Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление и развитие политической мысли в Беларуси и России
Политическая мысль Беларуси развивалась согласно общеевропейским радыцый. Можно отметить ее особый вклад в развитие и понимание самоуправления. Чувствуя определенное влияние европейских и русских мыслителей, она все же имела на протяжении всей истории Беларуси присущ только ей характер. Об этом свидетельствует эволюция политической мысли в Беларуси. Начало ее был заложен христианской концепцией Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Следующим этапом стала разработка и принятие Статутов Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 гг.) - Кодексов государственных законов белорусско- литовского государства. В Статутах, которые были подготовлены Л.Сапеги, ограничивалась власть монарха представительными законодательными органами; декларируется свобода вероисповедания; свобода слова; преступления против частных лиц рассматриваются как антигосударственные, антиобщественные; зафиксировано равенство людей перед законами. Особенность государственно- политической жизни Беларуси определяется существованием в городах Магдебургского права - право на самоуправление, когда все стороны жизни горожан регулировались собственной юридической системой, которая подчеркивала их самостоятельность и свободу. В городах действовали выборные органы - магистраты. В городской среде Беларуси накоплен большой опыт самоуправления, определенной демократии в условиях средневековья. Как в Западной Европе, так и в Беларуси в XV - XVI вв., В среде городских жителей возникает идейно- политическое движение, который был связан с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. В то же время, как отмечает исследователь той эпохи С.Падокшын, в отличие от западноевропейских, особенно итальянских гуманистов, которые пропагандировали идею индивидуальной свободы, белорусские гуманисты эту идею ограничивали интересами общего блага. Ориентация личности на пользу общего блага в Беларуси уточнялось в национально- патриотических формах: служении Отечеству, своему народу, защите интересов простых людей. Особенностью белорусского гуманизма стало выражением укрепление в массовом сознании, национальном характере и поведении населения такой черты, как толерантность - терпимость, сдержанность в взаимоотношениях с другими народами, в отношении других мыслей и убеждений. У истоков гуманитстычнага движения в Беларуси находился Франциск Скорина. В предисловиях, послесловие, комментариях к напечатанных им на белорусском языке книг он сформулировать свои взгляды, стараясь доказать, что человек есть высшая ценность; побуждает в народе имкнене к знаниям, добра, свободы и патриотической деятельности. Политический мировоззрение Скорины был направлен на утверждение в людей правосознания, а в государстве - правосудия и справедливости. Закон, согласно мыслей Скорины, должен быть основой, на которой существует общество. Политический идеал - гуманная и сильная власть. Возглавлять государство должен образованный, мудрый, милосердный, верующий и справедливый монарх, который внимательно следит за исполнением законов и сам руководствуется ими в своей деятельности. В XVI- XVII вв. в Беларуси было много гуманистов. Большинство из них придерживалось умеренных социально -политических взглядов, выступали за совершенствование, реформирование существующего строя. К сторонников эволюционного направления, кроме Ф.Скорины, относились Николай Гусовский, Сымон Будный, Михаил Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега и др.. В своих произведениях " Катехизис " и " О светской власти " С.Будным показал себя одним из первых белорусских мыслителей, которые отстаивали интересы городских ремесленников и торговцев, работу и занятия которых он считал необходимыми для общества. Будний сформулировать основные факторы, которые обусловливают необходимость власти - установление порядка в государстве, охрану интересов личности и государства. Он попытался определить обязанности руководящих и управляемых. Будний ранее чем Гоббс в Западной Европе поднял вопрос о принуждения к общественно- полезному труду дэкласираваных элементов и бездельников. Как и Скорина, Будный требовал равенства всех перед законом, выступая против войн, считал возможным вести только справедливые, оборонительные войны. Защитником простых людей (крестьян, горожан, мелкой шляхты) был Михаил Литвин (М.Тышкевич). Он сторонник коллективного управляемым. Обращал серьезное внимание на введение отчета должностных лиц по результатам своей деятельности. Николай Гусовский в своих суждениях о политике значительное место отводил рисом идеального главы государства, которые искал в реальной жизни, анализируя деятельность конкретных политических деятелей, например великого князя Витовта. Главное достижение в развитии политической мысли Беларуси Андрея Волана - основательная разработка концепции правового общества и правового государства. В своем трактате «О политической, или гражданской, свободе " А.Волан трактовал свободу как фактор, который обеспечивает мир и могущество государства, безопасность существования граждан, гарантию неприкосновенности их собственности и богатства; как главное условие развития интеллектуальных и физических качеств личности, ее общественной активности. Волан выступал за юридическое равенство всех сословий. Во взглядах на проблему происхождения государства придерживался теории естественного права и общественного договора. Лев Сапега выступал за единую, централизованную, независимую и правовое государство, законы в которой защищают не только руководителей, но и управляемых; за религиозной таленрантнасць и презумпцию невинности. В XIX в. во взглядах политических деятелей Беларуси утверждались демократические идеи. Их носителями, например, были члены тайного " Демократического общества" (1836-1839 гг.), Которые связывали национально -освободительную борьбу с социальным освобождением. Один из его руководителей Франц Савич, будучи убежденным республиканцем, выступал за уничтожение крепостничества путем вооруженного восстания, за освобождение народов от деспотизма, за дружбу между народами. Представителем революционно -демократического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский, который видел в качестве цели восстания - установление нового, демократического строя, где не будет имущественного и сословного неравенства, государственные дела будет решать сам народ. По политическим взглядам он патриот - белорус, демократ, республиканец. К.Калиновский положил начало народнического движения в Беларуси. В 1870 -80-е гг. идеи народничества поддерживали и пропагандировали С.Кавалик, М.Судиловски, И.Грынявицки, Ф.Богушевич, С.Лучына, А.Багданович и др.. Они выступали против крепостничества и самодержавия, отстаивали интересы крестьян, часть из них теоретически обосновывала существование белорусского нации и ее право на автономную самостоятельность. В начале ХХ в. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических движений: либерально - буржуазный, социал- демократический, большевистский (коммунистический) и др.., которые были связаны с общественно -политическими событиями, которые происходили в Российской империи и Европе. Вообще, следует подчеркнуть, что с конца XVIII в. политическая мысль Беларуси развивалась в общероссийском русле. Отныне, кстати, и начинается становление политической мысли России, в которой наблюдается и по сегодняшний день борьба двух направлений: европейского и своего самобытного пути. Так сторонником теории " естественного права " был российский историк и государственный деятель В.Тацишчав, одновременно он был сторонником самодержавия и считал, что это форма государственного руководства необходимо для такой страны, как Россия. Причем выступал за определенное ограничение власти царя представительными шляхетскими учреждениями. А.Радишчав утверждал, что единственным средством уничтожения крепостничества может быть народная революция, которая приведет к распаду империи на части. Позже они объединятся в добровольный союз республик, где власть будет реализовываться народными избранниками. М.Сперанский большое внимание уделял разделения властей: законодательный орган - Государственная дума, исполнительная власть - император и третья власть - высший судебный орган. В конституционных проектах декабристов М.Муравьева и П.Песцеля содержалось необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение в России демократических прав и свобод. В XIX в. пути и характер развития государственного и экономического строя России определялись в спорах " западников " и " славянофилов». Западники (П.Аненкав, Т.Грановски, К.Кавелин, П.Чаадаев, Б.Чычэрын) выступали за западноевропейские ценности, в частности за парламентаризм и конституционные порядки Англии и Франции. Славянофилы (К.Аксакав, И.Кирэявски, А.Хамяков и др.). Обосновывали особенность России на базе духовности, морали, коллективизма, православия и т.д., что приведет к созданию мировой цивилизации, ядром которой будет Россия. Революционные демократы А.Герцан, М.Агаров, В.Бялински, М.Чарнышэвски видели главную силу исторического развития в народе и поэтому требовали народовластия. А.Герцан заместит буржуазно- демократических форм управления предлагал создание " социальной республики ", государственная власть в которой должно быть децентрализовано и воплощаться в основном в рамках общин. Выступал за революцию и революционную диктатуру, но в тесной связи с экономическими преобразованиями и нравственным воспитанием личности. А.Герцан и М.Чарнышэвски положили начало " народничества ". Идеологи этого движения М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачов были сторонниками крестьянской революции и общинного социализма. М.Бакунин также отрицал государство в любых ее формах и на ее месте видел " свободную федерацию " земледельческих и фабрично- ремесленных ассоциаций. В конце XIX - начале XX вв. начинает свою деятельность В.Ленина, который был пылким сторонником пролетарской революции, в результате которой будет установлена диктатура пролетариата и построено социалистическое, а затем коммунистическое общество. Большое внимание уделял роли революционной партии в мобилизации рабочего класса на революционную борьбу. Ленин рассматривал политику с позиции взаимоотношений наций и отношений между классами. Классы - это основа политики и определяющих ее содержание. Ленин развил теорию Маркса о социалистической революции, выдвинул теорию о возможности победы социалистической революции в одной отдельной стране.
Date: 2015-09-22; view: 847; Нарушение авторских прав |