Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательная работа





 

Обучение юношей спортивной борьбе происходит на фоне вос­питания у них коммунистической морали. Советский патриотизм, социалистическое отношение к труду и общественной собственности, коллективизм, соблюдение правил общественного обще­жития и т. д. характеризуют советского спортсмена. В настоящее время перед подрастающим поколением стоит задача — вопло­тить в себе черты морального кодекса строителя коммунизма.

Для того чтобы успешно решать задачи воспитания, препода­ватель должен знать своих учеников: их характер, слабые и силь­ные стороны, условия труда и быта, успеваемость и т. д. Чем луч­ше преподаватель будет знать своего ученика, тем эффективнее будут его средства и методы воспитания.

Большую помощь в воспитательной работе преподавателю может оказать здоровый, дружный коллектив. Поэтому с самого начала занятий он должен стремиться создать такой коллектив, через который можно было бы решать поставленные задачи.

Большую роль для сплочения коллектива играют единые цели, поставленные перед группой. Для достижения их требуются со­вместные усилия, взаимопомощь, взаимовыручка. Например, на­до подготовить летнюю площадку для борьбы. Совместная рабо­та сплачивает ребят, позволяет им лучше узнать друг друга. Каждый должен считать за честь вложить свой труд в общее де­ло. Если кто из членов коллектива нуждается в помощи, то долг каждого — оказать эту помощь своему товарищу.

Большое значение для создания здорового, дружного и креп­кого коллектива имеет общение его членов между собой (на со­ревнованиях, при совместных посещениях кино, театров, музеев, при обсуждении книг, отдельных статей и т. п.).

Для укрепления созданного коллектива необходимо разви­вать в нем непримиримое отношение к нарушителям спортивно­го режима и дисциплины, эгоистам и зазнайкам. Если кто-либо из юношей допустил серьезное нарушение дисциплины, то его поступок следует разобрать на собрании. Разбор должен быть честным и принципиальным. Справедливая критика провинив­шегося не должна быть ядовитой. Смысл ее заключается в том, чтобы помочь товарищу исправиться.

Если провинившийся юноша дает слово исправиться, то надо проследить, чтобы он свое обещание выполнил. Недоверие и по­дозрительность к провинившимся борцам вызывает и у них не­доверие к коллективу. Это затрудняет учебно-спортивную и вос­питательную работу с ними. Чуткое отношение, стремление коллектива помочь товарищу, пережить с ним неприятное помогают ему быстрее избавиться от плохого.

Действенным средством в воспитании является стенгазета, освещающая насущные вопросы жизни коллектива. В ней даются советы спортсмену, поощряются лучшие борцы коллектива, осуждаются неэтичные поступки, высмеиваются в карикатурах провинившиеся.

Большое значение в воспитании юношей имеют созданные в коллективе традиции. Например, торжественный прием юношей-новичков, выполнивших разряд, в группу разрядников; занесе­ние фамилии отличившегося юноши в книгу «Настоящий спорт­смен секции» и др. Называться настоящим спортсменом — это значит не курить, не употреблять спиртных напитков, быть всю­ду дисциплинированным, честным и вежливым; быть помощни­ком преподавателя; уметь личные интересы подчинить интересам коллектива; несмотря ни на какие успехи, не зазнаваться, ува­жать своих товарищей, так как они помогали в тренировке, под­держивали морально на соревнованиях и т. д.

Скромность — одно из важнейших качеств юноши-спортсме­на. Она основана на строгой требовательности к себе. Но скром­ность не должна приводить спортсмена к застенчивости, неверию в свои силы. Скромность не исключает, а, наоборот, предполага­ет активность, творческий подход к занятиям и т. п.

В коллективе прививается чувство уважения и бережного от­ношения не только к товарищам, но и к своим спортивным про­тивникам. Одновременно с этим у юношей надо развивать чув­ство гордости за свой коллектив, город, республику, страну. С этой целью целесообразно приводить в пример ведущих спорт­сменов-патриотов общества, города, чемпионов олимпийских игр и первенств мира, которые, преодолевая трудности, прославляли свою Родину.

Положительную роль в сплочении коллектива играет его ак­тив. Из числа занимающихся надо избрать бюро секции, судей­скую комиссию и редколлегию. Вокруг актива постепенно форми­руется весь коллектив. И от того, насколько продуманно был из­бран актив, зависит лицо всего коллектива.

При хорошем активе преподаватель может поручать старшим юношам провести соревнование для младших или учебно-трени­ровочное занятие, а также другие мероприятия.


Такие задания активизируют юношей, способствуют развитию самостоятельности, позволяют оценить свои действия. Ценность таких заданий заключается не только в том, что занимающиеся приобретают инструкторские навыки, но и в том, что такие зада­ния способствуют укреплению юношеского коллектива. Все зада­ния, особенно в первое время, преподаватель должен контроли­ровать, а затем подробно разбирать.

Воспитательная роль преподавателя осуществляется главным образом в процессе занятий борьбой. Одной из задач на этих за­нятиях является воспитание сознательной дисциплины. Этому способствуют активность и стремление юношей к личному умст­венному и физическому совершенствованию. Сознательное отношение к занятиям помогает быстрее усвоить новый и совершен­ствовать пройденный материал. На воспитание сознательной дис­циплины большое влияние оказывают посещаемость, четкое и организованное проведение занятий. Занятия должны начинаться с построения, рапорта, учета посещаемости и всегда в одно и то же время. Это организует и дисциплинирует занимающихся.

Однако имеют место случаи, когда юноша опоздал, нарушил во время занятий дисциплину, был невнимателен к заданию пре­подавателя и мешал проводить занятия. Нарушителя дисципли­ны следует предупредить, а при повторении обсудить всем коллективом, вплоть до временного отстранения от занятий. Тренер не должен оставлять без внимания ни одного, даже мелкого, нарушения дисциплины.

В зависимости от степени нарушения дисциплины ему следу­ет подобрать такие методы воздействия, которые дали бы наи­лучший эффект. С целью воспитания тренер может сделать замечание, порицание, выговор, удалить с занятия, лишить права по­сещения занятий на определенный срок, лишить права участия в соревнованиях и применить как крайнюю меру исключение из секции. Применяемая мера наказания достигнет своей цели в том случае, если юноша осознает свой проступок, прочувствует его. Для этого применяемые меры наказания необходимо сочетать с разъяснением и убеждением. Убеждение в воспитательной рабо­те должно найти самое широкое распространение.

В воспитательной работе преподавателю хотя и приходится прибегать к мерам наказания, но основное внимание он должен сосредоточить на положительных примерах. С целью поощрения он может применить одобрение, например «так», «правильно». Следующая степень поощрения — это похвала, которая выражается словами: «хорошо», «молодец», «объявляю благодарность». И, наконец, награда в виде грамоты, значка, кубка и т. п. Одним из видов поощрения может быть помещение фотографии юноши на доску лучших спортсменов коллектива.

Применяя те или иные средства и методы воспитания, препо­даватель должен исходить из индивидуальных особенностей юношей. Одна и та же воспитательная мера может дать различ­ные результаты. Так, поощрение за хорошее выступление на со­ревнованиях для одного юноши будет стимулом к дальнейшему совершенствованию, для другого — к самолюбованию, зазнай­ству. Отсюда юношу, предрасположенного к самолюбованию и зазнайству, нужно поощрять в самых скромных тонах. То же са­мое можно сказать и о порицании: например, одному следует его делать перед строем, другому наедине.


Трудность воспитательной работы заключается в том, чтобы юноши не замечали, что их постоянно воспитывают. К этому должен стремиться преподаватель. Воспитание путем нудных нра­воучений дает лишь отрицательный результат.

Хорошим средством воспитания сознательной дисциплины являются соревнования с четкой их организацией и строгим про­ведением в жизнь правил соревнований.

Одна из задач, которая стоит перед преподавателем, — это научить юношей организованности. Для этого, помимо регуляр­ного посещения занятий, своевременной явки на них, выполнения указаний тренера во время занятий, юноша должен следить за своей спортивной формой, подготовкой и уборкой инвентаря, за соблюдением чистоты в зале. Особое внимание юноши следует обратить на бережное отношение к инвентарю и оборудованию, так как им будет пользоваться не только он, но и многие другие, желающие заниматься спортивной борьбой.

Следует подчеркнуть, что чистота зала, целесообразное рас­пределение инвентаря в нем способствуют эстетическому воспи­танию.

Большое значение имеет воспитание у юношей правильного отношения к труду. Для того, чтобы добиться высоких результа­тов, юноша должен систематически и много трудиться. Для это­го необходимо развивать у него трудолюбие. Преподаватель дол­жен всячески поощрять тех, кто вкладывает много сил для вы­полнения того или иного задания.

При подведении итогов определенного периода занятий ос­новным критерием опенки должен стать труд, затраченный для достижения поставленной цели. Преподаватель должен поощрять успехи юношей не только в занятиях спортивной борьбой, но и в учебе или производственной деятельности. Юношей следует при­учать и к такому труду, как чистка ковра, починка чучел, покры­шек, изготовление инвентаря (гимнастические палки, городки и пр.) и т. д.

Первостепенная роль во всей воспитательной работе принад­лежит преподавателю. Если он имеет авторитет у занимающих­ся, то они стремятся копировать его во всем. Поэтому преподава­тель должен быть сам во всем примером, проводить занятия строго по расписанию, хорошо владеть методом слова и уметь четко, образцово показывать. Если же он сам опаздывает на за­нятия, то он никогда не добьется хорошей посещаемости от сво­их учеников.

Преподаватель должен уметь также интересно, правильно и эмоционально проводить урок, чтобы занимающиеся на занятиях имели радостное, хорошее настроение. Это будет укреплять дис­циплину и повышать его авторитет. Чтобы завоевать авторитет у своих учеников, преподаватель должен постоянно совершенство­ваться, быть в курсе всего нового, что есть в спортивной борьбе и в других видах спорта, а также в смежных дисциплинах: фи­зиологии, психологии, анатомии и др.

Преподавателю надо умело пользоваться своим авторитетом. Он должен тщательно продумывать задания, которые дает своим ученикам. Если упражнение окажется юноше не под силу, он мо­жет потерять веру в себя и в свои силы.

В процессе воспитания первое время юношам приходится заставлять себя подчиняться дисциплине, определенным требо­ваниям гигиены и т. п., но потом постепенно эти требования ста­новятся привычкой и не представляют для них особого труда.

Показателем воспитательных усилий тренера служит поведе­ние его учеников в обществе. Следует подчеркнуть, что успех воспитания будет зависеть от совместных усилий преподавателя, родителей и школы. Поэтому тренеру надо установить и держать постоянную связь с родителями и школой.

Для установления контакта с родителями преподавателю не­обходимо провести собрание с ними. На этом собрании следует объяснить задачи секции, охарактеризовать значение режима, рассказать о том, чем могут помочь родители, договориться о совместных требованиях к ребятам и т. д. Контакт со школой сле­дует осуществлять путем посещения школы, проверки дневников, приглашения учителей на соревнования и т. д.

 







Date: 2015-09-27; view: 544; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию