Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и природа элиты как социального явления, условия и факторы ее происхождения





Предмет политологии. Охарактеризуйте содержание изучаемых ее основных закономерностей развития политической сферы общества.

 

Предмет политологии – законы и закономерности функционирования и развития полит. с-мы в обществе. Данное определение концентрирует внимание на следующих моментах.

Во-первых, политология изучает такие политические явления, как государство, политические партии, политическая демократия, избирательные процессы и т. д., функционирование которых как, раз и придает социальной жизни политический характер.

Во-вторых, любая отрасль знаний приобретает статуе науки, если поднимается до выявления и анализа объективных законов и закономерностей, предлагает технологию (механизм) использова­ния их в общественной практике. Политология призвана исследо­вать, как минимум, два вида глубинных, устойчивых взаимосвязей (закономерностей): а) политической жизни общества с другими ее сферами — экономической, социальной, духовной; б) между политическими явлениями и процессами как таковыми, а также между ними и политической властью.

В-третьих, в предмет политологии входят политическое со­знание и поведение людей. Следовательно, политология воздей­ствует на общественную жизнь не только, скажем, через полити­ческие институты, но и непосредственно, т. е. как важный идеоло­гический фактор, влияющий на политическое сознание и поведе­ние всех субъектов политики.

 

2. Дайте общую характеристику категориального аппарата политологии, его структуры (групп используемых понятий). Какие понятия политологии можно отнести к разряду ее основных категорий? Аргументируйте свой ответ.

Как и любая наука, политология осуществляет исследова­тельский процесс, используя определенный понятийный аппа­рат. Он включает, во-первых, понятия, имеющие универсальный характер, то есть применяемые многими науками. Например, такие понятия, как «система», «структура», «процесс», и др. Во-вторых, политология пользуется многочисленным аппара­том собственно политологических категорий: «политическая власть», «политическая система», «политика», «политическая партия», «политическая культура» и др.

Из категорий общего плана рассмотрим три ключевые, кото­рые упомянуты выше. Понятие «система» широко применяется в политологии. Достаточно напомнить, что предмет политоло­гии — политическая сфера общества, функционирующая как система. Как определенные системы рассматриваются полити­ческие партии, избирательные кампании, политическая власть. Данное понятие позволяет, во-первых, представить сложные объекты и процессы в виде упрощенных моделей. Во-вторых, системное представление о том или ином политическом фено­мене позволяет увидеть в нем главный, системообразующий эле­мент, а также взаимосвязанные с ним части системы, осмыс­лить содержание этой взаимосвязи.

Политическая система, как и любая общественная система, развивается на основе решения таких фундаментальных проблем, как:

* самосохраняемость и устойчивость;

* способность координировать взаимоотношения и взаимо­связи между ее составными элементами;

* приспособляемость к окружающей социальной среде в ее многочисленных проявлениях (требования широкой обще­ственности внутри страны, а также установки мирового сообщества, взаимосвязи с другими общественными сис­темами и т.д.);

* достижение целей.

Важно сразу отметить, что любая общественная система (а политическая в особенности) включает многочисленные пере­менные величины. Применительно к политической системе мож­но сказать, что практически все ее слагаемые (как и сама систе­ма) переменны. Скорость перемен различна. Однако существует группа элементов в политической систе­ме общества, которые достаточно стабильны. Речь, в частности, идет о таком понятии, как «структура». Приходят и уходят по­литические лидеры, меняются поколения, а структура полити­ческой системы остается относительно неизменной: в ее со­ставе всегда имеются институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая подсистемы. Относительно стабильна структура ряда элементов политичес­кой системы — политических партий, правительств, избира­тельных кампаний.

Наряду с понятиями «система» и «структура» в политологии используется еще одно универсальное понятие — «процесс». Оно означает явление в динамике, в движении, в развитии, в изме­нении. В политической сфере одновременно развивается множе­ство политических процессов. Это может быть формирование общественного мнения о том или ином кандидате во время предвыборной кампании, создание политической партии, формирование какой-либо политической концепции, например демократизации политических отноше­ний. Этой категорией обозначаются крупномасштабные процес­сы, такие, как реформирование российской экономики, при­ватизация и др.


Политические процессы бывают, как показывает практика, управляемыми, на них можно влиять, их можно корректировать в нужном направлении. Вместе с тем есть политические процес­сы, которые на определенном этапе становятся неуправляемы­ми

Однако абсолютно преобладающие в политологии — ее собст­венные понятия. Ими являются: политическая система, полити­ческая власть, политический режим, политическое движение, политическая культура, политическая элита, политический ли­дер, политическая партия, политическая социализация, поли­тическое сознание, политическая оппозиция, политическое ру­ководство, политический институт, легитимность политической власти, политические ценности, политическая этика, поли­тическое прогнозирование, политическая борьба, политический конфликт, популизм и др, Во всем многообразии политических понятий главным, несомненно, является «политическая власть». Как уже отмечалось, оно играет роль системообразующего зве­на в политической системе общества. Все другие понятия прямо или косвенно связаны с политической власть.

 

3. Понятие “власть”, причины и условия ее происхождения. Укажите отличительные признаки политической власти.

Власть возникает вместе с человеческим обще­ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не­обходимости продолжения рода человеческого, объективной не­однородности социальной структуры любого общества, коллектив­ном (общественном) характере труда, персональных преимуще­ствах людей в определенной сфере жизни. Важное значение име­ет психологический фактор, суть которого состоит в том, что неко­торые люди по своей природе склонны к доминированию над дру­гими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными сло­вами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отно­шения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь лю­дей делается организованной и упорядоченной.

Власть – отношения принуждения-подчинения между


социальными субъектами, один из которых (субъект власти) заставляет другого (объект власти) делать то, что необходимо субъекту и что объект принуждения может быть и не намеривался делать. Но вынужден в силу наличия у субъекта необходимых для принуждения ресурсов.

В политической литературе существует множество трактовок природы власти. Стоит выделить из существующих концепции наиболее общие подходы. Первый подход (обозначим его как психологический) характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в концентрированной энергии, заставляющей других людей повиноваться. Чаще всего эта концентрированная энергия именуется властной волей или «волей к власти» (Ф. Ницше). Отголосок такого подхода к интерпретации природы можно встретить в «Энциклопедическом словаре по политологии» — М., 1992, где власть истолковывается как «особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения». Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Волевую природу власти отмечают многие направления в политологии, но психологическая ее интерпретация наиболее ярко представлена в школе психоанализа. Воля к власти рассматривается здесь как естественное состояние человека. Она связана с проявлением бессознательных структур психики человека. В классическом психоанализе (3. Фрейд) стремление к власти или обладание ею истолковывается как сублимация подавленного либидо (полового влечения) или как субъективная компенсация физической или духовной неполноценности человека. 3. Фрейд и его последователи объясняли, например, стремление Наполеона к власти как следствие бессознательного переживания им своей неполноценности в связи с маленьким ростом. В современных психоаналитических теориях выражением этой воли к власти объясняются многочисленные проявления агрессивности людей. Наряду с психологическим существует социологический под­ход к истолкованию природы власти. Многие сторонники этого под­хода не отрицают волевого начала в природе власти. Однако сторон­ники социологического подхода переносят акцент с «властной воли» на социальное взаимодействие. Классическое определение власти, с позиций такого подхода, дал Макс Вебер. Он определяет власть «как любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне
зависимости от того, на чем такая возможность основывается». Та­ким образом, власть при такой трактовке выступает как социаль­ное отношение, проявляющееся в возможности одной стороны этого отношения проводить свою волю, добиваться своих целей вопреки желанию другой стороны, навязывать этой другой стороне определенную линию поведения.


Политическая власть – отношения принуждения-подчинения, основанные на легитимном использовании силовых ресурсов (угрозе применения силы) и характеризующиеся:

всеобщностью (тотальностью);

обязательностью (верховенством);

моноцентричностью (использование гос-ва как основного института легального принуждения);

широчайшим спектром ресурсов влияния (помимо силовых).

Ф-ции политической власти:

- принятие политических решений;

- организация исполнения;

- контроль за исполнением.

 

4. Понятие “лидерство”. Природа и сущность лидерства в обществе. Особенности политического лидерства.

Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там. Где есть социальные группы, закономерно существует лидерство. Социальная группа распадается на лидеров и рядовых членов. Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — это лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значи­мых с точки зрения группового интереса. Лидер — это лицо, спо­собное воздействовать на других в целях интеграции совместной де­ятельности для достижения групповых целей.


С понятием «лидер» тесно связано понятие лидерство. Под «лидерством» понимается сложный механизм взаимодействия ли­деров и ведомых, которое связано с активным и действенным вли­янием на людей, управление ими.

Дифференциация на лидеров и ведомых характерна не толь­ко для политической элиты. Лидерство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях общественной организации, лидера — центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц можно практически выделить в каждой сфере деятельности, в любой исторический период. Уже на первых этапах разви­тия человека его существование было немыслимо без формирова­ния и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые по­лучали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников.

Одной из наиболее развитых форм лидерства является поли­тическое лидерство. Политический лидер – это человек, который наилучшим образом в данном социуме выполняет ф-цию регулирования отношений в силу наличия у него определенного политического статуса (как формального, так и не формального).

Одна из фундаментальных типологий политического лидер­ства была предложена М. Вебером. В ее основе лежит классифика­ция лидеров по истокам авторитета. М. Вебер различал:

1. Традиционное лидерство — право на лидерство основано на существующих в обществе традициях. Например, старший сын монарха после его смерти признается монархом. Такой тип лидерст­ва в большей мере присущ доиндустриальному обществу.

2. Рационально-легальное лидерство — право на лидерство возникает вследствие установленных в данном сообществе фор­мальных узаконенных процедур. Это по сути дела бюрократичес­кое лидерство. В нем лидер-чиновник получает авторитет не в силу традиции или каких-то особых качеств, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостно­сти системы. Бюрократическое лидерство присуще индустриаль­ному обществу.

3. Харизматическое лидерство — основано на вере в сверхъ­естественные способности лидера, на культе его личности. Оно име­ет эмоциональную основу.

Понятие «харизма» означает «божия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновен­ных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверх­человеческими, исключительными способностями. Они рассматри­ваются как исходящие из божества и на их основе индивид призна­ется лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру.

Таким образом харизматический авторитет не связан с норма­тивным порядком назначения на управляющую должность и зави­сит также не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Услов­ный характер харизматических отношений, как правило, не призна­ется его участниками. Лидер верит в свое призвание, последователи верят в своего лидера, поддержка рассматривается как священный долг последователей, а всякое сомнение в его харизме — как отступ­ничество и даже святотатство.

По Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие их вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки того, что принято в данном обществе, и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следователь­но, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или ре­волюционную роль.

Харизматическое лидерство имело широкое распространение на ранних этапах человеческого развития. Однако эпоха рациональ­ности, выдвинув новый тип лидерства, не смогла устранить причины появления харизматических лидеров. Их появление возможно в лю­бом обществе. XX век показал, что лидер с харизматическими каче­ствами может превратиться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подоб­ный лидер требует беспрекословного подчинения своей воле и сам полон внутреннего убеждения, что он один знает способ решения стоящих перед обществом задач.

Необходимость в харизматическом лидере обычно проявля­ется в период социальных кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в состоянии адекватно реагировать на из­менившиеся условия и принимают стандартные решения. Кризис­ные явления создают острую неустойчивую обстановку, которая по­рождает в общественном сознании надежду на некое чудо, способ­ное разом решить накопившиеся проблемы. В этих условиях знания и рационально-обоснованные ориентации начинают заменяться ве­рой. Кризис административно-командной модели социализма в кон­це 80-х — начале этих годов вызвал к жизни целую плеяду лидеров этого типа. Люди верили, что эти лидеры имеют особые качества, дающие способность решить наболевшие общественные проблемы, создать для них светлое будущее. Но по истечение необходимого промежутка времени их ждало серьезное разочарование. В боль­шинстве стран бывшего «социалистического содружества» рядовые граждане отвернулись от своих былых «кумиров».

Теории политического лидерства.

Существует 4 основных теории лидерства.

Теория черт. “Теория черт” пвтается объяснить необходимые качества, определяющие специфичность лидера как субъекта, психологическими чертами характера. Сторонники этой теории основное внимание уделяют чертам характера, личным психологическим качествам лидера. С точки зрения этой теории лидером может стать не всякий. Лидерство – это природный дар, лидером рождаются. Человек становится лидеором благодаря таким чертам характера, как ум, энергия, воля, храбрость. Выделяются также такие качества, как инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т.д.

Ситуационная теория теория лидерства. Представители ситуационной концепции считают, чтобы стать политическим лидером, необходимы определенные психологические и профессиональные качества. Однако инициативное, лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации. Т.о. предствители данного подхода рассматривают лидерство как FOREX-цию ситуации. Появление лидера есть результат стечения времени, места и обстоятельства.

Социальная теория. Мотивация лидера.

Психологическая теория (социум). Психологический подход стремится дать психологическое объяснение истоков и функций лидерства. Сторонники этого подхода З.Фрейд и его последователи в своей теории исходят из признания огромного значения в жизни людей бессознательного. Решающую роль в структуре бессознательного, по мнению З.Фрейда, прежде всего, играет сексуальное влечение, “либидо”. Влиянием этих инстинктов З. Фрейд и егопоследо ватели в политологии пытаются объяснить как причины стремле­ния к власти, к лидерству во взаимоотношениях индивида с други­ми людьми, так и принятие и даже поощрение этого стремления со стороны ведомых.

Фрейдизм делает акцент на компенсаторской функции ли­дерства. Сам 3. Фрейд связывал стремление к лидерству с подавлен­ными сексуальными влечениями, которые через механизмы субли­мации (переключения половой энергии в сферу творчества) и ком­пенсации формируют мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоря­жаться ими. Последователь 3. Фрейда Ф. Адлер объяснял стремле­ние к лидерству «комплексом неполноценности». Согласно учению Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали­зирует свои творческие способности. Эту актуализацию Ф. Адлер, ис­пользуя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций, организаций, социальных групп и т. д. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.

Психологический подход пытается объяснить феномен лидер­ства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. С точки зрения фрейдизма, в любом сообществе существует либидозная связь — любовь. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье — ребенок — мать — ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и, прежде всего, отец, выступают для ребенка как выс­ший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авто­ритет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ре­бенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Че­ловек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное. Потребность в авторитете, утверждают фрейдисты, живет в массовом сознании как подсознательное выражение тоски по Отцу. Отсюда объясняется и по­требность в лидере. Лидер отождествляется с Отцом. Крупные лиде­ры стремятся использовать эту потребность в авторитете, чтобы вес­ти за собой массы. Отсюда вырастает идеология вождизма, вера и культ Отцов нации, теория и практика патернализма, когда лидеры выступают с позиций отеческой заботы по отношению к обществу.

 

Сущность и природа элиты как социального явления, условия и факторы ее происхождения.

Термин “элита” происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный. Говорят “элитный скот”, “элитное зерно” и т.д. для того, чтобы подчеркнуть, что это лучшее, отборное. В политическом лексиконе термин «элита» первоначально также имел именно такой оттенок. Считалось, что править обществом должны лучшие, специально предназначениые для этого люди. Исторически термин «элита» и относится к лучшей, наиболее ценной для общества социальной группе, стоящей над массами и призван­ной в силу обладания особыми качествами управлять ими.

Элитаристский подход в интерпретации правящего слоя общества в той или иной форме присутствует во многих социально-политических теориях. В XIX веке наиболее ярко о необходимости установления власти элиты, лучшей, отборной части человечества,!писал Ф. Ницше. Однако термин «политическая элита» в современ­ном его истолковании как своеобразной социальной группы «орга­низованного меньшинства», обладающей реальной властью над.всем обществом, был введен в политологию в начале XX в. работами австрийского политолога Р. Михальса и итальянских политологов Г. Моска и В. Парето.

Р. Михальс в своем исследовании внутреннего механизма функционирования немецкой социал-демократии сформулировал железный закон олигархии, который звучит так: Процесс захвата власти меньшинством неизбежен. Всякая организация стремится быть управляемой меньшинством, которое осуществляет свою власть над большинством. Г. Моска, развивая это положение, гово­рит о политической элите как особом более или менее закрытом классе, «политическом классе». «В любом обществе или любом месте, — писал Г. Моска, — все то, что в управлении является предпи­сывающей частью, осуществлением власти и содержит в себе ко­манду и ответственность, всегда есть компетенция особого класса, элементы которого могут варьироваться самым различным образом в зависимости от специфики века или страны. Однако, как бы этот класс ни складывался, формируется всегда он как ничтожное мень­шинство против подчиняемой им массы управляемых».

В. Парето вводит в политологию понятие «элита» и «контр­элита». Человеческое общество, по мнению В. Парето, неоднородно. Индивиды отличаются друг от друга физическими, моральными и интеллектуальными качествами. Совокупность групп индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, по­лучают наименование элиты. Таким образом, элита общества, по Парето, — это определенная группа людей, которая в силу своих врожденных психологических свойств демонстрирует выдающиеся качества или доказывает наивысшие способности в своей сфере де­ятельности. Главная идея термина «элита», подчеркивал В. Парето, — превосходство. «В широком смысле я понимаю под элитой сооб­щество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самы­ми разнообразными способностями обладают в высшей степени».

По Парето, элита делится на правящую, прямо или опосредо­ванно участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту. Контрэлита — это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но в данном обществе не имею­щих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. При определенных обстоятель-ствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами.

Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших команд­ные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго ор­ганизованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. Следовательно, для возникнове­ния этой группы должны существовать -определенные объектив­ные предпосылки. Разберемся же, что это за предпосылки или при­чины деления общества на правящую элиту и подчиняющееся ей меньшинство.

Эти предпосылки (причины) можно подразделить на три уровня. Первый уровень составляют общесоциальные причины: разделение общественного труда и социальная стратификация об­щества. Закон разделения труда и связанная с ним социальная стратификация общества обусловливают дифференциацию со­циальных функций, выполняемых различными группами, слоя­ми. Функционирование общества возможно только благодаря раз­делению труда, когда каждая социальная группа, слой осуществ­ляет решение жизненно важных для всего социального организма задач: одни занимаются производством материальных благ, дру­гие создают духовные ценности, третьи — управляют и т. д. Для нормального функционирования общественного организма необхо­димо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некото­рые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так на основе иерархии социальных функ­ций складывается соответствующая иерархия групп, слоев и клас­сов, их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставят­ся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только через эти функции обеспечивается единство социального организма, создается необходимая предпосылка для успешного выполнения других функций. Таким образом, существование элиты объясняется высокой общественной значимостью управленче­ского труда и его соответствующим стимулированием в виде сис­темы привилегий и других форм.

Такая форма стимуляции применяется во всех политических системах, чтобы создать повышенную мотивацию деятельности по управлению государством. Однако здесь проявляется не только предпринимаемая обществом, государством мотивация, но и внут­ренняя мотивация для индивидов подняться «наверх», занять ко­мандные позиции в управлении государством. Дело в том, что поли­тика — управленческий труд прямо связан с распределением цен­ностей и ресурсов. Широкие возможности использования политики — управленческого труда являются важнейшим стимулом, а значит и фактором существования правящих элит.

Социальное неравенство — это неравенство статусов. Это неравенство может быть обусловлено экономическими причинами. Индивиды и группы, которые обладают собственностью, и преж­де всего, собственностью на средства производства, занимают гос­подствующее положение и в сфере управления, и в сфере распре­деления и потребления материальных благ.

В то же время это неравенство может вытекать из способнос­тей индивидов выполнять ту или иную социальную роль. В частнос­ти, роль компетентного руководителя требует высоких интеллекту­альных и волевых качеств, обширных знаний и навыков управленче­ской деятельности. Но люди от природы наделены не одинаковыми способностями. Таким образом, природное дарование, психологиче­ское неравенство людей является второй важнейшей предпосыл­кой деления общества на элиту и массу.

Наряду с общесоциальными и психологическими факторами возникновение и существование правящих элит обусловлено органи­зационными факторами. Существование государства как организа­ции приводит к возникновению иерархии власти. Система власти в организациях имеет вид пирамиды, на вершине которой располагает­ся управляющая система, а внизу у основания различные ступени уп-• равляемых подсистем. На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая подчинен­ность низших звеньев высшим должностным структурам и лицам. Ие­рархическая соподчиненность построения организаций обеспечивает достижение единства цели, придает организации устойчивость и эффективность. Таким образом, сам принцип организации делит госу­дарство, партию, профсоюз и т. д. на руководящее меньшинство и ру­ководимое большинство. Руководящее меньшинство — это лидеры ор­ганизации и административный (бюрократический) аппарат. Иссле­дователи отмечают, что одной из характерных черт бюрократической организации является концентрация власти в руках этого аппарата — узкой группы управленцев. Первичный источник этой концентра­ции власти заключается в той большой роли специализированного знания по управлению, которым обладают представители данной со­циальной группы. Контроль за ней со стороны неспециалистов возмо­жен лишь в очень ограниченной степени.

Отсюда вытекает относительная самостоятельность функцио­нирования бюрократии, ее стремление замкнуть деятельность и цели организации на своих узкогрупповых интересах. Уже К. Маркс отме­чал существование особого «корпоративного интереса» государствен­ной бюрократии. В результате управленческий аппарат вместо того, чтобы обслуживать цели организации, концентрирует свое внимание на защите материальных интересов правящей элиты организации. Исследователи отмечают, что главная цель правящей элиты — это удовлетворение своих собственных потребностей и защита своих групповых интересов. Членов правящей элиты объединяют прежде всего интересы, которые связаны с обладанием рычагами власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, мобилизовать и упрочить позиции элиты как таковой и, следовательно, позиции каждого ее члена.

И наконец, имеются чисто-политические факторы возникно­вения политической элиты, вытекающие из особенностей функци­онирования политической сферы общества. Политика не является сферой всеобщего интереса. Для большинства людей включение в политику побочное дело. Активной политической деятельностью, как правило, занимается меньшинство. Таким образом, политичес­кая пассивность широких масс населения, главные жизненные ин­тересы которых лежат вне политики, является важным фактором существования политической элиты. Даже в самых развитых демо­кратических странах в реальной политической практике существу­ет высокая степень отчуждения масс от процесса принятия полити­ческих решений и контроля за политикой. Власть народа и управле­ние народом разделены.

Немаловажную роль в этом имеет тот факт, что технология политического властвования требует выполнения политическими институтами их функций в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом при принятии решений. Имеет значение и то, что выработка многих политических решений требует специализированных профессиональных знаний, что резко ограничивает контроль за властью «снизу».

Под формой правления понимают форму устройства полит. власти, представляющую совокупность органов гос-ой власти и порядок взаимоотношений между ними.

Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и фор­ма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Не­обходимо помнить и то, что политический режим весьма, подвижен и динамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько, с ее содержанием.

6. Дайте определения государства: как политической общности и как центрального политического института общества. В чем сходство и различие данных определений? Какие признаки государства в них отражены?

Термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком, собственном, значении государство – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

Т.е., с одной стороны, государство – это центральный институт политической системы, создаваемый обществом для регулирования определенных отношений на основе права о обладающий следующими признаками:

1. Наличие определенной территории, которую распространяется юрисдикция данной власти, а также деление территории на административно территориальные единицы, для повышения эффективности власти.Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.

2. Национальное самоопределение. Государство объединя­ет все население, проживающее на данной территории. Субстан­циональным элементом государственности выступает политичес­ки самоопреляющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, ког­да в обществе созданы предпосылки для национального, самоопре­деления, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах.

3. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат -— это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию.

4. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устадавленных и санкционированных публичной властью. Только госу­дарство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государст­венного аппарата.

5. Налоги — обязательные платежи с граждан и коммерчес­ких организаций, которые взимает публичная власть для покры­тия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства.

6. Суверенитет — государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

С другой стороны, в историческом плане гос-во можно считать первой политической общностью. Закономерно, что термин “политика” и производные от него слова ведут свое происхождение от слова “полис”, которым древние греки обозначали свои города-государства.У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых интересов.

 

7. Понятие “политический режим”, его существенные характеристики. В чем различие понятий “политический режим” и “форма правления”?

Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления полит. власти, фиксированных в законах и реализуемых субъектом власти на практике.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки полит. режима:

1. Политический режим свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы, убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом, процес­суальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на' первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.

2. Суть политического режима заключается в том, что это итоговое политическое состояние (политическая ситуация) в дан­ной стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много воз­можных вариантов политического режима. В странах, где суще­ствует устойчивый баланс политических сил, где достигается со­гласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону про­гресса и демократии, или в сторону антидемократизма.

3. Демократия служит главным критерием оценки политичес­кого режима. Последний как бы замеряет "дозу" демократии в политической-жизни страны. "Если это соотношение в пользу де­мократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот — появляются признаки авторитарного режима". Ког­да "доза" демократии нечеткая — налицо смешанные режимы.

Критерии классификации:

источник и носитель власти;

цели субъекта власти (в борьбе за власть и в процессе ее реализации: как возник данный режим и какие полит. режимы находятся у власти?);

наличие оппозиции и ее роль в полит. жизни общества;

основные методы регулирования общ. жизни;

положение личности в обществе, наличие механизмов защиты ее прав и свобод.

Типы политических режимов

Недемократические (авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный).

Демократические.

Что же такое форма правления?

 

8. Дайте определение понятия “гражданское общество”. Раскройте характерные черты гражданского общества. Почему демократия есть тот политический режим, в котором формируется гражданское общество?

Гражданское общество – совокупность граждан, обладающих высоким общественным статусом, и негосуларственных добровольно сформированных структур во всех сферах жизни, отношений между ними. Эта совокупность способно сдержать чрезмерное усиление гос-ва и экстремистские процессы в обществе.

Характерные черты:

1.Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

2.Реальные возможности для саморазвития и самовыражения личности

3. Коллективизм, идущий “снизу” от свободной личности

4. Самоуправляемость и самостоятельность граждан

5. Правовое равенство гражданина, гос-ва и общества

6. Способность сдержать всевластие гос-ва и экстремизм в обществе.

Смысл существования гражданского общества: 1) обеспечивать свою жизнь и 2) контролировать власть.

Почему же именно при демократическом режиме формируется гражданское общество?

Цервая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения — частные собственники. Разумеется, представители крупного биз­неса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жиз­ни их семей является частная собственность. Им не про­сто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного — источника средств для жизни. Поэтому не удивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энер­гичные усилия ее обладателей.

Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные усилия: разного рода объединения собственни­ков с одинаковыми интересами; ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Таким образом, частная собственность, будучи наиболее развитым институтом демократического общества, является пер­вой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую само­организующуюся общественную структуру. Именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с други­ми свободами предполагает хозяйственную систему, развиваю­щуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное — противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.

Третья причина необходимости возникновения и функцио­нирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетво­рять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающи­еся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство не может иметь информацию обо всех этих интересах. Значит, не­обходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и сред­ствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества. Конеч­но, широко распространено и отстаивание своих интересов граж­данами в одиночку.

В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого куль­турного значения. Сюда же относятся многочисленные движе­ния (например, в связи с протестом против осуждения не­виновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масш­табов. Типичный в этом отношении пример — движение «зеле­ных» в западноевропейских странах. Превратившись в мощную силу, оно добилось того, что государство выделило немалые дополнительные ресурсы на охрану окружающей среды и вне­сло изменение в законодательство, регулирующее этот процесс.

Таким образом, третья главная причина, делающая необхо­димым возникновение и развитие гражданского общества, — это исключительное многообразие интересов граждан демо­кратического общества. Важно подчеркнуть, что именно в демо­кратическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.

От вопроса о необходимости гражданского общества в усло­виях демократии переходим к раскрытию его возможности. Де­мократия не просто делает гражданское общество насущно не­обходимым, она создает все основные условия для его возник­новения и развития. Отметим наиболее важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества — это соци­альная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин — основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

Важным условием функционирования гражданского обще­ства является гласность и связанная с ней высокая информиро­ванность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйствен­ную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предприни­мать шаги по их разрешению.

И наконец, основополагающим условием успешного функ­ционирования гражданского общества является наличие соответ­ствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Рассмотрение вопросов о необходимости и возможности су­ществования гражданского общества дает основание подчерк­нуть его функциональную характеристику. Основная функция граж­данского обществанаиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

9. Дайте определение понятия “политическая партия”. Раскройте существенные признаки политических партий, укажите на их отличия от групп интересов, лоббистских групп, общественно-политических движений.

Политическая партия – специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев определенной идеологии и ведущая борьбу за хавоевание полит. власти или, как минимум, за участие в осуществлении гос. власти.

Признаки политической партии:

1. Наличие определенной идеологии и стремление использовать власть в соответствии с этой идеологией.

2. Наличие определенной структуры: партийного аппарата, штаба, сети первичных партийных организаций, в которых осуществляется деятельность рядовых членов партии.

3. Наличие программы и устава партии, в которых отражены идеология и основные цели партии.

4. Работа по разъяснению идеологии и целей партии и привлечение на этой основе новых сторонников.

5. Самодеятельные и добровольные начала (партия – организация гражданского общества).

Чем политические партии отличаются от других объединений и движений? Выделим основные различии.

Во-первых, непосредственная цель политических партий – овладание властью или участие в ее реализации. Такую цель не преследуют все другие общественные объединения (группы давления, группы интересов, общины, секты и др.). Непартийные организации ставят задачу решить свои проблемы в рамках сложившегося режима правления. Партии же, выдвигая собственные программы решения- и внешнеполитических задач. Могут ставить вопрос об изменении полит. власти в стране.

Во-вторых, все политические партии в отличие от других общественных организаций всемерно стремятся к обеспечению широкой их поддержки населением во время избирательных кам­паний.

В-третьих, политические партии рассчитаны на длительный срок деятельности (в отличие, например, от общественных дви­жений, которые, достигнув определенной цели, исчезают с исторической арены, от групп давления, групп интересов). Даже достигнув поставленной цели (завоевание власти), политичес­кие партии продолжают свою деятельность, направляя ее в рус­ло удержания, реализации власти в целях претворения в жизнь выдвигаемых программ.

10. Понятие “избирательная система”. Раскройте содержание принципов (существенных черт, критериев) избирательной системы, которые закреплены в законодательстве демократических государств. Приведите конкретные примеры.

Избирательная система – совокупность правил. Приемов. Процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование представительных органов власти.

Избирательная система включает в себя:

- избирательнын права нраждан (активное и пассивное)

Цензы:

1) возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста

2) ценз оседлости, выдвигающий в качестве условий допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или стране

3) образовательный ценз

4) статусный ценз

Законодательство о выборах предусматривает определенные ограничения, а также требования к кандидатам в депутаты. Это тоже в разных странах различно. Например, в палату представи­телей конгресса США может быть избран лищь американец, достигший 25-летнего возраста и являющийся гражданином США не менее семи лет. Депутат обязательно должен быть жителем того округа, от которого он избран. Это важное и вполне раци­ональное требование, потому что такой депутат знает интересы и нужды избравших его людей, способен бороться за них в выс­шем органе законодательной власти. (Заметим, что законода­тельство о выборах в России такого требования не предусматри­вает. Депутат, живущий в Москве, может быть избран от любого избирательного округа.) По законодательству о выборах США в сенат избираются лица, достигшие возраста 30 лет. Они должны быть гражданами США не менее девяти лет и жителями того штата, от которого избраны.

В зарубежных странах в законодательстве о выборах большая роль отводится требованиям к кандидатам. Например, в Велико­британии для кандидатов, баллотирующихся в палату общин британского парламента, предусмотрен ряд ограничений. Чле­нами этой палаты не могут стать:

- иностранцы;

- лица, занимающие некоторые должности, например судьи;

- профессиональные кадровые служащие министерств и цен­тральных ведомств, дипломатические работники;

- военнослужащие;

- руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, Независимое телевизионное управление и др.).

Данные исключения имеют серьезные обоснования: пребы­вание на указанных должностях требует политической бесприст­растности, судейской сдержанности и иных качеств, несовме­стимых с Членством в парламенте. Вместе с тем британская избирательная система предполагает, что лица данных профессий могут быть избраны в палату общин. Если они попадут в отставку с занимаемых ими постов.

- принципы формирования представительного органа власти

- порядок выдвижения кандидатов

Законодательством предоставляется право выдвижения кандидатов отдельным лицам, группам граждан и партиям. Лишь в двух странах (Австрия и Швеция) исключительное право выдвижения кандидатов предоставлено партиям. Однако на практике партии во всех странах играют боль­шую роль в выдвижении кандидатов, а также в организации и проведении выборов. Как конкретно осуществляется выдвиже­ние кандидатов в разных странах? Приведем несколько приме­ров, отражающих реальную практику.

В Германии право выдвижения кандидатов в бундестаг при­надлежит политическим партиям, избирателям, а также непар­тийным группировкам. Регистрация беспартийных депутатов производится, если заявление подписано не менее чем 200 избира­телями, проживающими в данном избирательном округе.

В Италии согласно закону о выборах в палату депутатов пар­ламента могут выдвигаться кандидаты от политических партий, партийных групп и отдельных избирателей. Список кандидатов должны подписать не менее 350 избирателей.

В США все вопросы, связанные с выборами, регулируются законодательством штатов. За двумя партиями —Демократичес­кой и Республиканской во всех штатах и федеральном округе Колумбия безоговорочно признано право выдвигать своих кан­дидатов. За другими партиями такое право признается в случае, если они соберут необходимое число подписей избирателей в каждом штате (например, Нью-Йорк — 2 тыс., Иллинойс — 25 тыс., Огайо — 5 тыс.). Главные партии США выдвигают своих кандидатов либо на партийных конференциях, либо посредством первичных выборов («праймериз»). Первичные выборы бывают открытыми и закрытыми. В подавляющем большинстве штатов США они бывают закрытыми. В них голосование идет по каждо­му кандидату отдельно. Участвуют только зарегистрированные (то есть сделавшие официальное заявление о принадлежности к партии) республиканцы и демократы.

- порядок проведения предвыборной кампании

- процедура голосования и подсчета голосов

В законодательстве о выборах специально предусматриваются порядок и процедура голосования. Они, как и другие аспекты избирательных кампаний, в разных странах различны. Например в Великобритании процедура голосования произво­дится путем подачи бюллетеня. До начала голосования председа­тель избирательного участка обязан показать присутствующим, что урны для голосования пусты, а затем опечатать их. После этой процедуры начинается голосование. По окончании голо­сования все урны передаются в центральный избирательный участок для подсчета голосов. Подсчет происходит под контро­лем агентов по подсчету голосов.

Все примеры приведены по данным 2002 года.

 

В современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены два основных типа: мажоритарная система и пропорциональная система.

Мажоритарная избирательная система – система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того. Какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50% + 1 голос), систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос, и квалифицированное большинство.

Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии и др. странах.

Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов власти через партийное представительство, в которой места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Пропорциональная система имеет две разновидности:

1. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах своей страны (например, Федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются.

2. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения.

3. Пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием (сам избиратель устанавливает приоритетный список).

Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и др. странах.

 

11. Понятие “политическая культура” и ее структурные элементы. Назовите критерии высокой политической культуры.

Политическая культура – необходимый элемент политической системы, это процесс субъективации (т.е. осознания, оценки и переоценки, интеллектуального присвоения). полит. реальности и существующего в фиксированных формах полит. опыта по ее освоению в соответствии с актуальным уровнем развития культуры общества в целом, и одновременно процесс объективации (опредмечивания в различных формах) субъективированного (и субъективного) в полит. отношениях.

С точки зрения концепции культуры как формы деятельности, взаимосвязи политического сознания и политического поведения культура участия включает в себя четыре элемента: когнитивный, аффективный, оценочный, поведенческий.

1. Когнитивный (познавательный) элемент составляют политические знания и представления о различных сторонах политической общества: о политической системе и ее отдельных институтах, политическом режиме, об основных акторах политики, о принимаемых решениях и их реализации и т. д.

2. Аффективный (эмоционально-чувственный) элемент составляют чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в политической жизни общества, эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение и отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение и т. д. Сюда же входят и конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь “к спасителям Отечества”, разочарование по поводу неисполнения предвыборных обещаний со стороны конкретных политиков, партий и движений.

3. Аксиологический (оценочный) элемент составляют выработанныесубъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам, полит. Убеждениям, идеологическим предпочтениям, ориентации и установкам..

4. Поведенческий компонент — результат когнитивного, аффективного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирорования на происходящие в политической жизни события.

1. Другая (“чужая”) культура.

2. Политический опыт в объектированной фиксированной форме

- политико-культурные тексты есткственного (первичного) языка. “Большая письменная традиция”: научные тексты, философские трактаты. Художественная литература и т.п.

“Малая устная традиция”

- семиотическая система искусственного (вторичного) языка – языка культуры (полит. символы, полит. Традиции, обычая, полит. Ритуалы и т.п.)

- институциональные формы (полит. институты, правовые нормы (как образцы поведения)).

3. Политич. процесс (полит. реальность)

4. Холическая (общая) культура.

Высокая политическая культура выделяется в соответствии с критерием выделения типов полит. культуры – базовые ценности (в данном случае человек с его потребностями и интересами), на которые ориентируется та или иная общность в полит. деятельности или в полит. процессе.

 

12. Понятие “политическая идеология”. Раскройте существенные характеристики политической идеологии, ее роль и функции в обществе. Назовите основные политические идеологии современности.

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, соц. групп, общества в целом.

Формы проявления:

- политические партии

- полит. концепции

- полит. идеи

- социально0политические идеалы

- политические принципы, ценности, нормы

- политические лозунги

- политические программы.

Функции:

- познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности.

- Мобилизационная (различные формы воздействия на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей)

- нормативно-регуляторная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых полит. ценностей, установок. Целей. Мотивов и норм поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных полит. решениях гос-ва и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках полит. системы со стороны гос-венных институтов и со стороны гражданского общества.

- контрольная

- политическая социализация

 

В политической идеологии принято выделять три уровня: тео­ретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются опреде­ленные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т. е. стройную, непротиворечивую, внутренне со­гласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.

Программно-директивный. На этом уровне социально-фи­лософские принципы и идеалы переводятся в конкретные полити­ческие программы, лозунги и требования политических элит, поли­тических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждеб­ным классам и социальным группам. Через политические програм­мы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы не возможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственно­го аппарата.

Поведенческий. Внедрение в общественное сознание опреде­ленных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требо­ваний приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккуму­лировать их энергию, направлять ее на определенные формы дейст­вия. Сила той или иной идеологической системы определяется степе­нью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплоще­ния в практических делах и поступках широких слоев населения.

Таким образом, политическая идеология предстает как систе­ма мировоззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политичес­ких ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Наиболее крупные из них:

1.Либерализм – учение, идейно-политическое движение, которое ориентировано на организацию общественной жизни, основанную на признание политических и экономических прав и свобод индивида, на ограничении роли гос-ва в обществе.

2.Консерватизм - учение, идейно-политическое течение, ориентированное на сохранение традиций, на основе которых общество выстраивает отношения. “Не надо реформ, не надо перемен”

3.Социал-демократизм – учение, идейно-политическое движение, ориентированное на постепенное формирование “демократического социализма”. Это идеология рабочего класса, сторонники которой выступают за самую широкую социальную роль гос-ва на основе интересов общества. Равнопр. Форм собственности в экономике.

 

13. Дайте определение понятий “процесс” и “политический процесс”. Раскройте содержание понятий “частные политические процессы” и “общий политический процесс”. Приведите конкретные примеры.

Слово “процесс” (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта; 2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Т.о., это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества.

Политический процесс – это совокупность действий и неинституциализированных субъектов по осуществлению совокупности специфических функций (дисфункций) в сфере власти; это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики; совокупная деятельность всех субъектов политики, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием полит. с-мы, использованием полит. гос-венной власти. Посредством которых осуществляется управление обществом.

Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности полит. процессов выделяются две группы – общие и частные. Полит. Процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержа­нием, формами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов не может быть организовано иначе как в раздельном постижении общих и частных политичес­ких процессов. Однако сразу отметим, что эти две группы про­цессов тесно связаны между собой. Более того, частные полити­ческие процессы могут оказывать существенное влияние на со­держание, формы и скорость протекания общего политического процесса.

Итак, общий политический процесс охватывает все общество и ведет к существенному изменению или даже к смене состояния его политической системы.

Частные политические процессы — это различные, исклю­чительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных полити­ческих целей, не затрагивающих состояние политической си­стемы общества в целом. Соответственно частные политичес­кие процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по уп­равлению обществом). Эти процессы также отражают различ­ные пути презентации различными политическими партия­ми, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличных шествиях и. т.д.). К частным политическим процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. Про­цессы могут протекать на государственном уровне, в регио­не, городе, деревне, внутри разных социально-демографи­ческих групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в по­литических партиях и т.д. Несмотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализа­ция не ведет к существенным изменениям политической сис­темы общества. Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене мо­нархии республ







Date: 2015-09-22; view: 948; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.101 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию