Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая мысль эпохи античности и средневековья





Политическая мысль стала развиваться с момента появления первых государств. Самые древние учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Вавилоне, Палестине и др.. Наивысшего развития политическая мысль в древнее время достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. В качестве примера стоит рассмотреть работы древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля.

Именно они с противоположных взглядов рассматривали один из главных вопросов, который волнует общество по сегодняшний день - человек ради государства или государство для человека?

Платон, как это известно из курса философии, свои политические взгляды изложил в диалогах " Государство " и " Законы ". Платон разделял людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началом, которые преобладали в душе человека: умственному, аффективные (эмоциональному) и жаждущие (чувственному, жаждущим богатства). Высшей добродетелью, которая должна быть присуща всем сословиям, он считал терпимость, меру. Мыслительный начало присущий философам - мудрецам; аффективное - воинам; желая - земледельцам и ремесленникам. Соответственно качествам души управлять государством должны философы - мудрецы. Воины, которым свойственны эмоции, ярость, должны заботиться о безопасности государства, защищать ее. Жаждущие ремесленники и земледельцы обязаны работать, обеспечивать благополучие общества.

Исходя из этики Платона, которая была ориентирована не на личность (индивида), а на общество (сообщество), делается вывод, что не государство служит человеку, а человек - обществу.

Политика по определению Платона - искусство руководителей, требующее знаний по управлению людьми. Идеальной формой государственного правления в своих ранних работах Платон считал правление аристократии (мудрых) и монархию; наихудшими - демократию и тиранию, потому что первая приводит к произвола и безвластия, а вторая держится на вероломстве и насилия. Позже он предпочитал государственному строю, в котором сочетались начала демократии и монархии.

Аристотель был учеником Платона. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и " Никомаховой этика ". Аристотель критиковал идею Платона об общности жен и детей (в сословиях философов и воинов) и защищал необходимость частной собственности, моногамной семьи. Политика, согласно размышлений Аристотеля, - управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самой государством. Государство он определял как отношения подобных друг другу людей ради достижения наилучшего жизни.

Аристотель, в результате анализа 156 греческих и «варварских» государственных образов, выделил три правильные и три неправильные государственные формы. До правильных, стремящихся к общественному благополучию, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), палитыю (правление многих); до неправильных, которые стремятся к удовлетворению частных интересов, - тиранию (деспотического власть одного), олигархию (власть богачей) и демократию (власть большинства). Правильные формы, утверждал Аристотель, основанный на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Аристотель отмечал, что тирания и демократия одинаково деспотически относится к гражданам (лицам). Наиболее правильной формой государственного правления он считал палитыю (сочетание олигархии и демократии), которая по сути является ограниченной демократией. Аристотель на первое место ставил человека, а не государство.

Труды Аристотеля являлись привлекательными для многих политических мыслителей последующих исторических эпох. Аристотель очень ценился в Беларуси. Большое внимание его социально- политическому и этическому учению уделяли Ф.Скорина, С.Будным, С.Полацки. В учебных заведениях Беларуси философия Аристотеля в интеэрпрэтацыи Ф.Аквинскага изучалась до конца XVIII в.

Следующий период в развитии европейской политической мысли - Средневековье (к. V - сер. XVIII в.), Характеризующееся рождением, владычество и разложением феодализма; большим влиянием на духовную жизнь религии и церкви. Церковь в этот период стремилось влиять и на государственное управление.

Участие церкви в государственном правлении обосновывали Иоанн Златоуст и Аврелий Августин (Блаженный), которые опирались на постулат из святого Писания о том, что " всякая власть от Бога". Августин считал, что в мире существует два сообщества: "град Божий " (церковь) и " град земной" (государство). Отсюда шли выводы об общественном и государственном строе, объяснения существующих отношений.

"Град Божий " основан на любви к Богу и поэтому стремится к общей пользе и справедливости, второй - на любви к себе, насилии, принуждения и т.д. Для того чтобы лучше жилось обществу, чтобы государство оправдывало свое греховное существование, необходимо подчиниться церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле.

Известным философом и идеологом средневековья был Фома Аквинский. Он позаимствовал у Аристотеля некоторые идеи и приспособил их к нуждам своего времени. Аквинский считал, что существующие отношения установлены Богом. От него он выводил возникновение и существование монархии, сторонником которой являлся сам. Светской власти, убедительно доказывал Аквинский, принадлежат только тела людей, их материальный мир, а их души (взгляды, разум и т.д.) - Богу, соответственно церкви и Папе римскому, которому должны все подчиняться. Аквинский был убежденным сторонником контроля церкви над государством, наукой, искусством, происхождения права от Божьих заповедей.

Взгляды И.Златавуста, А.Авгусцина и Ф.Аквинскага составляют основы христианско- теологических концепций политики мыслителей средневековья.

 

Date: 2015-09-22; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию