структура» в политологии используется еще одно универсальное понятие — «процесс». Оно означает явление в динамике, в движении, в развитии, в изменении. В политической сфере одновременно развивается множество политических процессов. Это может быть формирование общественного мнения о том или ином кандидате во время предвыборной кампании, создание политической партии, формирование какой-либо политической концепции, например демократизации политических отношений. Этой категорией обозначаются крупномасштабные процессы, такие, как реформирование российской экономики, приватизация и др. Политические процессы бывают, как показывает практика, управляемыми, на них можно влиять, их можно корректировать в нужном направлении. Вместе с тем есть политические процессы, которые на определенном этапе становятся неуправляемыми Однако абсолютно преобладающие в политологии — ее собственные понятия. Ими являются: политическая система, политическая власть, политический режим, политическое движение, политическая культура, политическая элита, политический лидер, политическая партия, политическая социализация, политическое сознание, политическая оппозиция, политическое руководство, политический институт, легитимность политической власти, политические ценности, политическая этика, политическое прогнозирование, политическая борьба, политический конфликт, популизм и др, Во всем многообразии политических понятий главным, несомненно, является «политическая власть». Как уже отмечалось, оно играет роль системообразующего звена в политической системе общества. Все другие понятия прямо или косвенно связаны с политической власть.
16. Понятие “политическая власть”, ее основания, их характеристики и типология. Политическая власть – отношения принуждения-подчинения, основанные на легитимном использовании силовых ресурсов (угрозе применения силы) и характеризующиеся: всеобщностью (тотальностью); обязательностью (верховенством); моноцентричностью (использование гос-ва как основного института легального принуждения); широчайшим спектром ресурсов влияния (помимо силовых). Под основаниями власти понимается совокупность социальных условий, позволяющих какому-либо субъекту (персоне, полит. партии и т.п.) стать субъектом власти: 1) Традиционные. Например, при монархической форме правления по устоявшейся традиции власть переходит по наследству. 2) рационально-легальные Т.е. эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы. 3) иррациональные (харизматические и др.) Политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего гос-ую власть. политическая власть, как и любая другая власть, означает способность одних осуществлять свою волю в отношении др, повелевать и управлять др. Специфика полит. власти: 1) всеобщность; 2) легальность использования силы; 3) моноцентричность; 4) верховенство; 5) широкий спектр средств для удержания власти. Основание власти – путь, которым властные структуры приходят к власти. полит власть может установиться путем дем выборов, на легальной основе, но может и путем переворота, революции. Во втоором случае пройдут десятилетия, сменятся поколения, но чувство недоверия народа к незаконно провозгласившей себя власти останется неискоренимым. Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим об-вом и зарубежными гос-вами. Такое изначальное правомочное становление власти способствует утверждению консенсуса в отношении об-ва и полит власти, признанию об-вом ее права на руководящую роль. Призание об-вом законности, правомерности официальной власти – фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность". Речь идет об общественном призании власти, о доверии и поддержке. Типы легитимности по М. Вэбберу: 1) традиционная (влатсь передается по традициям); 2) рационально-легальный (демократический); 3) харизматический (основывается на вере в ождя, в его исключительные возможности). По Истону: 1) иделогический; 2) структурный (опирается на приверженность населения типу полит режима); 3) персональная.
17. Взаимодействие политической и экономической власти. Верно ли утверждение, что политическая власть оказывает значительное воздействие на экономическое развитие страны? Дайте аргументированный ответ. Политическая власть является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство, деньги. В отличие от политической экономическая власть как бы сторонится всякой внешней атрибутики, не выставляет себя напоказ, однако в значительной мере обусловливает поведение людей на политической сцене. Когда говорят о полит. власти, то имеют в виду конкретные полит. институты: парламент. Президентскую власть, совет министров. Верховный суд и т.д.. то есть целый аппарат реализации полит. власти. Эконом. же власть не есть нечто формализованное, представленное соответствующими институтами. Это власть богатства. Капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые полит. решения, на гос-венную политику в целом. Для наиболее прибыльного использования капитала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие полит. посты) воздействуют на правительство, добиваются льгот, воздействуют на законотворческий процесс. В странах со свободной рыночной экономикой одним из весьма распространенных путей реализации эконом. Власти является организация представителями крупного бизнеса (посредством финансирования избирательных кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их интересах. Вклады крупного бизнеса в избирательные кампании рассматриваются как инвестиции в получение прав на управление правительством. Особенно активен крупный бизнес, представляющий такие высокоприбыльные хозяйственные сферы, как добыча и переработка энергоносителей (недавняя история США). Как правило, экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков. А они, в свою очередь, делают немало для процветания капитала. Финансирование избирательных кампаний – один из путей превращения экономической власти в политическую. Другой путь – переход бизнесменов в полит. сферу. а политиков – в коммерческие структуры.
Роль политической системы общества в развитии экономической сферы Воздействие политической системы на экономическую может быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их. Первое обстоятельство отражает необходимость государственного «присутствия» в экономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловой активности не представляет интереса для частного предпринимательства из-за весьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибыли, либо велик риск не получить ее (или получить, но в отдаленном будущем). Вместе с тем без этих отраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в целом. Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производственной и социальной инфраструктуры. Это услуги, удовлетворяющие общественные нужды: система водоснабжения, городской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройство городов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательства организация системы подготовки научных кадров, строительство школ и больниц для малоимущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаментальные научные исследования осуществляются при существенной поддержке государства. Перефразируя известное суждение К. Маркса в отношении роли акционерной формы собственности для строительства железных дорог, можно с полной уверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающихся открытий в области космонавтики, атомной энергетики, здравоохранения и т.д., если бы не было государственного содействия развитию производственной и социальной инфраструктур. За многие годы взаимодействия экономической и политической систем достаточно четко определились границы между той частью хозяйственной сферы, где господствует частное предпринимательство, и той ее частью, развитие которой может осуществляться практически только усилиями и средствами государства. Второе обстоятельство. К.ак показывает мировой опыт, рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения прибыли в ущерб развитию экономической системы в целом и отдельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договоров о высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели), о квотах, предназначенных для продажи товаров; стремление реализовать продукцию низкого качества; попытки затормозить внедрение в производство передовых достижений науки и техники (иногда это бывает выгодно товаропроизводителям); производство продукции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей среде, и многое другое. Для предотвращения такого рода явлений исключительную важность обретает соответствующая государственная политика, принятие системы законов, проведение специальных мероприятий, способствующих развитию честной (добросовестной) конкуренции, и др. В частности, практически во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство, предусматривающее серьезные санкции в случае его нарушения. Проводятся государственные мероприятия по охране окружающей среды. Государственная политика включает меры по стимулированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса и ряд других, которые направляются на обеспечение динамической стабильности. Третье обстоятельство, делающее необходимым проведение государственной политики в экономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своего развития человечество в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. В экономической теории данное явление обозначается понятием «редкость ресурсов». Данное обстоятельство делает необходимым государственное вмешательство в распределение названных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной функцией политической системы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поиске наиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтов политической системы общества, в частности института исполнительной власти. В решении проблем, связанных с ограниченностью ресурсов, современные государства в значительной мере опираются на выводы науки, получившей широкое признание в мире, — «Экономикс» (Экономическая теория). К рыночной экономике относятся те вопросы, на которые дает ответы данная наука (Что и как производить? Кто и для кого будет производить? и др.). Четвертое обстоятельство, делающее необходимым политическое воздействие на экономическую систему общества, обусловлено тем, что рыночная экономика, будучи в своей основе самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от совершенства в части обеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может разрешить многие противоречия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.), подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для общества ценой, жестоко и беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д. Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько лет назад. Именно благодаря государственной экономической политике человечество больше не испытало столь глубокого экономического потрясения, которое оно пережило в 1929—1933 гг. Задачи государства и, следовательно, проводимой им политики различны. Иногда надо стимулировать длительный экономический рост, иногда его важно несколько сдержать. Необходимые при этом средства также различны. Все зависит от конкретной ситуации и конкретных задач. Поэтому неудивительно, что большинство современных демократических государств в разные периоды в своей экономической политике реализуют разные мероприятия и опираются при этом на практические рекомендации самых разных теоретических школ. И наконец, пятым обстоятельством, отражающим объективную необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества, является возникновение и развитие в современных демократических государствах гражданского общества, представляющего собой человеческую общность, которую составляют негосударственные структуры (объединения, ассоциации, союзы, центры, общественные движения, клубы, фонды и др.), образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организаций гражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованы негосударственными (промышленными, торговыми, финансовыми и др.) предприятиями и ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти организации предприятий, содействовать укреплению их экономических позиций на внутреннем и внешнем рынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др. Осуществляя эти цели, гражданское общество, существующее автономно от государства, вынуждено обращаться к нему с требованиями, просьбами, пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы.
18. Понятие “политическое лидерство”. В чем состоят главные отличия политического лидерства от других его форм. Факторы, определяющие характер политического лидерства. Одной из наиболее развитых форм лидерства является политическое лидерство. Политический лидер – это человек, который наилучшим образом в данном социуме выполняет ф-цию регулирования отношений в силу наличия у него определенного политического статуса (как формального, так и не формального). С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”. ватели в политологии пытаются объяснить как причины стремления к власти, к лидерству во взаимоотношениях индивида с другими людьми, так и принятие и даже поощрение этого стремления со стороны ведомых. Фрейдизм делает акцент на компенсаторской функции лидерства. Сам 3. Фрейд связывал стремление к лидерству с подавленными сексуальными влечениями, которые через механизмы сублимации (переключения половой энергии в сферу творчества) и компенсации формируют мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Последователь 3. Фрейда Ф. Адлер объяснял стремление к лидерству «комплексом неполноценности». Согласно учению Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие способности. Эту актуализацию Ф. Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций, организаций, социальных групп и т. д. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост. Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. С точки зрения фрейдизма, в любом сообществе существует либидозная связь — любовь. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье — ребенок — мать — ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и, прежде всего, отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное. Потребность в авторитете, утверждают фрейдисты, живет в массовом сознании как подсознательное выражение тоски по Отцу. Отсюда объясняется и потребность в лидере. Лидер отождествляется с Отцом. Крупные лидеры стремятся использовать эту потребность в авторитете, чтобы вести за собой массы. Отсюда вырастает идеология вождизма, вера и культ Отцов нации, теория и практика патернализма, когда лидеры выступают с позиций отеческой заботы по отношению к обществу. Как следует из вышеизложенного, “полит. лидерство - это механизм и конкретные способы реализации полит. власти; это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная, прежде всего, с принятием властных решений”. Факторы, определяющие характер полит. лидера. Существует три определяющих аспекта полит. лидерства: 1. Личностные черты лидеров. Всю совокупность личностных черт можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества. Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция Нравственные качества политических лидеров. Об их необходимости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости. Профессиональные качества политических лидеров очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство умора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности. 2. Инструменты осуществления власти. «Инструменты власти» — условное название. Речь идет о том, на что может опираться политический лидер в достижении поставленных им целей. Это — политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. Известно, что эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы, противодействующие позиции и выполнению поставленных политическим лидером задач. История знает немало тому примеров. 3. Ситуация, с которой сталкивается лидер. Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса. Но не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми бы обладали все выдающиеся полит. лидеры. 19. Содержание и соотношение понятий “элита”, “властвующая элита”, “политическая элита”. Термин “элита” происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный. Говорят “элитный скот”, “элитное зерно” и т.д. для того, чтобы подчеркнуть, что это лучшее, отборное. В политическом лексиконе термин «элита» первоначально также имел именно такой оттенок. Считалось, что править обществом должны лучшие, специально предназначениые для этого люди. Исторически термин «элита» и относится к лучшей, наиболее ценной для общества социальной группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначается социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности. В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия “политическая элита” и “властвующая элита” не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие “властвующая элита” включает в себя различные группы, непосредственно и опосредственно учавствующие во властных процессах. Сюда входят политичекая, экономическая, военная и другие виды элит. Т.о., полит. элита – это лишь часть властвующей элиты. Второй момент: в отличие от всех групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно учавствует в осуществлении политической власти. Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших командные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго организованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. В основном это политики высокого ранга. Наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшее гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общественного развития. Полит. элита современных гос-в представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министоами, министрами. Руководителями законодательных и исполнительных органов. Депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами высших структур в автономиях, краях, областях, и др. Как уже отмечалось, понятие «властвующая элита» существенно шире, чем понятие «политическая элита». Основным признаком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, ключевых позиций в обществе, в политических структурах, экономике, военном комплексе, в культуре, в средствах массовой информации и т.д. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в политическом управлении, но занимающая руководящие посты в своей профессиональной сфере (экономической, научной, технической, культурной и т.д.). Благодаря этому она имеет ключевые позиции в экономике, военной сфере, науке, культуре. Итак, кроме политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную, военную элиты. Экономическая элита состоит из представителей крупного капитала, крупных собственников. Эта часть властвующей элиты осуществляет экономическое господство, определяя решение многих ключевых проблем. Идеологическая, информационная элита включает в свой состав деятелей идеологического фронта — ведущих представителей гуманитарных наук, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентации, идей и убеждений людей. В этом отношении особенно велика роль средств массовой информации (радио, ТВ, печать). Военная элита — важнейший слой властвующей элиты. Она играет большую роль в жизни общества, в политических процессах, часто используется как решающее средство в политике. В военную и полицейскую элиту входят высшие военные руководители страны, генералитет, руководители министерства внутренних дел, государственной безопасности, спецслужб и т. д. В ряде стран часть этой элиты входит в высший слой политической элиты, другая часть может быть отнесена к средней или административной элите. Научная элита состоит из наиболее одаренной части интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс. Важно отметить, что в различных сферах общественной жизни всегда имеют место разного рода противоречия, которые могут проявляться как между различными политическими силами и группами, так и между различными слоями властвующей элиты. Например, в рамках самой властвующей элиты возможно время От времени обострение противоречий между политической элитой и экономической элитой, между военной и культурной и т.д. Поскольку политика служит полем взаимодействия и противодействия различных политических сил, политическая элита должна учитывать все разнообразие запросов и потребностей как народа в целом, так и различных слоев правящего класса (экономической, научной, культурной, военной и других элит). Учет всего многообразия имеющихся в обществе интересов и потребностей в процессе политического руководства – важнейшая задача политической этиты. Политическая элита также внутренне неоднородна. На основе объема властных функций различают следующие уровни политической элиты: высшая, средняя и низшая. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближайшее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций. Это численно ограниченный круг (100—200 человек), принимающий наиболее значимые для общества политические решения. Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: губернаторов, депутатов парламента, лидеров политических партий и общественных движений, в том числе и профсоюзов. Хотя в странах с развитыми демократическими институтами лидеры партий и профсоюзов могут входить в высший слой элиты. Низший слой образуют политические деятели местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне). Административная элита — это высший слой государственных служащих (чиновники), занимающих высокие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Административная элита примыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Социологические исследования бюрократии показывают, что это относительно автономный, внутренне сплоченный социальный слой со своими интересами и возможностями.
Перечислите и раскройте содержание основополагающих характеристик государства как политического института. , государство – это центральный институт политической системы, создаваемый обществом для регулирования определенных отношений на основе права о обладающий следующими признаками: 1. Наличие определенной территории, которую распространяется юрисдикция данной власти, а также деление территории на административно территориальные единицы, для повышения эффективности власти.Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. 2. Национальное самоопределение. Государство объединяет все население, проживающее на данной территории. Субстанциональным элементом государственности выступает политически самоопреляющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, когда в обществе созданы предпосылки для национального, самоопределения, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах. 3. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат -— это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию. 4. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устадавленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного аппарата. 5. Налоги — обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства. 6. Суверенитет — государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.
Критерии классификации политических режимов и их типология. Приведите примеры стран, в которых на протяжении XX века были установлены все (или некоторые) основные типы политических режимов. Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления полит. власти, фиксированных в законах и реализуемых субъектом власти на практике. Критерии классификации: - источник и носитель власти; - цели субъекта власти (в борьбе за власть и в процессе ее реализации: как возник данный режим и какие полит. режимы находятся у власти?); - наличие оппозиции и ее роль в полит. жизни общества; - основные методы регулирования общ. жизни; - положение личности в обществе, наличие механизмов защиты ее прав и свобод. Типы политических режимов: 1. Недемократические 1) авторитарный; 2) тоталитарный; 3) посттоталитарный. 2. Демократические
Тоталитарный режим: - высокая концентрация власти в руках правящей полит. партии, слияние этой партии с гос-венным аппаратом - тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни - наличие господствующей (гос-венной) идеологии (“кто на с нами, тот против нас ”) - информационная закрытость, контроль за СМИ (“железный занавес”) - массовые репрессии Основной принцип тоталитаризма: “Запрещено все, кроме того, что разрешено властью”
Авторитарный режим: - цель субъекта власти – ее удержание - монополизация власти (“Разрешается все за исключением притензий на власть”) - отчуждение народа от власти - формирование правящей элиты номенклатурным путем (назначение сверху) - использование преимущественно силовых методов управления
Виды авторитарных режимов: - монархические авторитарные режимы (существуют в Иордании, Марроко, Саудовской Аравии и др.) - военное правление (власть захватывают военные, полит. деятельность либо вооюще запрещается, либо резко ограничивается) а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим И. Амина в Уганде) б) военные режимы, проводящие структурные реформы (режим генерала А.Пиночета в Чили) в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Перу при Х.Пероне и т.д. - теократические режимы (полит. власть концентрируется в руках духовных лиц, например, режим аятоллы Хомейни в Иране) - персонифицированные режимы (власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции), такие режимы крайне недолговечны, ибо на позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время) - неоавторитарные режимы (отличаются допущением массовых партий (напр., в Мексике), существованием оппозиции, выборов, однако результаты выборов фальсифицируются).
Демократический режим: - сувереном (источником и носителем власти) является народ - гарантированность прав и свобод человека - правовое гос-во (разделение властей, равноправие гос-ва и гражданина, власть закона) - политический плюрализм (идеологическая свобода) - право на сопротивление
Виды демократических режимов (определяются субъектами, чьи интересы являются приоритетными при осуществлении власти): - коллективистские 0 режимы, при которых реализуются интересы большинства при игнорировании интересов меньшинства - плюралистические демократии – режимы, при которых основными субъектами полит. процесса являются группы интересов, и реализация интересов индивида возможна только через его самоидентификацию с какой-л. группой - либеральные демократии - режимы, при которых главным субъектом и целью политики является человек с его уникальными интересами. После того как мы проанализировали основные типы политических режимов, появилась возможность дать оценку политическому режиму в нашей стране. Считать, что в СССР существовал тоталитарный режим с1917до1991 года, было бы большим упрощением сложнейших процессов, проходивших в этот период в политической жизни нашей страны. Исследователи выделяют три основных периода в политической истории советского общества. Первый период с 1917 до середины 20-х годов можно считать периодом, когда политическая власть в Советской России носила характер авторитарного режима диктаторского типа. Второй период — с середины 20-х до середины 50-х годов, (связанный с установлением режима личной власти Сталина, можно) считать классическим правлением левого тоталитаризма. Третий период — с середины 50-х годов вплоть до 1991 года политический режим постепенно приобретает черты авторитарности. Политика перестройки, проводимая в период правления М. С. Горбачева, провозглашавшая гласность, разгосударствление собственности, политический плюрализм и т. д., означала окончание диктаторских форм правления в России. С начала 90-х годов начался переход к демократии. Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии, появление новых институтов власти: президента, парламента, избиравшихся на альтернативной основе, принятие в 1993 году новой Конституции, провозгласившей приоритет прав и свобод человека над правами государства и другие демократические акты, свидетельствовали о том, что механизм власти в постсоветской России приобретает новые черты. Однако говорить об установлении демократического режима в нашей стране явно преждевременно. По существу, политический режим современной России в большей мере носит характер авторитарного режими лебирального типа. Авторитарные начала обнаруживаются прежде всего в значительной концентрации власти в руках главы гос-ва президента. России еще предстоит пройти долгий путь на пути демократизации.
Date: 2015-09-22; view: 1213; Нарушение авторских прав |