Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции политологии. Само понятие “функция” (от лат
Само понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу - “классических теоретических функций”. В нее входят: 1) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос “что и как делается? ”; 2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос “почему делается так, а не иначе? ”; 3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из целей науки - прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий. Заметим, что определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества не входит в функцию политологии (это прерогатива науки прогностики). Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе. Вторая группа функций политологии носит прикладной характер: 1) методологически оценивающая. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований; 2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и “соседа”. Третья группа функций - реализуемые за пределами науки: 1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - “как и почему? ” Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности; 2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - “для чего? ” Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий. Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, роль которой сегодня в политической модернизации России неуклонно возрастает. Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе. Круг вопросов политического знания довольно широк и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них, присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным. Поэтому политология как и любая общественная наука, если она хочет предотвратить дезинтеграцию или утрату своего структурного единства, сохранить и повысить свое научное и практическое значение, обязана постоянно уточнять свой предмет, категориальный аппарат (язык науки), методы и функции.
4.Политология в системе общественных наук.
Политология как наука изучает политическую жизнь общества в его разнообразных проявлениях, углубляясь в тайне политики и власти, закономерности деятельности политической элиты, партий, лидеров, социальных слоев и народных масс. Она способствует выработке мировоззренческих и ценностных установок, умению связывать политические знания с общественно-политической практикой. Политическая жизнь является объектом изучения многих общественных наук, поза как в обществе каждое событие и каждый факт имеют политическую расцветку. Касаясь интересов людей, они могут быть соответственно интерпретированы или иметь политические последствия. С этой точки зрения общество в целом является политическим. Как заметил французский политолог Же. Бюрдо, "реальность нейтральна, политическим же является сознание". Определенная специфика политики, а также и то, что все виды человеческой деятельности, все общественные явления связаны с политикой, предопределяют политический аспект всех общественных наук. В то же время есть науки, основное задание которых - исследование политической жизни. Ведущей среди них является политология, которая являет собой отрасль научного знания, которое изучает политику, закономерности функционирования и развития политической сферы общества и политической жизни в контексте добывания в борьбе, содержания контроля, реализации и функционирования политической власти, в обществе. Политическая философия вместе с другими философскими дисциплинами исследует сущностные принципы политики в разнообразных проявлениях, ее причины и следствия, хочет их обнаружить, осознать, объяснить. Философия вооружает политологию мировоззрением, общими методами познания и теорией мышления, пониманием содержания и социальной обусловленности политических явлений, исследует общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей, изучает общество как целостную систему. Создавая общую картину мира, философия дает толчок к предметным выводам в сфере науки о политике, которые конкретизируются в политической философии. В познании политической жизни существенная роль принадлежит политической истории (изучение и фиксация политической жизни, особенностей его функционирования и развития, в отдельных странах, выяснение причинных связей политических явлений и др.). Известны французские политологи Ж-П. Кот и Ж. Мунье называют политическую теорию "кровной дочерью истории и права". Для понимания сущности и функционального назначения политических явлений, институтов, важно знать историю мировых политических учений, которая исследует возникновение и развитие теоретических знаний о политике, власти, государстве, праве, демократии, генезисе политических категорий, их влиянии, на политическую жизнь. История способствует использованию генетических и функционально генетических объяснений во время исследования политических событий и явлений, а это важно для политологии. Особенное значение в изучении политической жизни общества приобретает политическая экономия, поскольку без нее нельзя понять природу социальных субъектов, гражданского общества. К тому же развитие разных форм собственности, которое ведет к последующей дифференциации социальных и политических интересов в обществе, существенно влияет на характер политической деятельности, формирования научных представлений, о ней. Предметом анализа экономии являются процессы производства, распределения и обмена материальных благ. Эти процессы рассматриваются в контексте вмешательства государства к экономической сфере общества (реализацией экономической, общественной, социальной политики). Социология политики как общественная наука изучает социальные институты, организации как средства деятельности социальных субъектов, а следовательно, закономерно, что политология использует результаты и методы социологического познания, характеристики разных социальных групп. Социология поставляет науке о политике данные относительно функционирования общества как целого, а также групп, которые входят к нему, и общественных (политических) отношений, между ними. Чрезвычайно важными являются методологические разработки социологии, что касаются эмпирических исследований и в первую очередь опросов общественного мнения. В изучении политической жизни общества важная роль принадлежит юридической науке как системе знаний о государстве и праве, об объективных закономерностях их возникновения и развития. Юридическая наука разработала понятийный аппарат, который активно использует политология (государство, демократия, государственная власть, право, законность, политический режим, и тому подобное), поскольку уровень развития правовых норм регуляции общественной жизни является в то же время и показателем качественного состояния развития общества. За правовыми актами прошлых эпох можно исследовать характер общественно-политических отношений, социальных установок, и т.п. Политическая психология исследует социально психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются на уровне политического сознания наций, состояний, социальных групп, правительств, отдельных личностей. Особенное значение приобретают эти исследования во время изучения общественного мнения, политической социализации, конфликтов, электорального поведения, и т.п. Политическая география изучает территориальные аспекты политической жизни общества, которое рассматривается как совокупность многих явлений, процессов, общественных институтов. Политическая антропология, которая своим предметом имела институты управления и их практические функции в этнических содружествах, в частности в примитивных обществах и таких, которые развиваются. Благодаря таким исследованиям становится возможным сравнивать разные политические системы, выделяя этнические факторы, которые определяют политическое поведение людей. Формальные науки не вносят в политологию предметного содержания, однако, такие науки, как теория систем, кибернетика, статистика, логика, методология дают политологию форму, количественное измерение и т.п. Они способствуют целостному и динамическому пониманию явлений, анализа условий, а также процессов воплощения идей и концепций, в практику. Практически все общественные науки подают материал для анализа политических событий и явлений, всесторонне освещают различные стороны жизни политического общества, давая политологию свой инструментарий и результаты исследований. В последнее время наука о политике пересекается также с науками естественными (биологией, экологией и др.), что расширяет область применения как отмеченных наук, так и политологии. Невзирая на то, что науки об обществе освещают разные аспекты политической жизни, демократическое общественное развитие обнаружило потребность в науке, которая бы критически осмысливала существующие политические системы, режимы, механизмы реализации политической власти, участие социальных сообществ, в политическом процессе, политические ситуации и тому подобное. При тоталитарном режиме, когда роль общественных наук сводилась по большей части к комментированию и оправданию существующих порядков, не было необходимости в развитии политологии. Существенным фактором активизации стал выход миллионов людей на арену политической жизни, роста взаимозависимости и противоречивости современного общества, становления молодых независимых государств. При этих условиях усиливается взаимодействие политических процессов и политических систем разных стран, что дает возможность видеть не только их отличие, но и всхожесть. Политическая наука развивается в тесной связи с другими социальными науками и останется творческой отраслью знания лишь в том случае, если сохранит такую открытость в будущем. И хотя в каждой стране политология, рядом с другими общественными науками, "привязанная" к национальной специфике, однако будет искусственным противопоставление мировому учению о политике выделения отдельной науки - украинской политологии, ведь это сознательное отделение от мирового политического процесса.
Тема 2.Политическая система общества и ее основные институты. 1.Понятие «политическая система общества»
Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов. В некоторых политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но между ними есть и различия. Политическая организация общества – это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, участия в политике. Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой конкретно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает разнообразные формы политического участия субъектов, преследующих совпадающие либо расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического участия, различные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы осуществления власти в обществе или противодействующие ей. [c.202] Известный западный политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ценностей в обществе. Политика – это “жизнедеятельность политических систем”. Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией ее содержания, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Данный результат, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах этой организации.
2.Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов.
К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов. Первым и главным институтом политической системы общества стало государство — в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества. Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь. По времени появления в политической системе общества одним из самых молодых ее элементов можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы. Это касается прессы и особенно радио и телевидения. В силу диалектического характера существования мира, общества и самой политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами, осуществляют другие политические институты. Например, культурно-образовательную функцию в немалой степени осуществляют наряду с государством и общественные объединения, а также средства массовой информации, пропагандируя, публикуя, показывая различные произведения культуры, формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию. Политические партии, придя к власти в государстве, через государственные органы и своих представителей проводят определенную политику и также осуществляют управление обществом. Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы общества не остаются неизменными. Изменения в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества.
3. Государство – основной институт политической системы общества. Его характерные особенности и функции.
Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство., власть и политика вполне естественно отождествляются. В политической философии и в политической науке вплоть до конца XIX в. по этой причине понятия государства и политики не различались. Понимание государства реально представляет собой одну из наиболее сложных задач политической мысли. В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной агрессии. Различают внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. 1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ. 2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах. 3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. 4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом. 5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды). Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным. 1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары. 2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества. 3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.). 4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.). 5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО. 6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.). Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
4.Формы государственного устройства. выделим три формы государственного устройства:
1. Унитарная
2. Федеративная
3. Конфедеративная
Унитарное государство характеризуется следующими признаками: 1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты правовые и правовые обычаи). 2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту. 3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные. 4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них: * территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.; * верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией; * субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; * существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; * основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.). Всего федеративных государств – двадцать два. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании – это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название дань традиции. Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи на чисто территориальном принципе.
Конфедерация – форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства: * Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. * Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. * Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия. * Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций. * В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам. * В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства. * Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации. * Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти. * Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.
5.Формы правления в государствах. Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношение с населением. Формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные). МОНАРХИЯ - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
РЕСПУБЛИКА - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: - существование единоличного и коллегиального главы государства; - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; - осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; - обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; - преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства. Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
6.Политические режимы. Демократические режимы. Антидемократические режимы.
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти. Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия». Эволюция значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием человеческого общества. Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы); а те, в свою очередь, порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода. Новый этап в развитии концепции демократии начинается с Великой Французской революции, когда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, а также требований автономии и социального равенства индивидов. Демократия — это форма правления при посредстве народа, форма осуществления власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования «общей воли» народа, а конкурентная борьба групповых интересов, представляемых лидерами; механизм, позволяющий рядовым гражданам определять состав руководства социальной структурой, а руководству — легализовывать свою власть. В силу этого демократия понималась как институциональное мероприятие, важнейшими нормами которого признавались те, которые регулировали избирательное право, осуществление выборов, а также конкуренцию партий и элит.
Антидемократические режимы — характеризуются следующими признаками: — определяет характер государственной власти — это соотношение государства и личности; — антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; — ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); — личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; — реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; — всеохватывающая милитаризация общественной жизни; — игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; — не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.
7.Правовое государство.
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака. Разделение властей. Верховенство закона. Строгое соблюдение прав и свобод человека. Социальная и юридическая защищенность личности. Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов. Наличие развитого гражданского общества. Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти. Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было. Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности. Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти. Единство прав и обязанностей граждан. Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать. -Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону. -Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. -Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.
Тема 3. 1.Политические партии в политической системе общества. Date: 2015-09-22; view: 457; Нарушение авторских прав |