Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции государства





- это основные направления деятельности гос-ва во всех сферах общественно жизни.

Внутренние ф-ции

1. Политическая СОЖ

1) Общего характера

- нормирующая

- охранительная

2) Монопольные

- правотворческая

- применение силы

 

2. Экономическая СОЖ

1) Общего характера

- хозяйятвенно-организаторская

2) Монопольные

- налогообложение и взымание налогов

- эмиссия денег

- гос-венное бюджетирование

 

3. Социальная СОЖ

1) Общего характера

- социальная

2) Монопольные

- принудительное перераспределение средств от одних (имеющих) к другим (нуждающимся)

 

4. Духовная СОЖ

1) Общего характера

- культурно-воспитательная

 

Внешняя ф-ция

1) Общего характера

- оборонная

- представление национальных интересов

2) Монопольные

- содержание армии

- производство вооружений и контроль за ними

- заключение и денонсация межгос-венных договоров.

34. Демократический политический режим: сущность и основополагающие характеристики. Приведите примеры стран с демократическом политическим режимом.

Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово демократия (от греч. demos – народ и kratos - власть) в переводе с греческого означает власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, то есть непосредственная демократия, - это лишь идеал. Реальная демократия. Есть власть людей. Избранных народом. Она называется представительной демократией. Это обстоятельство следует иметь в виду при рассмотрении демократического полит. режима.

Данный режим характеризуется следующими чертами:

- сувереном (источником и носителем власти) является народ

Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может переодически сменять их. А в ряде стран имеет также право непосредственно учавствовать в разработке и принятии законов народных инициатив и референдумов.

- гарантированность прав и свобод человека

В демократических гос-вах действует правовой принцип “все, что не запрещено- разрешено”. Проблемы прав человека находятся в центре внимания мировой общественности. Действует около 50 политико-правовых документов, которые провозглашают права человека и закрепляют их юридически. Среди них Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.). Афинская хартия прав человека и народов (1984г.) и др.

- правовое гос-во (разделение властей, равноправие гос-ва и гражданина, власть закона)

- политический плюрализм (идеологическая свобода)

предполагающий воз­можность образования двух- или многопартийной системы, со­ревновательность политических партий в их влиянии на народ, а также существование на законных основаниях политической

- право на сопротивление

 

Виды демократических режимов (определяются субъектами, чьи интересы являются приоритетными при осуществлении власти):

- коллективистские 0 режимы, при которых реализуются интересы большинства при игнорировании интересов меньшинства

- плюралистические демократии – режимы, при которых основными субъектами полит. процесса являются группы интересов, и реализация интересов индивида возможна только через его самоидентификацию с какой-л. группой

либеральные демократии - режимы, при которых главным субъектом и целью политики является человек с его уникальными интересами.

 

В Бразилии группа генералов, захвативших в 1964г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили.

35. Структура гражданского общества и выполняемые им функции. В чем состоит основная функция гражданского общества и как она соотносится с главными функциями государства?

Гражданское общество – совокупность граждан, обладающих высоким общественным статусом, и негосуларственных добровольно сформированных структур во всех сферах жизни, отношений между ними. Эта совокупность способно сдержать чрезмерное усиление гос-ва и экстремистские процессы в обществе.

Смысл существования гражданского общества: 1) обеспечивать свою жизнь и 2) контролировать власть.

Структура гражданского общества:

1. Основная единица общества – личность, политически эмансипированная, юридически право- и дееспособная.

2. Полит. партии. Лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы) при законодательных и исполнительных органах.


3. Общественные организации и движения, возникающие на основе выражения и реализации разнообразных интересов.

4. Ассоциации избирателей, полит. клубы и кружки.

5. Муниципальные коммуны. Органы местного самоуправления.

6. Церковь.

7. Негосударственная сфера образования и воспитания.

8. Негосударственные средства массовой информации.

Основная функция гражданского общества — наиболее пол­ное удовлетворение материальных, социальных и духовных по­требностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граж­дан призваны содействовать всесторонней реализации, индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и раз­виваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их де­ятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государст­ва, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кам­паниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общест­венного мнения, в частности, с помощью независимых средств мас­совой информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского общества призва­ны обеспечивать реальные гарантии прав и побед человека, рав­ный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Гражданское общество выполняет также функцию соци­ального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нор­мы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуникацион­ную функцию. В демократическом обществе проявляется многооб­разие интересов. Широчайший спектр этих интересов является ре­зультатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в ус­ловиях экономического плюрализма эти интересы столь многочис­ленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государст­венная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организаций гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами госу­дарства. Классическим примером такой информации являются ак­ции «движения зеленых». Проблемы защиты окружающей среды невозможно решить без широкого участия государства, и «зеленые» добиваются принятия конкретных государственных программ по защите окружающей среды.


Но коммуникативная функция гражданского общества не ог­раничивается только такого рода информацией. Контакты с органи­зациями гражданского общества являются для государственной власти наиболее крупномасштабным источником информации о со­стоянии общества в целом, об его отношении к господствующей си­стеме, политическому режиму, об общественных настроениях и т. д. В демократических обществах в конечном счете именно граждан­ское общество является источником легитимности политической силы, стоящей у власти.

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функ­цию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В слож­ные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда госу­дарство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.

Одной из ф-ций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые и т.п.). Ранее эту ф-цию на себя брали, в основном, кровнородственные, сельские общины. Церковные, благотворительные организации и др. В развитом демократическом обществе данную задачу во многом взяло на себя гос-во. Однако в условиях перегрузки современного гос-ва усиливается обратная тенденция, когда структуры гражданского общества больше начинают уделять внимание этой проблеме.

Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского об­щества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.

1. Гражданское общество является одним из важных и мощ­ных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению по­литической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в из­бирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помо­щью независимых телевизионных каналов), возможности в организации кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

2. Само гражданское общество (очень многие из его органи­заций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в рабо­те ряда государственных органов. Существуя независимо от го­сударства, будучи самообразующимися и саморегулирующими­ся, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтере­совано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясня­ется это рядом причин:

- именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти;

- контакты с организациями гражданского общества явля­ются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, наст­роениях, отношении к господствующей политической вла­сти;


- в сложные исторические периоды (экономические кризи­сы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство;

- среди организаций гражданского общества немало нужда­ющихся в материальной поддержке со стороны государ­ства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринима­тельские союзы и др.).

4. Специфика гражданского общества, автономный харак­тер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий,. поэтому логичными явля­ются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций граждан­ского общества в различного рода властных структурах, созда­ние совместных органов, включающих представителей -государства и общественных организаций.

В целом же демократический режим предполагает тесное вза­имодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.

Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистическим.

 

36. Основные функции политических партий. В чем проявляется положительная и отрицательная роль партий в обществе?

Политическая партия – специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев определенной идеологии и ведущая борьбу за хавоевание полит. власти или, как минимум, за участие в осуществлении гос. власти.

Ф-ции полит. партий:

- Артикуляция и агрегирование интересов в полит. с-ме (идеологическая ф-ция и ф-ция представительства)

Агрегирование социальных интересов: выявление сходных частных интересов граждан, социальных групп с целью объединения в совокупный полит. интерес.

Артикуляция социальных интересов: выражение интересов граждан, социальных слоев, которые представляют социальную базу партии.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ори­ентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, пред­лагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного раз­вития. Идейно-политическая ориентация парт.ий на определен­ные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторита­ризма, либерализма, консерватизма и другие — позволяет су­дить об отношении партий к основным общественным ценнос­тям, а следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадле­жит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о пре­имуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

- Реализация власти в представительных органах

- Борьба за власть

- Рекрутирование политической элиты (полит. лидеров)

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование по­литических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из глав­ных механизмов распределения и перераспределения полити­ческой власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического госу­дарственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

- Полит. социализация.

Среди функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении лично­сти в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содей­ствуя информированности населения, партии способствуют усво­ению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками полити­ческих отношений. Процесс социализации структурно представ­лен рядом элементов. Это: 1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической дея­тельности; 2) превращение полученных знаний в убеждения; 3) формирование способности отстаивать эти знания; 4) обрете­ние гражданами политической ориентации; 5) выработка поведе­ния, адекватного складывающимся политическим условиям.

Рассмотрение ф-ций. Выполняемых полит. партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах. Которые они решают достаточно эффективно.

Во-первых, полит. партии обеспечивают связь населения с гос-венными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно. непредсказуемые) формы полит. активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективный форм преодоления полит. апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение полит. власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

Положительная роль партий:

1. Политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные формы политической активности населения.

2. Партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

3. Выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

Отрицательная роль партии заключается в том, что на первое место, как правило, партия ставит свои интересы, т.е. достижение власти любыми способами, а интересы общества являются лишь инструментом достижения этой цели.

 

Содержание и принципы мажоритарной избирательной системы, ее разновидности, достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется.

В современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены два основных типа: мажоритарная система и пропорциональная система.

Мажоритарная избирательная система – система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Т.е. мажоритарная система опирается на принцип большинства. При этой системе кандидат или партия должны получить большинство голосов округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50% + 1 голос), систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос, и квалифицированное большинство. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства.


Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается за счет распределения мандатов за счет крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать коалиции или слияния еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способ­ными проводить твердую государственную политику. При мажори­тарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи меж­ду депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредст­венно избираются гражданами определенного округа и обычно рас­считывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, вьшолнить свои пред­выборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избира­телей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорцио­нальной системе.

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содер­жит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом иска­жает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает во избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. В результа­те получается:

1) значительная часть избирателей страны (иногда 50 %) оста­ются не представленными в органах власти;

2) партии и движения, получившие на выборах меньше голо­сов, чем их соперник, могут оказаться представленными в парла­менте большинством депутатских мест;

3) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в парламент неодинаковое число депутатов. Более того, не исключена ситуация, при которой партия, набравшая боль­ше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата.

4) существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через «нарезку избирательных округов». И здесь, зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, либо создавать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или ино­му кандидату, и т. д.

Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на боль­шинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинст­ва населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент предста­вителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность.на выборах и даже политический радикализм.

Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии и др. странах.

38. Является ли политическая культура: процессом (политическое сознание, поведение); или его результатом (знания, ценности, нормы, институты); или и тем, и другим одновременно? Какова роль политического опыта в формировании политической культуры? Дайте аргументированный ответ.

Политическая культура – необходимый элемент политической системы, это процесс субъективации (т.е. осознания, оценки и переоценки, интеллектуального присвоения). полит. реальности и существующего в фиксированных формах полит. опыта по ее освоению в соответствии с актуальным уровнем развития культуры общества в целом, и одновременно процесс объективации (опредмечивания в различных формах) субъективированного (и субъективного) в полит. отношениях.

Вместе с тем в работах Г. Алмонда, С.Вербы и Дж. Пауэлла подчеркивается и тот факт, что проблему политической культуры следует рассматривать и как проблему политического наследия, преемственности политическо­го опыта, традиций, в прямых и превращенных формах, оказыва­ющих влияние на политику. А это уже предполагает признание су­ществования объективированных форм политической культуры. Политическая культура, таким образом, получает субъективно-объективную интерпретацию, Политическая культура субъекта политики выступает, с одной стороны, субъективно, в форме исто­рически выработанной творческой способности, а с другой стороны — объективно, в виде Объективированных культурных форм, т. е. признанных обществом и существующих как реальность полити­ческих знаков, символов, ценностей, норм, институтов. Именно по­этому политическая культура как бы образует матрицу политиче­ского процесса, «отливающую» сознание и поведение его субъек­тов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении исторического перехода формы. Таким образом, политическая культура во всех полит. отношениях, действиях и взаимодействиях, с одной стороны, выступает как условие той или иной формы полит. активности, а с другой – как инструмент воспроизводства этих отношений и взаимодействий.

Политическая культура — неотъемлемая составная часть об­щенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых соци­альных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздей­ствие на формирование политического сознания людей и в конеч­ном счете выражается в их политических ориентациях и уста­новках, которые, в свою очередь, определяют политическое по­ведение людей.

Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных по­нятия — «политический опыт», «политическое сознание» и «политическое поведение» — составляют основные структурные элементы политической культуры. Остановимся на каждом из них подробнее.

Политический исторический опыт человечества, наднацио­нальных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития поли­тических отношений в различных формах: исторических, литера­турных, научных памятниках, политических традициях, обыча­ях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципа­ми, социально-политическими связями и т.д. Этот опыт в боль­шей или меньшей степени усваивается людьми в процессе их полит. социализации. На основе исторического познания формируется полит. сознание людей, утверждаются полит. ориентиры и образцы полит. поведения.

39. Раскройте соотношение и взаимосвязь между основными функциями политической идеологии. Какие из них приобретают первостепенное значение в процессе демократических преобразований в стране?

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, соц. групп, общества в целом.

По мнению испанского политолога Л. Санистебана, полити­ческие идеологии имеют две функции: познавательную (описа­ние и объяснение политической системы) и прагматическую (ориентация действия в определенном направлении). Обе функ­ции тесно связаны между собой, однако прагматическая является преобладающей, поскольку любая группа людей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине политической пирамиды и в соб­ственных глазах, и в глазах масс. Такое оправдание иногда не соответствует политической действительности, и в этом про­является различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зрения политической идеологии. За каждой идеологией — определенный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идео­логами.

В рамках одной политической партии идеология выполняет интегративную функцию, объединяя и сплачивая членов данной партии. В масштабах всего общества идеологии разделяют людей на группы и партии и выполняют функцию идейного размежева­ния. Главная же их функция — это либо оправдание существую­щей политической системы общества, либо требование ее изме­нения.

Любая партия, получив доступ к власти, стремится распрост­ранить свою идеологию на всех членов общества, используя систему образования и культуры, средства массовой информа­ции, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сторону, политическая идеология выполняет мобилизующую функцию.

Политическая идеология — неотъемлемая составная часть по­литической системы общества. Она образует его политико-идео­логическую подсистему, в которую включены различные поли­тические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы не­возможно функционирование политической системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые чер­ты. Политическая идеология — обязательный компонент поли­тической культуры общества, и в этом проявляется ее культур­но-воспитательная функция.

40. Раскройте взаимосвязь между политическими, экономическими и социальными процессами. Каковы особенности проявления этой взаимосвязи в современной России?

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к существенным изменениям или даже смене состояния его политической системы.

Современный политический процесс в Росии высокими темпами перевел в новое состояние ее политич. систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Развитие общего политич. процесса в современной России привело к созданию переходного типа государства, устремленного к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация Ее суть заключается в том, что усилия гос-ва направлены в первую оч., на создание экономической основы демократии (экон. + соц.) Речь идет о необходимости развития социально-ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны. Успешное дальнейшее развитие общего политич. процесса России призвано обеспечить: - повышение уровня политического руководства российским обществом; - достижение устойчивости общественных отношений; - интенсификацию деятельности по созданию правового и социального государства; - новое взаимоотношение государства с гражданским обществом; - совершенствование федеративного устройства росссийского гос-ва; - эффективные мероприятия по формированию среднего класса; - дальнейшие демократические преобразования в экономической сфере; - развитие политического плюрализма; - проведение эффективной социальной политики; - создание и реализацию четкой геополитической программмы развития страны; - соблюдение ее национальных интересов.

 

41. Дайте определение понятия “политическая сфера общества”, функционирующая как система. Каковы ее отличительные характеристики?

Предназначением политической сферы (с-мы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной. А также всех других является организация и осуществление управления обществом в целом (от общегос-венного уровня до самых мелких структур в упрвленческом комплексе). Без полит. с-мы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению и оно просто не способно было бы существовать.

Полит. с- ма одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают иразвиваются ключевые полит. процессы. Принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта с-ма привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук – эконом. Теории, права, социологии. Психологии и др. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых полит. с-мы ее изучает только одна наука – политология.

В чем заключается специфика полит. с-мы в сравнении с др. сферами общества?

Отличие политической системы общества от других систем вы­ражается, во-первых, в том, что в определенном смысле данная система выполняет верховенствующую роль по отношению к дру­гим системам. Такое положение обусловлено обязательностью вы­полнения принятых в рамках политической системы решений, предписаний, инструкций всеми другими общественными систе­мами. Выработанный в рамках политической системы полити­ческий курс становится обязательным для всего общедтва.

Во-вторых, функционирование политической системы, как это ни парадоксально, в большей мере, чем развитие других общественных систем, определяется окружающей социальной средой, в частности содержанием и характером развития эконо­мической системы. Применительно к функционированию поли­тической системы употребляются понятия «ввод информации» и «выход информации». Речь идет о том, что в данную систему извне стекается огромная информация в виде разного рода пред­ложений, требований, обращений граждан — экономических, политических и др. Например, могут быть требования индекси­ровать заработную плату, пересмотреть систему налогообложе­ния, реформировать пенсионное обеспечение, систему здравоохранения и т.п. В результате реакции политической сис­темы на эту информацию вырабатываются соответствующие из­менения, уточнения, корректировки в существующей норма­тивно-правовой базе общества. Таким образом, у нас есть все основания подчеркнуть то обстоятельство, что политическая си­стема общества, как и другие общественные системы, обладает способностью к саморегулированию, самообновлению и самовос­производству. Эту свою способность политические системы раз­личных стран многократно демонстрировали. В частности, убе­дительным примером является попытка ускоренного введения социализма в странах Восточной Европы. Политические систе­мы многих из этих стран продемонстрировали свою способность к невосприятию предлагаемых им политических институтов.

Именно отмеченная характеристика политических систем объясняет обреченность в целом прогрессивных, но несвоевре­менных политических реформ. Политическая система отторгает их, нейтрализует, а если и включает, то в деформированной до неузнаваемости форме. Отсюда вытекает вывод: возможности политических сил в управлении политической системой далеко не безграничны. Более того, они жестко ограничены рамками научного опдхода. Опорой на объективные законы развития полит. с-мы общества.

В-третьих, полит. с-ма в сравнении с др. общественными с-мами в большей степени формализована. Это объясняется высокой степенью регулирования развивающихся в ее границах отношений социальными, правовыми и полит. нормами. Данное обстоятельство служит основой определенной автономности, независимости полит. с-мы.

 







Date: 2015-09-22; view: 440; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию