Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика государственной власти Республики Беларусь к национальным сообществам страны
Обращая внимание на события во Франции в ноябре 2005 года, можно рассматривать Республику Беларусь как островок межэтнического мира и спокойствия в Европе. Но для того, чтобы такое положение сложилось в стране, республика прошла очень сложный и длительный во времени путь и свое влияние оказала толерантность белорусского народа. После получения власти перед большевиками встал, как первоочередная, задача снять противоречия, негативные моменты, которые имели место в национальной политике Pacii. Только повернув на свою сторону все народы, жившие на ее территории, можно было рассчитывать на успех в строительстве нового общества. Важным актом на пути провозглашения равенства, снятия напряженности между народностями появилась «Декларация прав народов Pacii» принята 2 (15) ноября 1917 г. Она включала следующие пункты: а) равенство i суверенность народов Pacii б) право народов Pacii на свободное самоопределение вплоть до отделения i образования самостоятельных государств; в) отмена вcix i всяческих национальных i национально- рэлигийныx привилегий i ограничений; г) свободное развитие национальных общностей i этнографических групп, населяющих территорию Paciи. Для проведения в жизнь декларированных прав народов был образован Наркомат по делам национальностей. Это была новая управляющая структура в сфере власти, которая отсутствовала ранее в царском i Временным правительствах. В Беларуси недоверие i вражду среди населения разных национальностей усложнялись рядом обстоятельств. Это в первую очередь религиозным фактор. Сложность вызвало отличие национального состава городских i сельских жителей. Известно, что в городах i городках преобладало еврейское население, в селах - белорусское. Глубокий психологический след, подозрительность между людьми, которые оказались не по своей воле на противоположных воюющих сторонах, оставила польско- советская война. Поэтому после окончания военной кампании вопросы решения национальных проблем вышли на передний план. В " Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларусь ", принятом 31 июля 1920 г., подчеркивалось, что государство " будет строить свою жизнь на основе привлечения в советское строительство самых широких рабочих масс независимо от того, к какой национальности и определения они принадлежат. Провозглашается полное равноправие языков (белорусского, русского, польского и еврейского) ". С конца 1920-х гг. происходил поворот в национальной политике страны. Годом «великого перелома» стал 1929 г., когда началось окончательное свертывание НЭПа, принудительная тотальная коллективизация, форсированная индустриализация. На практике это проявлялось в стремлении к «упрощения» этнонациональных и языковой структуры страны, свертывания применения национальных языков. Наступление на национальные общества продолжался и в послевоенное время (1945 -50-е гг.), - Когда культ личности Сталина достиг своего апогея. Первые послевоенные годы ознаменовались открытием в республике школ национальных общностей, но после 1947 года было закрыто польские и украинские. Не произошло изменений в отношении национальных супольносцей и после XX зъёзда КПСС. Этому способствовали программные установки, которые ориентировали на нереальные сроки построения коммунизма в Советском Союзе, утверждение, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Такие ошибочные научные прогнозы и теории способствовали дальнейшему накоплению деформаций в национальной сфере. Дело зашло так далеко, что вступил в силу процесс вымирания национальных языков. Если по переписи 1926 г. в СССР были зафиксированы 194 языка, то по переписи 1979 - 130-140. Такая политика способствовала снижению уровня национальной Самос - известности, сокращению элементов национальной культуры этнических сооб - тей. Перед всеми народами встала задача - смириться с существующим положением или пойти по пути возрождения. Новые условия для развития национальных общностей открыла волна национально -культурного возрождения времен " перестройки" в СССР, создав возможность восстановления всего того, что было утрачено в прежние годы. Важную роль в возрождении культуры, традиций этнических общностей сыграл сентябрьский (1989 г.) пленум ЦК КПСС, который рассмотрел вопросы национальной политики. На волне возрождения начали создаваться национально- культурные объединения, целью которых являлась организация работы по изучению языка, истории, культуры своих народов. В 1988 г. возникла Гродненское областное польское культурно-просветительское общество имени А. Мицкевича. В июне 1990 г. на съезде была образована республиканская организация - Союз поляков Беларуси (СПБ). По мнению В. Новицкого: «Советская политика в отношении этнических общностей имела не только положительные моменты, но и серьезные ошибки и просчеты. Это привело к глубокого кризиса в межнациональных отношениях, который до сённяшнята дня ощущается на постсоветском пространстве ". Республика Беларусь - страна межнационального мира и согласия. Являясь многонациональным государством, в Республике Беларусь проживают представители более 140 национальностей, внутренняя политика страны направлена на создание и закрепление давних межэтнических связей, снятие межнациональной напряженности по расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Органы власти Республики Беларусь стремятся к сохранению межнационального доверия, поддерживают различные формы межкультурного диалога. В то же время в действиях белорусских властей просматривается определенная недоработкой, а иногда и односторонность подходов к тем или других вопросов существования и деятельности национальных объединений. Возьмем, например, Уголовный кодекс Республики Беларусь, где статьей сто тридцатом введена ответственность за возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды, за унижение национального достоинства. В то же время никакой ответственности за прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от отношения к религии нет. Таким образом, должностные лица, которые вшчэмливаюць права граждан в зависимости от расовой, национальной принадлежности или отношения к религии, практически не могут быть привлечены к ответственности. Отсюда, субъективный фактор отношений чиновника к той или иной национальности будет влиять на кадровую политику в определенной области, области, и при этом законодательно чиновнику обеспечена безнаказанность. За нарушение законодательства о языках установлена лишь административная ответственность: статья 172 указывает, что за публичное хула государственных и других национальных языков, которыми пользуется население Республики Беларусь, создание препятствий и ограничений в пользовании ими - влекут наложение штрафа на граждан в размере от двух до пяти базовых величин, на должностных лиц - в размере от пяти до десяти базовых величин. В то же время всем известный отношения представителей национальных общностей к своим национальных языков. Статья 17 Конституции Республики Беларусь гласит два государственных языка: русский и белорусский, и устанавливает, соответственно, их защиту, не оговаривая к какой ответственности могут быть привлечены нарушители. Отсюда, за нарушение норм Конституции Республики Беларусь (статьи 17) и Закона " О языках в Республике Беларусь ", по моему мнению, следовало бы установить уголовную ответственность. Обратимся еще к Закону " О языках в Республике Беларусь ". Рассматривая этот Закон, можно прийти к выводу, что государство определенным образом уходить от решения проблем языка воспитания в дошкольных учреждениях и языка обучения и воспитания в общеобразовательных школах. В соответствии со статьей 22 Закона согласно пожеланий граждан по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться детские дошкольные учреждения или отдельные группы, в которых воспитание ведется на языке национального сообщества. В соответствии со статьей 23 данного Закона в соответствии с пожеланиями граждан и по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться общеобразовательные школы или классы, в которых учебно- воспитательный процесс ведется на языке национального сообщества, или изучается язык национального сообщества. И дело тут в наличии в статьях нескольких оговорок: - Могут создаваться; - По решению исполнительных и распорядительных органов. Зная косности чиновничество, можно с большой долей уверенности утверждать, что оговорка " могут создаваться " рассматривается как способ ставить препятствия к созданию. И она связывается с другой оговоркой в том смысле, что исполнительные и распорядительные органы исходят из наличия финансирования таких дошкольных учреждений и школ. А финансирование напрямую зависит от оговорки " могут". Отсюда, необходимо внести изменения в существующий Закон и убрать данную оговорку. Тогда статьи Закона будут звучать однозначно и обяжут исполнительные и распорядительные органы создавать дошкольные учреждения и общеобразовательные школы на языках национальных общностей. При этом, законодателям следовало бы подумать об источниках финансирования такой деятельности и, соответственно, определить их в Законе. К тому же, Закон " О языках в Республике Беларусь " имеет еще один изъян. По данным переписи населения 1999 года 81 % жителей Беларуси определили себя как белорусы. Но статьи Закона (22, 23, 27) рассматривают языка, которые могут использоваться в воспитании, обучении, в средствах массовой информации в интерпретации " белорусский язык и (или) русский язык". Именно это " или" указывает на определенные преимущества для представителей русской национальности, которых у нас проживает, по данным того же переписи, всего 11 %, перед теми же белорусами. Разумеется, это большая численность населения (русских более миллиона человек, в то время, как на остальные национальности, которых более 140, приходится около восьмисот тысяч человек), но как же тогда быть с принципом, предусмотренным статьей 22 Конституции Республики Беларусь, о равенстве прав и законных интересов. Отсюда и в эти статьи необходимо вносить изменения, удалив " или" и оставив " языком воспитания, обучения, средств массовой информации является белорусский язык и русский язык". В то же время, статьей 21 Закона " О языках в Республике Беларусь " установлена норма, согласно которой руководители и другие сотрудники системы образования должны владеть белорусским и русским языками. Обратимся к еще одному Закона Республики Беларусь " О национальных меньшинствах в Республике Беларусь ". В соответствии со статьей пятым Закона принадлежность гражданина к той или иной национальности является его личным делом, и никто не вправе принуждать гражданина Республики Беларусь доказывать свою национальную принадлежность или отказываться от нее. В то же время существует инструкция " О порядке определения национальной принадлежности граждан Республики Беларусь ", согласованная с заместителем министра внутренних дел, председателем Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, в соответствии с которой в паспорте гражданина делается отметка о национальности только тогда, если гражданин этого пожелал. Но после указания национальной принадлежности ее изменить возможно только в суде, в то время, как в пятом статье Закона " О национальных меньшинствах в Республике Беларусь " указывается на недопустимость принуждения доказывать свою национальность. Человеческие судьбы бывают разнообразные и даже у взрослого человека могут появиться такие сведения, что он решит изменить свою национальную принадлежность, а здесь необходимо идти в суд и доказывать свою новую национальную принадлежность, и это противоречит Закону. Следует отметить, что лица, которым отметка о национальной принадлежности была внесена в паспорт до достижения 18 летнего возраста, могут изменить национальность по достижении ими 18 летнего возраста соответственно национальности отца или, наоборот, матери. Также "болезнью " выше указанного Закона является наличие оговорок " могут". Так, в соответствии со статьей седьмом при местных советах депутатов могут создаваться и действовать на общественных началах совещательные органы из представителей национальных общин, а в соответствии со статьей 10 Закона общественные объединения граждан, относящих себя к национальным сообществам, могут создавать культурно- просветительские учреждения. Именно использование " могут" дает возможность властям, исходя из интересов прежде всего самих властей, создавать выше указанные органы и учреждения или нет. Тем более, что финансовых средств, по крайней мере значительных, на эти цели не нужно. Также проблемой является определение лиц, которые в соответствии с Законом относятся к национальным сообществам. И здесь возникает противоречие. В соответствии со статьей первом Закона " О национальных меньшинствах в Республике Беларусь " под национальными меньшинствами понимаются лица, принадлежащие к национальным сообществам, и имеющие гражданство Республики Беларусь. И получается, что лица, принадлежащие к национальным сообществам и приехавших в Республику Беларусь два, три, пять лет не приобщаются к национальным сообществам, так как не имеют гражданства, на которое они имеют право рассчитывать только через семь лет (часть 1 статьи 14 Закона " О гражданстве Республики Беларусь "). Еще одним явлением, которое не позволяет достаточно ясно и правильно представить отношения власти к национальным сообществам, является отсутствие единой общепризнанной названия национальных общностей. Так, статьей 14 Конституции Республики Беларусь представители других национальностей рассматриваются как представители «национальных общностей». Конституция была принята 15 марта 1994 года, и в нее вносились изменения 24.11.1996 г. Но, в нормативных актах, которые появились позже, используется термин национальные меньшинства - Закон " О национальных меньшинствах в Республике Беларусь " 2003 г., Закон " о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь " о языках в Республике Беларусь " 1998 г. и др.. Поэтому властям необходимо самим определиться на одном сроке и использовать его во всей законодательной базе страны. На международном уровне закреплен термин национальные меньшинства, например, Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств, Московская конвенция "Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам " и др.. Поэтому, возможно, необходимо и в Республике Беларусь закрепить этот термин в качестве единственного. Но опять возникает проблема - необходимо вносить изменения в Конституцию. В нашей стране общественные объединения имеют свои печатные средства массовой информации, среди которых одна газета на украинском языке, двенадцать газет и журналов на польском языке, одна газета на литовском языке. Но, если рассматривать количество представителей национальных сообществ и количество средств массовой информации, издаваемых национальными объединениями, то сразу бросается в глаза дисбаланс. Понятно, что издание газеты дело недешевое. Поэтому многие национальные объединения не имеют средств, чтобы издавать газету или журнал. Поэтому было бы неплохо, чтобы государство давало возможность (полосу, страницу, номер в месяц и т.д.) национальным объединениям использовать государственные средства массовой информации. Пока такая возможность национальным объединениям не предоставляется. Государственная власть уделяет особое внимание национальному вопросу, работы с национальными сообществами и это можно проследить по созданию органов, занимающихся решением проблем национальных общностей. В соответствии с планом работы Министерства культуры на 2001 год на базе Белорусского государственного института проблем культуры с 26 по 28 апреля проходил республиканский семинар руководителей национально -культурных объединений, органов культуры городов и районов компактного проживания национальных сообществ по проблемам развития национальных культур и взаимодействия с национальными культурно- просветительскими объединениями. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь за № 1587 от 02.12.97г. " О координационном Совете по делам национальных общностей Беларуси" было решено поручить создать в 1998 году при Комитете по делам религий и национальностей - Координационный Совет по делам национальных общин для содействия реализации прав граждан различных национальностей, координации деятельности республиканских органов государственного управления по созданию условий и оказанию помощи в просветительской деятельности объединениям национальных общностей Беларуси, выработки рекомендаций по практическому воплощению государственной национальной политики. Рада также должна рассматривать вопросы взаимодействия с белорусским зарубежьем. В Совет вошли представители министерств, органов управления, национально -культурных объединений Беларуси. В июне 2001 года состоялось обновление состава Координационного Совета по делам национальных общностей Беларуси при Комитете по делам религий и национальностей. 23.03.2004г.у Комитете по делам религии и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь состоялась встреча с руководителями общественных объединений национальных общностей. В принятой резолюции отмечалось: "... п.2. Признать целесообразным создание Консультативного совета общественных объединений национальных общностей при Комитете, который будет способствовать расширению возможностей общественных объединений национальных общностей в их уставной деятельности и помощи от заинтересованных ". В каждой области Республики Беларусь имеются областные программы работы с национальными сообществами, а в государстве " Программа мер по регулировку этнаканфисиянальнай ситуации в Республики Беларусь ". В областях и районных центрах Беларуси созданы и работают комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организаций при исполкомах. Имеются планы работы, проводятся заседания, фиксируются протоколы, в которых рассматриваются вопросы " этноконфессиональной ситуации". Однако занимаются комиссии только религиозной деятельностью. Межнациональные отношения, содействие национальному возрождению и т.д. до 2004 года включительно не были предметом рассмотрения ни разу. Со стороны государственной власти Республики Беларусь, в определенных ситуациях, замечаются факты политики двойных стандартов в отношении некоторых общественных объединений национальных общностей. Например, с 1990 года на Гродненском областном телевидении выходила в эфир тэлепередача - программа на польском языке "Над Неманом". В первой половине 2003 года передача не выходила из-за нехватки финансовых средств. Не существовало и в июне 2004 В марте 2004 года в Министерстве информации и Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь не нашла поддержку идея о создании на Первом Национальном телеканале еженедельной авторской программы о деятельности национальных общностей Беларуси. С марта 1994 года по 1999г. газета поляков " Głos znad Niemna " финансировалась из средств государственного бюджета. Из-за недоразумения с властями во время событий 1999 года, в декабре 2000 г. Государственный комитет Республики Беларусь по печати сообщил, что нет возможности восстановить финансираванне изданий газеты " Głos znad Niemna " и журнала "Magazyn Polski". В августе 1999 года, при подготовке документов к перерегистрации возникли проблемы в Министерстве юстиции (непонятные особенности целей, задач объединения и т.д.) в ОО «Русское общество». По мнению председателя "Русского общества" М.И.Ткачова это были результаты " инициатив " посольства России, действовавшей в русле поддержки Минского городского общества " Русь". В марте 1999 года прозвучало критика Госкомитета в сторону редакции газеты " Głos znad Niemna ". Это тычылыся того, что были напечатаны материалы в которых освещалась определенная деятельность председателя ОО СПБ Т. Гавин. В частности его призывы к проведению несанкцыянираванных пикетов перед зданием Гродненского облисполкома, организация и проведение 20.11.98 г. ОО СПБ не разрешенного пикетирования здания Новогрудского РИК (насчет требования обеспечения прав родителей и их детей учиться на родном - польском языке), участие руководства ОО СПБ в политических акциях - мероприятиях незарегистрированного объединения «Хартия 97», «конгрессе демократических сил" и т.д. Подводя итог можно отметить, что политика государственной власти к общественно - политического развития национальных общностей осуществляется в основном продуманными шагами, при наличии определенных изъянов, которые можно исправить. При этом нужно помнить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. В действиях государственной власти просматривается склонение к комплексному решению существующих проблем национальных общностей, хотя все-таки можно поставить конкретные вопросы, требующие решения: 1) введение единой терминологической названия представителей других национальностей; 2) расходование определенной суммы, указанной в республиканском бюджете конкретной цифрой, на проведение культурно -просветительских и других мероприятий национальными объединениями; 3) лишение предстоящей законодательной базы всевозможных оговорок, конкретизация прав представителей национальных общностей; 4) расширение прав и полномочий координационного Совета и Консультативного Совета при Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь; 5) усиление работы с национально- культурными объединениями на уровне областей и районов; 6) усиление ответственности за нарушение законодательства о языках и доработки статьи 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Date: 2015-09-22; view: 534; Нарушение авторских прав |