Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия и факторы, возникновения политических партий, основные этапы партогенеза. Внутренняя структура политических партий





Политическая партия – специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев определенной идеологии и ведущая борьбу за хавоевание полит. власти или, как минимум, за участие в осуществлении гос. власти.

Политические партии в современном их понимании возникли сравнительно недавно. Однако само понятие «партия» в значении группа лиц, борющихся за власть, вероятно, известно человечеству так же давно, как и понятие «власть». Данный термин был известен уже в Древнем мире. Аристотель упоминает о парти­ях жителей горы, равнины и прибрежной полосы. Им обозна­чались группы политиков, входящих в ближайшее окружение вождя (партия Цезаря, Суллы и др.). Это же понятие употреб­лялось при характеристике группы людей, управляющих го­сударством.

Последующие исторические эпохи также давали примеры политических групп типа партий. Например, в средневековой Европе возникали многочисленные враждующие группы
придворных. В Италии вели борьбу партии гвельфов (сторонни­ки Папы Римского) и гибеллинов (сторонники короля). Аристократические коалиции в позднем средневековье скла­дывались в зависимости от религиозных предпочтений (пури­тане, англикане).

Большую роль в партогенезе, то есть в процессе возникно­вения и развития партий, сыграли события конца XVII—нача­ла XVIII в. Это, как известно, был период становления в За­падной Европе и США буржуазных государств. На историчес­кой сцене появляется «третье сословие», происходит ограни­чение абсолютной монархии, в результате усложняется поли­тическая система многих государств. Затем введение всеобщего избирательного права (XIX в.) резко повышает роль системы представительной власти. Сложилась ситуация, при которой обретение и сохранение политической власти требовало мас­совой поддержки. Другими словами, история сформировала политическую среду, в которой с необходимостью стали воз­никать политические партии.

Внутренняя структура политической партии представлена руководством и рядовыми членами. Первое. В свою очередь, представлено штабом партии и функционерами.

Штаб партии- это лидеры партии, ее наиболее авторитетные и опытные деятели, идеологи, мозговой центр. Это небольшая группа (партийная элита), определяющая общий полит. курс, конкретные цели и средства их достижения, разрабатывающая программу партии.

Функционеры – это партийные активисты. Работающие на всех уровнях, как в центральных, так и в местных органах партии. Они являются организаторами работы всех звеньев партии и проводниками ее полит. линии.

Рядовые члены, как правило, работают в первичных организациях. Они действуют в соответствии с полит. курсом партии, выполняют задания партийного руководства. Все партии стремятся к увелечению числа своих членов.

1) Электорат (не разделяя идеологию партии, голосуют за нее)

2) Сочувствующие (считают партию социально необходимой, часто те, кто финансируют, считают так или иначе необходимой)

 

24. Основные типы избирательных систем. Дайте их краткую характеристику, приводя примеры стран, в которых они используются. К какому типу относится избирательная система Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ.

Избирательная система – совокупность правил. Приемов. Процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование представительных органов власти.

В современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены два основных типа: мажоритарная система и пропорциональная система.

Мажоритарная избирательная система – система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того. Какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50% + 1 голос), систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос, и квалифицированное большинство.

Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии и др. странах.

Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов власти через партийное представительство, в которой места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Пропорциональная система имеет две разновидности:


4. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах своей страны (например, Федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются.

5. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения.

6. Пропорциональная избирательная система с преференциальным голосованием (сам избиратель устанавливает приоритетный список).

Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и др. странах.

В ряде стран действуют смешанные избирательные системы. Т.е. системы. Которые по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Суть смешанной избирательной системы заключается в том. Что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая же часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы, позволяет представить наиболее широкий слой политических партий и, следовательно, наиболее полно выразить политическую волю населения Нередко смешение этих систем происходит таким образом, что одна из палат парла­мента избирается по мажоритарной избирательной системе, другая — по пропорциональной.

В Российской Федерации при выборе депутатов в Государст­венную думу действует смешанная избирательная система, пред­ставляющая собой комбинацию мажоритарной и пропорциональ­ной систем. В Государственную Думу избирается 450 депутатов. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) изби­рается в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства. Единая норма предста­вительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, про­живающих на территории Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Вторая половина (225 депутатов) в соответствии с пропорциональной системой избира­ются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в де­путаты, выдвинутые партиями, избирательными объединениями, избирательными блоками. В Российской Федерации законом о вы­борах депутатов Государственной Думы установлен порог для про­хождения партий или избирательных объединений в ее состав 5 % от принявших участие в голосовании избирателей. Федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5 % голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании по федеральному избира­тельному округу, к участию в распределении депутатских манда­тов по федеральному округу не допускаются.

Практическая реализация смешанной избирательной систе­мы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня: соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по дан­ному избирательному округу, другим — за политическую партию, объединение.


Можно сказать, что в Российской Федерации действует самая демократическая и прогрессивная система, призванная формиро­вать эффективные и стабильные органы власти, но в реальной дей­ствительности она такого призвания не выполняет потому, что в со­ответствии с Конституцией Российской Федерации Государствен­ная Дума не имеет права формировать и контролировать действия правительства. Правительство формирует Президент и Председа­тель Совета Министров. Дума же имеет право утверждать или не утверждать Председателя Совета Министров, которого ей пред­ставляет Президент. В результате Председатель Совета Министров и весь состав правительства чаще всего формируется без учета мне­ния большинства Государственной Думы, точнее, в своих действиях он не опирается на большинство. Для Российской Федерации на протяжении всех 90-х годов была характерна парадоксальная ситу­ация, что парламентское большинство находилось в оппозиции к правительству. Когда же парламентское большинство не формиру­ет правительство, тогда оно и не отвечает за его работу. А значит, оно принимает такой бюджет и такие законы, которые могут расхо­диться с представлениями правительства. Пример Российской Фе­дерации наглядно показывает, как хорошо задуманный закон о вы­борах в парламенте может давать противоположные, негативные результаты, поскольку положительное действие этого закона бло­кируется нормами конституции страны и другими законодательны­ми актами. В настоящее время политическая элита страны осознала это противоречие и прилагает усилия для изменения соответствую­щих норм Конституции РФ.

 

25. Раскройте взаимосвязь и взаимодействие между элементами политической культуры. Какие факторы и условия способны изменить характер взаимодействия между ними? Дайте аргументированный ответ.

Политическая культура — неотъемлемая составная часть об­щенациональной культуры. Это прежде всего политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых соци­альных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздей­ствие на формирование политического сознания людей и в конеч­ном счете выражается в их политических ориентациях и уста­новках, которые, в свою очередь, определяют политическое по­ведение людей.

Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных по­нятия — «политический опыт», «политическое сознание» и «политическое поведение» — составляют основные структурные элементы политической культуры. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Первым базисным элементом политиче­ской культуры является смысловой, знаково-символический. С этих позиций политическая культура предстает как совокупность текстов и символов, при помощи которых осуществляются коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей, концепций, смыслов и ценностей.


С помощью языка осуществляются формирование, функцио­нирование и передача политической информации. Язык — это средство объективирования идей, концепций, идеологических кон­струкций. Любые политические убеждения, ценности, нормы и иде­алы формируются в рамках того словаря, которым оперируют группы, стремящиеся к власти или обладающие ею. Специалисты в области политической культуры считают, что выбор словаря и синтаксиса — это в определенной мере политический акт, который определяет восприятие фактов политической жизни. В каждом сло­варе содержатся мировоззренческие конструкции, система убеж­дений и ценностей.

Составной частью политического языка является язык жес­тов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариан­тах, демонстративный уход в знак протеста с политических меро­приятий и т. д.

Язык жестов в значительной мере может быть отнесен к по­литической символике. Символ — это особого рода знак, в котором в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого. Политический символ выступает концентрированно зримым выра­жением основной идеи того или иного политического явления. В по­литической жизни общества политическая символика участвует в самых разнообразных формах. К основной и наиболее распростра­ненной форме политической символики относится национально-государственная символика: флаги, гербы, гимны и т. д. С помощью этих символов осуществляется самоидентификация нации. Эти символы призваны объединить граждан вокруг какой-то масштаб­ной идеи и соответственно побудить их на определенные действия. В национально-государственной символике отражаются единство и характер нации, ее желания и цели так, как их представляет правя­щая элита. Однако если эти символы на протяжении длительного периода были приняты всем обществом, то можно сказать, что наци­онально-государственная символика — это объективизированная форма существования общественного идеала.

В политической символике значительная доля принадлежит скульптурно-архитектурным формам объективации: дворцам, правительственным зданиям, площадям, статуям и иным памятникам. Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Полити­ческие идеи и концепции дают идейный материал для политических субъектов, который наряду с жизненным опытом служит основой для их сознания, политической рефлексии. Политические убеждения и верования — это субъективно-личностное отношение индиви­да к политическим объектам. Убеждения и верования — это единст­во знаний, эмоций и воли. Именно поэтому в убеждениях и веровани­ях содержится то, чем руководствуются люди в своей деятельности и отношениях. Политические убеждения и верования выступают не­посредственным мотивом политических действий и поступков. Убеждение в несправедливости существовавших эксплуататорских порядков в России начала XX века и вера в возможность установле­ния новых справедливых порядков, «светлого будущего» толкнули миллионы российских граждан на участие в социалистической рево­люции. Доверие к тому или иному лидеру партии служит мотивом для их поддержки в период избирательного процесса и т. д.

Однако политическая символика, идеи и концепции, убежде­ния и верования опираются на определенную ценностно-норматив­ную систему. Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система. Понятием «ценность» характеризуется соци­ально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально-одобряемые и разделяемые большинством людей пред­ставления о целях, к достижению которых следует стремиться, свой­ства того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Основой социального порядка, в том числе и политического порядка, являются базовые социальные ценности, входящие в цен­ностную систему данного общества, которые общество выработало в течение своего социально-политического развития. Это определен­ные представления о добре и зле, цели и смысле жизни, провозгла­шающие ценность жизни, здоровья, личной безопасности, благопо­лучия семьи и т. д.

Социокультурные ценности непосредственно входят в поли­тическую жизнь и в этом смысле являются также и политическими Ценностями. Вместе с тем социокультурные ценности играют также роль содержательной основы для формирования собственно поли­тических ценностей. Политические ценности образуются при соот­несении субъектами деятельности самой деятельности и ее резуль­татов с общими ценностями, признаваемыми всеми участниками по­литической жизни: свободы, равенства, справедливости и т. д.

В различных ценностных системах в качестве политических Ценностей могут выступать: а) ценности корпоративизма (коллективизма, «соборности», приоритета государственных интересов над личными, социального равенства, взаимопомощи и т. д.); б) ценности индивидуализма (уважения к личности как таковой, автономия личности от государства, приоритет личностных интересов над государственными, формальное равенство всех граждан и т. д.); в) ценности демократии (право голоса, свобода получения и распространения информации, свобода совести, партий, организаций и т. д.); г) ценности патриотизма (любовь к Родине и самоотверженное служение ей, на­циональный суверенитет и т. д.). Эти ценностные системы могут на­ходиться в противоречивых отношениях друг с другом, взаимоисключать друг друга. Как, например, системы корпоративизма и ин­дивидуализма, а могут включать одна другую. Ценности демократии и патриотизма могут быть реализованы в политических системах ба­зирующихся как на ценностях корпоративизма, так и индивидуа­лизма. Возможно рассмотрение еще множества различных полити­ческих ценностных систем.

На базе определенных систем политических ценностей фор­мируются ценностные установки. Политические ценностные уста­новки представляют собой предрасположенность субъекта полити­ческого действия к заранее определенному отношению к данному объекту: лидеру, событию, факту и т. д. Ценностные установки ори­ентируют индивида, социальные группы в политической ситуации, направляют и стимулируют его деятельность. Они выступают важ­нейшим мотивирующим фактором политического поведения, в том числе формируя и цели деятельности этого субъекта.

Цели политической деятельности по шкале социального вре­мени могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, ко­нечные. Для выделения из многообразных целей — конечных упо­требляется понятие «идеал». Политические идеалы как конечная цель всей политической деятельности субъекта являются самой це­лью всей политической деятельности, насквозь пронизывают всю эту деятельность и сводят все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении политического идеала по­литический субъект видит весь смысл своей деятельности, а иногда и всей жизни. Политическим идеалом может выступать идея созда­ния мировой державы, доминирующей во всей системе междуна­родных отношений или построения общества всеобщего равенства и благоденствия. Политические идеалы могут носить и более призем­ленный характер. Например, таким идеалом может быть создание политической системы, в которой бы правовое государство находи­лось в гармонии с развитым гражданским обществом. Такой идеал поселился в умах многих российских граждан после распада СССР и краха социалистической системы.

Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде оп­ределенной социальной нормы. Социальные нормы — это истори­чески обусловленные общественным бытием требования к деятель­ности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и обще­ственных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствие с объектив­ными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в цен­ностях, присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются правилами поведения людей в обществе, т.е. определяют то, каким должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Исполнение и предписа­ние социальных норм обеспечиваются различными формами принуждения. В политическую культуру того или иного сообщества входят как нормы, связанные с выражением интересов общества в целом, так и нормы, отражающие интересы конкретных классов и групп, организаций и т. д.

Существует множество видов социальных норм. Исторически первыми являются нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку и таким образом регламентируют поведение людей. Обычай — это одобренный обществом, классом, группой массовый образец поведения. «Поступай так, как поступают другие» — основ­ное правило обычая. Обычай — это поведенческий стереотип, при­вычка. В случае действия обычая человек поступает особо не раз­мышляя, автоматически. И в этом случае нет необходимости в осо­бых механизмах принуждения, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования.

Политическая жизнь общества в значительной мере основы­вается на механизме обычаев. В ней преобладают стандартизован­ные и схематизированные типы взаимодействия власти, индивида и общества. В политических обычаях объективизированы определен­ные идеи, ценности, социальные установления.

С обычаем тесно связаны традиции. Традиции — это истори­чески сложившиеся элементы культурного наследия, сохраняющие­ся в определенном сообществе в течение значительного времени. Традиция базируется на обычае. Однако между этими формами объ­ективации культуры наряду с общими моментами существуют и различия. Обычай характеризует одобренный и общепринятый спо­соб поведения «здесь и сейчас». Это одномоментный, горизонтальный срез культуры. Традиция — это обычай во времени, вертикаль­ный срез культуры, механизм передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных ценностей, норм и форм. Традиция — это как бы лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения общества. Традиция обеспечивает преемственность в общественном развитии.

Политические традиции существуют в многообразных фор­мах. Наиболее крупными социальными формами традиций являются политические ритуалы и политические институты. Ритуалы — это совокупность символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, Ценности и нормы, и вызывающие определенные коллективные чув­ства. Сила ритуалов — в их эмоционально-психологическом воздей­ствии на людей. Ритуалы совершаются, как правило, в особозначимых для общества событиях жизни.

На основе же политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется политическое сознание – еще один элемент структуры полит. культуры. Т.е. полит. опыт субъективирует (присваивает) через социализацию и инкультурацию полит. сознание, а оно в свою очередь объективирует (опредмечивает) через полит. поведение полит. процесс и полит. опыт.

 

26. Раскройте взаимосвязь понятий: “политическая идеология”, “политическая культура”, “политико-идеологическая подсистема политической системы”.

Политическая культура – необходимый элемент политической системы, это процесс субъективации (т.е. осознания, оценки и переоценки, интеллектуального присвоения). полит. реальности и существующего в фиксированных формах полит. опыта по ее освоению в соответствии с актуальным уровнем развития культуры общества в целом, и одновременно процесс объективации (опредмечивания в различных формах) субъективированного (и субъективного) в полит. отношениях.

На основе же политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется политическое сознание – еще один элемент структуры политической культуры.

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, соц. групп, общества в целом.

Именно политическая идеология является первым, рациональным элементом одного из структурных элементов политической культуры, политического сознания. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, полит. власти, гос-ве и др. К полит. идеологии можно отнести и рассуждение о политике сочинение М.Вебера “Национальное гос-во и народнохозяйственная политика”. Правовая идеология – самый мобильный и эффективный элемент полит. сознания.

Политико-идеологическая подсистема полит. системы включает полит. концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит. отношений и всей полит. системы. Данная подсистема играет существенную роль в определении полит. целей и путей их достижения, стратегического полит. курса. В решении многочисленных возникающих в обществе полит. проблем.

Полит идеалогия- выраж в обобщённой теоретической форме полит сознание определённых индивидов, соц групп; совокупность идей полит характера, на основе которых складываются полит отношения и функционируют соотв институты, организации и учреждения. По существу, полит идеалогии представляют коллективную полит мысль групп, партий, наций, народа.

Политич. Культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего политич. Опыт человечества, социальных общностей, различных социальных групп, полученный в ходе историч. развития.

Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы. Данная подсистема играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения, стратегического политического курса, в решении многочисленных возникающих в обществе политических проблем. Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает общие для всех политических систем характеристики и специфические формы их проявления в различных странах. Политология исследует структуру п.с.о. во всём многообразии её конкретных форм. Полит. идеология - неотъемлемая составная часть политич. системы общества. Она образует его политико-идеологическую подсистему, в которую включены различные политич. Концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы невозможно функционирование политич. Системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые черты. Политическая идеология – обязательный компонент политич. Культуры общества.

 

27. Раскройте взаимосвязь понятий: “политический процесс” и “политическая система”; “частный политический процесс” и “подсистема политической системы”.

Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования гос-венной власти. С точки зрения механизма функционирования полит. система, по мнению Д.Истона, - это саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие из вне импульсы.

Политический процесс –совокупная деятельность всех субъектов политики, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием полит. с-мы, использованием полит. гос-венной власти, посредством которых осуществляется управление обществом.

К основным стадиям полит. процесса относятся:

- конструирование (“составление”) полит. системы: единовременно и постоянно через завоевание легитимности

- воспроизводство полит. системы

- принятие политико-управленческих решений

- исполнение принятых решений.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к существенному изменению или даже к смене состояния его политич. системы.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Предназначением политической системы общества является организация и осуществление гос. управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в гос. управленческом комплексе). Полит.система выполняет верховенствующую роль по отношению к другим обществ.системам. Такое положение обусловлено обязательностью выполнения принятых в рамках полит.системы решений, предписаний, инструкций всеми другими обществ.системами.

Частные политические процессы – это различ. Многочисленные формы политич. Активности общества, направленные на реализацию определенных политич. Целей, не затрагивающих состояний политич. Системы общества в целом.Частные политич. Процессы отражают движение, затрагивающее ту или иную подсистему политической общественной системы. Они отражают различные пути презентации различными политич. партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политич. интересов. (участие в выборах, митингах, референдумах и т.д.)

Частные политические процессы могут протекать в отдельных городах, регионах, социально-демографических группах, трудовых коллективах, политич. партиях и т..д. и затрагивать соответственно данные части общей политич. системы общества.

 

28. Какие основные вопросы и проблемы, исследуемые политологией, нашли отражение в изученном Вами учебном курсе?

Политология, как и любая общественная наука, при изуче­нии своего предмета — политической системы общества — вы­деляет основные вопросы и проблемы. Центральная тема науки о политической системе общества — политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресур­сы, проблемы легитимности, политические институты, пробле­мы разделения властей и др. Данный комплекс вопросов и про­блем является в политологии центральным потому, что он отра­жает непосредственно главное отношение политической системы общества, ее ядро. Известный американский ученый-социо­лог Т. Парсонс сравнивает это ключевое значение власти в политической системе с той ролью, которую играют деньги в экономической сфере общественной жизни. Власть, несомнен­но, является главным рычагом и средством функционирования политической системы. С завоеванием, удержанием и реализа­цией политической власти связаны в той или иной мере все другие вопросы и проблемы, изучаемые политологией.

Формой организации политической власти и управления об­ществом является государство. Поэтому второй комплекс рас­сматриваемых в политологии вопросов связан с государством как политическим институтом. Этот комплекс включает, во-пер­вых, вопрос о формах государственного устройства (монархия, республика, федерация, конфедерация, разновидности и моди­фикации этих форм). Во-вторых, в рамках данного комплекса раскрываются проблемы политических режимов (демократичес­кий, тоталитарный, авторитарный), которые в самом общем виде можно объединить в две группы: демократические и недемокра­тические. В-третьих, рассматриваемый комплекс вопросов вклю­чает тему, посвященную гражданскому обществу, одной из ха­рактеристик которого является образование^ функционирова­ние совокупности разного рода автономных, не государством созданных и независимых от него организаций и объединений (например, союзы предпринимателей, общества защиты прав потребителей, общества защиты прав инвалидов, союзы банки­ров, комитеты ветеранов войны, клубы и т.д.), которые в демо­кратическом обществе способствуют сохранению и развитию демократии. Они составляют систему сдержек и балансиров, определенным образом регулирующих деятельность государства в демократических традициях и, главное, не позволяющих вла­стным структурам узурпировать власть, захватить ее в полном объеме, нарушив систему разделения властей.

Непосредственно с темой политической власти связан тре­тий комплекс вопросов и проблем, изучаемых политологией: политическое лидерство, политическая элита, то есть субъек­ты политической власти, ее носители. Здесь рассматриваются вопросы о роли личности в политической системе, о мотива­циях активности политических лидеров. С политической влас­тью и политическим лидерством связаны вопросы о сущности, предназначении, формировании и структуре властвующей эли ты в целом и политической в частности. Таким образом, дан­ный комплекс вопросов в структуре политологии посвящен политическим лидерам и политическим структурам, которые способствуют удержанию и реализации политической власти.

Далее, важный комплекс вопросов касается политических партий и движений. Невозможно назвать ни одного современ­ного более или менее крупного государства, в котором не суще­ствовала хотя бы одна политическая партия. Но даже если и можно назвать страну, где официально нет политических партий, это не означает, что их там нет фактически. Они существуют под­польно, нелегально. Такое предположение можно делать смело. Дело в том, что нет государства, где бы ни шла политическая борьба, то есть борьба за власть. А политические движения и партии принимают в ней самое активное участие. Таким обра­зом, комплекс вопросов о политических движениях и партиях относится к центральным в политологии. Он составляет четвер­тый комплекс изучаемых ею вопросов и проблем.

Пятый комплекс политологических вопросов и проблем — современные избирательные системы. Так же как политические партии и движения, избирательные системы являются мощным средством завоевания политической власти.

Большая роль в современной политологии отводится изучению политических процессов, их содержанию, структуре и формам, особенностям принятия и реализации управленческих решений. Данный комплекс вопросов является шестым из перечисленных.

И наконец, седьмой комплекс изучаемых политологией вопро­сов касается политической культуры общества, ее формирова­ния и развития. Речь идет о совокупности норм и ценностей, посредством которых человек реализует свой социально-полити­ческий статус: вырабатывает систему политических потребнос­тей, формирует политические ориентиры и политическое пове­дение в целом.

Таковы главные темы, вопросы и проблемы, изучаемые по­литологией, конкретизирующие ее предмет — политическую систему общества.

Следует особо подчеркнуть, что в решении конкретных воп­росов и проблем развития политической системы исследователи-политологи опираются на законы развития данной системы об­щества и законы ее взаимодействия с другими общественными системами и обществом в целом.

29. Понятие “система”. Какие познавательные возможности создает использование данного понятия в политологии?

Политическая жизнь общества осуществляется в рамках особого со­циального механизма, который обеспечивает ее целостность, упоря­доченное единство. Этот механизм называется политической систе­мой общества. Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне – с обществом, иными полит. системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества полит. системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как системы есть процесс достижения целостности. Базовым понятием системного подхода является понятие «система». Система — это совокупность элементов, определенным образом связанных друг с другом.

Понятие «политической системы» является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни как самостоятель­ную часть или подсистему совокупной общественной системы. В ка­честве подсистемы политическая система взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной, составляющими ее общественное окружение, которое на­ряду с природной средой и внешним-политическим окружением обра­зуют ее «окружающую среду». В этой «окружающей среде» полити­ческая система черпает свои ресурсы.

Наряду с целостностью существенной чертой любой системы является интеграция. В результате интеграции появляются сис­темные качества. Системные качества — это вновь образованные качества, которых нет по отдельности ни у одного из составляющих элементов. Это системное качество является системообразующим признаком той или иной системы. Системообразующим признаком политической системы, как следует из предыдущих разделов дан­ного учебного пособия, является та или иная форма государственной власти. На этой основе системный подход в политике позволя­ет установить роль политической системы в общественной системе. Политическая система — это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирова­ли всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.

В целом системный подход позволяет раскрыть механизм функционирования политики как взаимодействие разнородных и разнонаправленных элементов политики, в результате которых формируются политический режим и основанные на них политические действия. А это в свою очередь позволяет представить политическую еру жизни общества как аморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

Элементы системного подхода к политике применялись на протяжении всей истории политической науки. Однако глубокое снование и широкое распространение этот подход получил лишь в середине XX в. в связи с развитием кибернетики и применения ее ринципов в социологии. Именно в этот период американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд постарались внедрить принципы системного подхода в исследование политических процессов. Для того чтобы раскрыть действия политики как особого социального механизма ими были разработаны модели политической системы.

Эти модели базируются на общих принципах кибернетического подхода к системе. По Д. Истону и Г. Алмонду политическая система представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, подсистем, способных к восприятию, хранению, переработке информации и обмена ею. Политическая система - это открытая система, потому что в процессе ее функционирование происходит также обмен информации с окружающей средой. В результате действия всего механизма восприятия, переработки и обмена информации политическая система действует и развивается, изменяет свою структуру. Таким образом американскими политологами были сформулированы некоторые общие принципы системного подхода к анализу политики. Эти принципы носили общий формализованный характер. Формализация, которая вносится системным подходом, по мнению данных политологов, создает возможность сравнительного анализа разных типов, моделей политической жизни, выделения единых критериев их сопоставления и анализа.

 

30. Понятия: “легитимность политической власти”, “легальность политической власти”, “легитимация”. Каково соотношение этих понятий. Приведите конкретные примеры мероприятий по легитимации политической власти.

Легитимность полит. власти – признание обществом за данным субъектом власти право юрисдикции (права принимать и применять законы) на территории данного гос-ва.

Типы легитимности власти:

1. Традиционный тип. Например, при монархической форме правления по устоявшейся традиции власть переходит по наследству.

2. Рационально-легальный тип. Т.е. эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

3. Харизматический (персонализированный) тип..) Политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего гос-ую власть.

Первые два из названных типов легитимности политической власти — традиционный и харизматический — характерны для государств со слабо развитой поли­тической системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий эконо­мический уровень, то это не результат закономерных процес­сов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энергоресурсами в таких странах, как Арабские Эмираты, Ку­вейт и др.). По форме правления — это монархии либо полити­ческие режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Разумеется, в современном мире существуют государства, со­хранивших монархию (например, Великобритания), легитимность политической власти в которых никак нельзя отнести к двум названным. Эти государства, как правило, имеют парла­ментскую форму организации власти. В них реальным основани­ем власти является ее рационально-правовая основа. Для них, как и для всех демократических стран, характерен третий из названных типов легитимности политической власти. Как пра­вило, все государства, имеющие как основу (источник) власти третий тип легимности, характеризуются высокоразвитой по­литической системой.

Традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны по сравнению с харизматическим. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (не­смотря на все скандалы, которые происходили последние годы в монаршей семье) лишь 25% англичан, как это следует из про­водимых опросов, решительно выступают за ликвидацию в стране института монархии. Поддерживают монархию 35%. Остальные не настаивают на упразднении монархии, потому что, по их мнению, она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену.

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и эко­номической систем, отличающихся политической и эконо­мической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политиче­ского лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее станов­ление связано, как правило, с периодами глубоких обществен­ных перемен — революций, войн, крупномасштабных соци­альных реформ, когда становится насущно важным ради дости­жения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для вы­полнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высо­кой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, ос­нованная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единолич­ной власти, всемерное поддержание культа его личности, пре­сечение всех демократических форм в развитии общества, по­стоянный поиск «врагов народа», физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления хариз­матической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы полити­ческой власти.

Легитимность власти – это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимации и делигитимации.

Легитимация власти – процесс обретения субъектом процесс обретения субъектом власти легитимности.

Легальность (законность) – соответствие власти правовым нормам.

Основное отличие понятий легальность и легитимность власти заключается в том, что легальность власти состоит в формальном измерении власти, ее законность – соответствие положительно действующему праву; легитимность же состоит в субъективном измерении власти, отражающем отношение общества к субъекту власти и к применяемым этим субъектом решениям.

 

Раскройте содержание тезиса о том, что политическое лидерство есть проявление властных отношений в обществе. Сходство и различия между отношениями политического лидерства и политической власти.

Необходимо отметить, что важной характеристикой лидерства в целом, не только политического, является проявление в нем власти и властных отношений. Это конкретный институт реализации власти. В данном случае имеется в виду власть в самом широком смысле слова. А не только политическая.

Политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная, прежде всего, с принятием властных решений.

С позиции “ситуационной теории” политическое лидерство может быть рассмотрено как отношение субъекта к объекту. Одним из основных моментов отношения лидерства является властвование субъекта-лидера над объектом. Лидер наделяется властными полномочиями. Т.е. правом направлять усилия, волю, интересы лиц, а также оперировать материальными и духовными ресурсами. Власть лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Власть. Основанная на авторитете, предполагает добровольное подчинение ведомых (последователей) своему лидеру. Авторитет складывается стихийно и поддерживается средствами группового контроля. Авторитет может базироваться на умении учитывать, выражать и отстаивать интересы той или иной социальной группы. Способности организовывать деятельность и общение людей, на определенных чертах характера – храбрости. Ума, эрудиции, воле и других качествах. Главное, что следует уяснить: политический лидер по своему статусу – это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процесс.

Отношение лидерства включает в себя:

1. Властвование (см.выше)

2. Руководство – лидер-субъект призван организовывать и напрвлять полит. процессы, коллективные деуствия в русло достижения общих целей, т.е. руководить объединенной деятельностью лиц.

3. Инициативность – лидер-субъект представляет активное начало в политике. Его усилия должны быть направлены на поиск путей и и моболизацию ресурсов во имя осуществления коллективных целей.

Что же касается полит. власти, то политическая власть – это отношения принуждения-подчинения, основанные на легитимном использовании силовых ресурсов (угрозе применения силы) и характеризующиеся:

всеобщностью (тотальностью);

обязательностью (верховенством);

моноцентричностью (использование гос-ва как основного института легального принуждения);

широчайшим спектром ресурсов влияния (помимо силовых).

Политическая власть, решая соящие перед ней задачи, непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества. Посколько они регулируются правовыми нормами. Через властеотношения полит. власть соединяется с реальной жизнью, они- основной канал ее реализации в соц. процессах. Как и любые отношения, властеотношения имеют внутреннее строение. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти (социальные или национальные общности, классы, народ, от имени которого действует гос-во) и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие вы­воды:

1. Политическая власть как и полит. лидерство. объективируется в системе властеот­ношений по организации и руководству обществом.

2. Методы, обеспечивающие доминирование в обществе воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сто­рон. Если интересы и воля властвующего и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения протекают беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же ин­тересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). Когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

 

Необходимо отметить, что политический лидер одновременно и объект политического процесса. Он находится в зависимости от ситуации, обстоятельств места и времени. Которые обуславливают цели и направление деятельности, ее ресурсы. В решении различных решений он постоянно испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложений и требований.

 

32. Понятие “властвующая элита”, ее сущность, структура, характерные черты.

Понятие “властвующая элита” включает в себя различные группы, непосредственно и опосредственно учавствующие во властных процессах. Сюда входят политичекая, экономическая, военная и другие виды элит.

Как уже отмечалось, понятие «властвующая элита» существен­но шире, чем понятие «политическая элита». Основным призна­ком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, ключевых позиций в обществе, в политических струк­турах, экономике, военном комплексе, в культуре, в средствах массовой информации и т.д. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в политическом уп­равлении, но занимающая руководящие посты в своей профес­сиональной сфере (экономической, научной, технической, куль­турной и т.д.). Благодаря этому она имеет ключевые позиции в экономике, военной сфере, науке, культуре.

Итак, кроме политической элиты, властвующая элита вклю­чает также экономическую, культурную, идеологическую, на­учную, информационную, военную элиты.

Экономическая элита состоит из представителей крупного ка­питала, крупных собственников. Эта часть властвующей элиты осуществляет экономическое господство, определяя решение многих ключевых проблем.

Идеологическая, информационная элита включает в свой состав деятелей идеологического фронта — ведущих представителей гуманитарных наук, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования миро­воззренческих позиций, ценностных ориентации, идей и убеж­дений людей. В этом отношении особенно велика роль средств массовой информации (радио, ТВ, печать).

Военная элита — важнейший слой властвующей элиты. Она играет большую роль в жизни общества, в политических про­цессах, часто используется как решающее средство в политике. В военную и полицейскую элиту входят высшие военные ру­ководители страны, генералитет, руководители министерства вну­тренних дел, государственной безопасности, спецслужб и т. д. В ряде стран часть этой элиты входит в высший слой политической эли­ты, другая часть может быть отнесена к средней или администра­тивной элите.

Научная элита состоит из наиболее одаренной части интел­лектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

Важно отметить, что в различных сферах общественной жиз­ни всегда имеют место разного рода противоречия, которые могут проявляться как между различными политическими силами и группами, так и между различными слоями властвующей элиты. Например, в рамках самой властвующей элиты возможно время От времени обострение противоречий между политической эли­той и экономической элитой, между военной и культурной и т.д. Поскольку политика служит полем взаимодействия и проти­водействия различных политических сил, политическая элита должна учитывать все разнообразие запросов и потребностей как народа в целом, так и различных слоев правящего класса (эко­номической, научной, культурной, военной и других элит). Учет всего многообразия имеющихся в обществе интересов и потребностей в процессе политического руководства – важнейшая задача политической этиты.

 







Date: 2015-09-22; view: 682; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.064 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию