Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура и функции политических систем
Невозможно существование политической системы без следующих компонентов: политического сообщества, должностных личностей, правовых норм и норм политической этики, территории. Политическое сообщество - это совокупность людей, стоящих по разным ступеням политической иерархии, но соединены вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностями, а также чувствами в отношении политической системы и целей управления. Должностные лица - основа политической власти, они управляют и действуют от имени и в пользу системы. Делятся на две группы. Первая: президент, глава правительства, министры, глава администрации президента и т.д. Вторая: исполнители, чиновники, которые должны управлять, точно и добросовестно выполняя приказы и распоряжения; укреплять государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом. Правовые нормы и нормы политической этики - методы и способы реализации политической власти. Территория как компонент политической системы не обязательно отождествляется с государством. Город, городской или деревенский район с политическим сообществом, органами местного управления территорий - это тоже политическая система. Как отмечает политолог Л.Старавойтава, политическая система имеет определенную структуру - устойчивые элементы и устойчивые связи между этими элементами. ПС имеют сложную или простую структуру. Современные политические системы отличаются сложной дыферэнцыяй. Они имеют широкую базу структур, которые принимала решения или влияют на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, СМИ и т.д. Политические структуры состоят из различных организаций, как собственно политических - государство, политические партии, так и неполитического характера, которые стремятся решать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие. Политические структуры - это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики - политических игроков (актеров), выполняющих определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры - это все роли, плотно взаимосвязаны между собой в политике и из которых состоит структура политической системы. Политическим структурам свойственна устойчивость. В отличие от быстрых изменений - процессов или функций, структурные изменения происходят медленно (за исключением периода революций). В ПС социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующие группам распределить ценности, добро в соответствии с весом их влияния. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическая культура. Являясь носителем фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве основы всего общественно- политического строя. Политическая культура может свести на нет все попытки реформ, если они не соответствуют ее сущности, контекста. ПС автономно, имеет свои границы с окружением.. Границы системы имеют названия "вход " и " выход". " Вход " - это любое событие, которое по отношению к ПС является внешней, влияет на нее и способна ее изменить. "Выход " - реакция в ответ на взаимодействие, в виде законов, решений, постановлений и т.д. На " вход " в политическую систему подаются импульсы: требования и поддержка. Как подчеркивает Л.Старавойтава, требования - это выражение мыслей о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений власти, которые связаны с распределением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Требования направляются в адрес властей и являются напоминанием о наличии в обществе определенных потребностей. Поддержка - это выражение лояльности общества по отношению к системе, доверие политическим институтам. Поддержка может быть открытой и скрытой. Открытая заметно в действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка определенных партий и лидеров, высказываемые одобрение прынимаемых решений. Скрытая поддержка находит свое отражение во внутренних установках и ориентации личности, в склонностях к определенным политических идеалов, норм, моделей поведения. Следует отметить, что поддержка бывает эмоциональной и инструментальной. Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной, инструментальная как результат деятельности правительства. Последняя формируется путем введения " поощрений " за лояльные поведение и строится на ожидании таких поощрений. Инструментальная поддержка условная, менее прочная и подвергается эрозии. На " выходе" из политической системы в среду видим результаты ее работы - обязательные для всех решения и действия по их реализации. Решения бывают в виде законов, постановлений исполнительной власти, решений судов. ПС перерабатывает большое количество социальной информации и преобразует ее в конкретные авторитарно -властные решения. процесс переработкитребований в политические решения называется внутрысистэмнай конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, в результате возникают новые требования. " Вход " и " выход " системы постоянно влияют друг на друга. Происходит обратная связь, которая необходима для оценки правильности принятых решений, их коррекции, возникновения ошибок, организации поддержки и необходимости отхода от одного направления к другому, выбора новых целей и путей их достижения. Процесс поступления и регистрации требований на " входе", преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на выход с последующим контролем за выполнением - это и есть политический процесс. Политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действий политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход, по мнению Л.Старавойтавай, помогает понять механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе. Политологи считают, что фундаментальной функцией политической сфере является мэтадасягненне. Процесс мэтадасягнення заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многих целей, а также в обеспечении эффективных действий для достижения общих целей. Политологи разделяют функции ПС, согласно тому, какие она выполняет на " входе " и " выходе". Функции " входа" реализуют: группы по интересам, политические партии, СМИ. " Выходные " - государственные структуры. Функции политической системы: 1) " на входе": - Политическая социализация и рекрутирование. Социализация - это процесс усвоения личностью политики как сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные знания, нормы, ценности, модели поведения. Формируется тип человека политического. Рекрутирование - функция выполнения ролей в политической системе: избирателя, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного функционера и т.д.; - Артикуляция интересов - процесс, посредством которого высказываются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интересов. Интересы формируются и достигаются путем деятельности групп и ассоциаций. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастом и т.д. Ассоциации: политические партии, профсоюзы, организации предпринимателей, объединения женщин, молодежи и т.д.; - Агрэгираванне интересов - функция преобразования требований в альтернативы государственной политики. Агрэгираванне интересов находит свое отражение в политических заявлениях, программах, законодательных предложениях, предвыборных платформах; - Политическая коммуникация обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой Информация дает возможность властным институтом обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. 2) " на выходе": - Нормотворчество - включает в себя разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Сюда же входит и принятие решений исполнительными органами; - Применение правил и норм - это функция предусматривает приведение их в действие, в социальную практику. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации: применение правил и норм стымулируе действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций; - Контроль за соблюдением правил и норм включает интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится, преимущественно, в компетенции судебной власти. Выполнение функций политической системы тесно связано с выполнением задач, встающих перед данной системой в конкретных экономических, социально -политических, социокультурных условиях ее развития. Академик Е. Бабосов выделяет следующие основные задачи политической системы: а) Определение и формулировка главных целей государства и общества, разработка стратегии и тактики на ближайшее время и перспективу с учетом интересов всего общества. б) Мобилизация всех ресурсов (природных, материальных, социальных, духовных и интеллектуальных) для достижения поставленных целей. в) Распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и потребностями членов общества. г) Интеграция людей, живущих в определенной общины, объединение их деятельности для выполнения задач реформирования различных сфер жизнедеятельности людей. д) Законодательная, исполнительная и контролирующая деятельность в пределах данного общества и на международной арене. е) Согласование многообразных интересов государства и социальных общностей. ж) Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. с) Формирование политического сознания, приобщение членов общества к участию в политической деятельности. и) Контроль за соблюдением законов и правил, запрет действий, нарушающих политические нормы. Date: 2015-09-22; view: 407; Нарушение авторских прав |